В статье проводится теоретический анализ влияния информационно-коммуникативной среды на процесс формирования детей подросткового возраста. Цель данной работы заключается в том, чтобы определить, какое место в современном обществе занимают средства массовой информации, являются ли СМИ важным источником воспитания и формирования психических процессов у детей подросткового возраста.
Ключевые слова: подростковый возраст, средства массовой информации, психические процессы, виды средств массовой информации.
Главная задача современного общества заключается в том, чтобы воспитывать новое поколение и создавать новые условия для наиболее комфортного и эффективного формирования личности. Процессом развития личности ребенка занимается семья, дошкольные и школьные образовательные учреждения, социальные учреждения и др. Но в последние десятилетие активным средством формирования личности детей стали средства массовой информации.
Средства массовой информации — это организационно-технические комплексы передачи и массового тиражирования информации, которые охватывают широкое количество людей разного возраста и пола [5]. СМИ несет различные функции для современного зрителя: развлекательные, информационные, образовательные, социальные и др. Но в последние годы СМИ стали часто видоизменяться, появляются новые площадки, которые несут такие же функции, но меняется процесс реализации контента и донесение информации до человека. Поэтому в данный момент средства массовой информации формируют сознание людей, воспитывают вкусы, создают и реализуют новые взгляды, привычки и предпочтения [2].
При помощи СМИ личность способна более подробно изучать общественную и социальную жизнь, формировать собственные представления о том, как она хочет жить, развиваться и совершенствоваться. Особое сильное воздействия СМИ оказывают на детей подросткового возраста [2].
Подростковый возраст представляет собой период, в котором происходит большое количество изменений у ребенка. Подросток меняется в поведении, трансформируется физические показатели, дети становятся более восприимчивы и чувствительны ко всему, что их окружает [1]. При этом современный подростков активно познает мир и средства массовой информации являются одним из главных инструментов этого познания. У каждого ребенка есть телефон, ноутбук или планшет, то есть те технологические средства, через которые он воспринимает окружающий его мир. При этом далеко не каждый подросток ограничивает себя информацией, получаемой из всех видов СМИ, тем самым подвергая себя широкому влиянию [3].
Для того, чтобы понимать, как происходить конкретное влияние СМИ на формирование личности подростков, необходимо разобрать каждый вид средств массовой информации, а также то, какие инструменты влияют на подростков.
Первый видом является телевиденье. Наиболее популярный вид средств массовой информации, но на современного ребенка он оказывает не всегда яркое воздействие. Несмотря на это различные телевизионные программы, сериалы и фильмы, которые транслируется по ТВ активно закладывают различные позиции, взгляды на жизнь со стороны подростков. Большое количество контента с насилием, формирует агрессию, различные психические расстройства. При этом есть и положительные черты влияния ТВ, например, существует большое количество программ, которые погружают подростка в изучение социальных и политических процессов в своей стране [2;4].
Второй вид, который является наиболее активной площадкой для формирование современного подростка — это Интернет. Интернет в широком смысле представляет собой глобальную сеть, взаимосвязанных компьютерных сетей. Но анализируя интернет как площадку, реализующую информацию, он представляет собой большую структуру, в которой существует различное количество информации: фильмы, книги, онлайн площадки, сериалы, социальные сети [2;5].
Если можно так сказать, то подросток «живет в интернете», у каждого ребенка есть свои социальные сети, есть подписки на различные ютуб-каналы, которые создают и реализуют новый поток информации. Современный подросток активно может смотреть различный контент, тем самым формирую в себе как положительные, так и отрицательные стороны развития [4]. Среди положительных сторон можно назвать, развитие творческих способностей, познание образовательной информации через ютуб-каналы, подкасты, личные блоги. Также положительной стороной является то, что современные подростки развивают коммуникативные способности, постоянно общаясь не только со своими друзьями или одноклассниками, но и получая новые знакомства через интернет и платформы, которые это позволяют сделать [2].
Но нельзя не обойти и отрицательные стороны, которые формируются за счет влияния интернет-среды, например, то, что дети постоянно себя сравнивают с другими людьми, которые активно демонстрируют свою жизнь, определенные дорогие покупки и т. д. Формируемая зависть может перевоплощаться в низкую самооценку, синдром «самозванца» как в образовательной, так и в творческой среде или в хобби, поскольку идет постоянное сравнение с другими людьми [1].
Негативной составляющей интернета является так же то, что его очень трудно контролировать со стороны Государства, тем самым происходит активная деятельность различных сообществ, которые занимаются радикальной политической, социальной деятельностью, различные секты и культы. Подростковая особенность в том, что им интересно изучать какие-либо новые или нестандартные вещи, поэтому данным организациям достаточно просто через интернет-среду заполучить детей и деструктивно влиять на их формирование [3].
Негативные стороны интернета определенным образом влияют на психические процессы: создают стрессовые ситуации и депрессии, особенно, если рядом нет поддержки со стороны близких людей.
Третьим видом, которое оказывает влияние на формирование подростков являются печатные издания. Несмотря на поглощение внимания детей со стороны смартфонов и интернета, различные журналы, книги, комиксы продолжают активно выпускаться. Подростки менее активно читают художественную литературу, но не менее редко покупают журналы, оформляют подписки на выпуск комиксов и многое другое. Поэтому печатные издания можно отнести к видам средств массовой информации, которые влияют на формирование личности подростков. Происходит развитие творческих способностей, развивается внимание, речь, различные когнитивные процессы. Поэтому данный вид СМИ нельзя не учитывать [2].
Таким образом, можно сделать вывод, что современное СМИ представляет собой различные виды и формы, через которые реализуется информация. Одни виды средств массовой информации могут положительно сказываться на формировании личности подростка, развивая творческие, коммуникативные способности, давая возможность ребенку научиться новому хобби или познать профессию. Но есть и отрицательные процессы, которые влияют на самооценку подростка, закладывают деструктивные качества, которые отдаляют ребенка от общества, формируют агрессивность и жестокость. Поэтому, главная задача общества заключается в том, чтобы не дистанцировать ребенка от технологий, а контролировать и фильтровать информацию, которую он получает через средства массовой информации.
Литература:
- Авдулова, Т. П. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для вузов / Т. П. Авдулова. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 394 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–9916–9438–4. —
- Грушина, А. А. Влияние СМИ на личность подростка / А. А. Грушина, М. В. Данилова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 3 (189). — С. 162–164. — URL: https://moluch.ru/archive/189/47856/ (дата обращения: 26.01.2023).
- Данилова, Е. А. Влияние СМИ на социализацию молодежи [Электронный ресурс] / Е. А. Данилова // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2017. — Т. 5. — № 2–18 с.
- Науменко, Т. В. Социология массовой коммуникации [Текст] / Т. В. Науменко. — М.: Кнорус, 2019.
- Современные СМИ в контексте информационных технологий: сб. науч. тр. 6-й Всерос. науч.-практ. конф. — СПб.: СПбГУПТД, 2020–120 c.