Дидактические игры из нестандартного материала как средство индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (451) январь 2023 г.

Дата публикации: 26.01.2023

Статья просмотрена: 209 раз

Библиографическое описание:

Егорова, Л. М. Дидактические игры из нестандартного материала как средство индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья / Л. М. Егорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 161-163. — URL: https://moluch.ru/archive/451/99431/ (дата обращения: 16.11.2024).



Работая с детьми ОВЗ, я отметила, что активность детей на занятиях, в повседневной жизни часто носит воспроизводящий характер. Дети почти не задают встречных вопросов. Познавательный интерес, потребность в новых знаниях ребенка снижается. У детей слабо развито мышление, они не умеют и не хотят думать.

В связи с выявленными проблемами я решила мотивировать и стимулировать познавательную активность детей через дидактическую игру из нетрадиционных материалов.

Дидактическая игра из нетрадиционных материалов помогает сделать учебный материал увлекательным и создать радостное настроение.

Ребенок, увлеченный игрой, не замечет того, что он учится. Он постоянно сталкивается с рядом увлекательных и интересных заданий, которые требуют от него мыслительной деятельности.

Поэтому дидактическая игра в условиях реализации ФГОС ДО дает большую возможность для развития познавательной деятельности детей с учетом индивидуализации и дифференциации процессов воспитания, развития и обучения.

Игры с семенами и крупами

По сравнению с песком крупа имеет более крупную фактуру. Поэтому она хорошо может использоваться для сортировки. Набирают по горстке трех разных видов семян или круп в одну кучу. Ребенок сортирует крупу пинцетом, либо пальцами в разные емкости. Можно предложить определить ребенку, где какая крупа на ощупь. Также как вариант, спрятать в крупе предметы, и попросить ребенка найти их. Для закрепления названия диких животных, спрятать в крупе маленькие фигуры животных, и попросить ребенка найти их. Из крупы и семян можно выложить с картины, извилистые дорожки, либо создать аппликацию.

http://klubmama.ru/uploads/posts/2022-08/1660561611_20-klubmama-ru-p-melkaya-motorika-podelki-svoimi-rukami-fot-20.jpg

Игры с пуговицами

Пуговицы более крупные, яркие и разноцветные, имеют различную форму. Они также подходят для сортировки (по размеру, форме, цвету). Кроме этого из пуговиц можно выкладывать орнамент, всевозможные дорожки, линии по заданному рисунку, и даже картинки.

https://puzzleit.ru/files/puzzles/121/120554/_background.jpg

Игры с веревочками и шнурками

Игры с веревочками и шнурками отличный способ для развития мелкой моторики. Их можно использовать путем плетения косичек, либо для развязывания-завязывания узелков. Очень полезно на шнурок нанизывать бусинки. Для создания красивого узора можно использовать «бусины из коктейльных трубочек».

Игры-шнуровки по методике Монтессори

В процессе игры со шнуровками происходит укрепление пальцев, гибкость кистей рук, совершенствуется координация движений, развивается усидчивость.

https://cdn.100sp.ru/pictures/288781999

Виды шнуровок:

1. Простые одиночные детали со сквозным прямым отверстием

Чаще всего это крупные объемные детали простой геометрической формы — куб, цилиндр, шар, параллелепипед, «бочонок». В каждой детали есть сквозное отверстие достаточно большого диаметра.

2. Простая плоская шнуровка (1 предмет)

Самая простая это пуговица со специальной деревянной иглой и шнурком. Из-за иглы попадание шнурка в отверстие значительно облегчается.

Немного сложнее — плоская фигурка в виде какого-то известного предмета с большим количеством отверстий — обувь, одежда, игрушка, животное и т. д. Ребенок продевает шнурок разными способами в разные дырочки.

3. Простая плоская шнуровка (несколько предметов)

Этот вид шнуровки уже предполагает умение соединить с помощью шнурования одну деталь с другой. Например, поместить на спинку ежику грибочек или яблочко, одеть куклу, поместить в машину груз.

Более сложный вариант — на отдельной детали нужно разместить несколько предметов, например, на листочке — жучков или пчелок, на цветочке — бабочек.

Все эти фигурки можно использовать, как для шнуровки, так и для ролевых и сюжетных игр .

Также все детали можно использовать для счета и описания признаков, для составления рассказа или сказки, для сравнения, для классификации (растения, животные, игрушки и пр.) Можно совмещать несколько игр-шнуровок в одну, это развивает воображение и стимулирует к игре.

4. Плоские сюжетно-ролевые игры-шнуровки

Чаще всего это большой планшет с изображением какой-нибудь сказки или сюжетным рисунком. К нему прилагаются детали в виде сказочных героев, предметов. Ребенок «пришнуровывает» мелкие детали к основному планшету в ходе игры.

5. Объемные шнуровки с косыми отверстиями (одна деталь)

Чаще всего можно встретить такие развивающие игрушки в виде объемной фигурки какого-либо плода — яблока, груши, помидора и шнурка с иголкой в виде червячка. Сложность заключается в том, что сквозные отверстия находятся под углом.

6. Объемные шнуровки (несколько деталей)

Основная объемная деталь, к которой нужно присоединить, по принципу плоских игр-шнуровок с несколькими деталями, какие-то более мелкие предметы. Например, башмачок с пуговицами, яблоко с бабочками и т. д.

Игры с прищепками

Игры с прищепками очень увлекательны и интересны. Они развивают мелкую моторику, творческое воображение, логическое мышление. Чтобы игра не бы скучной можно прикрепить лучики к солнышку, чередуя прищепки по цвету, размеру, форме. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Задания выполняется по мере его усложнения (показ — готовый образец — словесная инструкция. Затем дети самостоятельно определяют закономерность игры).

https://www.rastut-goda.ru/images/image4/igrushki_svoimi_rukami_25.jpg

Таким образом,дифференцированный подход и учет индивидуальных особенностей в дидактических играх из нестандартных материалов — источник физического и психического развития ребенка, фактор, способствующий развитию и упражнению всех детских способностей. В них развиваются зрение, мышечное чувство, слух, моторика, а также такие интеллектуальные процессы, как память, мышление, воображение, что является условием максимально возможной корректировки нарушений в развитии ребенка и адаптации его в окружающем мире. Кроме того, игры позволяют обеспечить нужное количество повторений, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к заданию, которое заложено в содержании игры.

Литература:

  1. Кольцова М. М., Рузина М. С. Страна пальчиковых игр.-СПБ.,1997.
  2. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. — М. 1973.
  3. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. СПб.: Литера, 2003.
  4. Дудьев В. П. Средства развития тонкой моторики у детей с ОВЗ// Дефектология. 1999. № 4.
  5. Степанова М. А. Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей // Логопед. 2009. № 7. с. 62.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, деталь, дидактическая игра, круп, мелкая моторика, предмет, простая плоская шнуровка, пуговица, шнурок.


Похожие статьи

Применение метода проектов как способ дифференцированного и индивидуального подхода для работы с различными категориями обучающихся

Применение комплексной методики детского клуба «КАЙ» для образования и развития детей младшего школьного возраста с нарушениями здоровья в процессе медико-педагогической реабилитации

Ментальные карты как средство организации и активизации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, развития нестандартного, креативного, творческого мышления дошкольников

Игровые технологии как средство всестороннего развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Инновационные игровые педагогические технологии в коррекционном процессе как средство повышения качества обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями

Алгоритмы как средство формирования навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Потенциал дидактических игр из нестандартного оборудования как фактор всестороннего развития личности ребенка

Театрализованная деятельность детей с ОВЗ как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей

Формирование творческой личности средствами нетрадиционных технологий изобразительного искусства в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками как основа двигательного и интеллектуального развития воспитанников

Похожие статьи

Применение метода проектов как способ дифференцированного и индивидуального подхода для работы с различными категориями обучающихся

Применение комплексной методики детского клуба «КАЙ» для образования и развития детей младшего школьного возраста с нарушениями здоровья в процессе медико-педагогической реабилитации

Ментальные карты как средство организации и активизации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, развития нестандартного, креативного, творческого мышления дошкольников

Игровые технологии как средство всестороннего развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Инновационные игровые педагогические технологии в коррекционном процессе как средство повышения качества обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями

Алгоритмы как средство формирования навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Потенциал дидактических игр из нестандартного оборудования как фактор всестороннего развития личности ребенка

Театрализованная деятельность детей с ОВЗ как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей

Формирование творческой личности средствами нетрадиционных технологий изобразительного искусства в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками как основа двигательного и интеллектуального развития воспитанников

Задать вопрос