Статья посвящена педагогическому потенциалу проектной деятельности в формировании социальной компетенции подростков. Проанализированы характерные черты метода проектов, влияние проектных технологий на обучающихся.
Ключевые слова: метод проектов, проектная деятельность, педагогический процесс, социальная компетентность, учебная деятельность.
The article is devoted to the pedagogical potential of project activities in the formation of adolescents' social competence. The characteristic features of the project method, the impact of project technologies on students are analyzed.
Keywords: project method, project activity, pedagogical process, social competence, educational activity.
В настоящее время чрезвычайно актуален разговор о поиске новых педагогических технологий, методов и средств обучения, которые бы соответствовали внедряющимся подходам к отбору содержания образования. Одной из широко известных педагогических технологий, причисляемых к сравнительно новым, является метод проектной деятельности.
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов Большое значение методу проектов уделял С. Т. Шацкий. По его мнению, индивидуальный подход в обучении заключался в том, что здесь можно «… нащупать для каждого ученика в отдельности наиболее целесообразный для него темп и способ работы».
Метод проектов вносит разнообразие в учебную работу, в развитие интереса к учению, стимулирует учащихся к творческому поиску, самостоятельному исследованию, преобразованиям, способствует воспитанию у учащихся инициативности, коллективизма, развитию умений и навыков планирования и организации труда, распределения сил и средств и т. д.
В российской педагогике методу проектов уделяли и уделяют свое внимание многочисленные исследователи, среди которых Л. Левин, Е. Г. Когаров, Н. Ю. Пахомова, Е. С. Полат, Н. Б. Крылова, В. Д. Симоненко, И. А. Сасова и др., чем объясняется такое разнообразие подходов к определению понятия метода проектов, структуры и этапов непосредственной работы над проектом, а также различных возможностей метода [1].
В педагогическом энциклопедическом словаре метод проектов описывается как система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов. Тем не менее, исторический опыт апробации данного метода показывает, что данная педагогическая технология не должна являться доминирующей, но должна быть органично вплетена в образовательный процесс наряду с другими методами и технологиями обучения и воспитания.
В педагогике проектная деятельность рассматривается как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии, сотрудничестве и сотворчестве педагога и воспитанников в ходе поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей.
В соответствии с указанными определениями и различными описаниями метода проектов выделим его характерные черты:
— сотрудничество и сотворчество всех субъектов педагогического процесса, при ориентации на самостоятельность учеников;
— использование комплекса знаний из различных сфер;
— соответствие поставленных проблем реальным интересам и потребностям воспитанников;
— четкая последовательность этапов реализации проекта и работы над ним;
— творческая направленность, стимулирование самореализации и самоактуализации личности;
— направленность на практический, социально-значимый результат.
Даже при первом ознакомлении с характерными особенностями (активность и самостоятельность учеников, практическая направленность, соответствие тем проектов интересам учащихся) метода проектов становится очевидной его направленность на социализацию личности и, вследствие, развитие социальной компетентности. Это позволяет нам сделать вывод, что метод проектов должен быть более полно использован в педагогической деятельности, направленной на развитие социальной компетентности и получить максимально широкое применение в современной школе.
Как справедливо отмечает С. В. Аласова, «Развитие социальной компетентности школьников может быть эффективным при условии опоры на личный опыт учащихся, что предполагает обращение к реальной политической, экономической, социальной действительности, ее противоречиям и тенденциям, которое и происходит в работе над проектом». «Необходимо синтезировать личный опыт и научную информацию и на их основе эффективно развивать социальную компетентность школьников»
Таким образом, для результативного внедрения метода проектов в современный образовательный процесс в дальнейшем становится необходимым выявление условий эффективности использования данного метода в деятельности педагогов. Участие в проектной деятельности предполагает наличие у школьников определенного набора качеств, таких, как самостоятельность, инициативность, креативность, способность к целеполаганию [1].
Проектные технологии способствуют:
— мотивации к учебной деятельности, создание ситуации успеха;
— созданию обстановки, вызывающей положительные эмоции;
— организации положительных эмоций в общении;
— организации самоанализа собственной деятельности.
Включение обучающихся в процессе выполнения проекта подразумевает овладение ими следующими проектными умениями и компетенциями:
— исследовательскими: генерировать идеи, выбирать лучшее решение;
— социального взаимодействия: сотрудничать, оказывать и принимать помощь;
— оценочными: оценивать ход и результат своей деятельности и деятельности других;
— информационными: самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выявлять, какой информации или каких умений недостает;
— презентационными: выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности;
— рефлексивными: адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;
— менеджерскими: проектировать процесс, планировать деятельность — время, ресурсы; принимать решения, распределять обязанности при выполнении коллективного проекта.
Сегодня проектирование выделяют в отдельную категорию проектов. Социально значимая деятельность в социально одобряемой ситуации является наиболее перспективным направлением проектирования. Здесь имеются самые богатые возможности для реализации себя как личности. Это объясняется тем, что главными условиями для продуктивной работы над социальными проектами являются следующие умения и навыки школьников [5]:
— видение проблемы, ее значимости и актуальности для себя и для социума;
— нахождение оптимальных способов ее решения, не противоречащих существующим социальным нормам;
— освоение позитивных способов общения и взаимопомощи;
— объективная оценка своего личного вклада в коллективное дело;
— понимание значимости и взаимодополняемости каждого участника проекта;
— осознание значимости реализации проекта, его конечного продукта для социума.
Проектирование помогает решить многие психологические проблемы становления личности ребенка, присвоения правил и норм поведения взрослого полноправного субъекта общества. Через проектную деятельность, социальное проектирование и формируется социальная компетентность школьника. Проектирование следует определять как социальное творчество. Такая деятельность помогает осваивать и усваивать такую составляющую правового государства, как права человека. И если ребенок знает права человека и умеет ими пользоваться, то, значит, он социально компетентен. Проектная деятельность в ходе учебной деятельности формирует в основном предметные знания, умения и навыки; общеучебные умения и навыки; опыт практической предметной деятельности.
Литература:
- Моисеев, А. М. Проектное управление в образовании: учебно-методический комплекс материалов для подготовки тьюторов / А. М. Моисеев, О. М. Моисеева. — Москва: ACADEMIA АПК и ППРО, 2014. — 124 с. — Текст: непосредственный.
- Москвин, С. Н. Управление проектами в сфере образования: учебное пособие для вузов / С. Н. Москвин. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 139 с. — Текст: непосредственный.
- Полянских, Н. Г. Формирование социальных ориентаций подростков в детских и юношеских объединениях: автореферат диссертации кандидата педагогических наук / Полянских Н. Г.; Московский педагогический государственный университет. — Москва, 2002. — 17 с. — Текст: непосредственный.
- Стандровская, Е. К. Теоретические основы управления проектами в образовательной организации / Е. К. Стандровская. — Текст: электронный // Научно–методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 2. — С. 181–185. — URL: http://e–koncept.ru/2016/46047.htm (дата обращения: 20.05.2023).
- Стрелкова, А. В. Формирование социальных компетенций старших подростков методом кейсов: диссертация кандидата педагогических наук / Стрелкова Анастасия Владимировна; Московский городской педагогический университет. — Москва, 2016. — 22 с. — Текст: непосредственный.
- Чечель, И. Д. Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства / И. Д. Чечель, И. Д. Грабарь, Л. И. Монахова: электронный учебник. — Текст: электронный. — URL: http://bg-prestige.narod.ru/proekt/ (дата обращения 20.11.2022).