Работая с детьми ОВЗ, я отметила, что активность детей на занятиях, в повседневной жизни часто носит воспроизводящий характер. Дети почти не задают встречных вопросов. Познавательный интерес, потребность в новых знаниях ребенка снижается. У детей слабо развито мышление, они не умеют и не хотят думать.
В связи с выявленными проблемами я решила мотивировать и стимулировать познавательную активность детей через дидактическую игру из нетрадиционных материалов.
Дидактическая игра из нетрадиционных материалов помогает сделать учебный материал увлекательным и создать радостное настроение.
Ребенок, увлеченный игрой, не замечет того, что он учится. Он постоянно сталкивается с рядом увлекательных и интересных заданий, которые требуют от него мыслительной деятельности.
Поэтому дидактическая игра в условиях реализации ФГОС ДО дает большую возможность для развития познавательной деятельности детей с учетом индивидуализации и дифференциации процессов воспитания, развития и обучения.
Игры с семенами и крупами
По сравнению с песком крупа имеет более крупную фактуру. Поэтому она хорошо может использоваться для сортировки. Набирают по горстке трех разных видов семян или круп в одну кучу. Ребенок сортирует крупу пинцетом, либо пальцами в разные емкости. Можно предложить определить ребенку, где какая крупа на ощупь. Также как вариант, спрятать в крупе предметы, и попросить ребенка найти их. Для закрепления названия диких животных, спрятать в крупе маленькие фигуры животных, и попросить ребенка найти их. Из крупы и семян можно выложить с картины, извилистые дорожки, либо создать аппликацию.
Игры с пуговицами
Пуговицы более крупные, яркие и разноцветные, имеют различную форму. Они также подходят для сортировки (по размеру, форме, цвету). Кроме этого из пуговиц можно выкладывать орнамент, всевозможные дорожки, линии по заданному рисунку, и даже картинки.
Игры с веревочками и шнурками
Игры с веревочками и шнурками отличный способ для развития мелкой моторики. Их можно использовать путем плетения косичек, либо для развязывания-завязывания узелков. Очень полезно на шнурок нанизывать бусинки. Для создания красивого узора можно использовать «бусины из коктейльных трубочек».
Игры-шнуровки по методике Монтессори
В процессе игры со шнуровками происходит укрепление пальцев, гибкость кистей рук, совершенствуется координация движений, развивается усидчивость.
Виды шнуровок:
1. Простые одиночные детали со сквозным прямым отверстием
Чаще всего это крупные объемные детали простой геометрической формы — куб, цилиндр, шар, параллелепипед, «бочонок». В каждой детали есть сквозное отверстие достаточно большого диаметра.
2. Простая плоская шнуровка (1 предмет)
Самая простая — это пуговица со специальной деревянной иглой и шнурком. Из-за иглы попадание шнурка в отверстие значительно облегчается.
Немного сложнее — плоская фигурка в виде какого-то известного предмета с большим количеством отверстий — обувь, одежда, игрушка, животное и т. д. Ребенок продевает шнурок разными способами в разные дырочки.
3. Простая плоская шнуровка (несколько предметов)
Этот вид шнуровки уже предполагает умение соединить с помощью шнурования одну деталь с другой. Например, поместить на спинку ежику грибочек или яблочко, одеть куклу, поместить в машину груз.
Более сложный вариант — на отдельной детали нужно разместить несколько предметов, например, на листочке — жучков или пчелок, на цветочке — бабочек.
Все эти фигурки можно использовать, как для шнуровки, так и для ролевых и сюжетных игр .
Также все детали можно использовать для счета и описания признаков, для составления рассказа или сказки, для сравнения, для классификации (растения, животные, игрушки и пр.) Можно совмещать несколько игр-шнуровок в одну, это развивает воображение и стимулирует к игре.
4. Плоские сюжетно-ролевые игры-шнуровки
Чаще всего это большой планшет с изображением какой-нибудь сказки или сюжетным рисунком. К нему прилагаются детали в виде сказочных героев, предметов. Ребенок «пришнуровывает» мелкие детали к основному планшету в ходе игры.
5. Объемные шнуровки с косыми отверстиями (одна деталь)
Чаще всего можно встретить такие развивающие игрушки в виде объемной фигурки какого-либо плода — яблока, груши, помидора и шнурка с иголкой в виде червячка. Сложность заключается в том, что сквозные отверстия находятся под углом.
6. Объемные шнуровки (несколько деталей)
Основная объемная деталь, к которой нужно присоединить, по принципу плоских игр-шнуровок с несколькими деталями, какие-то более мелкие предметы. Например, башмачок с пуговицами, яблоко с бабочками и т. д.
Игры с прищепками
Игры с прищепками очень увлекательны и интересны. Они развивают мелкую моторику, творческое воображение, логическое мышление. Чтобы игра не бы скучной можно прикрепить лучики к солнышку, чередуя прищепки по цвету, размеру, форме. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Задания выполняется по мере его усложнения (показ — готовый образец — словесная инструкция. Затем дети самостоятельно определяют закономерность игры).
Таким образом,дифференцированный подход и учет индивидуальных особенностей в дидактических играх из нестандартных материалов — источник физического и психического развития ребенка, фактор, способствующий развитию и упражнению всех детских способностей. В них развиваются зрение, мышечное чувство, слух, моторика, а также такие интеллектуальные процессы, как память, мышление, воображение, что является условием максимально возможной корректировки нарушений в развитии ребенка и адаптации его в окружающем мире. Кроме того, игры позволяют обеспечить нужное количество повторений, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к заданию, которое заложено в содержании игры.
Литература:
- Кольцова М. М., Рузина М. С. Страна пальчиковых игр.-СПБ.,1997.
- Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. — М. 1973.
- Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. СПб.: Литера, 2003.
- Дудьев В. П. Средства развития тонкой моторики у детей с ОВЗ// Дефектология. 1999. № 4.
- Степанова М. А. Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей // Логопед. 2009. № 7. с. 62.