В статье представлены результаты исследования и методические рекомендации по организации сюжетно-ролевой игры современных детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
Ключевые слова : сюжетно-ролевая игра, старший дошкольный возраст, современные дети.
Социокультурные изменения, происходящие в обществе, наложили след на развитие детской игры. К большому сожалению, в современном суетном мире, когда все стремительно меняется взрослые все меньше и меньше уделяют время детям, а те в свою очередь меньше играют, а особенно в сюжетно-ролевые игры.
Игра — наиважнейший вид деятельности дошкольника, в ней происходят мощные изменения в психике ребенка, подготавливающие переключение высокой стадии усовершенствования, это подчеркивалось в работах Д. Б. Эльконина, [4], Л. C. Выготского [1], О. В. Гударёвой [2].
В настоящее время возникает противоречие между возрастающими требованиями образовательных организаций к уровню психологической готовности детей и состоянием игровой деятельности в качестве ведущей, которая сегодня не обеспечивает должной готовности, неумение педагогов последовательно выстроить систему работы по развитию игровой деятельности детей 5–6 лет ДОУ и отсутствие заинтересованности родителей в развитии игровой деятельности указанного возраста.
Исследование развития сюжетно-ролевых игр проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 116» г. Чебоксары, в мониторинге приняли участие 20 дошкольников в возрасте 5–6 лет. Для выявления уровня сформированности игровой деятельности у дошкольников был подобран модифицированный вариант методики Калининой Р. Р. «Изучение игровой деятельности» [3]. В нее включены основные параметры, определяющие развитие ролевой игры, в соответствии с концепцией Д. Б. Эльконина. Игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста оценивали по 7 критериям: 1) распределение ролей; 2) основное содержание игры; 3) ролевое поведение; 4) игровые действия; 5) использование атрибутики и предметов-заместителей; 6) использование ролевой речи; 7) выполнение правил.
В результате, были выявлены следующие особенности сюжетно-ролевой игры детей 5–6 лет: большая часть детей (85 %) охотно использовали в своих играх атрибуты и предметы-заместители, игровые действия наблюдались у 80 % детей, они отличались многообразием, логично выстроены. Правила игры (50 %) соблюдались, но из-за возникновения конфликтных ситуаций были нарушены. Ролевое поведение наблюдалось у 60 % детей на всем протяжении игры. Были выполнены действия (60 %), связанные с отношением к другим людям. Ролевая речь развернутая (55 %), периодически переходил на прямое обращение. Дети самостоятельно распределяли роли между собой (55 %), при конфликтных ситуациях обращались за помощью воспитателя.
Результаты наблюдения за играми детей показали, что мальчики чаще играли в такие игры, как «Полицейские и бандиты», «Человек-паук», «Бэтмен», а девочки: «Салон красоты», «Супермаркет», «Дочки-матери». Современный ребенок подробно знаком с жизнью и взаимоотношениями мультяшных героев, чем окружающих их близких людей. В сюжетах детских игр часто встречаются виртуальные персонажи, вымышленные имена, названия.
На основании полученных результатов диагностики, были разработали методические рекомендации для воспитателей по развитию сюжетно-ролевой игры у детей 5–6 лет в дошкольном образовательном учреждении.
Выделены основные условия развития детской игры:
1) Грамотный и разнообразный подбор игрушек, предметов-заместителей и игровых материалов.
2) Компетентность и творческий подход педагога (самосовершенствование, повышение квалификации, и др.).
3) Современные дети — современный педагог. Дошкольному педагогу, как никому другому нужно быть в курсе всех современных тенденций, событий, происходящих вокруг ребенка, владеть гаджетами (книжные новинки, современные мультфильмы, радио- и телепередачи, игрушки и т. д.).
4) Сотрудничество с родителями (консультации — «Игры современных детей, какие они?», «Полезные и вредные игрушки», информационный уголок для родителей — «Волшебный мир игр», «Поиграем вместе», родительские собрания, круглые столы — «Почему уходит игра в куклы?», «Предметно-развивающая среда дома и в саду», приглашение на открытые занятия, создание и периодическое обновление памяток, брошюрок — «Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников», «Игры детей XXI в»., «Влияние мультфильма на игру детей», выставки совместных работ — «Домашние поделки», «Коллекция игрушек»).
Предлагаем несколько видов сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста:
—«Моя семья».
Цель: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи, самостоятельно создавать игровую обстановку. Воспитать дружеское отношение друг к другу. Раскрывать нравственную ценность деятельности взрослых людей: взаимопомощь, ответственное отношение к своим обязанностям.
—«Школа».
Цель: Расширять представления детей об учебном заведении — школе, продолжать учить творчески развивать сюжеты игры. Воспитывать уважительное отношение учителю и детям, уметь сплоченно играть в коллективе. Предварительная работа: Экскурсия в близлежащие школы МБОУ «СОШ № 45 и 54», беседа о школьных принадлежностях, просмотр иллюстраций по теме. Чтение литературных произведений Э. Мошковской «Мы играем в школу», С. Я. Маршака «Первое сентября».
—«Ателье Аврора».
Цель: продолжать работу по расширению и закреплению знания детей о работе в швейном ателье, профессиях сотрудников, развивать и укреплять дружеские взаимоотношения между детьми. Предварительная работа: Экскурсия в швейное ателье «Аврора». Чтение произведений: Викторов «Я для мамы платье шила», С. Михалков «Заяц портной». Просмотр альбома «Мир ткани», журналов «Лиза», «Космополитен». Ручной труд «Пришиваем пуговицу». Изготовление атрибутов совместно с родителями.
— « Веселый полет ».
Цель: расширить знания детей о транспорте — самолёте, закрепить знания о деталях транспорта (крыло, хвостовая и носовая части, шасси, фюзеляж). Обогащать словарный запас: «стюардесса, бортпроводник», «пилот», «шасси», «фюзеляж». Предварительная работа: экскурсия в «Аэропорт Чебоксары».
—«Я солдат».
Задачи: Дать представления детям о вооруженных силах Р. Ф. Развивать такие качества, как смелость, бдительность. Вызвать у мальчишек желание служить в армии, расширить словарный запас детей — «партизан», «разведчики», «служба», «десантник», «часовой».
Таким образом, предложенные нами рекомендации помогут воспитателям развивать и обогащать игру детей в данном дошкольном образовательном учреждении.
Литература:
- Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. — 1966. — № 6. — С. 62–76.
- Гударёва, О. В. Игра и психическое развитие современных 5- летних детей / О. В. Гударёва // Вопросы психического здоровья детей и подростков. — 2003. — № 3. — С. — 50–57
- Калинина, Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р. Р. Калинина. — СПб: Речь, 2003. — 144 с.
- Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
- https://centspec.ru/biblioteka/osobennosti-syuzhetno-rolevoy-igry-sovremennyh-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-6106775