Место словаря в обучении иностранному языку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (451) январь 2023 г.

Дата публикации: 28.01.2023

Статья просмотрена: 702 раза

Библиографическое описание:

Котельникова, Н. А. Место словаря в обучении иностранному языку / Н. А. Котельникова, М. Н. Смирнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 166-168. — URL: https://moluch.ru/archive/451/99541/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье поднимается проблема использования словарей в процессе обучения иностранному языку в рамках билингвального образования. Автор делает особый акцент на активную работу с различными словарями для оптимизации и интенсификации процесса овладения иностранным языком.

Ключевые слова: иностранный язык, словарь, бытовой уровень, обучающийся двуязычный словарь.

Проблема изучения иностранных языков была и остается очень актуальной. Все больше методистов-практиков склоняются к тому, что в наше время человеку помимо своего родного языка необходимо знать один-два иностранных языка. Они считают, что билингвальное образование посредством соизучения родного и иностранного языков представляет важную часть модернизации целей и содержания современной образовательной системы.

Для общения на бытовом уровне сейчас вполне достаточно знать один или два наиболее распространенных языка, например, английский, немецкий или испанский. Поэтому во многих странах мира в школе, как правило, преподаются два, а иногда и больше иностранных языков, что вполне достаточно для общения с представителями как европейских, так и азиатских стран.

Как говорил известный автор многих трудов по билингвизму — Скутнабб Кангас, невозможно изучать билингвизм и билингвальное обучение, не поняв, что есть язык. Язык — это средство общения (и не только), без которого был бы невозможен обмен опытом в различных сферах между национальностями. Он считал, что язык является, вероятно, единственным инструментом, с помощью которого становится возможным взаимопонимание и взаимодействие между представителями различных лингвосообществ [3].

Отсюда совершенно очевидна необходимость уделять особое внимание проблеме формирования у обучающихся способности эффективно участвовать в межкультурной коммуникации. А в условиях средней общеобразовательной школы одним из наиболее целесообразных путей решения данного вопроса является ориентация на билингвальное языковое образование, где главным принципом является обязательное использование национально-ориентированного учебного материала. В данном случае мы имеем в виду национально-ориентированный материал, как родного языка, так и языка иноязычного носителя. Поэтому для того, чтобы процесс изучения языка и овладения азами межкультурной коммуникации был плодотворным, необходимо задействовать весь арсенал справочного материала, то есть, различных словарей.

Словари играют важную роль в современной культуре, они отражают знания, накопленные обществом на протяжении веков. Словари используются с целью описания и регулирования языка и помогают улучшить правильность и выразительность речи говорящего.

Словарный запас любого живого языка постоянно меняется и расширяется. Появление новых слов отражает развитие современной науки, культуры и искусства, а неиспользуемые слова помечаются как устаревшие. Словарь является неотъемлемой частью культуры нации, поскольку многие аспекты жизни людей зафиксированы в нем.

Словарный запас должен быть усвоен в системе, которая связана со свойствами человеческого мозга для запоминания логически организованного материала, анализа, синтеза и обобщения [1].

Из всего вышесказанного ясно, что требуется прочное усвоение лексики, что предполагает выполнение словарной работы. А словарь — это универсальное средство обучения, которое дает определение слову (его значение), ключ к правильному произношению (транскрипция слов, ударение), пополняет запас синонимов и антонимов, показывает то или иное слово в контексте, наглядно демонстрирует способы словообразования в изучаемом языке.

Поэтому важно научить обучающихся пользоваться словарями для изучения иностранного языка, в данном случае — английского. Его использование воспитывает у обучающихся потребность в самостоятельном и творческом поиске слов, необходимых им для речевой деятельности, и значительно расширяет информацию о богатстве словарного состава изучаемого (английского) языка.

Обучающиеся должны знать, как и какую лексику использовать в классе и за его пределами. Существует несколько основных типов словарей, которые могут использовать обучающиеся:

– стандартные одноязычные словари, которые предназначены для людей, для которых изучаемый язык является родным.

– учебные одноязычные словари, которые необходимы всем изучающим иностранный язык.

– двуязычные словари, которые содержит слова на иностранном языке, и предоставляют их перевод на родной язык обучающегося и наоборот.

Естественно, начинать следует с двуязычного словаря, поскольку он призван стать лишь ключом к пониманию. По мере того, как обучающийся становится более компетентным в изучаемом языке, он должен перейти от двуязычного словаря к образовательному монолингвальному словарю.

Согласно современных требований ФГОС по окончании изучения дисциплины «Иностранный язык» обучающиеся должны владеть рядом компетенций, а именно: коммуникативной компетенцией, то есть, уметь сформулировать свою мысль, как в устной, так и в письменной речи, уметь поддержать диалог с собеседником и произнести небольшое монологическое высказывание на иностранном языке. Также для продуктивного общения необходимо знать об особенностях высказываний, обусловленных их коммуникативными задачами и ситуацией общения.

А для того, чтобы достичь данной цели, необходимо уделять больше времени работе со словарем. Основой каждого урока должна стать работа по отработке правильного произношения, по развитию умений четко и выразительно представлять свою мысль в устной речи, а также работа по обогащению своего словарного запаса и приобретению умений адекватно, уместно и грамотно (орфографически грамотно) употреблять слова и словосочетания в связном высказывании.

Работа над изучением словарного материала в школе имеет большое общеобразовательное и практическое значение, так как расширяет знания обучающихся о языке, знакомит с единицей речи — словом, является главным источником обогащения словаря. Словарная работа помогает привлечь внимание обучающихся к значению и употреблению слов, развивает у них потребность к поиску и отбору необходимого слова для точного выражения мысли, чувство языка. И, как следствие, через интерес к этимологии слов у обучающихся появляется интерес к языку в целом.

Время идет, все меняется, и язык с годами тоже претерпевает изменения. Поэтому, чем чаще мы обращаемся к словарям, а лучше к аутентичным словарям, тем качественнее мы освоим иноязычную речь, и нам будет легче общаться с иноязычным носителем, как на бытовом уровне, так и по вопросам профессиональной деятельности.

Обучение рациональным приемам пользования словарем не должно идти в отрыве от других разделов языковой работы. Наоборот, обучение работе со словарем должно способствовать углублению и расширению знаний в области грамматики, фонетики, лексики и орфографии [2, с. 68].

Использование словаря — это успешная и проверенная временем работа, которая поможет всем, кто заинтересован в изучении иностранного языка, приблизиться к билингвизму, что является очень важным аспектом на данном этапе развития общества в сложных современных реалиях.

Итак, использование различных типов словарей в учебном процессе — это обязательное условие успешного овладения иностранными языками. Именно работа со словарем дает нам возможность сделать процесс овладения иностранным языком более качественным и результативным.

Литература:

  1. Бутаев, Ш. Т. О методике совершенствования работы со словарем / Ш. Т. Бутаев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 10. — [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/45/5476/ (Дата обращения 5.11.2022)
  2. Карлинский, А. Е. Работа со словарем в средней школе / А. Е. Карлинский. — Текст: непосредственный // Иностранные языки в школе. — 2011. — № № 4. — С. с. 60–68.
  3. Туве, С. К. Кангас Двуязычие или нет: образование меньшинств / С. К. Туве. — Текст: электронный // goodreads: [сайт]. — URL: URL: https://www.goodreads.com/book/show/4383101-bilingualism-or-not (дата обращения: 27.01.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, словарь, язык, бытовой уровень, обучающийся, двуязычный словарь, иноязычный носитель, межкультурная коммуникация, правильное произношение, родной язык.


Ключевые слова

иностранный язык, словарь, бытовой уровень, обучающийся двуязычный словарь

Похожие статьи

Профессионально-ориентированное обучение на русском языке как иностранном

В статье освещается проблема реализации профессионально-ориентированного обучения обучающихся организаций образования русскому языку как иностранному, которая приобретает особую актуальность в связи с возрастающей ролью иноязычного общения в современ...

Роль английских музыкальных произведений в развитии личности обучаемого в социокультурном пространстве

В статье поднимается проблема использования музыкальных произведений в процессе обучения иностранному языку в рамках социокультурного пространства. Автор делает особый акцент на активную работу с музыкально-поэтическим фольклором для снятия напряжени...

О необходимости применения родного языка в процессе обучения русскому языку как иностранному в иранской аудитории

Данная статья посвящена вопросу о роли родного языка в процессе преподавания русского языка как иностранного в иранской аудитории. С целью выявления необходимости использования родного языка учащихся в усвоении учебного материала нами был проведен эк...

Лингвистический словарь как способ формирования информационной грамотности в средней школе: исследовательский проект

В статье изучены аспекты использования лингвистических словарей на уроках русского языка и литературы как способа формирования информационной грамотности обучающихся в средней школе.

Формирование межкультурной компетентности будущего учителя английского языка с учетом особенностей иноязычной культуры

В статье обосновывается тезис о том, что взаимодействие культур является основной составляющей в процессе формирования межкультурной компетентности будущего учителя английского языка.

Роль иностранного языка в межкультурной коммуникации

В статье рассмотрена взаимосвязь специальных предметов и иностранного языка, определены новые подходы к обучению иностранного языка, рассмотрены требования к специалисту технического вуза, обозначена необходимость подготовки к профессиональной деятел...

Важность изучения устойчивых словосочетаний на занятиях иностранным языком

В данной работе обсуждается важность изучения устойчивых словосочетаний на занятиях иностранного языка с акцентом на их роль в формировании языковой компетенции у обучающихся. Авторы проводят анализ психологических механизмов усвоения и запоминания ф...

Особенности преподавания английского языка и литературы в средних школах Англии

Статья раскрывает общие характеристики обучения родному языку и литературе английских школьников в средней школе. Проводится анализ роли родного языка в изучении культуры. В современных условиях развития общества, когда активно происходят процессы гл...

Методологические основы развития межкультурной коммуникации в процессе обучения иностранному языку

В данной статье охарактеризованы методологические основы развития межкультурной коммуникации. Автор рассматривает возможность применения методов обучения межкультурной коммуникации на уроках иностранного языка в школе.

Интенсификация уроков русского языка с применением современных образовательных технологий

В статье автор рассматривает применение современных образовательных технологий для интенсификации уроков русского языка. В основу исследования положена технология модульного обучения. Настоящая статья может быть полезной для учителей русского языка и...

Похожие статьи

Профессионально-ориентированное обучение на русском языке как иностранном

В статье освещается проблема реализации профессионально-ориентированного обучения обучающихся организаций образования русскому языку как иностранному, которая приобретает особую актуальность в связи с возрастающей ролью иноязычного общения в современ...

Роль английских музыкальных произведений в развитии личности обучаемого в социокультурном пространстве

В статье поднимается проблема использования музыкальных произведений в процессе обучения иностранному языку в рамках социокультурного пространства. Автор делает особый акцент на активную работу с музыкально-поэтическим фольклором для снятия напряжени...

О необходимости применения родного языка в процессе обучения русскому языку как иностранному в иранской аудитории

Данная статья посвящена вопросу о роли родного языка в процессе преподавания русского языка как иностранного в иранской аудитории. С целью выявления необходимости использования родного языка учащихся в усвоении учебного материала нами был проведен эк...

Лингвистический словарь как способ формирования информационной грамотности в средней школе: исследовательский проект

В статье изучены аспекты использования лингвистических словарей на уроках русского языка и литературы как способа формирования информационной грамотности обучающихся в средней школе.

Формирование межкультурной компетентности будущего учителя английского языка с учетом особенностей иноязычной культуры

В статье обосновывается тезис о том, что взаимодействие культур является основной составляющей в процессе формирования межкультурной компетентности будущего учителя английского языка.

Роль иностранного языка в межкультурной коммуникации

В статье рассмотрена взаимосвязь специальных предметов и иностранного языка, определены новые подходы к обучению иностранного языка, рассмотрены требования к специалисту технического вуза, обозначена необходимость подготовки к профессиональной деятел...

Важность изучения устойчивых словосочетаний на занятиях иностранным языком

В данной работе обсуждается важность изучения устойчивых словосочетаний на занятиях иностранного языка с акцентом на их роль в формировании языковой компетенции у обучающихся. Авторы проводят анализ психологических механизмов усвоения и запоминания ф...

Особенности преподавания английского языка и литературы в средних школах Англии

Статья раскрывает общие характеристики обучения родному языку и литературе английских школьников в средней школе. Проводится анализ роли родного языка в изучении культуры. В современных условиях развития общества, когда активно происходят процессы гл...

Методологические основы развития межкультурной коммуникации в процессе обучения иностранному языку

В данной статье охарактеризованы методологические основы развития межкультурной коммуникации. Автор рассматривает возможность применения методов обучения межкультурной коммуникации на уроках иностранного языка в школе.

Интенсификация уроков русского языка с применением современных образовательных технологий

В статье автор рассматривает применение современных образовательных технологий для интенсификации уроков русского языка. В основу исследования положена технология модульного обучения. Настоящая статья может быть полезной для учителей русского языка и...

Задать вопрос