Экзистенциальная свобода Николаса Урфе — главного героя романа Джона Фаулза «Волхв» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (451) январь 2023 г.

Дата публикации: 28.01.2023

Статья просмотрена: 164 раза

Библиографическое описание:

Герайзаде, М. А. Экзистенциальная свобода Николаса Урфе — главного героя романа Джона Фаулза «Волхв» / М. А. Герайзаде, С. А. Кадиева, Н. М. Дашдамирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 472-474. — URL: https://moluch.ru/archive/451/99542/ (дата обращения: 15.11.2024).



Ключевые слова : реальный мир, иллюзорный мир, свобода выбора, воздействие экзистенциализма, антивоенный пафос, экзистенциальные мотивы, магический реализм.

Следует признать, что не так часты в мировой литературе случаи, когда писатели-прозаики могут порадовать читателей первыми же своими произведениями и пополнить ряды более опытных собратьев по перу, заняв среди них особое место. К таким писателям с полным основанием, на наш взгляд, можно отнести Джона Фаулза, который заставил говорить о себе уже первым своим романом «Коллекционер» и закрепил свою высокую репутацию романом под интригующим названием «Волхв».

«Волхв» — это один из самых значительных и, пожалуй, самый популярный роман выдающегося английского писателя. Вышедший в Англии в начале 1966 г., он принес автору мировую славу. Это связано, в первую очередь с тем, что реалистическая традиция сочетается в книге с острыми элементами детектива, мягкой (в стиле Ги де Мопассана) эротики и интригующей магии и мистики. Блестящий стилист, мастер парадоксальной интриги, Джон Фаулз обрекает читателя на бесконечное разгадывание смысла своего таинственного повествования.

Поэтика романа построена на основе своеобразной структуры, которая состоит из трёх художественных уровней: реального, мифологического и историко-культурного. Это позволяет писателю максимально полно воплотить внутренний мир главного героя. Николаса Урфе, во многом повторяющий перипетии жизненного пути самого автора. Для него, страстно увлечённого модными в то время идеями экзистенциализма, вымышленный, нереальный мир был более ценен, чем мир действительности, в котором он «осуждён» пребывать.

Философской основой романа и в определённой степени всего творчества писателя в целом предстают экзистенциализм и аналитическая психология К. Г. Юнга. Вот почему для произведений Фаулза так значимы проблемы свободы выбора, поиски «аутентичности» существования. По сути, эти проблемы определяют тематику большинства произведений Дж. Фаулза: его герои и героини — нонконформисты, выступающие против ценностей конформистского общества. Писатель считал, что экзистенциализм является своеобразной теорией относительности среди господствующих в европейской философии теорий абсолютной истины, аналогом нонконформизма и школой скепсиса. Герой романа Николас Урфе свободен в своем выборе в любой ситуации, поэтому несёт ответственность за свои поступки. Свобода, по мнению писателя, тяжёлое бремя и, описывая перипетии жизненного пути главного героя романа, писатель убеждает читателя, что можно стать личностью, Человеком с большой буквы, по авторскому выражению, если с честью выдержишь тяжёлые испытания.

Парадоксальным образом экзистенциальное стремление Николаса Урфе к совершенству превращается в стремление к смерти: чем больше он проникает в суть действительности, тем глубже осознает неотвратимость смерти. В романе экзистенциализм проявляет себя ещё и в том, что, как правило, писатель описывает своего героя в «пограничных» ситуациях, т. е. в состоянии болезни, страха, глубокой депрессии.

Дж. Фаулз неоднократно отмечал решающее воздействие экзистенциализма на его творчество на начальном этапе: «Война была чем-то вроде полосы темноты, тени и где-то там было это пространство света. Сартр, особенно Камю, сошли на нас, подобно яркому свету. Сейчас (интервью состоялось в начале 1994 года. — Г. М.) я не назвал бы себя экзистенциалистом, но я глубоко благодарен тому, что заставило меня в то время чувствовать» [1, с. 166]. Безусловно, экзистенциализм оказал определённое влияние на мировоззрение Дж. Фаулза. Но, как все настоящие художники, писатель не склонен механически копировать ту или иную философскую концепцию. Это проявляет себя в том, что в романе «Волхв» в отличие от Сартра или Камю, писатель отказывается от прямолинейного воплощения постулатов экзистенциализма: если у французских экзистенциалистов выбор в ситуации обуславливается не морально-этическими причинами, а доказательством суверенности личности, то у Дж. Фаулза он осуществляется во имя утверждения высших человеческих ценностей.

В романе понятие экзистенциальной свободы тесно связано с историей, а становление главного героя происходит в контексте Второй мировой войны. А это время, но мнению автора, когда в мире правит грубая сила, господствуют ложные приоритеты и так называемый «пещерный пупотизм».

Проблема эмансипации женщины и взаимоотношений полов в романе также решается в контексте экзистенциализма. Вслед за французскими писателями- экзистенциалистами Дж. Фаулз считает, что в обществе взаимоотношение полов регулируется теми специфическими функциями, которые генетически заложены в людях. А это означает, что социальные отношения станут гармоничными лишь в том случае, если женщина сможет в полной мере реализовать себя как личность: «Мужчина воспринимает объект, женщина — взаимоотношения объектов. Нуждаются ли объекты друг в друге, любят ли, утоляют ли друг друга? Это добавочное измерение души, которого мужчины лишены, делает войну отвратительной и непостижимой в глазах истинных женщин» [2, с. 465–466].

Таким образом, по мнению писателя, именно война всё больше отдаляет мужчину от женщины и является первой причиной дисгармонии в общественных отношениях.

Устами одного из основных действующих лиц писатель не только осуждает войну, но хочет показать корень зла, разоблачить те силы, которые воскрешают и поддерживают чудовище, именуемое войной. Поэтому антивоенный пафос в романе выливается в осуждение организаторов этой европейской бойни. Стержневая мысль писателя — войне нет оправдания. Конхис, герой романа «Волхв», рассказывает, как тысячи англичан, французов, шотландцев и самих немцев с раннего утра стояли в зловонных ямах. Всеобщее безумие, говорит он, охватило людей. Конхис приходит к выводу о том, что тяжкие грехи «человеческого сообщества» являются причиной вселенской катастрофы. Данный вывод созвучен экзистенциалистскому мироощущению. Так, разговор Конхиса о тяготах, выпавших на долю людей в период войны, приобретает экзистенциалистский оттенок; по его мнению, битва не на жизнь, а на смерть является проявлением животного страха.

Тема одиночества, имеющая экзистенциальный характер, является одной из ведущих в романе. Не найдя точек соприкосновения с людьми, главный герой постоянно стремится выйти за пределы своего «Я», найти истину вне себя, разомкнуть сковывающие его рамки одиночества. Но индифферентность окружающих не позволяет ему осуществить свое намерение. И тогда, возвращаясь в себя, не найдя ничего достойного общения в мире людей, он не может понять, кто он есть на самом деле. И поэтому путь Николаса Урфе к себе всегда конфликтен, сопряжён с осмыслением одиночества как экзистенциальной ситуации бытия человека в мире. В отличие от Ж.-П. Сартра, рассматривающего природу в качестве отчуждающего фактора, вечного антагониста человека, Дж. Фаулз считает её единственным средством преодоления одиночества. В романе природа представлена не только как вдохновение, но и как муза будущего писателя.

Для воплощения экзистенциальных мотивов Дж. Фаулз прибегает к поэтике так называемого «магического реализма». В определённом смысле «Волхв» является «загадкой в загадке», «ребусом в ребусе». Исходя из данного свойства поэтики романа, некоторые критики считают его экспериментом в духе Дж. Джойса, поэтому Дж. Фаулз представляется им скорее холодным аналитиком, нежели художником слова. Руководствуясь этой предпосылкой, они рассматривают «Волхв» как коллаж, эклектическое соединение различных стилевых начал. В действительности для всестороннего и объёмного представления того или иного явления писатель рассматривает его с различных, подчас противоположных точек зрения и тем самым пытается добраться до его сути. Подобный способ воплощения явлений действительности позволяет Дж. Фаулзу выявить причины фатальной дисгармонии во взаимоотношениях людей.

Тайна, магия, мистика, а в определённых ситуациях даже колдовство являются основой романа. Именно это позволяет нам рассматривать произведение как образец «магического реализма». Но отметим, что все сверхъестественные моменты органически сочетаются с фактами и событиями действительности. Авторские комментарии играют важную роль в сочетании на первый взгляд несочетаемых элементов.

Концепция «магического реализма» Дж. Фаулза во многом опирается на творческие принципы, выработанные в XIX веке великим русским писателем Ф. Достоевским. Вслед за Достоевским Дж. Фаулз пытается показать, что цельность человеческой природы не доступна разумному пониманию, ибо, по его мнению, человек является иррациональным существом. Психика Конхиса, героя романа «Волхв», неустойчива, как у Раскольникова, героя Достоевского: в своих действиях, суждениях оба постоянно балансируют на грата сознательного и бессознательного, оба постоянно находятся в экзистенциальной «пограничной ситуации».

Органическое единство романа Фаулза проявляет себя в первую очередь в том, что в нем перипетии мастерски закрученного и драматически напряженного сюжета пластически повторяют изгибы психологии героев.

В «Волхве» магия органически сочетается с мифологией. Не случайно «Фраксос», название острова, где живёт и трудится главный герой Дж. Фаулза, в переводе с греческого означает «отгороженный остров», созвучно названию местности, где герой античного мифа Тесей потерял спасшую его Ариадну. Проводя параллели между Тесеем и Николасом Урфе, с одной стороны, между их возлюбленными Ариадной и Алисон — с другой, Дж. Фаулз придаёт своему роману, судьбе своего героя вневременное, мифологическое измерение. Он использует миф в качестве основы, помогающей выявить инвариантные черты личности, обладающей глубинно-мифологической генетической памятью. Миф в произведениях Дж. Фаулза интертекстуален, т. е. базируется на предшествующих, преимущественно мифологических текстах. Однако очень часто античные темы интерпретируются иначе, чем они изложены в мифах. Интертекстуальность позволяет автору скрыть свою позицию, оценку тех или иных событий и предоставляет читателю возможность самостоятельно сделать окончательные выводы. Сталкивая в «Волхве» разные культурные эпохи, различные способы мировидения, писатель обнажает сложность человеческого характера и судьбы. Свет и тьма, сочетание высокого и низкого в душе человека — вот те опорные инстанции, которые помогают писателю открывать многомерность жизни.

Каждая история в романе имеет неясный, спрятанный в догадках мотив. Как правило, мотив раскрывается при органичном соотнесении настоящего и прошлого: реальная история сопоставляется с аналогичной историей из мифологического прошлого, и в этом контексте обнаруживаются скрытые процессы настоящего. По мнению критиков, фаулзовский мотив «...объединяет нас с прошлым, выводит за рамки одномерного настоящего, придаёт нашей речи праязык жизненности, вечности, что начисто лишено манерностей эпохи, зато он мудр, лукав, полон жизни, энергии и любви» [3, с. 61]. Сам Дж. Фаулз считает, что подобное обращение к мифологии равносильно открытию живой ноты, обнажающей праязык, который говорит с человеком XX века как бы поверх столетий. Это помогает главному герою ощущать неисчерпаемость мироздания, духовную и телесную радость.

Литература:

1. Бушманова II. Дерево и чайки в открытом окне: Беседа с Дж. Фаулзом // Вопросы литературы, 1994, № 1.

2. Фаулз Дж. Волхв. М.: ACT, 2005.

3. Thorpe M. J. Fowles. Winston, England: Profile books, 1982.

Основные термины (генерируются автоматически): главный герой, Урфа, писатель, роман, герой романа, взаимоотношение полов, война, герой, жизненный путь, мнение писателя.


Ключевые слова

магический реализм, свобода выбора, реальный мир, иллюзорный мир, воздействие экзистенциализма, антивоенный пафос, экзистенциальные мотивы

Похожие статьи

Художественный мир новеллистики Бернарда Маламуда

Экзистенциональный поиск в кино и литературе

В статье рассматриваются экзистенциональные проблемы современного человека и формы «ухода» от их решения, обосновывается роль кино и литературы в данном ракурсе как проявление собственничества, вещизма.

Философия постмодернизма в творчестве А. Бьой Касареса на примере романа «Изобретения Мореля»

В данной статье автором анализируется роман аргентинского писателя Адольфо Бьоя Касареса «Изобретение Мореля». Рассматриваются основные философские идеи, представленные в романе и их связь с философией постмодернизма.

Экзистенциальное прочтение «Мифа о Сизифе» А. Камю: актуальные смыслы

Статья посвящена философскому эссе А. Камю «Миф о Сизифе». Особое внимание уделено актуальности идей экзистенциального толкования античного мифа для современной эпохи.

В поисках нити Ариадны (творческий портрет Жорж Санд)

Жорж Санд, известная французская писательница периода романтизма, которая вызвала в обществе скандал своим мужским нарядом и мужским псевдонимом. Санд встаёт на защиту женщин, осуждает брак и борется с предрассудками консервативного творчества.

Экфрасис в новелле Чарльза де Линта «В доме врага моего»

В статье анализируются композиционные и сюжетные функции экфразических описаний в новелле «В доме врага моего» канадского писателя Чарльза де Линта, а также рассматривается образ Дома в описаниях вымышленных картин.

Патриархат в романе Марио Пьюзо «Крестный отец»

В статье автором рассмотрена тема патриархального семейного уклада между героями и его значение во всемирно известном романе Марио Пьюзо.

Образ рассказчика в романе Айрис Мердок «Черный Принц»

Основной проблемой, анализируемой в статье, являются отношения автора и лирического героя. Особое внимание уделяется тому, насколько реальным является образ автора в образе рассказчика. Рассматриваются возможности авторского языкового освоения действ...

Сохранение памяти жанра мистического и исторического романа в произведении Б. А. Садовского «Кровавая звезда»

Эжен Ионеско: «трагедия языка» в театре и прозе абсурда

В статье освещены некоторые лингвистические аспекты произведений Эжена Ионеско, виднейшего представителя французского театра абсурда XX века.

Похожие статьи

Художественный мир новеллистики Бернарда Маламуда

Экзистенциональный поиск в кино и литературе

В статье рассматриваются экзистенциональные проблемы современного человека и формы «ухода» от их решения, обосновывается роль кино и литературы в данном ракурсе как проявление собственничества, вещизма.

Философия постмодернизма в творчестве А. Бьой Касареса на примере романа «Изобретения Мореля»

В данной статье автором анализируется роман аргентинского писателя Адольфо Бьоя Касареса «Изобретение Мореля». Рассматриваются основные философские идеи, представленные в романе и их связь с философией постмодернизма.

Экзистенциальное прочтение «Мифа о Сизифе» А. Камю: актуальные смыслы

Статья посвящена философскому эссе А. Камю «Миф о Сизифе». Особое внимание уделено актуальности идей экзистенциального толкования античного мифа для современной эпохи.

В поисках нити Ариадны (творческий портрет Жорж Санд)

Жорж Санд, известная французская писательница периода романтизма, которая вызвала в обществе скандал своим мужским нарядом и мужским псевдонимом. Санд встаёт на защиту женщин, осуждает брак и борется с предрассудками консервативного творчества.

Экфрасис в новелле Чарльза де Линта «В доме врага моего»

В статье анализируются композиционные и сюжетные функции экфразических описаний в новелле «В доме врага моего» канадского писателя Чарльза де Линта, а также рассматривается образ Дома в описаниях вымышленных картин.

Патриархат в романе Марио Пьюзо «Крестный отец»

В статье автором рассмотрена тема патриархального семейного уклада между героями и его значение во всемирно известном романе Марио Пьюзо.

Образ рассказчика в романе Айрис Мердок «Черный Принц»

Основной проблемой, анализируемой в статье, являются отношения автора и лирического героя. Особое внимание уделяется тому, насколько реальным является образ автора в образе рассказчика. Рассматриваются возможности авторского языкового освоения действ...

Сохранение памяти жанра мистического и исторического романа в произведении Б. А. Садовского «Кровавая звезда»

Эжен Ионеско: «трагедия языка» в театре и прозе абсурда

В статье освещены некоторые лингвистические аспекты произведений Эжена Ионеско, виднейшего представителя французского театра абсурда XX века.

Задать вопрос