Влияние театрализованных игр и драматизаций на самодеятельную игру детей второй младшей группы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (451) январь 2023 г.

Дата публикации: 28.01.2023

Статья просмотрена: 182 раза

Библиографическое описание:

Сохрокова, И. М. Влияние театрализованных игр и драматизаций на самодеятельную игру детей второй младшей группы / И. М. Сохрокова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 186-188. — URL: https://moluch.ru/archive/451/99492/ (дата обращения: 17.10.2024).



в данной статье отражена проблема становления самодеятельной игры у младших дошкольников. Рассмотрены такие понятия, как «игра», «самодеятельная игра», «театрализованная игра», «игра-драматизация». Особое внимание в статье уделено влиянию театрализованных игр в формировании самодеятельной игры дошкольников.

Ключевые слова: младший дошкольник, игра, самодеятельная игра, театрализованная игра, игра-драматизация.

Все возрастные периоды развития детей имеют общую характеристику: наличие определённой ведущей деятельности. Ведущая деятельность определяется как деятельность, в процессе которой происходит формирование и развитие основных психических процессов, свойств, осуществляются качественные изменения в психике ребёнка, которые характерны для конкретного возраста.

«Ведущей мы называем такую деятельность, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребёнка и внутри которой развиваются психические процессы, подготовляющие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития» [5, с.485]. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра.

По мнению Л. С. Выготского, в игре возможны высшие достижения ребёнка, которые завтра станут его реальным уровнем развития [3, с. 66].

С. Л. Новоселовой были выделены три класса игр: игры, возникающие по инициативе взрослого (досуговые, обучающие, дидактические); игры, которые возникают по инициативе самого ребёнка (игры-экспериментирования, самодеятельные сюжетные игры: сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссёрские); игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (традиционные, народные игры). По мнению С. Л. Новоселовой, ведущими являются именно те игры, которые возникли по инициативе детей [6, с. 85].

Я считаю, что для полноценного и гармоничного развития личности каждого дошкольника важна не просто игра, а именно самодеятельная игра. Это игра, которая возникает по инициативе детей, сама по себе, без взрослого. Я уверена, что учить играть ребёнка надо с раннего возраста, чтобы игра смогла возникнуть и развиваться на других ступенях детского развития.

Одним из педагогических приёмов, позволяющих создать условия для становления самодеятельных сюжетных игр, является использование театрализованных игры и игр-драматизаций.

Театрализованная игра — это разыгрывание в лицах разнообразных литературных произведений (например, рассказа, сказки и т. д.)

По мнению И. Г. Вечкановой, театрализованная игра является деятельностью, которая подчинена определённому сюжету и выражается в принятии на себя образа [2, с. 48].

Театрализованная игра является одним из эффективных средств социализации ребёнка в процессе осмысления им литературного произведения, участия в игре, которая создаёт благоприятные условия для развития чувства партнёрства, освоения способов позитивного взаимодействия [1, с. 98].

У всех детей заложена способность к творчеству, но её дальнейшее развитие напрямую зависит от педагогических условий, которые будут созданы в дошкольной организации. В детском коллективе важно создать атмосферу свободного выражения мыслей, эмоций и чувств, побудить детей к проявлению фантазии, создать условия для развития всех детских способностей [4, с. 55].

Огромное влияние театрализованных игр на становление самодеятельной сюжетной игры дошкольников заключается в том, что они раскрывают для ребёнка механизм реализации игровой деятельности во всей полноте этой реализации (мотив, техника, эмоциональность, специфика речи, специфика изображения и др.).

Театрализованные игры разнообразны по своей тематике, по средствам изображения, что даёт педагогу возможность использовать их в целях обогащения игрового опыта дошкольников, который в будущем станет основой их самодеятельных игр.

Театрализованные игры делятся на две большие группы: игры-драматизации (основаны на собственных действиях исполнителя роли) и режиссерские игры (теневой театр, настольный театр, театр на фланелеграфе) [1, с. 15].

От условий, созданных для развития сюжетных игр, зависит, станет ли игра каждого дошкольника ведущей, самостоятельной деятельностью.

В 3–4 года продолжается активное действие с предметами: действия разворачиваются более последовательно, появляются роли, которые обозначаются словами. Дети-дошкольники начинают взаимодействовать между собой по два-три человека, пусть и кратковременно, их объединяет, например, общая игрушка. Основные сюжеты игр, по-прежнему, бытовые. Что касается игрушек, то дети чаще всего выбирают «любимые» — одни и те же. На основе углубленных знаний об окружающем мире дети в игре творчески реализуют интересные замыслы. Игра претерпевает изменения от образно-ролевой игры до сюжетно-ролевой.

Для того, что сформировать у детей интерес к играм-драматизациям, умения отражать некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя хотя бы одно средство выразительности — мимику, жест, движения; умения принимать на себя роль одного из героев сказки; умения соотносить слова и движения; умения согласовывать действия с другими детьми — героями сказки; а также для воспитания дружеских взаимоотношений, я буду использовать такие приёмы, как:

 Представление театрализованной игры на игрушках (на основе сказки);

 Разыгрывание сюжета на игрушках с передачей инициативы детям;

 Разыгрывание «живой» драматизации с передачей инициативы детям;

 Импровизация-драматизация с предметами (на основе сказки, потешки, колыбельной);

 «Живая» драматизация-импровизация на придуманный совместно с детьми текст и многое другое.

Например, для импровизации-драматизации с предметами я подобрала разнообразные предметы-заместители, которые будут использовать дети (различные кубики, ленточки, бросовый материал, детали конструктора и т.д). С помощью этих предметов дети будут изображать сказку, колыбельную, потешку.

Литература:

  1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1991. — 127 с.
  2. Вечканова И. Г. Технологии театрализованной игры в реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Образование детей с ограниченными возможностями здоровья. — М., 2016. — С. 47–52.
  3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. — 1966. — № 6. — С. 62–76.
  4. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1988. — 96 с.
  5. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М.: Изд-во МГУ, 1981. — 584 с.
  6. Новоселова С. Л. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. 1997. № 3. — С. 84–87.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, театрализованная игра, ребенок, ведущая деятельность, самодеятельная игра, герой сказки, инициатива детей, основа сказки, передача инициативы, развитие.


Похожие статьи

Использование сюжетно-дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

В статье дается определение понятия «сюжетно-дидактическая игра», характеристика таких игр с учетом использования их в процессе формирования элементарных математических представлений, приводится краткое описание игр, направленных на усвоение программ...

Развитие творческого воображения у детей подготовительной к школе группы в театрализованной деятельности в ДОО

Актуальность статьи обусловлена тем, что процесс развития творческого воображения ребенка — неотъемлемый компонент любой формы детской творческой деятельности, детского поведения в целом. Психологическая и педагогическая литература все чаще задается ...

Использование методик орф-подхода в развитии творческих способностей дошкольников

В данной статье автор рассматривает систему применения орф-подхода в дошкольном образовании как инструмент развития музыкально-творческих способностей детей, акцентируя внимание на дошкольном образовании как структурном компоненте образования. Также ...

Организация театрализованной деятельности с детьми раннего возраста

В статье рассматривается значение театрализованной деятельности в детском саду и ее влияние на развитие творческого потенциала и творческой направленности ребенка. Описываются требования к организации такой деятельности в раннем детстве. Автор статьи...

Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр

В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...

Влияние подвижных игр на всестороннее развитие детей

В данной статье освещается вопрос влияния подвижных игр на развитие детей и значения подвижных и национальных игр в процессе обучения. Особое внимание уделяется естественной потребности ребенка в движении, что эта потребность удовлетворяется в подви...

Исполнительство на музыкальных инструментах как вид деятельности музыкально-эстетического воспитания в детском саду

В статье рассматривается значение исполнительства на музыкальных инструментах как вида деятельности музыкально-эстетического воспитания в детском саду. Автор делится собственным опытом работы, анализирует этапы работы на примере создания детского орк...

Значение и специфика игры в культурно-досуговых программах для детей с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье поднимается вопрос значения игровой деятельности в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассматриваются некоторые особенности игровой деятельности детей различных нозологических групп, которые необходимо учитывать при п...

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста

В статье раскрывается понятие и особенности развития межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста; показана специфика развития сюжетно-ролевой игры у детей среднего дошкольного возраста; приведены результаты диагностики межличностных о...

Игра-драматизация как средство полоролевого развития детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются вопросы использования игры-драматизации как средства полоролевого развития детей дошкольного возраста, обозначен потенциал игр-драматизаций в становлении половой идентичности.

Похожие статьи

Использование сюжетно-дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

В статье дается определение понятия «сюжетно-дидактическая игра», характеристика таких игр с учетом использования их в процессе формирования элементарных математических представлений, приводится краткое описание игр, направленных на усвоение программ...

Развитие творческого воображения у детей подготовительной к школе группы в театрализованной деятельности в ДОО

Актуальность статьи обусловлена тем, что процесс развития творческого воображения ребенка — неотъемлемый компонент любой формы детской творческой деятельности, детского поведения в целом. Психологическая и педагогическая литература все чаще задается ...

Использование методик орф-подхода в развитии творческих способностей дошкольников

В данной статье автор рассматривает систему применения орф-подхода в дошкольном образовании как инструмент развития музыкально-творческих способностей детей, акцентируя внимание на дошкольном образовании как структурном компоненте образования. Также ...

Организация театрализованной деятельности с детьми раннего возраста

В статье рассматривается значение театрализованной деятельности в детском саду и ее влияние на развитие творческого потенциала и творческой направленности ребенка. Описываются требования к организации такой деятельности в раннем детстве. Автор статьи...

Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр

В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...

Влияние подвижных игр на всестороннее развитие детей

В данной статье освещается вопрос влияния подвижных игр на развитие детей и значения подвижных и национальных игр в процессе обучения. Особое внимание уделяется естественной потребности ребенка в движении, что эта потребность удовлетворяется в подви...

Исполнительство на музыкальных инструментах как вид деятельности музыкально-эстетического воспитания в детском саду

В статье рассматривается значение исполнительства на музыкальных инструментах как вида деятельности музыкально-эстетического воспитания в детском саду. Автор делится собственным опытом работы, анализирует этапы работы на примере создания детского орк...

Значение и специфика игры в культурно-досуговых программах для детей с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье поднимается вопрос значения игровой деятельности в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассматриваются некоторые особенности игровой деятельности детей различных нозологических групп, которые необходимо учитывать при п...

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста

В статье раскрывается понятие и особенности развития межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста; показана специфика развития сюжетно-ролевой игры у детей среднего дошкольного возраста; приведены результаты диагностики межличностных о...

Игра-драматизация как средство полоролевого развития детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются вопросы использования игры-драматизации как средства полоролевого развития детей дошкольного возраста, обозначен потенциал игр-драматизаций в становлении половой идентичности.

Задать вопрос