Актуальность данной работы заключается в том, что современный ребенок уже к пяти годам должен овладеть гибкой системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, без труда пересказывать сказки и небольшие рассказы, с выражением читать стихи, легко воспринимать многосложные слова. У ребенка, поступающего в школу, должен быть достаточно богатый и разнообразный речевой запас. Это является одним из важнейших показателей общего развития ребенка. Речь играет важную роль в становлении личности ребенка, являясь важнейшим средством общения, познания окружающей действительности. Речь служит основным проводником приобщения ребенка к ценностям культуры, и необходимым условием воспитания и обучения.
Развить связную речь — это основная цель начальной школы, поскольку без ее освоения не может происходить социализация ребенка в обществе. Современные стандарты образования и программы в школах имеют определенные требования к развитию речи школьника. Любую речь нельзя развивать только по учебникам, к этому процессу обязательно должны быть подключены эмоции и увлеченность, ведь недостаточно просто заучить слова и шаблонные фразы, важно научиться точно, емко и выразительно их применять в речи.
Методика и способы развития связной речи у школьников включает в себя приемы и упражнения, которые выстраиваются в один сложный и непрекращающийся процесс.
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития детей. Это не удивительно, с приходом в нашу жизнь новых технологий происходит повальное увлечение детей компьютерными играми и в то время, когда родители находятся на работе, дети часами просиживают за компьютерами, они стали меньше читать, общаться между собой, все вместе взятое и ведет к снижению уровня речевого развития.
Чем активнее младшие школьники совершенствуют свою связную речь, развивают свой словарный запас, тем выше уровень их познавательных способностей и лучше результаты учебно-воспитательного процесса. Процесс обучения в школе способствует формированию и развитию связной речи учеников младших классов.
Обучение школьников умению свободно и связно выражать мысли и наилучшим образом пользоваться языковыми средствами является конечной целью всей системы обучения русскому языку в школе.
Таким образом существует противоречие : с одной стороны необходимость овладения младшими школьниками связной речью, с другой стороны недостаточная изученность педагогических условий развития связной речи у младших школьников на уроках литературного чтения.
Формирование связной речи у младших школьников на уроках литературного чтения происходит наиболее эффективно при соблюдении следующих педагогических условий:
– проведение на каждом уроке литературного чтения речевых упражнений;
– использование на уроках приемов создания коммуникативных ситуаций, направленных на развитие связной монологической и диалогической речи.
Связная речь — это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, точно, правильно и образно; смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и понимание людей. Основная функция связной речи — коммуникативная, она осуществляется в двух основных формах: диалоге и монологе.
. Связная речь имеет огромное значение в развитии детей, так как она предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т. е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный рассказ.
Традиционно, выделяют четыре основных вида речевой деятельности: чтение, устная речь, письменная речь, аудирование.
Выделяют следующие уровни развития речи, которые, по сути, составляют совокупность всех компонентов связной речи.
Произносительный уровень — работа производится по трем направлениям: техника — к ней относится правильное дыхание, дикция; орфоэпия — оптимизация практического усвоения младшими школьниками орфоэпических норм русского литературного языка; интонация — звуковое средство языка, с помощью которого говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части.
Лексический уровень или словарная работа. Задачами являются: количественное накопление в памяти слов с пониманием всех его оттенков значения; задача активности, готовности словаря к речевой деятельности, то есть быстрого и точного выбора слов, включение их в предложения и в прямом и переносном значении.
Грамматический уровень — построение словосочетаний и предложений. Таким образом, методика развития связной речи имеет обширную структуру и включает в себя: поэтапную работу по обучению детей рассказыванию на уроках в соответствии с возрастными особенностями; учет задач и содержания работы по обучению детей рассказыванию; использование учителем разнообразных методов и приемов обучения, которые позволяют совершенствовать и качественно улучшать связную речь у детей.
Первым педагогическим условием является проведение на каждом уроке литературного чтения речевых упражнений.
Это разные виды упражнений, направленных на развитие речи учащихся:
Первое — упражнения, направленные на выразительность и артикуляцию (учат внимательно, не торопясь, прочитывать написанное).
Детям предлагается произносить текст про себя, но по указанию учителя «включать» звук. Это позволяет концентрироваться на определенных фонетических трудностях. Или предлагается произнести фразу в различной речевой ситуации. Еще один вариант — произнесение фразы с определенной целевой установкой словесного действия.
Также целесообразно использование считалок, они нацелены на обучение ясной дикции и выразительности.
Скороговорки — наиболее эффективный прием совершенствования дикции. Не случайно известный русский лингвист А. М. Пешковский назвал скороговорки «специальным истязанием органов речи». Материал нужно подбирать не избитый, не надоевший и не примелькавшийся.
Методика работы над упражнением: тщательно вдуматься в смысл скороговорки; постепенно убыстряя темп, четко произносить каждый звук; хоровое и индивидуальное произнесение скороговорки в очень быстром темпе.
Также используются задания на восстановление текста, как правило, стихотворного. Здесь задача ребенка — подобрать такое слово, чтобы, во-первых, оно подходило по смыслу, во-вторых, рифмовалось со следующей строкой.
В рамках второго педагогического условия целесообразно использовать приемы создания коммуникативной ситуации для организации монологической и диалогической речи.
Прием устного словесного рисования предполагает, что дети слушают текст и представляют в голове картину того, о чем этот текст. Далее они отвечают на вопросы о том, что они представляли.
Прием определения жанра произведения с подбором аргументов предполагает, что дети слушают литературное произведение и определяют его жанр. При этом дети должны аргументировать свое мнение, доказать свою точку зрения.
Прием выделения в тексте непонятных слов предполагает, что дети выделяют в тексте непонятные для них слова. Каждое слово обсуждается и объясняется.
Прием изменения сказочной развязки предполагает выдумывание детьми альтернативного окончания сказки.
Прием «комплимент» предполагает, что дети говорят комплименты героям литературных произведений. Таким образом, учащиеся строят небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретной задачи: называют комплименты героям сказки.
Прием драматизации предполагает чтение детей по ролям. Этот прием используется для создания определенной речевой ситуации (воспроизведение сюжета сказки), с помощью которой учащиеся чувствуют себя героями сказок, а на основе этого у них формируется диалогическая речь, а также формируется умение вступать в диалог, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения.
Прием рассказывания от первого лица предполагает, что детям предлагается рассказать сказку от первого лица, т. е. с изменением лица рассказчика. Такой прием способствует формированию умения — строить монологические высказывания, тем самым пробуждать в ребенке желание побыть соавтором сказки, что важно для развития его творческого мышления и моно/диалогической речи.
Прием сравнение народной и авторской сказки предполагает сравнение вариантов сказок.
Методика развития связной речи имеет обширную структуру и включает в себя: поэтапную работу по обучению детей рассказыванию на уроках в соответствии с возрастными особенностями; учет задач и содержания работы по обучению детей рассказыванию; использование учителем разнообразных методов и приемов обучения, которые позволяют совершенствовать и качественно улучшать связную речь у детей.
Две методики экспресс-диагностики устной речи младших школьников (автор — Т. А. Фотекова):
- Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
- Пересказ прослушанного текста.
Методика предназначена для диагностики детей 6–7 лет и младших школьников, т. к. у детей в младших классах еще слабый словарный запас.
Учитывая возраст ребенка, за основу можно взять сказки, так как они являются наиболее удобными для формирования коммуникативных умений детей младшего школьного возраста, в первую очередь, потому что сюжеты сказок близки младшим школьников, тип повествования сюжета сказки, как правило, ролевой, в основе лежат диалоги, следовательно.
Сказки богаты яркими диалогами, описаниями событий и героев. Поэтому изучение сказок как нельзя лучше подходит для занятий по развитию речи.
В рамках педагогических условий можно проводить разные виды упражнений, направленных на развитие речи учащихся:
- Упражнения, направленные на выразительность и артикуляцию учат внимательно, не торопясь, прочитывать написанное. Выразительность играет большую роль в развитии связной речи, делает речь понятнее.
- Считалки нацелены на обучение ясной дикции и выразительности. Выразительность также помогает ребенку более четко формулировать свои мысли, тренирует говорить фразы с правильной интонацией.
- Скороговорки. Это наиболее эффективный прием совершенствования дикции. Скороговорки помимо тренировки дикции тренируют скорость речи, обогащают словарь детей.
- Задания на восстановление текста, как правило, стихотворного. Здесь задача ребенка — подобрать такое слово, чтобы, во-первых, оно подходило по смыслу, во-вторых, рифмовалось со следующей строкой. Например: люди по морю… люди веслами… Это обогащает словарь детей, способствует освоению грамматики.
Таким образом, все эти упражнения способствует развитию связной речи ребенка.
Заключение
Для детей младшего школьного возраста связная речь — средство усвоения знаний. Поэтому каждый родитель должен хорошо понимать важность развития у ребенка младшего школьника осмысленной и грамотной связной речи. Именно от того, насколько хорошо развита детская связная речь, зависят дальнейшие успехи ребенка в различных сферах жизни, включая не только его общение со сверстниками, но и успешное обучение в школе — все потому, что нормальное речевое развитие обуславливает результативное освоение школьных дисциплин. Многими педагогами замечено, что недостаточное понимание заданий, к примеру, текстовых, напрямую связано с недостаточным речевым развитием ребенка.
Учащиеся, оканчивающие начальные классы, умеют самостоятельно составлять и грамотно написать связный рассказ простейшего вида, письмо, состоящее из небольшого количества предложений. Содержание работы по развитию речи включает: обогащение словарного запаса, овладение нормами устной речи (правильным произношением и ударением), обучение построению предложений, текста (пересказ, письменное изложение текстов, словесные импровизации, составление текстов разных жанров).
Можно выделить основные педагогические условия развития связной речи у младших школьников на уроках литературного чтения: создание коммуникативных ситуаций; систематическое использование приемов для организации монологической и диалогической речи учащихся.
Литература:
- Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / Под ред. М. С. Васильевой, М. И. Омороковой, Н. Н. Светловской. — М.: Просвещение, 2017. — 342с.
- Алексеевская А. Т. Формирование читательских интересов младших школьников / А. Т. Алексеевская. — М.: АсТ, 2018. — С. 18.
- Антонова Е. С. Как я воспитываю интерес к книге / Е. С. Антонова // Начальная школа плюс до и после. — 2012. — № 12. — С. 27–28.
- Балагурова, М. С. Развитие воображения младших школьников на уроках литературного чтения посредством детской литературы [Текст] / М. С. Балагурова, Н. И. Баринова // Молодой ученый. — 2015. — № 22. — С. 46–49.
- Богданова О. Ю., Маранцман В. Г. Методика преподавания литературы / О. Ю. Богданова, В. Г. Маранцман. — Москва: ЭКСМО, 2018. — 345с.
- Будачёва, О. А. Как мы развиваем коммуникативную компетентность на уроках литературы / О. А. Будачёва //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября» [Интернет-ресурс] — Точка доступа: http://upr.1september.ru/article.php?ID=200801009
- Вакуленко Е. А. Организация учебного диалога на уроках литературного чтения/ Е. А. Вакуленко// Начальная школа. — 2015. — № 5. — С. 44–46.
- Воюшина М. П. Методические основы литературного развития
- младших школьников / М. П. Воюшина // Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / Под общ. ред. проф. Т. Г. Рамзаевой. — Санкт — Петербург: Специальная литература, 2016. — 321с.
- Горецкий В. Г., Оморокова М. И. Вопросы методики чтения в начальной школе / В. Г. Горецкий, М. И. Оморокова. — М.: ЭКСМО, 2016. — 245с.
- Калашникова Т. В. Как воспитать у детей интерес к чтению / Т. В. Калашникова // Начальная школа. — 2011. — № 7. — С. 34–35.
- Климанова, Л. Ф. Развитие воображения младших школьников на уроках литературы [Текст] / Л. Ф. Климанова — М.: Юнити, 2001.- 67 с.
- Колегова, Н. И. Развитие творческого воображения младших школьников на уроках литературного чтения средствами сказки [Текст] / Н. И. Колегова, И. А. Обласова // Приоритетные направления развития образования и науки: материалы IV Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 24 дек. 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.] — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — С. 105–106.
- Лазарева В. А. Литературное чтение в современной школе: сборник статей / В. А. Лазарева. — Москва: Педагогический университет «Первое сентября», 2012. — С. 40.