Педагогика, как и любая другая наука не должна стоять на месте, она, так или иначе, меняется в зависимости от условий, которое диктует нам время. В статье рассмотрены разнообразные подходы, используемые сегодня воспитателями детских садов в процессе формирования изобразительных умений в средних группах и осуществлена попытка выявить наиболее эффективные и действенные из них.
Ключевые слова: изобразительные умения, средняя группа, подходы, рисование, аппликация, лепка, воображение.
В настоящее время, в век развитых цифровых технологий, образ жизни и привычный круг занятий современных дошкольников существенно отличается от деятельности его сверстников в предшествующие эпохи. Ребята, скажем, советского периода, проводили значительную часть своего времени за рисованием, лепкой, игрой с различными предметами. Это требовало от малышей работы руками, их пальцы практически постоянно были задействованы. Даже такая мелочь, как наличие обуви со шнурками, предполагала умения их зашнуровывать, что способствовало двигательной активности конечностей. Следовательно, развивалась мелкая моторика, то есть, умение выполнять точные движения кистями рук и ног, что способствовало нормальному и своевременному формированию четкой речи, поскольку во время двигательной активности пальцев задействованы необходимые для этого части головного мозга.
Сегодня, вследствие научно-технического прогресса, ситуация поменялась коренным образом, дошкольник проводит значительную часть времени за играми и рисованием на новых цифровых устройствах, в результате чего наблюдается существенное снижение уровня развития мелкой моторики. Условия нашего времени приводят к необходимости освоения компьютера ребенком с ранних лет его жизни. Следовательно, перед воспитателем детского сада сегодня стоит непростая задача по выбору необходимых подходов в процессе формирования изобразительных умений, а их, благодаря информационному прогрессу, существует достаточно много. Но насколько те или иные методы и средства творческого развития дошкольников эффективны? Все ли они продуктивны и способствуют становлению личности ребенка? Вопросы остаются открытыми на сегодняшний день. Именно поэтому данная тема является актуальной и требует глубокого анализа и поиска наиболее оптимальных подходов изобразительного развития воспитанников средних групп детского сада.
Целью нашей работы является анализ существующих подходов к формированию изобразительных умений ребенка четырех лет, и поиск наиболее эффективных и оптимальных методов развития данных способностей дошкольников.
Безусловно, глупо и нецелесообразно не использовать современные технологии в процессе образования в дошкольном учреждении. В настоящее время существует множество программ, позволяющих выбирать цветовые гаммы, создавать те или иные рисунки на компьютере, что, конечно, развивает воображение, формирует эстетические чувства, дает возможность экспериментировать, подбирать разные варианты, при этом, не боясь ошибиться. Новые технологии дают возможность познакомиться с произведениями великих деятелей искусства: художников, скульпторов и архитекторов, способных вдохновить малышей на творчество [1, с. 115–117]. Таким образом, новые подходы, заключающиеся в применении современных технологий в процессе формирования изобразительных умений, является вполне оправданными, и заслуживают право на существование.
Но, при этом, как указывалось выше, традиционный подход, включающий в себя непосредственную работу с предметами: бумагой, карандашом, красками, пластилином и другими, очень важен и требует необходимости своего дальнейшего существования и развития в дошкольном образовании. Именно в процессе рисования в привычном для нас понимании этого слова ребенок учится правильно держать в руках карандаш, развивая моторику. Прежде чем изобразить предмет, малыш формирует образ того, что ему предстоит воспроизвести на бумаге, таким образом, развивается воображение, мышление, наблюдательность и многие другие процессы. То же самое происходит и в ходе создания аппликации или лепки из пластилина. Параллельно с этим развиваются аккуратность, которая не требуется при рисовании за компьютером, ребенок узнает о физических свойствах тех материалов, с которыми ему предстоит работать. Например, он понимает, что пластилин мягкий, карандаш при давлении оставляет след и т. д.
В процессе работы над формированием изобразительных умений у воспитанников средней группы дошкольного образовательного учреждения необходимо, в первую очередь, ориентироваться на возраст учащихся, который составляет в основной своей массе 4 года. В данный период дети, как правило, уже пережили кризис трех лет, произошла смена ведущего вида деятельности на игровую [5, с. 1–5]. Именно из этого следует исходить в ходе работы над развитием изобразительной деятельности дошкольников. Проведение различных конкурсов на создание лучшей аппликации, подделки из пластилина, рисунка и т. д. способны мотивировать и вызвать интерес к творчеству. В ходе соревнования у ребят, помимо всего прочего, формируется, благодаря грамотному направлению педагога, здоровый дух состязательности, который должен послужить стимулом к дальнейшей самостоятельной работе дошкольника. Интересно проведенное занятие может поспособствовать появлению желания нарисовать или сделать подделку дома. Мотивация и положительный настрой являются основными составляющими на пути творческого развития ребенка. Именно поэтому первоочередной задачей, стоящей перед воспитателем, является формирование желания и интереса к изобразительной деятельности [3, с. 20–23]. Для достижения данной цели возможно использование всех доступных, в том числе и новых технологических, средств и методов.
Поскольку игровая деятельность лидирует на данном этапе развития дошкольника, то необходимо дать ему возможность поиграть с предметами своего творчества, например, пластилиновых героев сказки, которые воспитанники сделали самостоятельно, можно обыграть вместе со всей группой, создав, таким образом, небольшой кукольный театр. Ребенку будет очень интересно «оживить» сделанные им предметы, развивая, таким образом, помимо творческих способностей, еще и воображение.
Подходы к формированию изобразительных способностей дошкольников должны быть направлены как на групповую работу, предполагающую взаимодействие между учащимися, так и индивидуальное творчество ребят. Необходимо планомерное сочетание этих двух видов деятельности, деятельность в группе предполагает сравнение своих работ с другими детьми, побуждает к совершенствованию над собой. Возможность в индивидуальной работе, которую, несомненно, воспитатель должен предоставлять детям, открывает в нем внутренний потенциал, его собственное видение того или иного предмета, явления окружающего мира. Для этого целесообразно давать задания для самостоятельной деятельности воспитанников дома, в процессе выполнения которых ребенок сможет раскрыть свои индивидуальные личностные особенности [6, с. 10–15].
Для эффективной изобразительной деятельности дома необходима соответствующая разъяснительная работа с родителями, которые, в настоящее время с целью экономии времени и сил, очень не хватающих в условиях современной реальности, готовы быстро сделать, или даже купить, подделку, предоставив ее на конкурс в детском саду. При этом взрослые совершенно не задумываются о развитии своего чада, не предоставляя ему возможности для самостоятельного творчества, или совместной с ним деятельности. Время, потраченное на выполнение таких заданий, будет более эффективным, в сравнении, скажем, если этот же период ребенок проведет перед телевизором за просмотром мультфильмов.
Помимо непосредственно основной цели — развитие творческих способностей дошкольников, рисунки ребенка могут стать большим полезным пластом для анализа его общего уровня интеллектуального и психологического развития, поскольку они способны рассказать специалисту о многом, указать на наличие определенных проблем или общего отставания в формирование малыша. Следовательно, появляется возможность вовремя обнаружить и начать работу по устранению выявленных от нормы отклонений.
Кроме правильной мотивации и организации самого процесса изобразительной деятельности, большое значение для ребенка имеет оценка его работы. Но обсуждение результатов творчества должно происходить таким образом, чтобы не отнять желание в дальнейшем художественном росте малыша, а наоборот, вызвать в нем стремление развиваться в будущем.
Конечно, все воспитанники детских садов не станут великими художниками, скульпторами или архитекторами, но от того, насколько ребенок именно в данном возрасте будет систематически заниматься рисованием, лепкой, аппликацией и другими видами творчества, зависит его дальнейшее развитие в целом. Поскольку в процессе данного вида работы задействованы мелкая моторика, воображение, мышление, наблюдательность и многое другое. Во время рисования углубляются представления детей об окружающем мире, малыши осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их применять [7, с. 12–14].
В ходе изучения существующей на сегодняшний день ситуации, сложившейся в дошкольных учреждениях, установлено, что воспитатели стремятся работать по новым образовательным программам, но испытывают при этом определённые трудности. Во-первых, педагогу бывает достаточно сложно разобраться в многообразии существующих вариантов, во-вторых, не всегда можно приобрести нужную программу и методическое обеспечение к ней, кроме того, в самих детских садах не всегда имеются необходимые условия для внедрения нужной технологии. Поэтому часто выбор происходит случайно, без учета специфики работы конкретного учреждения. Данную проблему необходимо решать на уровне государства, поскольку она требует создания новых проектов по обеспечению детских садов. Но и на воспитателе лежит определенная доля ответственности, предполагающая его умение анализировать, ориентироваться на индивидуальные особенности ребенка и делать объективные выводы [4, с. 151–158].
Проблема развития изобразительных способностей дошкольника на сегодняшний день очень хорошо разработана в теории. Однако практика образования в детском саду показывает, что на многие вопросы и в том числе на развитие творчества у детей нет общего единого мнения. Следовательно, вопрос о развитии изобразительных способностей остаётся одной из основных проблем методики обучения рисованию, аппликации, лепке и т. д. Развитые творческих навыков помогают ребенку воспринимать окружающий мир, давать свою эмоциональную оценку и создавать что-то новое [2, с. 18–22].
Таким образом, современному воспитателю необходимо грамотно сочетать в процессе своей деятельности все существующие на данном этапе способы, средства и методы работы по формированию изобразительного умения дошкольника, интегрировав его с общим развитием малыша. Очень важно вызвать интерес и желание самого ребенка на то, чтобы создавать и воплощать определенные образы, грамотно организовать сам процесс и правильно оценить результаты творчества дошкольника, дав рекомендации, при этом, но отняв желание развиваться дальше.
Литература:
- Аникина Н. А., Мезенцева Е. А., Федченко А. А. Формирование любознательности дошкольников через организацию изобразительной деятельности в детском саду // Символ науки. — 2017. — № 4. — С. 115–117. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-lyuboznatelnosti-doshkolnikov-cherez-organizatsiyu-izobrazitelnoy-deyatelnosti-v-detskom-sadu.
- Буянова Т. А. Детское изобразительное творчество: актуальные проблемы и противоречия // МНКО. — 2021. — № 4 (89). — С. 18–22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detskoe-izobrazitelnoe-tvorchestvo-aktualnye-problemy-i-protivorechiya.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]/ Л. С. Выготский. — СПб.: СОЮЗ, 1997. — 96 [20–23] с.
- Вершинина Н. А. Характеристика информационных потоков методики обучения дошкольников изобразительной деятельности // Вестник ОГУ. -2005. — № 7. — С. 151–158. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-informatsionnyh-potokov-metodiki-obucheniya-doshkolnikov-izobrazitelnoy-deyatelnosti.
- Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста [Текст] / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. — М.-Л.: «Академия педагогических наук», 1948. — 132 [1–5] с.
- Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Г. Г. Григорьева. — М.: Академия, 1999. — 344 [10–15] с.
- Дубровская А. В. Изучение особенностей изобразительной деятельности дошкольников // Образовательный процесс. — 2019. — № 2 (13). — С. 12–14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-osobennostey-izobrazitelnoy-deyatelnosti-doshkolnikov.