Целостное и эффективное взаимодействие учреждений культуры, образования и молодежных центров на территории Березовского района Красноярского края | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (451) январь 2023 г.

Дата публикации: 28.01.2023

Статья просмотрена: 284 раза

Библиографическое описание:

Мерц, С. Г. Целостное и эффективное взаимодействие учреждений культуры, образования и молодежных центров на территории Березовского района Красноярского края / С. Г. Мерц. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 385-388. — URL: https://moluch.ru/archive/451/99501/ (дата обращения: 18.12.2024).



Статья посвящена вопросам целостного и эффективного взаимодействия учреждений культуры, образования и молодежной политики на территории Березовского района Красноярского края. В статье автор характеризует деятельность учреждений культуры, образования и молодежной политики на территории Березовского района Красноярского края Культура и образование имеют одну общую целевую направленность — воспитание человека, воспитание личности. Образование является одним из основных, базовых институтов культуры. Именно институт образования, действуя систематически, взаимосвязано и постоянно обеспечивает воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков.

Ключевые слова : стратегические направления развития, сфера культура, сфера образования, учреждение культуры, образовательно учреждение, молодежная политика, сельский социум, образование, воспитание, сельское поселение.

The article is devoted to the issues of holistic and effective interaction of cultural institutions, education and youth policy on the territory of the Berezovsky district of the Krasnoyarsk Territory. In the article, the author characterizes the activities of cultural, educational and youth policy institutions on the territory of the Berezovsky district of the Krasnoyarsk Territory, Culture and education have one common target orientation — the upbringing of a person, the upbringing of a personality. Education is one of the main, basic institutions of culture. It is the institute of education, acting systematically, interconnected and constantly ensures the reproduction and development of society through the organized transfer of social experience in the form of knowledge, skills, skills.

Keywords: strategic directions of development, sphere of culture, sphere of education, cultural institution, educational institution, youth policy, rural society, education, upbringing, rural settlement.

Сфера культуры — это тот механизм, который сохраняет, производит и транслирует поколениям ценности, законы морали, религиозные принципы, культурные нормы, творческие достижения и прочие культурные элементы. Она имеет много общего с другими сферами жизнедеятельности людей (например, сфера образования или здравоохранения).

Создание условий для поддержки детской одаренности, развития способностей детей в сферах образования, науки, культуры и спорта, реализуется, в том числе путем реализации государственных, федеральных, региональных и муниципальных целевых программ [1, с. 88].

Березовский район — административно-территориальная единица и муниципальное образование в центральной части Красноярского края. В рамках муниципального устройства, в район входят 6 муниципальных образований -1 городское и 5 сельских поселений. В районе 26 населенных пунктов с общей численностью населения 43 090 человек. Административный центр — поселок городского типа Березовка.

Отрасль культуры Березовского района представлена следующими направлениями деятельности: культурно-досуговая — МБУК «Централизованная клубная система Березовского района», в состав которой входят 12 структурных подразделений и два автоклуба; библиотечная — МБУК «Межпоселенческая библиотека», в состав которой входят 13 структурных подразделений; музейная — МБУК «Березовский районный музей», дополнительное образование в области культуры — МБУК Березовская детская школа искусств с 3-мя структурными подразделениями, МБУК Молодежный центр «Созвездие».

На территории Березовского района отрасль культура представлена 32 учреждениями — МБУК «Централизованная клубная система Березовского района», в состав которой входят 12 структурных подразделений и два автоклуба; библиотечная — МБУК «Межпоселенческая библиотека», в состав которой входят 13 структурных подразделений; музейная — МБУК «Березовский районный музей», дополнительное образование в области культуры — МБУК Березовская детская школа искусств с 3-мя структурными подразделениями, МБУК Молодежный центр «Созвездие».

Отрасль образования включает двадцать одно учреждение, в число которых входит десять средних общеобразовательных школ, 1 основная общеобразовательная школа, 8 дошкольных образовательных учреждений и два учреждения дополнительного образования, подведомственных отделу образования администрации района.

В Березовском районе проживает 6 700 детей до 14 лет. В системе общего образования в 2021–2022 учебном году обучается 4800 детей. В 10 и 11 классах образовательных учреждений обучается 244 школьника. В системе дошкольного образования 1 900 детей. Число участников клубных формирований централизованной клубной системы Березовского района (дети до 14 лет) составляет 1 204. Услугами библиотек района пользуются 5500 детей до 14 лет. В Березовской детской школе искусств обучается 531 ребенок. Постоянно действующий актив молодежного центра «Созвездие» — 40 школьников, участники Российского движения школьников — 200 человек, волонтеры (добровольцы) 50 человек. Штаб Юнармейского движения также функционирует на базе молодежного центра «Созвездие» и составляет 350 школьников. Березовский районный музей ежегодно посещают 2 300 школьников.

В каждом поселении района наряду со школой и дошкольными образовательными учреждениями находится культурно — досуговое учреждение и библиотека. В селах Зыково, Бархатово и Есаулово располагаются структурные подразделения Березовской детской школы искусств. В поселке Березовка располагаются три школы, Районный дом культуры «Юбилейный», Дом культуры «Энтузиаст», Березовский районный музей, молодежный центр «Созвездие», детская школа искусств. Расположение учреждений культуры, молодежной политики и образования на территории Березовского района представлены в Приложении А.

В начале каждого года специалистами отдела культуры формируется план мероприятий отраслей района. Большую часть годового плана составляют мероприятия культуры, молодежной политики и образования. Практически все мероприятия отраслей образования и культуры (кроме проведения школьного и муниципального этапа олимпиад) совместные. Основная часть проходит на базе учреждений культуры, часть мероприятий проводится на базе дошкольных и общеобразовательных учреждений района.

Один из способов взаимодействия учреждений культуры и образования Березовского района — «взаимодействие-координация» распространен при проведении мероприятий патриотической направленности.

Организация и проведение принятия ребят в ряды юнармейского движения осуществляется специалистами молодежного центра на базе образовательных учреждений, проведение мероприятий «Парта Героя»

также проходит на базе образовательных учреждений, но организацию осуществляет отдел культуры и молодежный центр.

Способ работы как «взаимодействие-содействие» выражается в содействии специалистов учреждений культуры в помощи при проведении «Последних звонков», выпускных вечеров школьников.

«Взаимодействие-соседствование» выражается в использовании площадей или аппаратуры находящихся рядом учреждений культуры для проведения репетиций школьниками и воспитанниками детских садов. Школьники посещают митинги в память жертвам репрессий, начала объявления блокады Ленинграда, начала и окончания Великой Отечественной войны, проводимые учреждениями культуры находящимися на одном поселении. Принимают участие в гуляньях «Масленица» в поселке Березовка и поселениях района.

Способ «взаимодействие-интеграция» — ярко выражен в таких крупных районных мероприятий как фестиваль — конкурс детского самодеятельного творчества «Весенняя капель», где школы, школы-интернаты и детские сады района представляют работу педагогов дополнительного образования за год, а учреждения культуры результаты работы своих коллективов. Членами жюри являются представители отраслей культура и образование. Отсмотры конкурсных программ проходят на базе образовательных учреждений, часто сельские дома культуры и образовательные учреждения представляют совместные программы на сцене клубов, гала-концерты проходят в Районном доме культуры. Интеллектуальная игра «Брейн-ринг» является совместной работой учителей-предметников, отдела культуры и молодежного центра. В конкурсе-смотре «Строя и песни» принимают участие все общеобразовательные учреждения. Это совместная работа отдела культуры, образования, военного комиссариата, молодежного центра. Конкурс-смотр проходит в РДК «Юбилейный».

Способ работы как «взаимодействие-кооперация» выражен в совместной работе МБУК «Межпоселенческая библиотека» и МБУК Березовский районный музей с образовательными учреждениями. Районный музей регулярно представляет цикл музейно-образовательных мероприятий, экскурсии для детей разных возрастных групп, проводит выездные экспозиции. В библиотеках района работают различные клубы по интересам: клуб «Читай-ка!», школа вежливых наук «Волшебное слово», детское любительское объединение художественно — эстетической направленности в технике «оригами» «Умей-ка», кружок развивающего чтения «Книжный ростомер».

Таким образом, можно сказать, что учреждения культуры и образования на территории Березовского района неразрывно связаны и тесно взаимодействуют во всех направлениях. Хотя, существует рад проблем, с которыми приходится сталкиваться регулярно.

Первый и очень важный пункт, который следует обозначить, это отсутствие четкого взаимодействия на административном уровне. Несмотря на существующий план совместных мероприятий, многие мероприятия дублируются отделом образования, хотя одни и те же дети и педагоги участвуют в похожих мероприятиях отрасли культура. Есть возможность в рамках крупных фестивалей, проводимых отраслью «культура», где представлены разные номинации, отсматривать участников других конкурсов отдела образования. Как правило, в этих конкурсах участвуют одни и те же возрастные категории детей с одним и тем же материалом. Например, в рамках ежегодного фестиваля-конкурса «Весенняя капель» есть номинация «Художественное слово», фактически она дублируется школьными конкурсами чтецов и муниципальным этапом Всероссийского конкурса «Живая классика». Отдел образования Березовского района ежегодно проводит творческий конкурс «Таланты без границ», в котором участвуют все образовательные учреждения района, но так как в учреждениях культуры больше ресурсов для проведения подобных мероприятий, специалисты отдела образования обращаются к отделу культуры за помощью в организации и проведению данного мероприятия. Последние два года участники этого конкурса отсматривались членами жюри в рамках фестиваля-конкурса «Весенняя капель», в котором представлены те же номинации что и в «Таланты без границ». Отобранные участники и составленная программа позволили Березовскому району стать лауреатами на краевом этапе конкурса «Таланты без границ».

Молодежным центром «Созвездие» на территории района реализуется Краевой проект «Территория Красноярский край», в котором принимают участие школьники со своими инфраструктурными проектами. Подобный конкурс проектов проводит отдел образования, несмотря на то что успешные проекты можно отбирать в рамках «Территория Красноярский край». Таких примеров много, но если бы механизм работы специалистов на административном уровне был отлажен, это облегчило бы нагрузку на детей и сняло дополнительную нагрузку на автотранспортное предприятие, занимающееся подвозом школьников к месту мероприятий.

Вторая проблема, требующая решения, заключается в отсутствии отлаженных каналов информации между педагогами дополнительного образования в школах и специалистами отдела образования. Заместители директоров по воспитательной работе и педагоги по дополнительному образованию обращаются напрямую в отдел культуры и специалисты отдела образования не всегда в курсе, где и в каких мероприятиях принимают участие образовательные учреждения района. Отсюда проблема с подвозом школьников. Заявки на подвоз участников к месту проведения мероприятий отправляются не централизованно от отдела образования в автотранспортное предприятие, а каждым учреждением отдельно. Зачастую руководитель отдела культуры проводит совещания и организационные комитеты с заместителями директоров по воспитательной работе образовательных учреждений района для разъяснения положений совместных мероприятий.

Третья проблема — это качество дополнительного образования. Из этого следует еще одна проблема, когда воспитанники детских садов, многократно отмеченные на различных творческих конкурсах педагогами детской школы искусств или хореографами культурно — досуговых учреждений переходят в общеобразовательные учреждения их таланты отходят на задний план. Если ребенок проживает и учится в поселении, в котором нет школы искусств, а у родителей нет возможности возить ребенка на занятия в одно из структурных подразделений, талант ребенка теряется. Школьный учитель пения не может дать то, что ребенок может получить у педагогов в школе искусств. Эта проблема была бы решена в случае привлечения профессионалов из отрасли культура к дополнительным занятиям в общеобразовательные учреждения.

В заключение следует отметить, на территории Березовского района учреждения сферы образования, культуры и молодежной политики полностью выполняют свои функции по воспитанию гармонично развитой личности. Это обусловлено практическим взаимодействием образовательных и культурных учреждений («взаимодействие-соседствование», «взаимодействие-содействие», «взаимодействие-координация», «взаимодействие-кооперация», «взаимодействие-интеграция»), способствующие повышению качества образования сельских школьников. Учреждения используют все способы сетевого взаимодействия. Этому способствует также территориальное расположение учреждений в каждом поселении района.

Конечно, существует ряд проблем, требующих скорейшего их решения, но эти проблемы связаны скорее не с практической деятельностью учреждений, а с работой административной структуры отраслей.

Литература:

  1. Аманацкий Ю. В. Современное отечественное образование в системе национальной безопасности России / Ю. В. Аманацкий // Юридическая наука: история и современность.- 2022. — № 3. — С. 88–95.
  2. Андреева Т. А. Модернизация системы образования в России / Т. А. Андреева // Вестник факультета управления СПбГЭУ. — 2022. — № 1–2.- С. 438–444.
  3. Болотов В. А. Российская система оценки качества образования: главные уроки / В. А. Болотов // Вопросы развития российской системы оценки качества образования. — 2019. № 2. — С. 86–90.
  4. Боярских Е. В. Система управления качеством образования в муниципальном автономном образовательном учреждении / Е. В. Боярских // ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень. — 2019 — № 1 (15). — С. 13–14.
  5. Галактионова Ю. Ю. Состояние системы образования в современной России и прогнозирование ее дальнейшего развития / Ю. Ю. Галактинова // Аллея науки. — 2018. — Т. 4. № 1 (17). — С. 795–797.
  6. Гриб В. В. Правовое развитие общественного контроля в сфере образования и науки // Государственная власть и местное самоуправление. — 2021. — № 4. — С. 3–8.
  7. Мерц, С. Г. Стратегические направления развития сферы культуры, образования и молодежной политики в Березовском районе / С. Г. Мерц. — Текст : электронный // Научный журнал «Актуальные исследования» #2 (132), январь '23. — URL: https://apni.ru/article/5322-strategicheskie-napravleniya-razvitiya-sferi (дата обращения: 28.01.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): молодежный центр, дополнительное образование, учреждение, детская школа искусств, молодежная политика, районный музей, учреждение культуры, Красноярский край, территория Березовского района, отдел культуры.


Ключевые слова

молодежная политика, воспитание, образование, учреждение культуры, сфера образования, сельское поселение, стратегические направления развития, сфера культура, образовательно учреждение, сельский социум

Похожие статьи

Развитие социально-культурного пространства детей и подростков в деятельности сельской школы

В статье авторы анализируют развитие социально-культурного пространства детей и подростков в деятельности сельской школы.

Формирование гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО

Статья акцентирует внимание на интеграции различных образовательных областей с целью создания развивающей среды, в которой дети могут ознакомиться с культурой и традициями своей страны через личный опыт и непосредственное окружение. Рассматриваются м...

Совершенствование государственного управления сферой культуры на региональном уровне

Государственное управление культурой на уровне региона является важной составляющей в обеспечении социальной стабильности общества. В работе представлены основные направления совершенствования управления сферой культуры на региональном уровне, свойст...

Поддержка и развитие традиционных ценностей в условиях тесного взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации

Статья исследует роль семьи и дошкольных образовательных учреждений в поддержке и развитии традиционных ценностей среди подрастающего поколения. Подчеркивается значимость семейных ценностей как основы для формирования духовно-нравственных и социокуль...

Роль стратегии учреждения культурно-досугового типа в социально-экономическом развитии региона

Статья исследует роль культурно-досуговых учреждений в социально-экономическом развитии регионов, подчеркивая их значимость для культурной жизни общества и привлечения туризма. Авторы анализируют влияние современных методов управления и маркетинга на...

Формирование педагогической культуры родителей посредством наглядно-информационных методов

Культурное ядро является общечеловеческими целями и ценностями, исторически сложившимися способами их осознания и реализации. Но в качестве всеобщего явления культуру воспринимают, осваивают, воспроизводят каждый человек индивидуально, определяя его ...

Развитие потенциала воспитанника через формирование универсальных компетенций кадетского училища (из опыта патриотического воспитания)

В статье обобщены характеристики современного общества и требования к молодежи, как к основному потенциалу для его социального и экономического развития. Рассмотрены особенности развития потенциала молодежи (кадет) в ФГКОУ «Оренбургское президентское...

Потенциал детско-юношеского общественного объединения в формировании социальной компетенции подростков

Статья посвящена потенциалу детско-юношеского общественного объединения в формировании социальной компетенции подростков. Проанализирован воспитательный потенциал детско-юношеских общественных объединений при формировании социально гармоничной личнос...

Педагогическое сопровождение и помощь родителям в воспитании детей дошкольного возраста

Изменения, которые произошли в нашей стране, повлекли также за собой изменения привычного уклада жизни и не могли не отразиться на воспитательной среде в семье. В этой ситуации необходимо внимание к семье со стороны специалистов ДОУ, ей нужно сопрово...

Проектная деятельность учреждений социально-культурной сферы

В статье рассмотрена проектная деятельность социокультурных учреждений. Представлены положительные эффекты создания и реализации проектов для различных групп населения. Обоснована значимость проектной деятельности учреждений как способа формирования ...

Похожие статьи

Развитие социально-культурного пространства детей и подростков в деятельности сельской школы

В статье авторы анализируют развитие социально-культурного пространства детей и подростков в деятельности сельской школы.

Формирование гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО

Статья акцентирует внимание на интеграции различных образовательных областей с целью создания развивающей среды, в которой дети могут ознакомиться с культурой и традициями своей страны через личный опыт и непосредственное окружение. Рассматриваются м...

Совершенствование государственного управления сферой культуры на региональном уровне

Государственное управление культурой на уровне региона является важной составляющей в обеспечении социальной стабильности общества. В работе представлены основные направления совершенствования управления сферой культуры на региональном уровне, свойст...

Поддержка и развитие традиционных ценностей в условиях тесного взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации

Статья исследует роль семьи и дошкольных образовательных учреждений в поддержке и развитии традиционных ценностей среди подрастающего поколения. Подчеркивается значимость семейных ценностей как основы для формирования духовно-нравственных и социокуль...

Роль стратегии учреждения культурно-досугового типа в социально-экономическом развитии региона

Статья исследует роль культурно-досуговых учреждений в социально-экономическом развитии регионов, подчеркивая их значимость для культурной жизни общества и привлечения туризма. Авторы анализируют влияние современных методов управления и маркетинга на...

Формирование педагогической культуры родителей посредством наглядно-информационных методов

Культурное ядро является общечеловеческими целями и ценностями, исторически сложившимися способами их осознания и реализации. Но в качестве всеобщего явления культуру воспринимают, осваивают, воспроизводят каждый человек индивидуально, определяя его ...

Развитие потенциала воспитанника через формирование универсальных компетенций кадетского училища (из опыта патриотического воспитания)

В статье обобщены характеристики современного общества и требования к молодежи, как к основному потенциалу для его социального и экономического развития. Рассмотрены особенности развития потенциала молодежи (кадет) в ФГКОУ «Оренбургское президентское...

Потенциал детско-юношеского общественного объединения в формировании социальной компетенции подростков

Статья посвящена потенциалу детско-юношеского общественного объединения в формировании социальной компетенции подростков. Проанализирован воспитательный потенциал детско-юношеских общественных объединений при формировании социально гармоничной личнос...

Педагогическое сопровождение и помощь родителям в воспитании детей дошкольного возраста

Изменения, которые произошли в нашей стране, повлекли также за собой изменения привычного уклада жизни и не могли не отразиться на воспитательной среде в семье. В этой ситуации необходимо внимание к семье со стороны специалистов ДОУ, ей нужно сопрово...

Проектная деятельность учреждений социально-культурной сферы

В статье рассмотрена проектная деятельность социокультурных учреждений. Представлены положительные эффекты создания и реализации проектов для различных групп населения. Обоснована значимость проектной деятельности учреждений как способа формирования ...

Задать вопрос