В статье рассказывается про сложности расследования коррупционных преступлений, анализируются причины возможных нарушений процесса доказывания коррупционных преступлений; предлагаются пути решения обозначенных проблем.
Ключевые слова: доказывание, коррупция, коррупционное преступления, взятка, оперативно-розыскная деятельность.
В настоящее время в нашей стране и на международной арене все ветви власти и правоохранительные органы, а также научные круги обсуждают и рассматривают различные аспекты борьбы с коррупционной преступностью.
По статистическим данным в период с января по август 2022 года на территории РФ было зарегистрировано 4232 уголовных дел по статье 290 УК РФ «Дача взятки», что на 8,9 % выше, чем за аналогичный период в 2021 году (3883 дела). Также в период с января по август 2022 года было зарегистрировано 3500 уголовных дел по статье 291 УК РФ «Получение взятки», что на 6,2 % выше, чем за аналогичный период в 2021 году (3295 дел).
Имеющиеся данные указывают на рост коррупционных преступлений, и это только подтвержденные случаи, а так как один из главных признаков коррупции латентность, то можно с уверенностью утверждать, что уровень коррупционных преступлений гораздо выше имеющихся показателей.
При разработке мер по борьбе с коррупционной преступностью требуется продолжить усовершенствование методов предотвращения преступлений, своевременное привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления. Как видно, из статистических показателей, нынешняя профилактика коррупционной преступности требует доработок, а раз есть коррупционные преступления, то они требуют качественного проведения расследования и доказывания.
Проблематика расследования коррупционных составов преступлений носит обширный характер, в данной работе будет определено несколько актуальных проблем.
Для процесса доказывания и расследования преступления неотъемлемой частью является определение квалификации преступления.
По своей сущности, квалификация преступного деяния предусматривает соотнесение фактических признаков совершенного деяния с признаками составов преступлений, которые содержаться в уголовном законе [1].
При изучении научной литературы можно выделить тенденцию, по которой квалификация преступления рассматривается как деятельность взаимосвязанная с процессом доказывания в уголовном деле.
Одним из актуальных вопросов квалификации преступления коррупционной направленности является отграничение взяточничества и мошенничества.
Актуальность данной проблемы подтверждает тот факт, что в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях», зафиксированы критерии отличия взяточничества от мошенничества. Это указывает на наличие прецедентов, в различии составов.
Согласно критериям, указанными в п.24 Постановления, главным условием является то, что действия лица, которые совершило лицо, входили в его полномочия. Если лицо, за вознаграждение совершило действия, которые не входят в его полномочия, то это деяние следует квалифицировать как мошенничество.
Обратимся к судебной практике, так 14.08.2015г. Московским гарнизонным военным судом был вынесен приговор в отношении бывшего главнокомандующего Сухопутными войсками Вооруженных Сил Российской Федерации генерала-полковника Чиркина В.В, который был осужден за совершение преступления, предусмотренного п. «в«ч. 5 ст. 290 УК РФ (в редакции Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 97-ФЗ), с применением ст. 64 УК РФ к лишению свободы на срок 5 (пять) лет в исправительной колонии строгого режима без штрафа.
В свою очередь, кассационным определением СК по делам военнослужащих Верховного суда РФ от 11.10.2016г. № 201-УДП16–16 содеянное Ч. было расценено указанным судом как действия, совершенные с использованием служебного положения заместителя командующего войсками Московского военного округа с целью хищения чужого имущества (денежных средств) путем обмана, выразившегося в введении Л. в заблуждение относительно своих полномочий и компетенции при решении вопросов, связанных с обеспечением жилыми помещениями, в результате чего Л. был вынужден передать Ч. через Л. и Н. денежные средства. В связи с этим действия осужденного были переквалифицированы с п. «в«ч. 5 ст. 290 УК РФ (в редакции Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 97-ФЗ) на ч. 3 ст. 159 УК РФ [2].
Также проблематику расследования коррупционных составов преступлений составляет проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в процессе доказывания указанных выше составов преступлений.
В данной проблеме выделяется два основных аспекта. Во -первых, отсутствует или плохо налажен механизм взаимодействия между следователем и оперативными сотрудниками, проводящими оперативно — розыскные мероприятия (Далее — ОРМ) в рамках расследования коррупционных преступлений. Во — вторых, имеет место проблематика проведения оперативно-розыскных мероприятий при расследовании коррупционных преступлений.
В рамках первого аспекта проблематики взаимодействия между следователем и оперативными сотрудниками при расследовании коррупционных составов преступлений, следует обратить внимание, что деятельность не сводиться только к даче указаний оперативному сотруднику со стороны следователя.
В каждом конкретном случае взаимодействие следователя с оперативным работником должно обеспечиваться достижением нужного результата [3, с.68].
В п.4 ст.38 и ч.7 ст. 164 УПК РФ [4] прослеживается законная реализация права следователя на привлечение помощи со стороны оперативных подразделений, в том числе и оперативных сотрудников. При этом мы считаем необходимым добавить дополнительную главу в УПК РФ, которая бы закрепила процессуальный порядок взаимодействия следственных подразделений правоохранительных органов с оперативными подразделениями. Включение такой главы поможет исключить издание внутриведомственных инструкций, не соответствующих нормам УПК РФ.
Говоря, о втором аспекте проблемы, следует учитывать, что как правило, возбуждению уголовного дела коррупционной направленности предшествует проведение оперативного эксперимента.
Также исследователь обращают внимание, что поводом для каждой четвертой жалобы в Конституционный суд «является практика применения оперативно — розыскного закона в сфере деятельности по выявлению и раскрытию коррупционных преступлений» [5 с.55]. Точнее говоря, больше вопросов вызывает процедура проведения оперативно — розыскного мероприятия -оперативный эксперимент.
Углубляясь в исследование имеющихся данных, мы пришли к выводу, что такое мероприятие как оперативный эксперимент не имеет достаточной правовой регламентации. Да, о нем сказано в Федеральном законе от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 28.06.2022) «Об оперативно-розыскной деятельности» (Далее — Закон «Об ОРД»), а именно в ст. 7 и 8 Закона. При этом не обозначено его функциональности, о конкретной задаче этого мероприятия можно судить из общих положениях Закона.
Не имеет закрепление определение оперативного эксперимента и в УПК РФ. Тут стоит отметить, что такое определение и не должно быть закреплено в уголовно — процессуальном законодательстве, так как существует специальный узконаправленный Закон «Об ОРД».
В российском законодательстве нет полноценного и всеобъемлющего регулирования, которое смогло бы облегчить использование оперативного эксперимента. Также стоит отметить, что в юридической литературе у авторов сложилось определенное виденье на определение оперативного эксперимента, но оно не совсем соответствует современным тенденциям.
Изучив такое оперативно -розыскного мероприятия — оперативный эксперимент при расследовании коррупционных составов преступлений: получение и дача взятки, были выделены критерии законности проведения указанного мероприятия. К первому критерию законности проведения оперативного эксперимента стоит отнести — наличие законных оснований проведения мероприятия, предусмотренного Законом об ОРД. Ко второму критерию стоит отнести приоритет проведения — это достижение цели и решение задач ОРД. К третьему признаку законности проведения оперативного эксперимента следует отнести исключение провокационно-подстрекательских действий со стороны оперативных сотрудников во время проведения мероприятия. К четвертому критерию необходимо отнести документирование получения информации от источника о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления.
Изучая указанную проблему, необходимо внести разъяснения, что такое оперативный эксперимент, его содержания и формы проведения, закрепить это на уровне ФЗ «Об ОРД».
Для решения поднятых проблем, следует строго соблюдать требования уголовного и уголовно-процессуального законодательства РФ, а также нормы Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
При этом обращаем внимание, что стоит дополнить имеющийся законодательные нормы, а именно регламентировать деятельность следователя и оперативных сотрудников. Необходимо внести разъяснения, что под собой подразумевает оперативный эксперимент, какого его содержание и в какую форму обличено его проведение.
Также для раскрытия коррупционных преступлений нужны хорошо подготовленные и обученные оперативные работники, специализирующиеся на раскрытии и расследовании дел указанной категории.
Литература:
- Безрукова Олеся Владимировна, Дасаева Анастасия Исмаиловна К вопросу об актуальных проблемах квалификации взяточничества / Безрукова О. В., Дасаева А. И.// — Наука. Общество. Государство. — 2016. — № 4 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-aktualnyh-problemah-kvalifikatsii-vzyatochnichestva (дата обращения: 22.01.2022).
- Энциклопедия судебной практики Мошенничество (Ст. 159 УК) [Электронный ресурс]. Режим доступа http://ivo.garant.ru/proxy/share?data=q4Og0aLnpN5Pvp_qlYqxjK_xqrzXt9W_qeqZAvq36YfgsOGL5LvmhvKX8Jq1wlC487XB8oTwk-KO4ob9jOGm4L3yjfCcteGzwk2106TquOTzufG9543pj-K_5MQ= (дата обращения: 22.01.2023)
- Данильян А. С. Установление места нахождения похищенного имущества в процессе расследования преступлений: дис. канд. юрид. наук. / Данильян А. С.// — Краснодар. –2011. –192 с.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст]: федер. определенных закон: [от 18 дек. 2001 г. № 174-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2001. — № 52. — Ст. 4921.
- Чечетин А. Е. Оперативно-розыскная деятельность в решениях Конституционного Суда Российской Федерации: научно-практическое пособие/А. Е. Чечетин, И. Д. Шатохин, А. А. Шмидт//–Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России. –2022. — 136 с.