В представленной статье анализируются категории и понятия, связанные с практикой копирования произведений изобразительного искусства. Исследуются процессы, происходящие на различных этапах исторического развития художественного копирования. Автор рассматривает копирование как особую форму художественного выражения.
Ключевые слова: копирование, копия, искусство, оригинал, школа, художник.
Копия в искусстве (от лат. Copia — означает «множество») — это художественное произведение, повторяющее другое произведение с целью его воспроизведения в той же манере, материале и с сохранением размеров подлинника (иногда в уменьшенном или увеличенном виде).
Человек с давних времен испытывал непреодолимое желание изобразить то, что его интересовало и производило на него впечатление. Уже в Древнем Египте, обучение рисованию основывалось не на рисовании с натуры, а на заучивании схем и канонов (рис. 1), то есть на копировании образцов. Ученики не получали знания об изображении окружающего мира, главным для них было следование установленным канонам и заучивание изображения правил изображения предметов по образцам. В этом заключается ограниченность египетской системы обучения рисованию.
Рис. 1. Канон изображения фигуры человека в Древнем Египте
Греческая культура всегда стремилась к созерцанию и воспроизведению увиденного в собственном творчестве, следовательно, основным видом художественной деятельности у древних греков становится работа с натуры. Именно наблюдение помогло грекам создать великолепные произведения искусства, к которым по сей день продолжают возвращаться художники для изучения и обучения на их основе. Все наблюдения греки старались научно подтверждать, именно поэтому их творения выглядят убедительно и верно с точки зрения научности [8, с. 302]. Римляне, в свою очередь, переняли от греков их искусство, не создавая собственной аутентичной культуры, так как к искусству они относились как к повседневному ремеслу, необходимому для украшения быта людей. Отсюда и следует перенятие чужой культуры — копирования греческих образцов. Почти все римские статуи сделаны с греческих образцов.
Художники средневековья часто использовали метод копирования для создания своих рисунков. Сохранились слова византийского автора о технике выполнения копии: «...прилепи пропитанную маслом бумагу твою к четырем краям подлинника; изготовь черную краску с малым количеством яичного желтка и тщательно обведи ею рисунок и наложи тени; потом приготовь белила и наведи пробела и самыми жидкими белилами обозначь светлые места. Тогда выйдет очерк изображения, потому что бумага прозрачна, и сквозь нее видны все черты подлинника». Помимо приведенного примера существует известный большинству способ перенесения изображения с оригинала. К окну прислоняли подлинник, на него накладывали чистый лист и обводили контур изображения. Подобный метод был оправдан для той эпохи, так как преобладало ремесленничество.
В Средневековье также, как и в Древней Руси, искусство носило сугубо религиозный характер. Религию диктовала свои правила, главным из которых было не передача авторской идеи и манеры письма, а образец для создания реплики. В христианстве икона, которая была выполнена по образцу, после освещения также становилась чудодейственной.
В эпоху возрождения копирование также существовало, однако относились к нему довольно противоречиво. О данном методе говорится в трудах флорентинского зодчего Л. Б. Альберти «Три книги о живописи». Большой значение деятель уделяет методу «завесы» (рис. 2).
Рис. 2. Метод завесы. Леон Бастиста Альберти, 1437 г.
Этот способ заключает в себе и работу с натуры, и перенесение изображения посредством сетки, натянутой на раму. Смотря на изображаемой через сетку, художник переносил изображение на поверхность. Также подобным эффектом обладала камера обскура. Леонардо да Винчи же считал основополагающим методом обучения рисунку работу с натуры, однако противоречит себе в собственном трактате «Книга о живописи», в главе «Способ точно срисовать местность» описывает подобный метод, напоминающий копирование изображения местности. Также в главе «Обучение живописца» художник разрабатывает собственную методику обучения будущих художников, в которую также входит копирование с образцов великих предшественников. Изначально юным художникам следует изучать перспективу, затем меру, то есть, вероятно, композицию и соразмерность. Для этого необходимо практиковаться на хороших работах, перенимая опыт их авторов. Последним этапом следует ознакомление и тренировка намеренности также хороших работ предшественников, при этом копирование вовсе не помешает в овладении навыка рисования. Известный мастер эпохи Возрождения Ченнино Ченнини писал в своем дневнике: «Постоянно трудись и наслаждайся, срисовывая лучшие произведения, какие ты сможешь найти, сделанные рукою великих мастеров» [4, c. 72].
Общеизвестный факт, что в XVII веке система образования делает шаг вперед, во всем мире появляются академии для обучения молодых людей. Российская империя не становится исключением, и в 1757 в Санкт-Петербурге открывается Императорская Академия художеств, которая несла академическую систему обучения по примеру европейских учебных заведений. Например, в Болонской Академии существовала следующая система обучения художников: в начале изучались основы рисунка, далее обязательным этапом шло рисование «с образцов», то есть копирование. Только после этого этапа ученики могли приступать к работе с натуры над античными скульптурами и статуями, а уже далее с живой натуры.
Подобная система существовала и в уже упомянутой Императорской Академии художеств. Копирование также считалось основой овладения навыка рисования, и изучалось перед преступлением к работе с натуры. «...К концу года ученики начинали копировать с оригиналов рисунки голов, частей человеческого тела» .... Известно, что первые занятий по копированию проводили в Эрмитаже, копировали Рубенса, Шардена, Рембрандта и Буше. Копирование здесь имело систему (рис. 3). Карл Брюллов писал, что написал несколько копий с известного портрета «Папы Иннокентия» Веласкеса. Считается, что прежде, чем приступить к созданию своей знаменитой картины «Последний день Помпеи», Брюллов сделал большую копию картины Рафаэля.
Рис. 3. Образец для копирования в Русской Императорской Академии Художеств, конец XVIII века
Почти все русские художники обучались, в том числе посредством копирования. Среди них можно выделить Иванова, Репина, Венецианова, Серова, Левитана и многих других. Часто многие из них ездили за границу, чтобы иметь возможность копировать непосредственно с известных образцов мировой живописи. Италия и Франция были местами паломничеств многих художников из разных стран, в том числе и из России. Они много копировали старых мастеров. Но зачастую это было не точное копировании образца. Художники позволяли изменять себе элементы произведения в угоду композиции, цвета или конструкции. Копирование не было бессознательным действием. Это было осмысленное изучение образца и обдуманно выбранные материалы. Копии делали теми же материалами, что и был написаны картины, взятые за образец. Копировалось все, начиная от основания — холста и грунта.
Ведущие преподаватели Академии художеств — П. П. Чистяков, В. Г. Перов, И. Н. Крымской — пытались составить собственную методику преподавания рисунка, они отводили ему ведущее место в освоение азов искусства. «Рисунок — это основа основ искусства, овладеть рисунком должен каждый художник, без рисунка художник беспомощен» ... [6, с. 37]. Также серьезно они относились к копированию, считая, что оно имеет большое значение в овладении изобразительным искусством.
Тем не менее копирование зачастую подменялось понятием механического перенесения рисунка, что подрывало его репутацию как самоценного метода обучения изобразительной грамоте. К советским годам методика обучения вовсе оскудела. Она основывалась лишь на рисовании с натуры, так как знаменитые художники-педагоги считали его ведущей деятельностью. Практически все ведущие программы обучения основывались на данном виде занятий, пренебрегая копированием, которое не нашло места в советской системе образования.
Современная же обстановка в области методики преподавания изобразительного искусства не сильно отличается от советской. Основываясь на негативном опыте предшественников, педагоги не рискуют вводить копию в программу дисциплины ИЗО, дабы она не заменялась бесполезным перерисовыванием, не несущим в себе пользы. Все же в исключительных случаях учебные заведения опираются на опыт ранней Императорской Академии, в которой помимо рисования с натуры существовали копировальные классы.
Значение копирования не в том, чтобы перенять манеру того или иного художника, а в том, чтобы на практике ощутить гигантский разрыв между тем, что умеешь и знаешь сам, и тем, что могли сделать наши предшественники. Подобная практика является прекрасным способом ознакомления с произведениями искусства и деятельностью выдающихся художников, а также обучению живописного мастерства. Копирование служит неким наглядным пособием для ученика, поскольку позволяет досконально изучить композицию работы, колористическое решение, технические приемы автора.
Литература:
1. Билибин И. Я. Великие художники том 53. — М.: Издательство «Директ — Медиа», 2010;
2. Давыдов Е. А. Копирование европейской живописи в системе Академии художеств 60 годов XVIII века. Институт живописи, скульптуры и архитектуры им, Репина сб. «Проблемы развития зарубежного искусства», ч. 2. — Спб.: ВШ, 2013;
3. Дубровин, В. М. Классические и современные методы работы в технике масляной живописи: учебное пособие / В. М. Дубровин. — М.: МГПУ, 2013. — 72 с.
4. Киплик Д. И. Техника живописи. — М.: «Сварог и К», 2002–502 с.;
5. Миронова Л. Н. Цветоведение — М.: Высшая школа, 2004;
6. Недошивин Г. Н. Беседы о живописи — М.: Молодая гвардия, 1959;
7. Неклюдова М. Г., История русского искусства. Том 2, часть 2. — М.: Художник, 2000;
8. Чистов П. Д. Системные основы преподавания изобразительного искусства — М.: Вестник Московского государственного областного университета, 2016;
9. Шкандрий, Я. О. Основные сведения по технологии живописных материалов и технике живописи//Школа изобразительного искусства: Вып.3.: Учеб.-метод. пособие — М.: Изобраз. искусство, 2009;
10. Беда, Г. В. Живопись [Электронный ресурс]: В помощь начинающим и самодеятельным художникам / Г. В. Беда. — М.: Искусство, 1971. –Режим доступа: http://www.studmed.ru/beda-gv- zhivopis_5037165d2cd.html# (дата обращения 15.12.22). — Режим доступа: Свободный доступ.
11. Ростовцев, Н. Н. История методов обучения рисованию [Электронный ресурс]: Русская и советская школы рисунка: учеб. пособие для студ. худ. — граф. фак. пед. ин-тов / Н. Н. Ростовцев. — М.: Просвещение, 1982. — Режим доступа: http://hudozhnikam.ru/zarubezhnaya_shkola.html (дата обращения 17.11.22). — Режим доступа: Свободный доступ.