Влияние театрализованных игр и драматизаций на самодеятельную игру детей второй младшей группы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (451) январь 2023 г.

Дата публикации: 28.01.2023

Статья просмотрена: 205 раз

Библиографическое описание:

Сохрокова, И. М. Влияние театрализованных игр и драматизаций на самодеятельную игру детей второй младшей группы / И. М. Сохрокова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 186-188. — URL: https://moluch.ru/archive/451/99492/ (дата обращения: 02.04.2025).



в данной статье отражена проблема становления самодеятельной игры у младших дошкольников. Рассмотрены такие понятия, как «игра», «самодеятельная игра», «театрализованная игра», «игра-драматизация». Особое внимание в статье уделено влиянию театрализованных игр в формировании самодеятельной игры дошкольников.

Ключевые слова: младший дошкольник, игра, самодеятельная игра, театрализованная игра, игра-драматизация.

Все возрастные периоды развития детей имеют общую характеристику: наличие определённой ведущей деятельности. Ведущая деятельность определяется как деятельность, в процессе которой происходит формирование и развитие основных психических процессов, свойств, осуществляются качественные изменения в психике ребёнка, которые характерны для конкретного возраста.

«Ведущей мы называем такую деятельность, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребёнка и внутри которой развиваются психические процессы, подготовляющие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития» [5, с.485]. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра.

По мнению Л. С. Выготского, в игре возможны высшие достижения ребёнка, которые завтра станут его реальным уровнем развития [3, с. 66].

С. Л. Новоселовой были выделены три класса игр: игры, возникающие по инициативе взрослого (досуговые, обучающие, дидактические); игры, которые возникают по инициативе самого ребёнка (игры-экспериментирования, самодеятельные сюжетные игры: сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссёрские); игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (традиционные, народные игры). По мнению С. Л. Новоселовой, ведущими являются именно те игры, которые возникли по инициативе детей [6, с. 85].

Я считаю, что для полноценного и гармоничного развития личности каждого дошкольника важна не просто игра, а именно самодеятельная игра. Это игра, которая возникает по инициативе детей, сама по себе, без взрослого. Я уверена, что учить играть ребёнка надо с раннего возраста, чтобы игра смогла возникнуть и развиваться на других ступенях детского развития.

Одним из педагогических приёмов, позволяющих создать условия для становления самодеятельных сюжетных игр, является использование театрализованных игры и игр-драматизаций.

Театрализованная игра — это разыгрывание в лицах разнообразных литературных произведений (например, рассказа, сказки и т. д.)

По мнению И. Г. Вечкановой, театрализованная игра является деятельностью, которая подчинена определённому сюжету и выражается в принятии на себя образа [2, с. 48].

Театрализованная игра является одним из эффективных средств социализации ребёнка в процессе осмысления им литературного произведения, участия в игре, которая создаёт благоприятные условия для развития чувства партнёрства, освоения способов позитивного взаимодействия [1, с. 98].

У всех детей заложена способность к творчеству, но её дальнейшее развитие напрямую зависит от педагогических условий, которые будут созданы в дошкольной организации. В детском коллективе важно создать атмосферу свободного выражения мыслей, эмоций и чувств, побудить детей к проявлению фантазии, создать условия для развития всех детских способностей [4, с. 55].

Огромное влияние театрализованных игр на становление самодеятельной сюжетной игры дошкольников заключается в том, что они раскрывают для ребёнка механизм реализации игровой деятельности во всей полноте этой реализации (мотив, техника, эмоциональность, специфика речи, специфика изображения и др.).

Театрализованные игры разнообразны по своей тематике, по средствам изображения, что даёт педагогу возможность использовать их в целях обогащения игрового опыта дошкольников, который в будущем станет основой их самодеятельных игр.

Театрализованные игры делятся на две большие группы: игры-драматизации (основаны на собственных действиях исполнителя роли) и режиссерские игры (теневой театр, настольный театр, театр на фланелеграфе) [1, с. 15].

От условий, созданных для развития сюжетных игр, зависит, станет ли игра каждого дошкольника ведущей, самостоятельной деятельностью.

В 3–4 года продолжается активное действие с предметами: действия разворачиваются более последовательно, появляются роли, которые обозначаются словами. Дети-дошкольники начинают взаимодействовать между собой по два-три человека, пусть и кратковременно, их объединяет, например, общая игрушка. Основные сюжеты игр, по-прежнему, бытовые. Что касается игрушек, то дети чаще всего выбирают «любимые» — одни и те же. На основе углубленных знаний об окружающем мире дети в игре творчески реализуют интересные замыслы. Игра претерпевает изменения от образно-ролевой игры до сюжетно-ролевой.

Для того, что сформировать у детей интерес к играм-драматизациям, умения отражать некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя хотя бы одно средство выразительности — мимику, жест, движения; умения принимать на себя роль одного из героев сказки; умения соотносить слова и движения; умения согласовывать действия с другими детьми — героями сказки; а также для воспитания дружеских взаимоотношений, я буду использовать такие приёмы, как:

 Представление театрализованной игры на игрушках (на основе сказки);

 Разыгрывание сюжета на игрушках с передачей инициативы детям;

 Разыгрывание «живой» драматизации с передачей инициативы детям;

 Импровизация-драматизация с предметами (на основе сказки, потешки, колыбельной);

 «Живая» драматизация-импровизация на придуманный совместно с детьми текст и многое другое.

Например, для импровизации-драматизации с предметами я подобрала разнообразные предметы-заместители, которые будут использовать дети (различные кубики, ленточки, бросовый материал, детали конструктора и т.д). С помощью этих предметов дети будут изображать сказку, колыбельную, потешку.

Литература:

  1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1991. — 127 с.
  2. Вечканова И. Г. Технологии театрализованной игры в реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Образование детей с ограниченными возможностями здоровья. — М., 2016. — С. 47–52.
  3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. — 1966. — № 6. — С. 62–76.
  4. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1988. — 96 с.
  5. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М.: Изд-во МГУ, 1981. — 584 с.
  6. Новоселова С. Л. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. 1997. № 3. — С. 84–87.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, театрализованная игра, ребенок, ведущая деятельность, самодеятельная игра, герой сказки, инициатива детей, основа сказки, передача инициативы, развитие.


Похожие статьи

Использование сюжетно-дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

В статье дается определение понятия «сюжетно-дидактическая игра», характеристика таких игр с учетом использования их в процессе формирования элементарных математических представлений, приводится краткое описание игр, направленных на усвоение программ...

Развитие творческого воображения у детей подготовительной к школе группы в театрализованной деятельности в ДОО

Актуальность статьи обусловлена тем, что процесс развития творческого воображения ребенка — неотъемлемый компонент любой формы детской творческой деятельности, детского поведения в целом. Психологическая и педагогическая литература все чаще задается ...

Использование методик орф-подхода в развитии творческих способностей дошкольников

В данной статье автор рассматривает систему применения орф-подхода в дошкольном образовании как инструмент развития музыкально-творческих способностей детей, акцентируя внимание на дошкольном образовании как структурном компоненте образования. Также ...

Организация театрализованной деятельности с детьми раннего возраста

В статье рассматривается значение театрализованной деятельности в детском саду и ее влияние на развитие творческого потенциала и творческой направленности ребенка. Описываются требования к организации такой деятельности в раннем детстве. Автор статьи...

Формирование гуманных взаимоотношений младших школьников со сверстниками в процессе театрализованной игры

В рамках данной статьи рассматривается роль театрализованной игры как эффективного метода формирования гуманных взаимоотношений среди детей младшего школьного возраста со сверстниками. Основной акцент сделан на том, как театрализованные игры могут сп...

Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр

В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...

Влияние подвижных игр на всестороннее развитие детей

В данной статье освещается вопрос влияния подвижных игр на развитие детей и значения подвижных и национальных игр в процессе обучения. Особое внимание уделяется естественной потребности ребенка в движении, что эта потребность удовлетворяется в подви...

Исполнительство на музыкальных инструментах как вид деятельности музыкально-эстетического воспитания в детском саду

В статье рассматривается значение исполнительства на музыкальных инструментах как вида деятельности музыкально-эстетического воспитания в детском саду. Автор делится собственным опытом работы, анализирует этапы работы на примере создания детского орк...

Значение и специфика игры в культурно-досуговых программах для детей с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье поднимается вопрос значения игровой деятельности в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассматриваются некоторые особенности игровой деятельности детей различных нозологических групп, которые необходимо учитывать при п...

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста

В статье раскрывается понятие и особенности развития межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста; показана специфика развития сюжетно-ролевой игры у детей среднего дошкольного возраста; приведены результаты диагностики межличностных о...

Похожие статьи

Использование сюжетно-дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

В статье дается определение понятия «сюжетно-дидактическая игра», характеристика таких игр с учетом использования их в процессе формирования элементарных математических представлений, приводится краткое описание игр, направленных на усвоение программ...

Развитие творческого воображения у детей подготовительной к школе группы в театрализованной деятельности в ДОО

Актуальность статьи обусловлена тем, что процесс развития творческого воображения ребенка — неотъемлемый компонент любой формы детской творческой деятельности, детского поведения в целом. Психологическая и педагогическая литература все чаще задается ...

Использование методик орф-подхода в развитии творческих способностей дошкольников

В данной статье автор рассматривает систему применения орф-подхода в дошкольном образовании как инструмент развития музыкально-творческих способностей детей, акцентируя внимание на дошкольном образовании как структурном компоненте образования. Также ...

Организация театрализованной деятельности с детьми раннего возраста

В статье рассматривается значение театрализованной деятельности в детском саду и ее влияние на развитие творческого потенциала и творческой направленности ребенка. Описываются требования к организации такой деятельности в раннем детстве. Автор статьи...

Формирование гуманных взаимоотношений младших школьников со сверстниками в процессе театрализованной игры

В рамках данной статьи рассматривается роль театрализованной игры как эффективного метода формирования гуманных взаимоотношений среди детей младшего школьного возраста со сверстниками. Основной акцент сделан на том, как театрализованные игры могут сп...

Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр

В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...

Влияние подвижных игр на всестороннее развитие детей

В данной статье освещается вопрос влияния подвижных игр на развитие детей и значения подвижных и национальных игр в процессе обучения. Особое внимание уделяется естественной потребности ребенка в движении, что эта потребность удовлетворяется в подви...

Исполнительство на музыкальных инструментах как вид деятельности музыкально-эстетического воспитания в детском саду

В статье рассматривается значение исполнительства на музыкальных инструментах как вида деятельности музыкально-эстетического воспитания в детском саду. Автор делится собственным опытом работы, анализирует этапы работы на примере создания детского орк...

Значение и специфика игры в культурно-досуговых программах для детей с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье поднимается вопрос значения игровой деятельности в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассматриваются некоторые особенности игровой деятельности детей различных нозологических групп, которые необходимо учитывать при п...

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста

В статье раскрывается понятие и особенности развития межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста; показана специфика развития сюжетно-ролевой игры у детей среднего дошкольного возраста; приведены результаты диагностики межличностных о...

Задать вопрос