К вопросу оценки эффективности государственного управления в субъектах РФ на основе сравнительного анализа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (451) январь 2023 г.

Дата публикации: 28.01.2023

Статья просмотрена: 500 раз

Библиографическое описание:

Хужахметова, М. Р. К вопросу оценки эффективности государственного управления в субъектах РФ на основе сравнительного анализа / М. Р. Хужахметова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 411-416. — URL: https://moluch.ru/archive/451/99464/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассмотрена эффективность государственного управления в субъектах РФ. Проведен анализ показателей пяти субъектов РФ, по результатам сделаны выводы об эффективности государственного управления в субъектах.

Ключевые слова: субъект Российской Федерации, конкурентоспособность региона, инновации, финансовый результат

Российская Федерация является государством, состоящим из 89 субъектов, которые занимают площади от 864 км 2 (Севастополь) до 3083523 км 2 (Республика Саха). Каждый субъект имеет свои территориальные, национальные особенности, особенности ресурсообеспеченности, которые влияют на методы и эффективность управления субъектом.

Государственное управление традиционно основывается на достижении эффективности работы государственных ведомств по достижению целей, связанных с предоставлением общественных товаров и услуг. [2]

Эффективность государственной политики можно определить как степень, в которой она снижает затраты, особенно денежные затраты, о чем свидетельствуют либо общие затраты, либо соотношение, включающее как выгоды, так и затраты.

В период проводимой в России административной реформы большое внимание уделяется проблеме оценки качества государственного управления на региональном и муниципальном уровнях.

Осуществляется планирование и анализ финансовых потоков ведомств и министерств, а также оценивается эффективность работы данных органов исполнительной власти на основе сопоставления достигнутых результатов с плановыми индикаторами.

Не смотря на существующие механизмы планирования и мониторинга, что данные докладов в полной мере не позволяют сформировать комплексную оценку работы исполнительных органов. [3] Эффективность не может быть оценена без анализа показателей конечного общественно значимого результата, характеризующего удовлетворение потребностей внешних потребителей за счет оказания им субъектом бюджетного планирования государственных услуг.

Для повышения эффективности управления на всех уровнях власти в условиях продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической сфере, в целях повышения конкурентоспособности страны и регионов на основе современных методов управления необходима система оценки эффективности публичного управления с соответствующими индикаторами. [1] Важность оценки качества государственного администрирования обуславливает необходимость разработки методологических подходов подобного мониторинга, поиска показателей, наилучшим образом отражающих вклад того или иного органа власти в решение поставленных задач как перед ним непосредственно, так регионом и страной в общем.

Для оценки эффективности государственного управления в субъектах РФ был выбран метод сравнительного анализа, который был проведен в федеральных округах, таких как: Центральный, Приволжский, Сибирский, Южный, Северо-Западный, Уральский, Северо-Кавказский, Дальневосточный.

Для наглядности отображения в каждой из таблиц была проведена сортировка федеральный округов по критерию исследуемого показателя ранжировав по уменьшению критерия в 2021 году.

В таблице 1 приведена сравнительная оценка федеральных округов по показателям численности населения за 2021 г.

Таблица 1

Сравнительная оценка федеральных округов по показателям численности населения за 2021 г. [6]

Субъект РФ

Количество субъектов

Численность населения, тыс. чел

Центральный

18

39250960

Приволжский

14

29070827

Сибирский

10

17003927

Южный

8

16482488

Северо-Западный

11

13941959

Уральский

6

12329500

Северо-Кавказский

7

9967301

Дальневосточный

11

8124053

Отобразив полученные данные на диаграмме (рис. 1)? получим.

Сравнительная оценка федеральных округов по показателям численности населения за 2021 г.

Рис. 1. Сравнительная оценка федеральных округов по показателям численности населения за 2021 г.

По результатам проведенного анализа получим, что наибольшее количество населения приходится на Центральный округ, наименьшее количество в Дальневосточном округе.

Далее в таблице 2 проведем анализ количества государственных служащих по округам.

Таблица 2

Анализ количества государственных служащих по округам [6]

Округа

2019

2020

2021

Центральный федеральный округ

493909

499596

531893

Приволжский федеральный округ

398712

396060

430139

Сибирский федеральный округ

280715

279925

304915

Южный федеральный округ

223940

225634

243364

Северо-Западный федеральный округ

204990

205865

226420

Уральский федеральный округ

184505

184054

204038

Дальневосточный федеральный округ

175765

172153

184506

Северо-Кавказский федеральный округ

144124

143710

150729

Отобразим динамику на рис. 2

Анализ количества государственных служащих по округам

Рис. 2. Анализ количества государственных служащих по округам

По анализу приведенных данных отмечен рост во всех округах на протяжении трех последних лет количества государственных служащих.

Рассмотрим количество государственных служащих в отношении к численности населения в федеральных округах. Данные представим в таблице 3.

Таблица 3

Количество населения в соотношении на количество государственных служащих [6]

Округа

Численность населения, тыс. чел

Количество государственных служащих

Количество населения на 1 государственного служащего

Центральный федеральный округ

39250960

531893

73794,8

Южный федеральный округ

16482488

243364

67727,7

Приволжский федеральный округ

29070827

430139

67584,7

Северо-Кавказский федеральный округ

9967301

150729

66127,3

Северо-Западный федеральный округ

13941959

226420

61575,7

Уральский федеральный округ

12329500

204038

60427,5

Сибирский федеральный округ

17003927

304915

55766,1

Дальневосточный федеральный округ

8124053

184506

44031,4

Инвестиционная привлекательность региона должна быть равна или даже больше, чем потребность в инвестициях для реализации крупных стратегических проектов международного уровня, в том числе с участием иностранного капитала. [4]

Результатом эффективного регионального управления является высокий уровень индекса человеческого развития, как совокупной оценки уровня жизни и качества социально-экономической среды региона по сравнению с данным показателем в международном и межрегиональном рейтингах. [5]

Проведем анализ инновационной активности по федеральным округам, данные представим в таблице 3.

Таблица 4

Анализ инновационной активности по федеральным округам [6]

Федеральный округ

2019

2020

2021

Приволжский федеральный округ

11,6

15,5

16,7

Центральный федеральный округ

10,8

12,5

12,6

Южный федеральный округ

7,5

8,0

11,9

Уральский федеральный округ

9,3

10,2

11,1

Северо-Западный федеральный округ

10,1

10,8

11,0

Сибирский федеральный округ

7,5

9,8

9,3

Дальневосточный федеральный округ

6,0

6,9

7,7

Северо-Кавказский федеральный округ

1,7

3,5

4,6

Отобразим полученные данные на рис. 3

Анализ инновационной активности по федеральным округам

Рис. 3. Анализ инновационной активности по федеральным округам

По результатам анализа отмечен прирост за исследуемый период по всем округам, наибольший прирост в процентном соотношении отмечен в Северо-Камчатском округе за период с 2019–2020 гг. и в Южном федеральном округе в период с 2020–2021 гг.

Проведем анализ среднедушевых денежных доходов населения по субъектам.

Таблица 5

Анализ среднедушевых денежных доходов населения по субъектам [6]

Округа

2019

2020

2021

Центральный федеральный округ

47584

48566

54727

Северо-Западный федеральный округ

38079

39486

44531

Дальневосточный федеральный округ

37962

39086

42455

Уральский федеральный округ

37038

37351

40219

Южный федеральный округ

30204

30910

34974

Приволжский федеральный округ

28292

28625

31306

Сибирский федеральный округ

27217

27999

30770

Северо-Кавказский федеральный округ

24406

24525

26774

Отобразим полученные данные на рис. 4.

Анализ среднедушевых денежных доходов населения по субъектам

Рис. 4. Анализ среднедушевых денежных доходов населения по субъектам

По результатам анализа отмечен прирост за исследуемый период по всем округам.

По результатам анализа соотношения количества населения на одного государственного служащего:

— первое место занимает Центральный федеральный округ

— второе место занимает Южный федеральный округ

— третье место занимает Приволжский федеральный округ

— четвертое место занимает Северо-Кавказский федеральный округ

— пятое место занимает Северо-Западный федеральный округ

— шестое место занимает Уральский федеральный округ

— седьмое место занимает Сибирский федеральный округ

— восьмое место занимает Дальневосточный федеральный округ

В тоже время распределение по инновационной активности имеет следующее распределение:

— первое место занимает Приволжский федеральный округ

— второе место занимает Центральный федеральный округ

— третье место занимает Южный федеральный округ

— четвертое место занимает Уральский федеральный округ

— пятое место занимает Северо-Западный федеральный округ

— шестое место занимает Сибирский федеральный округ

— седьмое место занимает Дальневосточный федеральный округ

— восьмое место занимает Северо-Кавказский федеральный округ

В ходе анализа среднедушевых денежных доходов населения по субъектам имеет следующее распределение:

— первое место занимает Центральный федеральный округ

— второе место занимает Северо-Западный федеральный округ

— третье место занимает Дальневосточный федеральный округ

— четвертое место занимает Уральский федеральный округ

— пятое место занимает Южный федеральный округ

— шестое место занимает Приволжский федеральный округ

— седьмое место занимает Сибирский федеральный округ

— восьмое место занимает Северо-Кавказский федеральный округ

Таким образом, отметим, что несмотря на то, что по показателям количества государственных служащих в Северо-Кавказский федеральный округ имеет среднее количество в соотношении с другими округами, но по остальным исследуемым он находится в самом конце. Дальневосточный округ находится на 3-ем месте по показателям среднедушевого дохода, несмотря на наименьшее количество населения/государственного служащего, что можно объяснить северными доплатами. Приволжский федеральный округ находится на первом месте в инновационной деятельности, но на 6-ом месте по уровню дохода населения. В остальных округах положение в рейтинге не имеет значительных колебаний в зависимости от категорий.

На основе сравнения показателей каждого из субъектов России и можно сделать вывод о качестве регионального управления, как способности на основе имеющихся ресурсов территории повышать уровень конкурентоспособности региона, выявлять наиболее востребованные направления развития, разрабатывать программы развития с распределением средств регионального и федерального бюджетов с учетом сформулированных на перспективу целей.

Литература:

  1. Аврамчикова, Н. Т. Государственные и муниципальные финансы: учебник и практикум для вузов / Н. Т. Аврамчикова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 174 с.
  2. Багян, Г. А. Пути решения актуальных проблем государственного управления в Российской Федерации / Г. А. Багян, В. И. Лукащук // Modern Science. — 2020. — № 5–1. — С. 450–454.
  3. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт: учебник для вузов / А. П. Альгин [и др.]; под редакцией Л. В. Сморгунова. — 2-е изд., стер. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 484 с.
  4. Теория и механизмы современного государственного управления / А. В. Буга, М. С. Великославинский, Т. В. Данилова [и др.]. — Санкт-Петербург: Центр научно-информационных технологий «Астерион», 2020. — 212 с.
  5. Федорова, И. Ю. Финансовый механизм государственных и муниципальных закупок: учебное пособие для вузов / И. Ю. Федорова, А. В. Фрыгин. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 148 с.
  6. rosstat.gov.ru
Основные термины (генерируются автоматически): округ, место, государственное управление, анализ, денежный доход населения, инновационная активность, служащий, субъект, субъект РФ, сравнительная оценка.


Похожие статьи

К вопросу о действующей системе оценки эффективности муниципального управления в Российской Федерации

В статье проанализированы применяемые в настоящее время для оценки эффективности местного самоуправления показатели. Сделан вывод о совершенствования данной системы. Обоснована необходимость исключения из нее показателей, которые не зависят от деятел...

Анализ инновационной экономики Республики Саха (Якутия)

В данной статье рассматривается уровень инновационной деятельности Республики Саха (Якутия). Проведен анализ основных показателей инновационной деятельности региона, как основополагающих составляющих инновационной инфраструктуры региона. Также привед...

Анализ инновационного развития Республики Саха (Якутия)

В данной статье рассматривается уровень инновационной деятельности Республики Саха (Якутия). Проведен анализ основных показателей инновационной деятельности региона, как основополагающих составляющих инновационной инфраструктуры региона. Также привед...

Роль прогнозирования в социально-экономическом развитии регионов (на примере Сахалинской области)

В статье рассматриваются вопросы необходимости прогнозирования социально-экономического развития регионов России. В частности, на примере Сахалинской области проведен анализ ключевых проблем осуществления прогнозирования социально-экономического разв...

Методологические подходы к оценке качества и уровня жизни населения России

В статье проанализированы системообразующие факторы и условия качества жизни российского общества. Сделан вывод о необходимости использования индикаторов качества жизни в мониторинге социально-экономического развития территорий России.

Особенности стратегического планирования: муниципальный уровень

Актуальность темы исследования определяется необходимостью стратегического планирования комплексного социально-экономического развития муниципальных образований, с целью повышения эффективность муниципального управления. Автор исследования раскрывает...

Оценка эффективности деятельности строительных организаций с помощью внедрения системы показателей

В настоящей статье рассмотрены вопросы оценки эффективности деятельности строительных организаций с помощью внедрения системы показателей. Проводится исследование, которое подтверждает высокую значимость представленной системы показателей. В статье о...

Инновационный потенциал Республики Саха (Якутия)

В данной статье рассматривается инновационный потенциал Республики Саха (Якутия), представлены результаты анализа рейтинговых оценок инвестиционного потенциала субъектов Дальневосточного федерального округа и динамика инновационной активности республ...

Рейтинговая оценка социально-экономического развития муниципальных образований региона

Проведение рейтинговой оценки по уровню социально-экономического развития муниципальных образований является важным и необходимым этапом в разработке и реализации программ развития регионального и субрегионального уровня. Объективность полученных рез...

Формирование показателей оценки эффективности инновационной деятельности организации индустрии гостеприимства

В статье рассмотрены особенности индустрии гостеприимства с точки зрения маркетингового подхода для формирования показателей оценки эффективности инновационной деятельности. Представлены структуры индустрии гостеприимства на основе определения, сформ...

Похожие статьи

К вопросу о действующей системе оценки эффективности муниципального управления в Российской Федерации

В статье проанализированы применяемые в настоящее время для оценки эффективности местного самоуправления показатели. Сделан вывод о совершенствования данной системы. Обоснована необходимость исключения из нее показателей, которые не зависят от деятел...

Анализ инновационной экономики Республики Саха (Якутия)

В данной статье рассматривается уровень инновационной деятельности Республики Саха (Якутия). Проведен анализ основных показателей инновационной деятельности региона, как основополагающих составляющих инновационной инфраструктуры региона. Также привед...

Анализ инновационного развития Республики Саха (Якутия)

В данной статье рассматривается уровень инновационной деятельности Республики Саха (Якутия). Проведен анализ основных показателей инновационной деятельности региона, как основополагающих составляющих инновационной инфраструктуры региона. Также привед...

Роль прогнозирования в социально-экономическом развитии регионов (на примере Сахалинской области)

В статье рассматриваются вопросы необходимости прогнозирования социально-экономического развития регионов России. В частности, на примере Сахалинской области проведен анализ ключевых проблем осуществления прогнозирования социально-экономического разв...

Методологические подходы к оценке качества и уровня жизни населения России

В статье проанализированы системообразующие факторы и условия качества жизни российского общества. Сделан вывод о необходимости использования индикаторов качества жизни в мониторинге социально-экономического развития территорий России.

Особенности стратегического планирования: муниципальный уровень

Актуальность темы исследования определяется необходимостью стратегического планирования комплексного социально-экономического развития муниципальных образований, с целью повышения эффективность муниципального управления. Автор исследования раскрывает...

Оценка эффективности деятельности строительных организаций с помощью внедрения системы показателей

В настоящей статье рассмотрены вопросы оценки эффективности деятельности строительных организаций с помощью внедрения системы показателей. Проводится исследование, которое подтверждает высокую значимость представленной системы показателей. В статье о...

Инновационный потенциал Республики Саха (Якутия)

В данной статье рассматривается инновационный потенциал Республики Саха (Якутия), представлены результаты анализа рейтинговых оценок инвестиционного потенциала субъектов Дальневосточного федерального округа и динамика инновационной активности республ...

Рейтинговая оценка социально-экономического развития муниципальных образований региона

Проведение рейтинговой оценки по уровню социально-экономического развития муниципальных образований является важным и необходимым этапом в разработке и реализации программ развития регионального и субрегионального уровня. Объективность полученных рез...

Формирование показателей оценки эффективности инновационной деятельности организации индустрии гостеприимства

В статье рассмотрены особенности индустрии гостеприимства с точки зрения маркетингового подхода для формирования показателей оценки эффективности инновационной деятельности. Представлены структуры индустрии гостеприимства на основе определения, сформ...

Задать вопрос