в данной статье отражена проблема становления самодеятельной игры у младших дошкольников. Рассмотрены такие понятия, как «игра», «самодеятельная игра», «театрализованная игра», «игра-драматизация». Особое внимание в статье уделено влиянию театрализованных игр в формировании самодеятельной игры дошкольников.
Ключевые слова: младший дошкольник, игра, самодеятельная игра, театрализованная игра, игра-драматизация.
Все возрастные периоды развития детей имеют общую характеристику: наличие определённой ведущей деятельности. Ведущая деятельность определяется как деятельность, в процессе которой происходит формирование и развитие основных психических процессов, свойств, осуществляются качественные изменения в психике ребёнка, которые характерны для конкретного возраста.
«Ведущей мы называем такую деятельность, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребёнка и внутри которой развиваются психические процессы, подготовляющие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития» [5, с.485]. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра.
По мнению Л. С. Выготского, в игре возможны высшие достижения ребёнка, которые завтра станут его реальным уровнем развития [3, с. 66].
С. Л. Новоселовой были выделены три класса игр: игры, возникающие по инициативе взрослого (досуговые, обучающие, дидактические); игры, которые возникают по инициативе самого ребёнка (игры-экспериментирования, самодеятельные сюжетные игры: сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссёрские); игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (традиционные, народные игры). По мнению С. Л. Новоселовой, ведущими являются именно те игры, которые возникли по инициативе детей [6, с. 85].
Я считаю, что для полноценного и гармоничного развития личности каждого дошкольника важна не просто игра, а именно самодеятельная игра. Это игра, которая возникает по инициативе детей, сама по себе, без взрослого. Я уверена, что учить играть ребёнка надо с раннего возраста, чтобы игра смогла возникнуть и развиваться на других ступенях детского развития.
Одним из педагогических приёмов, позволяющих создать условия для становления самодеятельных сюжетных игр, является использование театрализованных игры и игр-драматизаций.
Театрализованная игра — это разыгрывание в лицах разнообразных литературных произведений (например, рассказа, сказки и т. д.)
По мнению И. Г. Вечкановой, театрализованная игра является деятельностью, которая подчинена определённому сюжету и выражается в принятии на себя образа [2, с. 48].
Театрализованная игра является одним из эффективных средств социализации ребёнка в процессе осмысления им литературного произведения, участия в игре, которая создаёт благоприятные условия для развития чувства партнёрства, освоения способов позитивного взаимодействия [1, с. 98].
У всех детей заложена способность к творчеству, но её дальнейшее развитие напрямую зависит от педагогических условий, которые будут созданы в дошкольной организации. В детском коллективе важно создать атмосферу свободного выражения мыслей, эмоций и чувств, побудить детей к проявлению фантазии, создать условия для развития всех детских способностей [4, с. 55].
Огромное влияние театрализованных игр на становление самодеятельной сюжетной игры дошкольников заключается в том, что они раскрывают для ребёнка механизм реализации игровой деятельности во всей полноте этой реализации (мотив, техника, эмоциональность, специфика речи, специфика изображения и др.).
Театрализованные игры разнообразны по своей тематике, по средствам изображения, что даёт педагогу возможность использовать их в целях обогащения игрового опыта дошкольников, который в будущем станет основой их самодеятельных игр.
Театрализованные игры делятся на две большие группы: игры-драматизации (основаны на собственных действиях исполнителя роли) и режиссерские игры (теневой театр, настольный театр, театр на фланелеграфе) [1, с. 15].
От условий, созданных для развития сюжетных игр, зависит, станет ли игра каждого дошкольника ведущей, самостоятельной деятельностью.
В 3–4 года продолжается активное действие с предметами: действия разворачиваются более последовательно, появляются роли, которые обозначаются словами. Дети-дошкольники начинают взаимодействовать между собой по два-три человека, пусть и кратковременно, их объединяет, например, общая игрушка. Основные сюжеты игр, по-прежнему, бытовые. Что касается игрушек, то дети чаще всего выбирают «любимые» — одни и те же. На основе углубленных знаний об окружающем мире дети в игре творчески реализуют интересные замыслы. Игра претерпевает изменения от образно-ролевой игры до сюжетно-ролевой.
Для того, что сформировать у детей интерес к играм-драматизациям, умения отражать некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя хотя бы одно средство выразительности — мимику, жест, движения; умения принимать на себя роль одного из героев сказки; умения соотносить слова и движения; умения согласовывать действия с другими детьми — героями сказки; а также для воспитания дружеских взаимоотношений, я буду использовать такие приёмы, как:
Представление театрализованной игры на игрушках (на основе сказки);
Разыгрывание сюжета на игрушках с передачей инициативы детям;
Разыгрывание «живой» драматизации с передачей инициативы детям;
Импровизация-драматизация с предметами (на основе сказки, потешки, колыбельной);
«Живая» драматизация-импровизация на придуманный совместно с детьми текст и многое другое.
Например, для импровизации-драматизации с предметами я подобрала разнообразные предметы-заместители, которые будут использовать дети (различные кубики, ленточки, бросовый материал, детали конструктора и т.д). С помощью этих предметов дети будут изображать сказку, колыбельную, потешку.
Литература:
- Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1991. — 127 с.
- Вечканова И. Г. Технологии театрализованной игры в реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Образование детей с ограниченными возможностями здоровья. — М., 2016. — С. 47–52.
- Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. — 1966. — № 6. — С. 62–76.
- Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1988. — 96 с.
- Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М.: Изд-во МГУ, 1981. — 584 с.
- Новоселова С. Л. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. 1997. № 3. — С. 84–87.