В статье рассматривается возможность использования образовательного квеста как игровой педагогической технологии обучения при изучении дисциплины «История» в практике преподавания в системе СПО.
Ключевые слова: квест, игровая педагогическая технология, история.
Современный мир не стоит на месте, вместе с ним меняется и система образования. На сегодняшний день, образование можно считать качественным, если оно включает не только количество знаний по различным дисциплинам, но и приобретенные умения и навыки активных действий.
Современный учитель или преподаватель — это не бесперебойный транслятор знаний, а помощник, навигатор, тьютор, создающий условия для развития учащихся и студентов посредством поиска и самостоятельного добывания знаний [1, с.84]. Однако здесь, пожалуй, каждый педагог, сталкивается с определенными трудностями: «Чем завлечь обучающихся в образовательный процесс?», «Как сделать так, что бы студенты оторвались от различных гаджетов и уделили время изучаемой дисциплине»? Поэтому, современная методика преподавания, должна ориентироваться на интерактивные формы учебной деятельности.
Практика показывает, что одной из самых популярных технологий в студенческой среде, является игровая педагогическая технология. Игра на протяжении всей истории человечества использовалась как средство обучения и социализации [4, с.124]. Игровая педагогическая технология способна разнообразить формы проведения занятий, тем самым привлечь внимание студентов к изучаемой дисциплине. Одина из таких игровых педагогических технологий, является образовательный квест.
Образовательный квест — это форма игровой деятельности, которая требует от участников поиска решения определенных задач. Образовательный квест выгодно отличается от стандартной формы организации занятия элементами сюжета, ролевой игры, необходимостью взаимодействия с другими участниками, использования ресурсов какого-либо помещения (какой-либо территории) и / или различных информационных ресурсов [2, с.22].
Образовательный квест обычно включает в себя следующие этапы:
— введение (постановку задачи для участников квеста, характеристику их ролей);
— задания (сюжет квеста);
— порядок прохождения (правила, штрафы);
— оценку (подведение итогов, призы, если таковые предусмотрены).
В зависимости от сюжета, квесты могут быть:
— линейными, в которых игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;
— штурмовыми, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;
— кольцевыми, которые представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными;
— живые квесты, их особенность заключается в высоком уровне вариативности и частых контактах между участниками действия [3, с.161].
Образовательный квест может быть применен как для группы студентов, так и в качестве индивидуального задания, однако практика показывает, что образовательный квест хорошо зарекомендовал себя именно для групповой работы, так как он построен чаще всего на взаимодействии между студентами, коммуникации в игре и взаимоотношении в команде.
По мнению исследователей, квесты, относясь к интерактивным методам обучения, позволяют реализовать партнёрские отношения преподавателя и студента. Сначала преподаватель выступает в качестве партнёра-организатора, а затем партнёра-участника игры. Студенты могут работать и самостоятельно [4, с.125].
Подробнее остановимся на использовании образовательного квеста на занятиях по истории.
На занятиях по истории, организатором квеста, выступает преподаватель который определяет тему квеста (согласно рабочей программе), цель проведения, а также разрабатывает рабочий план игры. Преподаватель может выбрать рабочую группу из числа студентов для разработки сценария игры, определении правил игры, критериев оценки победителей.
Так как занятие по истории в основном ограничено перемещением и проходит в кабинете, удобен в использовании линейный вид квеста. Студенческую группу можно разбить на команды и устроить между ними соревнование, либо участвовать в одной команде всей группой.
Для проведения квеста, педагог должен владеть не только предметными компетенциями, но и ИКТ-компетенциями, а учебная среда соответственно организована. С помощью ИКТ, можно создать маршрутную карту заданий, которая привет к конечному результату по сюжету квеста.
Задания могут быть различными:
— решение образовательного кейса;
— решение загадок-заданий, исторических кроссвордов и викторин;
— дизайн-задание, требующее создания плана-схемы для достижения той или иной цели;
— посещение виртуального музея или проведения виртуальной экскурсии;
— работа с историческими документами и другими историческими источниками.
Таким образом, образовательный квест в процессе обучения становиться не только игрой, но и инструментом обучения одновременно.
В преподавании истории, образовательный квест имеет большие перспективы, в ходе игры у обучающихся появляется возможность по-новому рассмотреть процессы исторического развития нашей страны. Данная деятельность способствует более глубокому осмыслению обучающимися прошлого и настоящего, ведет к развитию критического и творческого мышления.
Внедрение квестов в образовательный процесс среднего профессионального образования позволяет отойти от традиционных форм обучения, расширить рамки образовательного пространства, обеспечить реализацию ФГОС нового поколения.
Помимо всего вышеперечисленного, образовательный квест, может помочь в формировании у студентов конкретных практических навыков и умений, применяемых непосредственно в повседневной и дальнейшей профессиональной жизни.
Литература:
- Богинская О. С., Сенжапова А. И. Образовательные квесты как средство формирования интереса к предмету ОБЖ у учащихся средней школы // Вестник РМАТ. 2022. № 2. — С.84–87.
- Власова Н. А. Образовательный квест как форма организации занятия при обучении русскому языку как иностранному (из опыта проведения) // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2018. № 3 (30). — С. 21–25.
- Морозов Д. Д. Использование квест — технологий на уроке литературы // Уральский филологический вестник. Серия: Драфт: молодая наука. 2020. № 3. — С. 158–167.
- Коломейцева Е. Б., Шмалько-Затинацкая С. А. Игра-квест как метод активного обучения в РКИ // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72–2. — С.124–127.