Реформирование пенсионной системы РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №4 (451) январь 2023 г.

Дата публикации: 28.01.2023

Статья просмотрена: 3378 раз

Библиографическое описание:

Зайцева, А. Ю. Реформирование пенсионной системы РФ / А. Ю. Зайцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 242-245. — URL: https://moluch.ru/archive/451/99517/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье рассматриваются особенности и этапы реформирования пенсионной системы в Российской Федерации. Автор рассматривает вопросы, связанные с реализацией пенсионной реформы на различных этапах, в частности, особенности расчета страховых пенсий для граждан Российской Федерации. В рамках социальной политики России по развитию пенсионной системы разработан ряд государственных программ, направленных на решение приоритетных задач. Как показывает практика, пенсионная система в России регулируется как федеральным, так и региональным законодательством, при этом важной отличительной особенностью нормативной базы пенсионной системы является разделение на категории граждан.

Ключевые слова: пенсионная система, законы, страховые пенсии, пенсионное обеспечение.

This article discusses the features and stages of reforming the pension system in the Russian Federation. The author examines issues related to the implementation of pension reform at various stages, in particular, the specifics of calculating insurance pensions for citizens of the Russian Federation. Within the framework of Russia's social policy for the development of the pension system, a number of state programs have been developed aimed at solving priority tasks. As practice shows, the pension system in Russia is regulated by both federal and regional legislation, while an important distinguishing feature of the regulatory framework of the pension system is the division into categories of citizens.

Keywords: pension system, laws, insurance pensions, pension provision.

Реформа пенсионной системы в России началась с принятия Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340–1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», которым была установлена пенсионная система, основанная на обязательном пенсионном страховании. Этот закон предусматривал создание государственной пенсионной системы, которая обеспечивала бы безопасность и социальную защиту граждан России на пенсионном этапе жизни. Эта реформа представляла собой серьезное изменение в системе пенсионного обеспечения, которое было необходимо для соответствия современным требованиям развития общества.

До реформы пенсионной системы, расходы на выплату пенсий были несущественными и ложились на государственный бюджет. Размер пенсий был минимален, поэтому была необходимость в увеличении реального уровня доходов основной части пенсионеров, которые живут на пенсию.

Закон, вступивший в силу в 1990 году, ввел систему обязательного пенсионного страхования. Он обеспечил распределение страховых взносов между работниками и работодателями, которые аккумулировались в Пенсионном фонде Российской Федерации. Эти средства использовались только для выплаты пенсий застрахованным и их семьям, и не могли быть изъяты для других целей. Эта реформа позволила создать действительно, социально защищенную и надежную систему пенсионного обеспечения.

Законы и нормы уплаты страховых пенсионных взносов, а также нормы пенсионного обеспечения (такие как процент дохода, для пенсий, необходимый стаж работы, расчет стажа и дохода, минимальная и максимальная пенсии и т. д.) определяются упомянутым законом. А. К. Соловьев отмечает, что уровень пенсионного обеспечения характеризует пенсионную систему, и ее состояние в конкретные периоды времени. Уровень страхового пенсионного обеспечения определяется, прежде всего, количеством лет, которые гражданин проработал, и количеством страховых взносов, которые работники и работодатели заплатили за эти годы. Эти показатели определяют уровень пенсионного обеспечения для конкретного работника и различие в размере пенсий [2].

В 2002 году в России начался новый этап пенсионной реформы, в результате которого было принято несколько федеральных законов: Федеральный закон № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральный закон № 166 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федеральный закон № 167 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и Федеральный закон № 111 «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации».

Эти законы устанавливали реорганизацию существующей системы распределения пенсий, включая изменение структуры пенсий и введение накопительного компонента, а также внедрение системы персонифицированного учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования.

Целью реформы было повышение уровня пенсионного обеспечения граждан, формирование стабильного источника дополнительного дохода для социальной системы, а также учет пенсионных прав граждан в зависимости от их «белого» или легального трудового стажа.

Внедрение такой системы, основанной на сложившейся практике европейских стран, было направлено на устранение негативных демографических последствий (низкая рождаемость в 90-е годы), которые неизбежно отрицательно сказались бы на пенсионной системе России.

С 1 января 2002 года в России введена система персонифицированного учета уплаченных страховых взносов, отражающая накопление средств на пенсионное обеспечение.

Согласно «Закону об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», страховщиком может быть не только государственный Пенсионный фонд, но и частные негосударственные пенсионные фонды. Согласно этому закону, государство несет полную ответственность за выплату пенсий гражданам, включая субсидиарную ответственность за деятельность Пенсионного фонда России, и отвечает по его обязательствам перед застрахованными лицами.

Для обеспечения финансовой стабильности Пенсионный фонд Российской Федерации создал резерв для выплаты пенсий гражданам в полном объеме. Закон «Об обязательном пенсионном страховании» установил три части пенсионной системы: базовую, страховую и накопительную пенсии. Закон «О государственном пенсионном обеспечении» регулирует выплаты пенсий, связанных с бюджетным финансированием, а Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает порядок назначения и выплаты страховой и накопительной части пенсий. Также законодательством установлены новые размеры отчислений в Пенсионный фонд и социального налога.

Закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительных пенсий в Российской Федерации» дал гражданам возможность инвестировать свои накопленные средства в негосударственные пенсионные фонды, контролируемые государством. В 2014 году гражданам было предоставлено добровольное формирование накопительной части пенсии. Это позволило им отказаться от нее или продолжить ее формирование с шестипроцентным тарифом, но для этого необходимо было подать заявление в Пенсионный фонд и выбрать НПФ для управления накопленными средствами до конца 2015 года. Если гражданин не сделал этого, он получал только страховую пенсию.

В период с 2002 по 2013 год фондирование накопительной пенсионной системы в основном осуществлялось за счет обязательных страховых взносов работодателей.

Начиная с 2014 года, накопительная часть пенсий была заморожена и на данный момент заморозка продлена до конца 2023 года. Взносы работающих, и пополняющих ПФР, не идут на их индивидуальные накопительные счета, а предназначаются для выплат пенсий, людям имеющим право, на получение пенсий, в настоящее время.

Что касается новых взносов в накопительную систему, то к ним применяется замораживание средств.

Реформа пенсионной системы в России началась с расширения программы софинансирования пенсий, которая дала возможность гражданам вложить дополнительные средства (от 2–12 тысяч руб.) в накопительную часть пенсионного обеспечения и получить доплату от государства к своей пенсии.

В 2015 году вступили в силу законы «О страховых пенсиях» и «О накопительных пенсиях», способствующие реализации следующего этапа пенсионной реформы. Ежегодно проводится индексация пенсий неработающим пенсионерам и перерасчет выплат работающему населению, которым уже назначена пенсия.

Целью будущей пенсионной реформы в России является создание более справедливой системы для граждан, основанной на их заработной плате и стаже работы. Реформа направлена на решение проблемы увеличения числа пенсионеров путем стимулирования граждан к более позднему выходу на пенсию и начисления дополнительных баллов за каждый год стажа сверх установленного срока. Кроме того, реформа включает положения о зачете периодов ухода за детьми в трудовой стаж и увеличении минимального стажа, необходимого для получения страховой пенсии. К 2024 году для получения страховой пенсии по старости гражданину потребуется не менее 15 лет стажа и 30 пенсионных баллов.

Понятие «пенсионные баллы» было введено в 2015 году и служит основой нынешней пенсионной реформы. Эти баллы определяются зарплатой гражданина, заработанной до 2002 года, и страховыми взносами работодателя в Пенсионный фонд с 2002 года. Накопление баллов рассчитывается индивидуально, исходя из стажа работы и профессиональных вредностей. Когда гражданин выходит на пенсию, его пенсионные баллы конвертируются в рубли, при этом стоимость каждого балла в 2022 году составит 107,36 тыс. рублей с учетом инфляции.

Для пенсионеров стоимость пенсионных баллов автоматически пересчитывается 1 января каждого года, если только они не являются работающими пенсионерами, в этом случае пересчет будет производиться только при увольнении с работы. Кроме того, к стоимости пенсионных баллов прибавляется фиксированная выплата в размере 6564,31 рубля. Необходимый страховой стаж для назначения страховой пенсии определяется на дату достижения возраста, установленного законодательством для назначения страховой пенсии по старости. К 2025 году минимальное количество пенсионных баллов, необходимое для назначения страховой пенсии, увеличится с 6,6 до 30, при этом каждый год будет устанавливаться новый пенсионный балл с учетом инфляции.

Следует также обратить внимание на то, что именно пенсионный коэффициент является показателем трудовой деятельности гражданина за год.

Государство, помимо накопительных баллов, также будет выплачивать различные надбавки, размер которых одинаков и не зависит от стажа или баллов.

Новая формула расчета пенсий теперь применяется к пенсиям по инвалидности и по случаю потери кормильца. Также сохраняются коэффициенты для пенсий в зависимости от стажа работы в определенных районах. К фиксированной части пенсии добавляются дополнительные выплаты для тех, кто проработал в определенных климатических условиях определенное время. Лица, имеющие право на несколько видов страховых пенсий, могут выбрать один из них в соответствии с Федеральным законом № 400. Заявление о назначении страховой пенсии может быть подано в любое время после возникновения права на нее, без каких-либо временных ограничений. Страховая пенсия назначается и выплачивается независимо от назначения накопительной пенсии, как это предусмотрено Федеральным законом «О накопительной пенсии».

Но еще раз необходимо обратить внимание на то, что накопительная часть пенсии заморожена до конца 2023 года в целях экономии государственных средств, чтобы не привлекать из них дополнительные средства на текущие пенсионные выплаты.

Следует отметить, что правила назначения досрочных льготных пенсий отдельным категориям работников не изменятся, хотя в дальнейшем планируется увеличить стаж, необходимый для их оформления.

В 2022 году рассматривается возможность индексации пенсий работающим пенсионерам. В 2021 году индексация пенсий данной категории граждан не проводилась, а был произведен их перерасчет за год.

Корректировка пенсии относится к страховой части пенсии, и каждый отдельный случай оценивается отдельно. Увеличение пенсии также зависит от размера страховых взносов на пенсионное страхование и стажа работы (стаж и зарплата). Важно отметить, что при прежнем пенсионном законодательстве пенсионные права основывались на рублях страховых взносов, но с 1 января 2015 года они основываются на баллах. Новый этап пенсионной реформы начался в 2019 году и продолжается сегодня. Необходимость дальнейшего реформирования пенсионной системы обусловлена снижением рождаемости в России, которое усугубляется пандемией COVID-19.

В 2016 году был повышен пенсионный возраст для государственных служащих, а в 2019 году началось постепенное повышение пенсионного возраста для всех граждан: для женщин с 55 до 60 лет, для мужчин с 60 до 65 лет. Однако это повышение пенсионного возраста не распространяется на работников, занятых на вредных и физически тяжелых работах, военнослужащих, сотрудников правоохранительных и других уполномоченных органов. В 2022 году пенсия будет назначаться при достижении гражданами пенсионного возраста 56,5 лет для женщин и 61,5 лет для мужчин, при наличии страхового стажа не менее 13 лет и пенсионного балла 23,4. Кроме того, в 2022 году мужчины 1960 года рождения и женщины 1965 года рождения, получающие страховые пенсии по инвалидности 1 и 2 групп, будут переведены на страховую пенсию по старости по достижении пенсионного возраста 62 и 57 лет соответственно, без изменения размера пенсии, без необходимости подачи заявления.

Возможность перехода на страховую пенсию по старости также доступна для инвалидов 3 группы, но они должны подать заявление и учесть особые условия расчета фиксированных выплат для своей пенсии.

В начале 2022 года пенсии были скорректированы с учетом инфляции, увеличение составило 8,6 %. 1 января 2022 года страховые пенсии были увеличены на 5,9 %, а затем 10 февраля 2022 года — еще на 2,7 %. Пенсии военнослужащим, вышедшим на пенсию, также были проиндексированы на 8,6 % в 2022 году.

Кроме того, социальные пенсии в России будут проиндексированы на 7,7 % с 1 апреля 2022 года, и возраст, дающий право на получение этого вида пенсии, также будет увеличен: 66,5 лет для мужчин и 61,5 лет для женщин в 2022 году.

Стоит отметить, что с 2022 года женщины, имеющие трех и более детей, смогут досрочно выйти на пенсию раньше установленного возраста. Ранее эта привилегия предоставлялась только женщинам, родившим и воспитавшим пять и более детей, а в 2021 году она была распространена на женщин, воспитавших четырех и более детей.

Если на момент выхода на пенсию гражданин не имеет необходимого минимального трудового стажа и пенсионных баллов, он будет получать социальную пенсию по достижении возраста 65 лет для женщин и 70 лет для мужчин, то есть с увеличением на 5 лет. Однако это применимо только в том случае, если в период получения пенсии они не занимаются никакой трудовой деятельностью.

Подводя итоги, необходимо помнить, что новый этап пенсионной реформы реализуется постепенно, но его цель может быть достигнута только в том случае, если государству удастся обеспечить самодостаточность пенсионной системы и справедливое пенсионное обеспечение граждан.

Литература:

  1. Закон РФ от 20 ноября 1990 г. № 340–1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
  2. А. К. Соловьёв. Пенсионная реформа: иллюзии и реальность. Учебное пособие. М.: «Проспект» 2014 г. С.296.
  3. Федеральный закон от 17.12.2001. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральный закон от 15.12.2001. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федеральный закон от 24.07.2002. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации».
  4. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
  5. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
  6. Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии».
Основные термины (генерируются автоматически): пенсионная система, Российская Федерация, страховая пенсия, пенсионное обеспечение, пенсия, Россия, обязательное пенсионное страхование, пенсионная реформа, пенсионный возраст, Пенсионный фонд.


Похожие статьи

Концептуальные решения пенсионного реформирования в России, принятые в годы кризиса в пенсионном обеспечении (1995 -2001 годы)

Анализируется ход пенсионной реформы, проводимой в период с середины 90-х годов ХХ века до 2001 года. Отражаются законодательные решения, принятые в этот период. В статье также показана взаимосвязь государственного, негосударственного пенсионного обе...

Пенсионная система в РФ: проблемы и пути решения

Проблема пенсионного обеспечения населения в России с каждым годом становится все актуальнее. Быстрое старение населения является основной угрозой надвигающегося кризиса системы государственного пенсионного обеспечения, статья посвящена основным проб...

Сравнение правового регулирования отношений по перевозке грузов железнодорожным транспортом в Европейском Союзе и Российской Федерации

В данной статье производится анализ соответствия норм законодательства Российской Федерации и Европейского Союза, которые, в свою очередь, определяют отличительные черты организации функционирования железнодорожной отрасли. Кроме того, в статье отобр...

Особенности правового обеспечения деятельности контрольно-надзорных органов в сфере высшего образования Российской Федерации

Рассматривая систему образования с точки зрения российского законодательства, необходимо отметить, что существует большое количество нормативных актов, регулирующих образовательный и воспитательный процессы в учебных заведениях всех уровней. Но помим...

Современные проблемы системы военной службы в Российской Федерации

В данной статье рассматриваются современные проблемы системы военной службы РФ, существующие несмотря на то, что работа в сфере реформирования ведется уже многие годы. Предложены направления для решения рассмотренных проблем. Сделаны выводы о том, чт...

Законодательные основы государственной молодёжной политики РФ

В данной статье исследуются нормативные документы в области государственной молодёжной политики Российской Федерации. Главным документом государства является Конституция РФ. В статье уделено внимание исследованию её основ, затрагивающих рассматриваем...

Проблемные аспекты федерального и регионального законодательства в сфере туризма в Российской Федерации

В статье проанализировано современное состояние отдельных аспектов правового регулирования туристской деятельности. Развитие туристической деятельности на современном этапе испытывает многочисленные трудности. Это характерно как для России в целом, т...

Проблемы стратегического планирования в Российской Федерации на муниципальном уровне

В Российской Федерации действует такой механизм, как стратегическое планирование, который направлен на эффективное и сбалансированное достижение целей в рамках социально-экономического развития страны и ее регионов. При достаточно долгой истории разв...

Проблемы финансирования образования

В статье рассмотрены ключевые причины формирования основных проблем финансирования системы образования в Российской Федерации. Перечислены основные негативные процессы, наблюдаемые из-за текущего уровня развития отечественного образования. Проанализи...

Проблемы правового регулирования оплаты труда

Данная статья посвящена рассмотрению проблем оплаты труда, которые требует немедленного решения посредством усовершенствования трудового законодательства. Подчеркивается влияние категории оплаты труда, как на жизнедеятельность отдельного работника, т...

Похожие статьи

Концептуальные решения пенсионного реформирования в России, принятые в годы кризиса в пенсионном обеспечении (1995 -2001 годы)

Анализируется ход пенсионной реформы, проводимой в период с середины 90-х годов ХХ века до 2001 года. Отражаются законодательные решения, принятые в этот период. В статье также показана взаимосвязь государственного, негосударственного пенсионного обе...

Пенсионная система в РФ: проблемы и пути решения

Проблема пенсионного обеспечения населения в России с каждым годом становится все актуальнее. Быстрое старение населения является основной угрозой надвигающегося кризиса системы государственного пенсионного обеспечения, статья посвящена основным проб...

Сравнение правового регулирования отношений по перевозке грузов железнодорожным транспортом в Европейском Союзе и Российской Федерации

В данной статье производится анализ соответствия норм законодательства Российской Федерации и Европейского Союза, которые, в свою очередь, определяют отличительные черты организации функционирования железнодорожной отрасли. Кроме того, в статье отобр...

Особенности правового обеспечения деятельности контрольно-надзорных органов в сфере высшего образования Российской Федерации

Рассматривая систему образования с точки зрения российского законодательства, необходимо отметить, что существует большое количество нормативных актов, регулирующих образовательный и воспитательный процессы в учебных заведениях всех уровней. Но помим...

Современные проблемы системы военной службы в Российской Федерации

В данной статье рассматриваются современные проблемы системы военной службы РФ, существующие несмотря на то, что работа в сфере реформирования ведется уже многие годы. Предложены направления для решения рассмотренных проблем. Сделаны выводы о том, чт...

Законодательные основы государственной молодёжной политики РФ

В данной статье исследуются нормативные документы в области государственной молодёжной политики Российской Федерации. Главным документом государства является Конституция РФ. В статье уделено внимание исследованию её основ, затрагивающих рассматриваем...

Проблемные аспекты федерального и регионального законодательства в сфере туризма в Российской Федерации

В статье проанализировано современное состояние отдельных аспектов правового регулирования туристской деятельности. Развитие туристической деятельности на современном этапе испытывает многочисленные трудности. Это характерно как для России в целом, т...

Проблемы стратегического планирования в Российской Федерации на муниципальном уровне

В Российской Федерации действует такой механизм, как стратегическое планирование, который направлен на эффективное и сбалансированное достижение целей в рамках социально-экономического развития страны и ее регионов. При достаточно долгой истории разв...

Проблемы финансирования образования

В статье рассмотрены ключевые причины формирования основных проблем финансирования системы образования в Российской Федерации. Перечислены основные негативные процессы, наблюдаемые из-за текущего уровня развития отечественного образования. Проанализи...

Проблемы правового регулирования оплаты труда

Данная статья посвящена рассмотрению проблем оплаты труда, которые требует немедленного решения посредством усовершенствования трудового законодательства. Подчеркивается влияние категории оплаты труда, как на жизнедеятельность отдельного работника, т...

Задать вопрос