Развитие связной речи на уроках литературного чтения у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (451) январь 2023 г.

Дата публикации: 27.01.2023

Статья просмотрена: 1837 раз

Библиографическое описание:

Антонова, М. А. Развитие связной речи на уроках литературного чтения у младших школьников / М. А. Антонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 149-152. — URL: https://moluch.ru/archive/451/99456/ (дата обращения: 15.11.2024).



Актуальность данной работы заключается в том, что современный ребенок уже к пяти годам должен овладеть гибкой системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, без труда пересказывать сказки и небольшие рассказы, с выражением читать стихи, легко воспринимать многосложные слова. У ребенка, поступающего в школу, должен быть достаточно богатый и разнообразный речевой запас. Это является одним из важнейших показателей общего развития ребенка. Речь играет важную роль в становлении личности ребенка, являясь важнейшим средством общения, познания окружающей действительности. Речь служит основным проводником приобщения ребенка к ценностям культуры, и необходимым условием воспитания и обучения.

Развить связную речь — это основная цель начальной школы, поскольку без ее освоения не может происходить социализация ребенка в обществе. Современные стандарты образования и программы в школах имеют определенные требования к развитию речи школьника. Любую речь нельзя развивать только по учебникам, к этому процессу обязательно должны быть подключены эмоции и увлеченность, ведь недостаточно просто заучить слова и шаблонные фразы, важно научиться точно, емко и выразительно их применять в речи.

Методика и способы развития связной речи у школьников включает в себя приемы и упражнения, которые выстраиваются в один сложный и непрекращающийся процесс.

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития детей. Это не удивительно, с приходом в нашу жизнь новых технологий происходит повальное увлечение детей компьютерными играми и в то время, когда родители находятся на работе, дети часами просиживают за компьютерами, они стали меньше читать, общаться между собой, все вместе взятое и ведет к снижению уровня речевого развития.

Чем активнее младшие школьники совершенствуют свою связную речь, развивают свой словарный запас, тем выше уровень их познавательных способностей и лучше результаты учебно-воспитательного процесса. Процесс обучения в школе способствует формированию и развитию связной речи учеников младших классов.

Обучение школьников умению свободно и связно выражать мысли и наилучшим образом пользоваться языковыми средствами является конечной целью всей системы обучения русскому языку в школе.

Таким образом существует противоречие : с одной стороны необходимость овладения младшими школьниками связной речью, с другой стороны недостаточная изученность педагогических условий развития связной речи у младших школьников на уроках литературного чтения.

Формирование связной речи у младших школьников на уроках литературного чтения происходит наиболее эффективно при соблюдении следующих педагогических условий:

– проведение на каждом уроке литературного чтения речевых упражнений;

– использование на уроках приемов создания коммуникативных ситуаций, направленных на развитие связной монологической и диалогической речи.

Связная речь — это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, точно, правильно и образно; смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и понимание людей. Основная функция связной речи — коммуникативная, она осуществляется в двух основных формах: диалоге и монологе.

. Связная речь имеет огромное значение в развитии детей, так как она предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т. е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный рассказ.

Традиционно, выделяют четыре основных вида речевой деятельности: чтение, устная речь, письменная речь, аудирование.

Выделяют следующие уровни развития речи, которые, по сути, составляют совокупность всех компонентов связной речи.

Произносительный уровень — работа производится по трем направлениям: техника — к ней относится правильное дыхание, дикция; орфоэпия — оптимизация практического усвоения младшими школьниками орфоэпических норм русского литературного языка; интонация — звуковое средство языка, с помощью которого говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части.

Лексический уровень или словарная работа. Задачами являются: количественное накопление в памяти слов с пониманием всех его оттенков значения; задача активности, готовности словаря к речевой деятельности, то есть быстрого и точного выбора слов, включение их в предложения и в прямом и переносном значении.

Грамматический уровень — построение словосочетаний и предложений. Таким образом, методика развития связной речи имеет обширную структуру и включает в себя: поэтапную работу по обучению детей рассказыванию на уроках в соответствии с возрастными особенностями; учет задач и содержания работы по обучению детей рассказыванию; использование учителем разнообразных методов и приемов обучения, которые позволяют совершенствовать и качественно улучшать связную речь у детей.

Первым педагогическим условием является проведение на каждом уроке литературного чтения речевых упражнений.

Это разные виды упражнений, направленных на развитие речи учащихся:

Первое — упражнения, направленные на выразительность и артикуляцию (учат внимательно, не торопясь, прочитывать написанное).

Детям предлагается произносить текст про себя, но по указанию учителя «включать» звук. Это позволяет концентрироваться на определенных фонетических трудностях. Или предлагается произнести фразу в различной речевой ситуации. Еще один вариант — произнесение фразы с определенной целевой установкой словесного действия.

Также целесообразно использование считалок, они нацелены на обучение ясной дикции и выразительности.

Скороговорки — наиболее эффективный прием совершенствования дикции. Не случайно известный русский лингвист А. М. Пешковский назвал скороговорки «специальным истязанием органов речи». Материал нужно подбирать не избитый, не надоевший и не примелькавшийся.

Методика работы над упражнением: тщательно вдуматься в смысл скороговорки; постепенно убыстряя темп, четко произносить каждый звук; хоровое и индивидуальное произнесение скороговорки в очень быстром темпе.

Также используются задания на восстановление текста, как правило, стихотворного. Здесь задача ребенка — подобрать такое слово, чтобы, во-первых, оно подходило по смыслу, во-вторых, рифмовалось со следующей строкой.

В рамках второго педагогического условия целесообразно использовать приемы создания коммуникативной ситуации для организации монологической и диалогической речи.

Прием устного словесного рисования предполагает, что дети слушают текст и представляют в голове картину того, о чем этот текст. Далее они отвечают на вопросы о том, что они представляли.

Прием определения жанра произведения с подбором аргументов предполагает, что дети слушают литературное произведение и определяют его жанр. При этом дети должны аргументировать свое мнение, доказать свою точку зрения.

Прием выделения в тексте непонятных слов предполагает, что дети выделяют в тексте непонятные для них слова. Каждое слово обсуждается и объясняется.

Прием изменения сказочной развязки предполагает выдумывание детьми альтернативного окончания сказки.

Прием «комплимент» предполагает, что дети говорят комплименты героям литературных произведений. Таким образом, учащиеся строят небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретной задачи: называют комплименты героям сказки.

Прием драматизации предполагает чтение детей по ролям. Этот прием используется для создания определенной речевой ситуации (воспроизведение сюжета сказки), с помощью которой учащиеся чувствуют себя героями сказок, а на основе этого у них формируется диалогическая речь, а также формируется умение вступать в диалог, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Прием рассказывания от первого лица предполагает, что детям предлагается рассказать сказку от первого лица, т. е. с изменением лица рассказчика. Такой прием способствует формированию умения — строить монологические высказывания, тем самым пробуждать в ребенке желание побыть соавтором сказки, что важно для развития его творческого мышления и моно/диалогической речи.

Прием сравнение народной и авторской сказки предполагает сравнение вариантов сказок.

Методика развития связной речи имеет обширную структуру и включает в себя: поэтапную работу по обучению детей рассказыванию на уроках в соответствии с возрастными особенностями; учет задач и содержания работы по обучению детей рассказыванию; использование учителем разнообразных методов и приемов обучения, которые позволяют совершенствовать и качественно улучшать связную речь у детей.

Две методики экспресс-диагностики устной речи младших школьников (автор — Т. А. Фотекова):

  1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
  2. Пересказ прослушанного текста.

Методика предназначена для диагностики детей 6–7 лет и младших школьников, т. к. у детей в младших классах еще слабый словарный запас.

Учитывая возраст ребенка, за основу можно взять сказки, так как они являются наиболее удобными для формирования коммуникативных умений детей младшего школьного возраста, в первую очередь, потому что сюжеты сказок близки младшим школьников, тип повествования сюжета сказки, как правило, ролевой, в основе лежат диалоги, следовательно.

Сказки богаты яркими диалогами, описаниями событий и героев. Поэтому изучение сказок как нельзя лучше подходит для занятий по развитию речи.

В рамках педагогических условий можно проводить разные виды упражнений, направленных на развитие речи учащихся:

  1. Упражнения, направленные на выразительность и артикуляцию учат внимательно, не торопясь, прочитывать написанное. Выразительность играет большую роль в развитии связной речи, делает речь понятнее.
  2. Считалки нацелены на обучение ясной дикции и выразительности. Выразительность также помогает ребенку более четко формулировать свои мысли, тренирует говорить фразы с правильной интонацией.
  3. Скороговорки. Это наиболее эффективный прием совершенствования дикции. Скороговорки помимо тренировки дикции тренируют скорость речи, обогащают словарь детей.
  4. Задания на восстановление текста, как правило, стихотворного. Здесь задача ребенка — подобрать такое слово, чтобы, во-первых, оно подходило по смыслу, во-вторых, рифмовалось со следующей строкой. Например: люди по морю… люди веслами… Это обогащает словарь детей, способствует освоению грамматики.

Таким образом, все эти упражнения способствует развитию связной речи ребенка.

Заключение

Для детей младшего школьного возраста связная речь — средство усвоения знаний. Поэтому каждый родитель должен хорошо понимать важность развития у ребенка младшего школьника осмысленной и грамотной связной речи. Именно от того, насколько хорошо развита детская связная речь, зависят дальнейшие успехи ребенка в различных сферах жизни, включая не только его общение со сверстниками, но и успешное обучение в школе — все потому, что нормальное речевое развитие обуславливает результативное освоение школьных дисциплин. Многими педагогами замечено, что недостаточное понимание заданий, к примеру, текстовых, напрямую связано с недостаточным речевым развитием ребенка.

Учащиеся, оканчивающие начальные классы, умеют самостоятельно составлять и грамотно написать связный рассказ простейшего вида, письмо, состоящее из небольшого количества предложений. Содержание работы по развитию речи включает: обогащение словарного запаса, овладение нормами устной речи (правильным произношением и ударением), обучение построению предложений, текста (пересказ, письменное изложение текстов, словесные импровизации, составление текстов разных жанров).

Можно выделить основные педагогические условия развития связной речи у младших школьников на уроках литературного чтения: создание коммуникативных ситуаций; систематическое использование приемов для организации монологической и диалогической речи учащихся.

Литература:

  1. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / Под ред. М. С. Васильевой, М. И. Омороковой, Н. Н. Светловской. — М.: Просвещение, 2017. — 342с.
  2. Алексеевская А. Т. Формирование читательских интересов младших школьников / А. Т. Алексеевская. — М.: АсТ, 2018. — С. 18.
  3. Антонова Е. С. Как я воспитываю интерес к книге / Е. С. Антонова // Начальная школа плюс до и после. — 2012. — № 12. — С. 27–28.
  4. Балагурова, М. С. Развитие воображения младших школьников на уроках литературного чтения посредством детской литературы [Текст] / М. С. Балагурова, Н. И. Баринова // Молодой ученый. — 2015. — № 22. — С. 46–49.
  5. Богданова О. Ю., Маранцман В. Г. Методика преподавания литературы / О. Ю. Богданова, В. Г. Маранцман. — Москва: ЭКСМО, 2018. — 345с.
  6. Будачёва, О. А. Как мы развиваем коммуникативную компетентность на уроках литературы / О. А. Будачёва //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября» [Интернет-ресурс] — Точка доступа: http://upr.1september.ru/article.php?ID=200801009
  7. Вакуленко Е. А. Организация учебного диалога на уроках литературного чтения/ Е. А. Вакуленко// Начальная школа. — 2015. — № 5. — С. 44–46.
  8. Воюшина М. П. Методические основы литературного развития
  9. младших школьников / М. П. Воюшина // Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / Под общ. ред. проф. Т. Г. Рамзаевой. — Санкт — Петербург: Специальная литература, 2016. — 321с.
  10. Горецкий В. Г., Оморокова М. И. Вопросы методики чтения в начальной школе / В. Г. Горецкий, М. И. Оморокова. — М.: ЭКСМО, 2016. — 245с.
  11. Калашникова Т. В. Как воспитать у детей интерес к чтению / Т. В. Калашникова // Начальная школа. — 2011. — № 7. — С. 34–35.
  12. Климанова, Л. Ф. Развитие воображения младших школьников на уроках литературы [Текст] / Л. Ф. Климанова — М.: Юнити, 2001.- 67 с.
  13. Колегова, Н. И. Развитие творческого воображения младших школьников на уроках литературного чтения средствами сказки [Текст] / Н. И. Колегова, И. А. Обласова // Приоритетные направления развития образования и науки: материалы IV Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 24 дек. 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.] — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — С. 105–106.
  14. Лазарева В. А. Литературное чтение в современной школе: сборник статей / В. А. Лазарева. — Москва: Педагогический университет «Первое сентября», 2012. — С. 40.
Основные термины (генерируются автоматически): связная речь, литературное чтение, ребенок, диалогическая речь, обучение детей, содержание работы, устная речь, школьник, младший школьный возраст, обширная структура.


Задать вопрос