Успех любого действия обычно зависит от того, насколько мы стремимся достичь своей цели, а также от нашего желания это сделать. Этот психологический процесс называется мотивацией. Как указывает сам термин, мотивация — это «побуждение к действию». Мотивация побуждает или стимулирует действие. Будет недостаточно, если под мотивацией понимается только желание к начальным стадиям действия, то есть пробуждение первоначального интереса и превращение его в решение заняться какой-либо деятельностью. Большое значение имеет также необходимость поддерживать это состояние возбуждения, определять кого-либо для совершения необходимого усилия для совершения действия. В этой статье рекомендуются некоторые способы повышения и поддержания мотивации студентов неязыковых институтов при обучении чтению специальных текстов.
Ключевые слова : мотивация, активность, язык специальности, чтение текстов специальности
Введение
Мотивация играет первостепенную роль при изучении иностранных языков. Мотивированные учащиеся всегда готовы усердно заниматься для выполнения учебных задач, упорно преодолевать трудности без постоянной поддержки и могут даже поощрять своих одноклассников к участию в учебном процессе. Однако, мотивация не одинаковая у каждого учащегося. Она повышается и понижается в течение учебного года (или даже во время одного занятия в классе). Поэтому, бывает немало студентов, которым в первые дни интересно и внимательно учиться, но постепенно они теряют мотивацию. Следовательно, они не могут достичь намеченного уровня владения языком, отстают от графика и, наконец, сдаются. Мы — учителя, мы, конечно, можем видеть, какой студент мотивирован, а какой — нет. Но не всегда мы можем поддержать и повысить мотивацию у мотивированных, формировать мотивацию у невнимательных и равнодушных студентов, или передать мотивацию у мотивированных равнодушным студентам.
Понятия о мотивации
Понятие «мотивация» происходит от латинского слова «movere» — двигать. Существует множество различных определений термина «мотивация».
В Философском энциклопедическом словаре (2010), под мотивацией понимается “система внутренних факторов, вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека или животного.” А В Кратком психологическом словаре (1998), Л. А. Карпенко и соавторы написали: “Мотивация — побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.” [3]. Согласно Г. Г. Зайцеву: “Мотивация — это побуждение к активной деятельности личностей, коллективов, групп, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности”. [2] С точки зрения Б. Ю. Сербинского: “Мотивация — это побуждение людей к деятельности”. [4]. Уткин Э. А. дает такое определение: «Мотивация — это состояние личности, определяющее степень активности и направленности действий человека в конкретной ситуации» [5]. По мнению Р. К. Гарднера, чтобы быть мотивированным, учащийся должен иметь что-то, чего можно ожидать, цель, связанную с целью или задачей. [1]
На наш взгляд, все определения мотивации, так или иначе, имеют общую характеристику: это активные движущие силы, определяющие поведение человека. С одной стороны — побуждение, навязанное извне, а с другой стороны — самопобуждение учащихся. Мотивация носит динамический характер и может меняться от момента к моменту в зависимости от контекста обучения или задачи. Мотивация занимает важное место в процессе обучения, поэтому долгое время мотивация рассматривалась как показатель успеха или неудачи в выполнении любой сложной учебной задачи. Некоторые исследователи, которые изучали мотивацию студентов к изучению иностранного языка технических вузов, обнаружили, что студенты имеют лишь умеренно положительное отношение к изучению языка. Они часто относят иностранный язык к «второстепенным», «не основным» дисциплинам и поэтому не уделяют ему должного внимания. Это доказывает, что процесс обучения сильно влияет на изменение мотивации студентов. Когда учащиеся теряют мотивацию, им становится трудно учиться.
Практика показывает нам, что студентам нужна атмосфера, в которой их побуждают к учёбе. Они должны быть уверены в себе, чтобы быть мотивированными для изучения иностранного языка в общем и языка специальности в частности‚ кроме того, материалы должны быть пересмотрены таким образом, чтобы привлечь их внимание и быть связанными с их собственной жизнью. Студентам также нужен преподаватель, который может разделить их ответственность, понять их потребности и проблемы, который не критикует их перед другими.
Именно поэтому, мы думаем, что при обучении будет недостаточно, если занятие начинается путём, что преподаватель просто просит студентов открыть учебник на нужной странице, прочитать специальный текст и выполнить поставленные упражнения. Это приведёт к отсутствию необходимого результата и бессмысленной потере времени на уроке.
Поддержание и повышение мотивации студентов к чтению текстов специальности производились с учётом процесса работы над текстом и этапов формирования навыков и умений. В данном исследовании мы придерживаемся концепции Е. Н. Солововой, которая выделяет работу над текстом на три этапа: дотекстовый, текстовый и послетекстовый [Соловова, 2002].
Задачами дотекстового этапа являются создание мотивационных условий, развитие уже существующих и формирование новых рецептивных лексических и грамматических навыков для дальнейшей работы с учебным текстовым материалом. На текстовом этапе следует обратить внимание на развитие уже существующих и формирование новых умений чтения у студентов. На третьем этапе приоритет отдаётся проверке уровня понимания прочитанного студентами и реализации коммуникативных личностно-ориентированных заданий в более творческой работе.
Дотекстовый этап
Любое чтение специального текста начинается со знакомства с заголовком, согласно современной методике, чем лучше организован дотекстовый этап, тем легче студенту читать текст и выше достигаемый им планируемый результат. Перед тем как попросить студентов прочитать текст, преподаватель может попросить их определить тематику текста по заголовку приёмом “мозговой штурм” . Он может обратиться к студентам с вопросом: « Какие ассоциации возникли у вас при чтении заголовка текста?" . Именно на этом этапе у студентов возникает состояние готовности, необходимое для дальнейшего активного восприятия. У них появляется ожидание определённых знаний, предположение о содержании текста, об отношении этих знаний к старым, уже известным (и на иностранном, и на родном языке). Любой заголовок может дать большие возможности для включения новых знаний в те, что у студентов есть, и для предугадывания основного смысла текста. Время проведения этого способа 3–5 минут. Все студенты участвуют в процессе обучения одновременно. Важно, чтобы все студенты не боялись высказывать свои мысли, даже если они кажутся невероятными, фантастичными. Критика и комментирование не допускаются. Все идеи, выкладываемые студентами, преподаватель высоко оценивает и записывает на доске, и студенты должны знать, что каждый из них может и должен внести свой вклад в создание банка идей.
Другим приёмом работы с заголовком, который часто используется для актуализации и повторения словаря, связанного с темой текста, является «Глоссарий» .Целью проведения этого способа является повышение и поддержание мотивации, актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к изучаемой теме. Опираясь на знания, полученные на предыдущих уроках и после изучения дисциплины специальности на родном языке, студенты могут угадывать слова/словосочетания, которые связаны с тематикой текста. После прочтения текста преподаватель попросит студентов вернуться к данным словам/словосочетаниям и сравнить.
Даже до чтения текста студентам даётся ряд утверждений, связанных с темой текста, и предлагается отметить те, с которыми они согласны. Целью является максимальная опора на заголовок, фотографии, подпись и надпись к тексту, предшествующие знания и опыт для определения основного содержания текста.
Работа на предтекстовом этапе может сочетать разные режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, но главной целью являются постановка задач и цели чтения, актуализация предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста, а также создание мотивации, активности студентов к чтению. В ходе предтекстовой работы студенты получают возможность продемонстрировать свои знания и задуматься о возможных вариантах решения задачи. Кроме того, использование данных приёмов способствует развитию творческого и аналитического мышления, коммуникативных навыков, умения принимать мнение других. Ещё одним достоинством данных приёмов является отсутствие необходимости предварительной подготовки.
К недостаткам данных приёмов можно отнести невозможность их применения для сложных дискуссионных вопросов. Особенно при применении приёма «мозговой штурм», хотя студенты имеют хорошие идеи, они не могут выражать эти идеи на иностранном языке из-за ограничения словарного запаса. В этом случае преподаватель может принимать все мнения студентов на родном языке и переводить их на изучаемый иностранный язык. Это действие преподавателя, казалось, бессмысленное, поможет студентам запоминать и обогатить словарный запас.
Тестовый этап
После выполнения предтекстовых упражнений студентам предлагается прочитать текст. Главная задача студентов на этом этапе — это полноценное восприятие содержания прочитанного текста. Чтобы эффективно выполнить поставленную задачу, во время чтения от студентов требуется вдумчиво читать и классифицировать информацию в тексте . Этот приём носит название «Чтение с пометками».
Читая текст, студенты делают пометки карандашом на полях значками по следующему алгоритму:
"" — Знакомая информация (уже знал);
"+" — Новая информация;
"-" — Думал иначе;
"?" — Не понял, есть вопросы.
Работа может проводиться как индивидуально, так и в парах или группах. Однако при анализе большого текста рекомендуется групповая работа. Приём «чтение с пометками»лучше всего подходит для уроков усвоения новых знаний. Он требует от студента не пассивного чтения, а внимательного, вдумчивого. Если раньше он просто пропускал непонятные моменты в тексте, то данный приём заставляет обратить на них внимание, сконцентрироваться на каждом элементе информации в тексте. После прочтения преподаватель попросит студентов обсудить результаты, которые отмечены на полях.
Заметим, что студентам не надо слишком часто использовать «галочку», то есть помечать каждую строчку, а надо делать пометки по мере необходимости. В процессе чтения студент может обращаться к тексту несколько раз, возможно, добавляя, заменяя или удаляя некоторые значки.
Данный приём не только даёт студентам метод работы с информационным текстом, но и зримо демонстрирует процессы продвижения от незнания к знанию, делает процесс чтения специальных текстов более осмысленным, помогает выделять основные аспекты в изучаемой информации, формирует умение графически представлять результаты работы с текстом. И студентам будет легко отвечают на вопросы: «Что нового вы узнали из текста?"
Хотя на первых занятиях студентам трудно будет анализировать текст, и делать пометки, приём «Чтение с пометками» следует использовать регулярно. Начинать эту работу нужно с небольших по объёму текстов, постепенно увеличивая не только объём, но их и сложность. Таким образом, использование данного приема на уроке является подготовкой студентов к самостоятельной работе с большими сложными специальными текстами в будущем.
Таким образом, приём «Чтение с пометками» можно эффективно использовать при работе с любым информационным текстом. Использование данного приёма позволит поддерживать активность и интерес студентов, проявленные ими на дотекстовом этапе работы, их усилия по отслеживанию изменения собственного понимания. Студенты сознательно увязывают новое знание с уже известным, тем самым тренируя умение анализа и синтеза.
Послетекстовый этап
После чтения текстов, преподаватель проверяет уровень понимания содержания текстов курсантов разнообразными заданиями в разных формах: игра, тест, интервью, рассказ по схему, рассказ по интеллектуальной карте,... Эти формы проверки помогают оживить атмосферу в классе, и важно в том, что студенты больше не чувствуют, что их проверяют, поэтому они не подвергались стрессу или давлению.
Например: Игра: “Какая команда быстрее?”
Преподаватель делит группу на две команды, даёт каждой команде одну интеллект-карту, и просит их написать соответствующее ключевое слово/словосочетание возле каждой ветки. Победителем будет команда, которая быстрее и правильнее выполнит карту.
Конкурс на лучший рассказ по рисункам
Или онлайн-тесты на уроке. В основном сейчас студенты предпочитают использовать компьютеры или мобильники для выполнения учебных задач, чем писать на бумаге. Чтобы повысить активность и мотивацию студентов, преподаватели могут разрабатывать онлайн-тесты и просить их выполнять на уроке.
Заключение
Одним словом, мотивация занимает важное место в большинстве теорий обучения. Она влияет на то, что студент либо сдастся, либо продвинется вперёд. Именно поэтому поддержание и повышение мотивации учащихся является постоянной задачей каждого педагога. Бывают разные способы и инструменты, которые помогают поддержать и повысить мотивацию студентов, но мы думаем, что самое важное — это создать доброжелательный настрой урока. Для этого каждому преподавателю нужно уделять внимание каждому студенту, нужно хвалить их за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Преподаватель должен вести себя корректно, уважать студента и всегда приходить к нему на помощь.
Литература:
- Gardner R. C., 1985, Social Psychology in Second Language Learning, Edward Arnold Ltd, London, Great Britain.
- Зайцев, Г. Г., 1998, Управление персоналом [Текст]: учебное пособие /СПб.: Северо-Запад.
- Карпенко Л. А., Петровский А. В., Ярошевский М. Г., 1998, Краткий психологический словарь. -Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС».
- Сербиновского Б. Ю., Самыгина С. М., 1999, Управление персоналом [Текст]: учебное пособие / под ред. — М.: Приор.
- Уткин Э. А., 2000, Мотивационный менеджмент [Текст]: учебник/– М.: ЭКМОС.