Советско-германское сближение в 1939–1940 гг.: причины и последствия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №4 (451) январь 2023 г.

Дата публикации: 28.01.2023

Статья просмотрена: 1017 раз

Библиографическое описание:

Игнатьева, А. Д. Советско-германское сближение в 1939–1940 гг.: причины и последствия / А. Д. Игнатьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 316-320. — URL: https://moluch.ru/archive/451/99537/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматривается проблема изучения особенностей советско-германских отношений 1939–1940 гг., их причины, направления, содержание и последствия. Основными вопросами, рассматриваемыми в статье, являются англо-франко-советские переговоры и заключение военных и экономических соглашений между Советским Союзом и Германией.

Ключевые слова: СССР, Германия, Англия, договор, переговоры, граница, пакт.

В начале 1939 г. сомнений, что Вторая мировая война будет, практически не оставалось. Поэтому вопрос о военной и политической помощи для государств Европы играл в этот период большую роль. Но разрешения данного вопроса отягощалось несколькими факторами: во-первых, дипломатические отношения европейских государств в конце 30-х годов характеризовались взаимным недоверием. Во-вторых, понимая, что война неизбежна, каждая сторона не пыталась предотвратить военную агрессию Германии, а старалась отвести угрозу от себя, это прямо иллюстрирует Мюнхенское соглашение 1938 г., которое считается кульминацией политики умиротворения Англии и Франции.

Тем не менее агрессивные действия Германии весной 1939 г. в отношении Чехословакии, Литвы, Польши и Румынии показали необходимость налаживания дипломатических связей и проведение переговоров. Безусловно ведущую роль в переговорах на европейской арене играли мировые лидеры, в первую очередь Англия и Франция.

Позиция СССР в это период стала играть большое значение. В условиях неизбежной военной угрозы, многие странны хотели в своих интересах заручиться поддержкой Советского Союза [9, с. 5].

18 марта для предотвращения выдвижения Гитлером ультиматума Румынии, для перестройки её экономики на службу Германии, от советской стороны, которую представлял нарком иностранных дел СССР М. М. Литвинов, поступило предложение о проведении переговоров между Англией, Францией, Польшей, Румынией, Турции и СССР. На предложение ответили отказом, английская сторона назвала эти действия «преждевременными», и предложила ограничиться подписанием декларации о консультациях в случае агрессии [3, с. 11].

Но в налаживание связей с советским руководством была заинтересована и Германия, которая 11 апреля 1939 года предприняла попытки разведки позиции Советского Союза на предмет улучшения советско-германских отношений. В ответ СССР в отношении советско-германских отношений выбрал выжидательную позицию [3, с. 12].

В это же время предложение о сотрудничестве поступило уже от Англии и Франции. Это было вызвано не только все более активными действиями Германии в отношении Польши и Румынии, но и попытками Гитлера наладить отношения с Советским Союзом. Несмотря на то, что предложение СССР о переговорах в марте было отклонено, Англия и Франция не хотели терять потенциального союзника в лице СССР и возможность использовать союзника в своих интересах.

В сложившейся ситуации, когда предложение о налаживании связей поступило сразу от двух противостоящих сторон, а СССР считал Германию главной угрозой безопасности Европы, Советская сторона приняла предложении Франции и Великобритании. Весной 1939 г. начались англо-франко-советские переговоры, также получившие названия Московские переговоры 1939 г.

Позиция СССР была обозначена в предложении М. М. Литвинова 17 апреля 1939 г. Советское руководство предлагало заключить военно-политический союз сроком на 5–10 лет, союз предусматривал немедленную военную помощь стороне, которая будет под ударом военной агрессии Германии. Предложение Литвинова предполагало и помощь другим странам Европы в случае войны [3, с. 14].

Предложенный советской стороной вариант не устраивал английское и французское руководство. В отечественной историографии вопрос о целях Англии и Франции в московских переговорах не вызывает разногласий, историки поддерживают официальную советскую версию. Великобритания и Франция в первую очередь хотели отвести удар от себя, а также не допустить сближения СССР и Германии, и в будущей войне направить агрессию Германии на Восток [8].

Переговоры намеренно затягивались, в предложение СССР вносились многочисленные правки. Но переговоры продолжались. В. М. Молотов, сменивший М. М. Литвинова на посту наркома иностранных дел, охарактеризовал англо-французскую позицию так: «пока нельзя даже сказать, имеется ли у этих стран серьезное желание отказаться от политики невмешательства, от политики непротивления дальнейшему развертыванию агрессии» [5].

15 июня 1939 года начался новый этап московских переговоров. Интересы советской стороны представлял нарком иностранных дел Молотов, английскую и французскую стороны представляли послы, что говорит о нерешительной и несерьезной позиции этих стран.

На переговорах стороны столкнулись с двумя спорными вопросами: предоставление гарантий и определение понятия «косвенная агрессия». СССР присоединялся к предоставлению гарантий Румынии, Польше, Бельгии, Греции и Турции, но требовал от других участников переговоров такое же предоставлений гарантий Латвии, Эстонии и Финляндии.

Понятие «косвенная агрессия» понималась участниками переговоров по-разному. Западные державы объясняли его как утрату суверенитета под угрозой военных действий. СССР рассматривал это понятие более широко и объяснял его как аннексия отдельных территорий под предлогом защиты, ссылаясь на события аннексии Судетской области в 1938 г. Вопрос о косвенной агрессии был отложен по предложению Великобритании, но она дала согласие на начало переговоров о военной конвенции [3, с. 14].

Третий этап переговоров начался в августе 1939 года. Западные державы не имели конкретного плана совместных действий в случае нападения Гитлера. Советское руководство разработало три варианта действий, предусматривающие конкретные расстановки сил от каждой стороны и определенный план военной операций, в зависимости от того, по чему Германия нанесет удар в первую очередь. В любом случае советский план предусматривал, что в случае нападения советские войска должны пройти через территории Польши и Румынии, чтобы быстро перебросить свои войска на ту территорию Европы, которая окажется первой под ударом. Польша ответила категорическим отказом. Французская сторона предприняла попытки уговорить польский Генштаб, но не смогла этого сделать. Англия в решение этого вопроса не вмешалась [7, с. 121-123].

Именно Польша сыграла решающую роль в исходе англо-франко-советских переговоров. Её категорический отказ пропускать через свои границы советские войска, а также безучастные действия Западных держав, и кардинальное расхождение целей каждой из сторон завели переговоры в тупик.

В это же время, когда потенциальные союзники СССР не предпринимали никаких решительных действий, 17 августа советскому руководству поступило предложение от Германии о заключении договора о ненападении сроком на 25 лет, также предусматривалось предоставление гарантий станам Прибалтики, а также Германия оказывала влияние на улучшение отношений Советского Союза и Японии. Советское руководство оказалось в сложной ситуации: несколько месяцев переговоров с Англией и Францией не дали никаких результатов, а главный агрессор — Германия была готова подписать договор, что давала реальную возможность отвести прямую военную угрозу от границ СССР. Влиял на решения еще и тот факт, что советская разведка уже к этому времени знала о планах и сроках нападения Гитлера на Польшу [9, с. 12].

Таким образом, в конце августа 1939 года англо-франко-советские переговоры характеризовались отсутствием реальных перспектив на дальнейшее сотрудничество. По этой причине с одной стороны и выгодным для СССР предложением германского руководства с другой. Руководство СССР находилось в сложной ситуации. Ее осложняли три обстоятельства.

Во–первых, в это время Германия вела переговоры о заключении договора о ненападении не только с Советским Союзом, но и с Англией. В Берлине одновременно готовились два полета для подписания договора: Риббентропа в Москву и Геринга в Лондон. С одной стороны это уже усложняло проведение англо-франко-советских переговоров, а с другой стороны могло помешать возможному и становящемуся необходимым сближению СССР и Германии.

Во–вторых, Советский Союз в августе 1939 года был вовлечен в серьезный вооруженный конфликт с союзником Германии Японией на реке Халхин-Гол. СССР пришлось бы вести боевые действия на два фронта.

В-третьих, советская разведка хорошо знала о планах Гитлера после оккупации Польши пойти дальше на Восток, СССР было необходимо отвести линию военных действий, под первый же удар могли попасть Минск и Ленинград [1, с. 3].

В такой сложной ситуации, ему предстояло сделать выбор, который в первую очередь мог защитить национальные интересы государства. Так 23 августа 1939 года в Москве был подписан договор о ненападении между Германий и СССР, вошедший в историю как пакт Молотова-Риббентропа.

Договор о ненападении между был подписан главами внешнеполитических ведомств СССР и Германии Вячеславом Молотовым и Йоахимом фон Риббентропом в Кремле 23 августа 1939 года в Москве. Кроме договора, содержащий основные условия сотрудничества, был заключен Секретный дополнительный протокол о разграничении сфер влияния между Германией и СССР.

Содержание договора включала в себя 7 статей, которые устанавливали обязанности сторон сроком на 10 лет, с автоматическим продлением на 5 лет. Договор обязывал СССР и Германию отказаться от любых насильственных действий в отношении друг друга и совместно с другими странами. Вторая статья говорила о том, что «в случае, если одна из договаривающихся сторон окажется объектом военных действий со стороны третьей державы, другая договаривающаяся сторона не будет поддерживать ни в какой форме эту державу». Другими словами, СССР обязывался не оказывать помощь будущим жертвам агрессии фашистской Германии [4].

Секретный протокол к подписанному пакту Молотова-Риббентропа предусматривал разграничение сфер влияния между Советским Союзом и Германией. Разграничение сфер влияния и интересов не было чем-то новым и исключительным в международной практике того времени. Подобный договор был заключен между Англией и Польшей, хотя конкретный термин «сферы влияния» не употреблялся [12].

Важно также отметить, что «сферы интересов» не означали присоединение той или иной территории к СССР и Германии, и в секретном протоколе таких положений не содержится. Разграничение сфер интересов предусматривала раздел между двумя державами территорий, на которые каждая сторона может оказывать влияние (культурное, экономическое, политическое) без вмешательства второй стороны [6, с. 24].

К «сфере интересов» СССР относились следующие территории: Финляндия, Эстония, Латвия, восточная часть Польши (Западная Белоруссия и Западная Украина), Бессарабия, эти территории входили в состав России до Первой мировой войны и были утеряны в результате решения Версальского договора или путём прямых аннексий. Также необходимо отметить, что территории, входившие в сферу интересов СССР в случае начала войны, позволяли ограничить продвижение германских армий к границам Советского Союза, что было важным фактором для советского руководства [11].

В свою очередь, к «сферам интересов» Германии относились территории Латвии и западной Польши. Вопрос о независимости Польши, согласно протоколу, мог «быть окончательно выяснен» позже, по согласию сторон.

Этот вопрос был решен 28 сентября 1939 г., был подписан договор о дружбе и границе между СССР и Германией. Стороны ставили перед собой задачу рассматривать вопрос по восстановлению порядка на территории Польского государства.

К договору прилагалось несколько дополнительных протоколов. Конфиденциальный протокол содержал порядок обмена советскими и германскими гражданами разных частей Польши. Секретные протоколы вносили корректировки в «сферы интересов» СССР и Германии в связи с разделом польских территорий, а также поправки, связанные с территориями Литвы, которые теперь относились к сфере интересов СССР в обмен на польские земли к востоку от Вислы, которые заняла Германия, начав войну 1 сентября 1939 г. Кроме этого, Германия и Советский Союз обязались пресекать любую «польскую агитацию», затрагивающую интересы двух держав [2].

Разделение Польского государства стало поводом для дискуссий о союзе Германии и СССР. Советская сторона категорически не принимала эту точку зрения, но важно отметить, что заключение военно-политических договоров дали основу развитию и экономических отношений между двумя государствами.

После подписания договора о дружбе и границе В. М. Молотов отправил письмо И. Риббентропу, в котором было заявлено о готовности СССР поставлять Германии сырьё, в ответ Советский Союз ожидал получить промышленные поставки, относящиеся прежде всего к военно-промышленному комплексу: «Мы имеем честь подтвердить Вам, что Правительство СССР на основании и в духе достигнутого нами общего политического соглашения исполнено воли всемерно развить экономические отношения и товарооборот между СССР и Германией. С этой целью обеими сторонами будет составлена экономическая программа, согласно которой Советский Союз будет доставлять Германии сырье, которое Германия в свою очередь будет компенсировать промышленными поставками, производимыми в течение продолжительного времени» [10].

Важно подчеркнуть, что СССР не говорила о военном сотрудничестве, речь шла именно об установлении экономических отношений. Германия сильна зависела от импортируемых товаров и сырья. Она импортировала 45 % железной руды, 50 % свинца, 66 % нефти, 70 % меди. В такой экономической ситуации удачные англо-франко-советские переговоры весной-летом 1939 года могли сильно повлиять на положение германской экономики и лишить Германию активно развивать военно-промышленный комплекс. Но на деле СССР стал источником сырья для Германии, а в обмен рассчитывал получить военные технологии, которые позволили бы СССР защититься от любой агрессии и вывести Советский Союз в ряд великих держав [13, с. 125].

Обсуждение экономического сотрудничества продолжалось почти год, обе стороны не хотели идти на уступке при установлении цен. Тем не менее, 11 февраля 1940 г. между СССР и Германией было подписано официальное соглашение, по которому советские поставки должны осуществляться в течении года на сумму 420 млн марок, поставки Германии на эту же сумму должны осуществляться в течении 15 месяцев, при этом определялись конкретные этапы и процент от общего числа поставок за этот период [13, с. 130].

На деле получилось иначе, размер советских поставок превысил германские на 100–200 млн марок. Но в целом советско-германское экономическое сотрудничество было взаимовыгодным. На протяжении 1940–1941 гг. был подписан ряд соглашений, в результате которых Германия получила в лице СССР сырьевую базу, вкладывая советские поставки в текущие нужды населения и промышленности, в первую очередь военную. Советский Союз со своей стороны получил образцы самолетов, танков, авиационного, радиотехнического и морского оборудования, а также поставки промышленного оборудования в области металлургии, химической, горнодобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности. Конечно, германские поставки не могли предоставить полную картину сил будущего противника, например, недооценка германских танков в связи с тем, что СССР получил образец танка Т-III, а не будущего самого массового танка Т-IV, существенно повлияла на ход военных действий с Германией во второй половине 1941 г. Тем не менее, экономическое сотрудничество с Германией сыграло весомую роль в развитии промышленности СССР [13, с. 134–136].

Исторические и правовые оценки договоров о военном и экономическом сотрудничестве СССР и Германии очень различны, но нельзя отрицать тот факт, что на момент 1939 года сближение с Германией в случае безвыходного положения СССР было большой дипломатической победой, которое дало советской стороне немного времени и технической базы для дальнейшей подготовки к войне.

Таким образом, в начале 1939 года становилась ясно, что война неизбежна, целью СССР, как и других государств Европы, было обеспечение безопасности своих границ, но каждая страна достигала свою цель по-разному. Советская сторона видела необходимость в создании военно-политического союза, но эта идея не была поддержана Западными державами. Нерешительность и безучастность Англии и Франции в данном вопросе привела к тому, что Советский Союз в случае войны мог одним из первых оказаться под ударом Германии без какой-либо помощи. Советское руководство, реально оценив свои возможности и свое положение, понимало, что к войне СССР не готов и надежных союзников он не имеет. Поэтому единственным решением оставалось пойти на сближение с агрессором, такое решение дало возможность отсрочить войну на два года, а также показать другим государством важность собственных интересов.

Так произошло военно-экономическое сближение Германии и СССР, условия которых были закреплены в подписанных договорах и секретном протоколе, а также экономических соглашениях 1940–1941 гг. Реализация этих условий существенно повлияет на ход дальнейших событий, об этом пойдет речь в следующей главе.

Литература:

  1. Брычков А. С., Никоноров Г. А. Московский договор 23 августа 1939 г: была ли альтернатива? // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. 2015. № 2. — 7 с.
  2. Германо-советский договор о дружбе и границе между СССР и Германией. 28 сентября 1939 г. URL:http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/102785-germano-sovetskiy-dogovor-o-druzhbe-i-granitse-mezhdu-sssr-i-germaniey-28-sentyabrya-1939-g (дата обращения 11.01.2023)
  3. Диброва, И. В. Причины неудачных результатов англо-франко-советских переговоров 1939 года и их последствия / И. В. Диброва // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: сборник материалов Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 06 ноября 2020 года / ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова»; Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова; Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева. — Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2020. — С. 10–15.
  4. Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом. 23 августа 1939 г. [Электронный ресурс] URL:http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/183746#mode/inspect/page/2/zoom/4 (дата обращения 14.01.2023)
  5. Доклад Председателя Совета Народных Комиссаров и народного комиссара иностранных дел СССР В. М. Молотова на сессии Верховного Совета СССР «О международном положении и внешней политике СССР». 31 мая 1939 г. // Год кризиса, 1938–1939: документы и материалы: в 2 т. Т. 1. / редкол. Л. Ф. Ильичев [и др.]. — М.: Политиздат, 1990. — С. 525
  6. Ибраев, П. В. Советско-германский договор о ненападении от 23 августа 1939 года: дипломатический успех или трагическая ошибка / П. В. Ибраев // Начало Великой Отечественной войны: уроки истории. Взгляд из XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции с участием студентов, Нижний Новгород, 07 июня 2016 года / Составители Л. П. Гордеева, И. П. Ветюгова. — Нижний Новгород: Нижегородский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет путей сообщения» (Нижегородский филиал), 2016. — С. 23–26.
  7. Кремер, И. С. Еще раз об истоках Второй мировой войны / И. С. Кремер // Вестник Московского государственного лингвистического университета. — 2012. — № 658. — С. 116–131.
  8. Мельтюхов М. И. Упущенный шанс Сталина. Советский Союз и борьба за Европу: 1939–1941. — М.: Вече, 2000. [Электронный ресурс] URL: http://militera.lib.ru/research/meltyukhov/02.html (дата обращения 09.01.2023)
  9. Мягков М. Ю., Ржешевский О. А. Упущенный шанс: англо-франко-советские переговоры летом 1939 г. И советско-германский пакт от 23 августа 1939 г. // Вестник МГИМО. 2009. № 4. — 20 с.
  10. Письмо председателя Совета народных комиссаров СССР, народного комиссара иностранных дел СССР В. М. Молотова министру иностранных дел Германии И. фон Риббентропу. Москва, 28 сентября 1939 г.//Документы внешней политики СССР. Т. 22. Кн. 2. С. 137
  11. Ржешевский О. А. Тема 1. Внешняя политика СССР в условиях нарастания военной опасности (1930-е годы) // Электронный научно-образовательный журнал «История». — 2015. — История Великой Отечественной войны (1941–1945). URL: https://history.jes.su/s207987840001026–7–1/ (дата общения 10.01.2023)
  12. Секретный дополнительный протокол о границе сфер интересов Германии и СССР. Подписан В. М. Молотовым и И. Риббентропом 23 августа 1939 г.URL: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/183747 (дата обращения 11.01.2023)
  13. Шубин, А. В. Пределы сотрудничества: советско-германские военные и экономические поставки 1939–1941 годов и мотивы советского руководства / А. В. Шубин // Новая и новейшая история. — 2021. — № 4. — С. 122–136.
Основные термины (генерируются автоматически): СССР, Советский Союз, Англия, Германия, Германий, Польша, советское руководство, советская сторона, переговоры, сторона.


Похожие статьи

Торговая политика Великобритании и СССР в первой трети XX века как основа для установления англо-советских отношений

В статье автор рассматривает основные аспекты и специфику торговой политики двух крупнейших мировых держав — Великобритании и СССР, как фактора урегулирования отношений между странами. Указывается влияние идеологических и внутриполитических факторов ...

Советско-китайские отношения в 1953–1958 гг.

Дружеский период советско-китайских отношений (1953–1958) — это процесс двусторонних отношений между товарищами и братьями. Русские и китайские исследователи обычно рассматривают как период тесного сотрудничества между СССР и КНР. В статье рассмотрен...

Проблемы советско-западногерманских отношений 1980–1990 гг. в отечественной историографии

В статье анализируются работы отечественных авторов, посвященные советско-западногерманским отношениям в преддверии объединения двух немецких государств, дается их характеристика с позиции актуальности рассматриваемых аспектов изучаемой темы, и опред...

Ближневосточное противостояние СССР и США в 1940–60-е гг. как отражение борьбы двух держав за доминирование в мире

В статье анализируются события, происходящие на территории Ближнего Востока с 1940-х по 1960-е гг. Исследуются конкретные политические и военные действия сторон азиатского конфликта. Рассматриваются советско-американские отношения в период кризисного...

Московский договор 1970 года как пример компромиссного решения сложной международной проблемы

В статье анализируется «новая восточная политика» В. Брандта в отношении к СССР. Рассматриваются причины подписания 12 августа 1970 г. Московского договора между Советским Союзом и Федеративной Республики Германии. С помощью архивных документов и ист...

Буринский и Кяхтинский трактаты как основа развития международного сотрудничества России и Китая

Публикация знакомит с содержанием двух исторических документов — Буринского и Кяхтинского договоров, заключенных между Россией и Китаем в 1927 г. В результате исследования автор приходит к выводу о важной роли рассмотренных исторических документов в ...

Россия и Китай: стратегическое партнёрство в условиях постбиполярного мира

Работа посвящена рассмотрению российско-китайских отношений на современном этапе. После распада СССР между Россией и Китаем начался процесс установления партнёрских отношений, которые называют стратегическими. В статье изучен вопрос формирования ново...

Роль Аландского вопроса в отношениях Швеции и Финляндии в период между двумя мировыми войнами

В статье рассматривается т. н. Аландский вопрос, игравший заметную роль в отношениях Швеции и Финляндии в 1920–1930 гг. Анализируются причины, лежавшие в основе противоречий в отношениях двух стран, перечисляются ключевые этапы в эволюции Аландского ...

Российско-болгарские взаимоотношения в энергетической сфере в конце XX — начале XXI в.

В статье рассматриваются ключевые моменты энергетических взаимоотношений Российской Федерации и Республики Болгария в 90-е гг. XX — начале XXI в. Обозначены основные проблемы двустороннего сотрудничества государств.

Ключевые сюжеты эволюции межгосударственных отношений России и Казахстана в постсоветский период: по материалам отечественной историографии 2004–2014 гг.

В статье рассматривается ряд отечественных (российских) исследований, посвященных теме межгосударственных отношений Российской Федерации и Республики Казахстан, опубликованных в 2004–2014 гг. На основе изученной историографии, автором выявляются ключ...

Похожие статьи

Торговая политика Великобритании и СССР в первой трети XX века как основа для установления англо-советских отношений

В статье автор рассматривает основные аспекты и специфику торговой политики двух крупнейших мировых держав — Великобритании и СССР, как фактора урегулирования отношений между странами. Указывается влияние идеологических и внутриполитических факторов ...

Советско-китайские отношения в 1953–1958 гг.

Дружеский период советско-китайских отношений (1953–1958) — это процесс двусторонних отношений между товарищами и братьями. Русские и китайские исследователи обычно рассматривают как период тесного сотрудничества между СССР и КНР. В статье рассмотрен...

Проблемы советско-западногерманских отношений 1980–1990 гг. в отечественной историографии

В статье анализируются работы отечественных авторов, посвященные советско-западногерманским отношениям в преддверии объединения двух немецких государств, дается их характеристика с позиции актуальности рассматриваемых аспектов изучаемой темы, и опред...

Ближневосточное противостояние СССР и США в 1940–60-е гг. как отражение борьбы двух держав за доминирование в мире

В статье анализируются события, происходящие на территории Ближнего Востока с 1940-х по 1960-е гг. Исследуются конкретные политические и военные действия сторон азиатского конфликта. Рассматриваются советско-американские отношения в период кризисного...

Московский договор 1970 года как пример компромиссного решения сложной международной проблемы

В статье анализируется «новая восточная политика» В. Брандта в отношении к СССР. Рассматриваются причины подписания 12 августа 1970 г. Московского договора между Советским Союзом и Федеративной Республики Германии. С помощью архивных документов и ист...

Буринский и Кяхтинский трактаты как основа развития международного сотрудничества России и Китая

Публикация знакомит с содержанием двух исторических документов — Буринского и Кяхтинского договоров, заключенных между Россией и Китаем в 1927 г. В результате исследования автор приходит к выводу о важной роли рассмотренных исторических документов в ...

Россия и Китай: стратегическое партнёрство в условиях постбиполярного мира

Работа посвящена рассмотрению российско-китайских отношений на современном этапе. После распада СССР между Россией и Китаем начался процесс установления партнёрских отношений, которые называют стратегическими. В статье изучен вопрос формирования ново...

Роль Аландского вопроса в отношениях Швеции и Финляндии в период между двумя мировыми войнами

В статье рассматривается т. н. Аландский вопрос, игравший заметную роль в отношениях Швеции и Финляндии в 1920–1930 гг. Анализируются причины, лежавшие в основе противоречий в отношениях двух стран, перечисляются ключевые этапы в эволюции Аландского ...

Российско-болгарские взаимоотношения в энергетической сфере в конце XX — начале XXI в.

В статье рассматриваются ключевые моменты энергетических взаимоотношений Российской Федерации и Республики Болгария в 90-е гг. XX — начале XXI в. Обозначены основные проблемы двустороннего сотрудничества государств.

Ключевые сюжеты эволюции межгосударственных отношений России и Казахстана в постсоветский период: по материалам отечественной историографии 2004–2014 гг.

В статье рассматривается ряд отечественных (российских) исследований, посвященных теме межгосударственных отношений Российской Федерации и Республики Казахстан, опубликованных в 2004–2014 гг. На основе изученной историографии, автором выявляются ключ...

Задать вопрос