К вопросу о детерминации темпоральных характеристик старших подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (451) январь 2023 г.

Дата публикации: 30.01.2023

Статья просмотрена: 54 раза

Библиографическое описание:

Лоленко, Е. В. К вопросу о детерминации темпоральных характеристик старших подростков / Е. В. Лоленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 343-346. — URL: https://moluch.ru/archive/451/99545/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассмотрены детерминанты темпоральности подростков, включающей в себя отношение ко времени, временной сценарий, временную направленность.

Ключевые слова : темпоральность, межличностные отношения, подростки.

Главным фактором успеха социализации выпускника школы является составление собственного плана жизни и включение его во все аспекты времени: будущее, прошлое, настоящее, определяющее цели и ожидания человека. Наибольшее влияние на формирование личности старшего подростка оказывают межличностные отношения — с родителями, педагогами, сверстниками.

Межличностные отношения реализуются, проявляются и формируются в общении и совместной деятельности. В межличностном общении формируются психические функции, психические процессы и личность в целом.

Актуальность исследований обусловлена необходимостью оценить значимые психологические факторы (условия, причины), влияющие на формирование темпоральных характеристик личности старших школьников. Для более полной социальной адаптированности и продуктивности в настоящем у выпускников школы должны быть сформированы необходимые компоненты темпоральности: отношение ко времени, временной сценарий, конструктивная временная направленность.

В жизни человека время играет очень важную роль. Отношение человека ко времени влияет на то, как он использует этот ресурс и определяет целеполагание личности, ее стремления, а соответственно и успех. Феномен времени в жизни человека определяется понятием темпоральности.

Проблема психологического времени человека в научных трудах рассматривается с точки зрения жизненного пути — субъективной событийной концентрации тех или иных его этапов, переживания определенных, нормативно заданных периодов развития, осознания преодоления тех или иных социальных препятствий и т. п. Т. е. с выставлением акцента на осознании событий, оцениваемых как объективно происходящих. Е. И. Головаха и А. А. Кроник определяют психологическое время как форму переживания личностью структуры причинных и целевых отношений между событиями его жизненного пути. Это отношение ко времени можно обозначить как систему когнитивных, эмоционально-оценочных и поведенческих особенностей переживания и распоряжения временем [3].

Вопросами, касающимися изучения психологического времени, занимались такие ученые, как К. Левин, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, К. А. Абульханова-Славская, Д. Г. Элькин, Б. И. Цуканов, А. С. Дмитриев и многие другие. З. Залесски определял «личное будущее» имея ввиду способность человека предвосхищать будущие события, планировать с разной степенью срочности, ориентируясь на свои возможности.

Темпоральность — это временность, относительно которой происходит интерпретация и понимание бытия. Темпоральность рассматривается как своеобразное проживание и переживание реальности по отношению к явлениям, формируя их динамические характеристики. Темпоральность рассматривается как самоосмысление переживания и проживания субъективного мира. Темпоральность лежит в основе человеческого переживания динамики социальной реальности. Темпоральная структура человеческого сознания включает в себя: отношение ко времени, временной сценарий, временную направленность, обеспечивающие представление по отношению к объективному времени [6].

Определение временной направленности, которого придерживаюсь в своих исследованиях — это проявление отношения субъекта к своему времени, выраженное в ориентации на модальности психологического времени (прошлое, настоящее, будущее) или их сочетании, детерминирующая повседневную активность субъекта по достижению желаемых и/или необходимых для себя целей. При этом модальность психологического времени может выступать в качестве психовременного ресурса или фиксации.

Временная направленность приобретает конструктивный, ресурсный характер в ситуациях, когда обращение (ориентация) в неё способствует изменению психического состояния и настроения субъекта в благоприятную для него сторону, повышает веру в себя, свои способности, даёт возможность позитивно изменить отношение к себе и с другими людьми в желаемую для себя сторону. Психовременная фиксация — это уход в прошлое или будущее как индикатор неблагоприятного психического состояния, настроения, при пониженном оптимизме и переживании благополучия, либо поглощение (сосредоточение) в настоящем актуальном моменте жизни не используя ресурсы прошлого опыта и не планируя перспективы будущего. Временные фиксации являются индикатором неудовлетворенности собой, своим положением, отношениями, и качеством жизни в целом [4].

В современных исследованиях временной направленности отмечается, что деструктивное развитие личности характеризуется короткой будущей временной перспективой; или же особенность временной перспективы зависит от социальной адаптированности и продуктивности человека в настоящем [4].

Временная направленность выступает как осознание личностью конечности индивидуального существования. По мнению В. И. Ковалева, временная направленность — это предвидение будущего, его закрепление в сознании, с фиксированием в сознании личности различных событий, изменений результатов на протяжении всей жизни, и в целом объединение всех этих операций в готовности действовать определенными способами для достижения поставленных целей [9].

С. Л. Рубинштейн в своей книге «Человек и мир» пишет о том, что вектор времени — субъективен и воспринимается человеком как физическое время. Человек смотрит на мир в своей психической реальности. В изначальной картине у человека есть потребность и ее предмет, на которые направлено внимание. То есть вектор времени в субъективной реальности человека является предметным и временным, переживаемыми субъективно и воспринимаемыми субъективно событиями [11].

Изучением субъективного времени занимались: В. Б. Агранович, Н. С. Автономовой, Т. В. Анохина, А. М. Анисова, Е. И. Башкирова, А. А. Булыгиной, А. П. Вардомацкого, М. Ю. Горбунова, Э. Дюркгейма, Р. Инглхарта, Р. А. Кораблинова, Е. В. Куракиной, Я. Ю. Ляховой, В. Г. Федотовой.

Временной сценарий каждого человека формируется в значительной степени его отношениями с родителями и обществом в целом. Временной сценарий показывает, как каждый отдельный человек переживает время собственной жизни, каким видит свое будущее, как влияет на него прошлое.

На феномен временной структуры жизненного пути обратили внимание Ш. Бюллер, П. Жане, П. Фресс. Отечественные ученые С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев изучали субъективное переживание времени в русле психологии жизненного пути.

Детерминация темпоральности — это причины, условия и факторы, которые оцениваются как значимые в процессе формирования отношений личности со временем и приобретаемые ею в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения.

В современном образовательном дискурсе выделяются теоретические и эмпирические исследования вовлеченности родителей жизнь ребенка. Интерес к изучению родительского участия (вовлеченности) в формировании временных перспектив начался сравнительно недавно. В. В. Храмцова рассматривает особенности детско-родительских отношений и их влияние на формирование временной перспективы молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Т. В. Левкова отмечает, что в современной семье большое влияние на поведение ребенка и развитие его эмоциональной сферы оказывают родители.

Для полноценного формирования личности старшего школьника необходимо изучить детерминанты темпоральных характеристик. К ним можно отнести детско-родительские отношения, которые включают в себя: принятие/отвержение родителями, проявление искреннего интереса к ребенку, психологическая дистанция между родителями и ребенком, авторитарность в отношении к ребенку, отношение к неудачам ребенка, проявление директивности, враждебности к ребенку, автономность в отношениях, непоследовательность линии воспитания, степень взаимопонимания и доверия, сближающие и удаляющие чувства, совместное время провождение, гармония/дисгармония в отношениях родителей и ребенка. К дисгармоничным отношениям относятся: напряженность отношений, отчужденность, конфликтность, агрессия.

Наше исследование направленно на определение того, что наибольшее влияние на формирование темпоральности оказывают детско-родительские отношения, которые включают в себя: принятие или отвержение родителями, проявление искреннего интереса к ребенку, психологическая дистанция между родителями и ребенком, авторитарность в отношении к ребенку, отношение к неудачам ребенка, проявление директивности, враждебности к ребенку, автономность в отношениях, непоследовательность линии воспитания, степень взаимопонимания и доверия, сближающие и удаляющие чувства (социально-психологическая дистанция), совместное время провождение, гармония или дисгармония в отношениях родителей и ребенка. Гармоничные детско-родительские отношения включают в себя правильное соотношение между когнитивной, эмотивной и поведенческой составляющей отношений, соответствующую ситуации взаимодействия межличностную дистанцию, доверие и понимание друг друга, не вызывающую напряжения и дискомфорта совместную деятельность и активность, потребность и желание продолжать отношения, общность чувств по отношению друг к другу, позитивный чувственный тон. Дисгармоничные детско-родительские отношения характеризуются: отсутствием доверия, понимания и эмоциональной близости между родителями и детьми, возникающие в совместной деятельности напряжение и дискомфорт, несоответствующая ситуации взаимодействия дистанция, напряженность, конфликтность и агрессивность в отношениях, переживание субъективного неблагополучия и неудовлетворенности отношениями.

Стремление изучить роль влияния детско-родительских отношений на формирование конструктивных темпоральных характеристик у выпускников школы и разработать модель психолого-педагогического сопровождения по развитию временной направленности старших школьников и определило проблему исследования.

Это обусловило выбор темы диссертационного исследования: « Особенности представления о родительских отношениях как детерминанты темпоральности подростков»

Литература:

  1. Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. [Текст] — СПб.: Алетейя, 2007. — 304 с
  2. Ананьев, Б. Г. Психология человека / Б. Г. Ананьев — СПб. Питер, 2007
  3. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности. [Текст] — СПб.: Питер, 2001.
  4. Головаха Е. И. Формирование и развитие жизненной перспективы личности в юности и зрелом возрасте // Жизненный путь личности / Вопросы теории и методологии социально-психологического исследования. / Отв. ред. Л. В. Сохаль. — Киев, 2001.
  5. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. [Текст] — Киев.: Наука, 2007.
  6. Дзюба Л. М. Темпоральность в контексте интерпретации трансформирующегося социума. Диссертация, Ростов-на-Дону, 2018.
  7. Залесский Г. Е. Психологические вопросы формирования убеждений / Г. Е. Залесский. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982
  8. Ф.Зимбардо, Дж.Бойд Парадокс времени: Речь, СПБ, 2010. — 350 с
  9. Ковалев В. И. Личностное время и жизненный путь личности // Психология личности и время жизни человека. [Текст] — Черновцы, 2001
  10. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. / Д. А. Леонтьев. — М.: Смысл, 2003.
  11. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. [Текст] Москва [и др.]: Питер, 2012. — 224 с.
Основные термины (генерируются автоматически): отношение, временная направленность, временной сценарий, жизненный путь, психологическое время, совместная деятельность, время, Ананьев, вектор времени, выпускник школы.


Похожие статьи

О некоторых проблемах дезадаптации младших школьников к средней ступени обучения

Исследование особенностей взаимосвязи структурных компонентов ассертивности подростков 12–13 лет

В статье рассмотрены взаимосвязи структурных компонентов ассертивности в поведенческой, эмоционально-волевой и когнитивной сферах у подростков 12–13 лет. Выявлены основные связи между факторами школьной тревожности, навыком уверенного поведения и ирр...

Развитие представлений о себе и межличностных отношений в младшем школьном возрасте

В статье автор пытается выявить особенности развития представлений о себе и межличностных отношений в младшем школьном возрасте.

Особенности аддиктивного поведения подростков

В данной статье рассматриваются особенности подросткового возраста и проводится его взаимоотношение с механизмом возникновения аддиктивного поведения. Акцентируется внимание на пусковом механизме инициации данного феномена. Аддиктивное поведение подр...

Педагогические условия развития смысловой произвольной памяти у детей дошкольного возраста

В статье рассмотрен вопрос о становлении произвольной памяти в дошкольном возрасте, возможностях ее развития в процессе целенаправленного обучения, условия ее развития.

Психологические особенности дошкольного возраста

В статье рассмотрены сферы психологического развития ребенка дошкольного возраста: эмоциональная сфера, самосознание, воля, речь, сенсорное восприятие, память, внимание. Выделены их особенности формирования в сензитивный период.

Особенности проявления ответственности в младшем школьном возрасте

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития у младших школьников ответственности и представлений о ней.

Формирование пространственно-временных представлений у младших школьников с расстройством аутистического спектра

В данной статье автором рассматривается специфика формирования пространственно-временной ориентации у младших школьников с расстройством аутистического спектра. Особое внимание уделяется построению и содержанию коррекционной работы.

Характеристика личности и коммуникативной сферы подростков с нарушениями зрения

В статье отражены социально-психологические характеристики подростков с нарушениями зрения.

Проблемы диагностики и развития младшего школьника в период адаптации к школе

В статье рассматриваются теоретический и практический аспекты организации процессов диагностики и развития младшего школьника в период адаптации к школе.

Похожие статьи

О некоторых проблемах дезадаптации младших школьников к средней ступени обучения

Исследование особенностей взаимосвязи структурных компонентов ассертивности подростков 12–13 лет

В статье рассмотрены взаимосвязи структурных компонентов ассертивности в поведенческой, эмоционально-волевой и когнитивной сферах у подростков 12–13 лет. Выявлены основные связи между факторами школьной тревожности, навыком уверенного поведения и ирр...

Развитие представлений о себе и межличностных отношений в младшем школьном возрасте

В статье автор пытается выявить особенности развития представлений о себе и межличностных отношений в младшем школьном возрасте.

Особенности аддиктивного поведения подростков

В данной статье рассматриваются особенности подросткового возраста и проводится его взаимоотношение с механизмом возникновения аддиктивного поведения. Акцентируется внимание на пусковом механизме инициации данного феномена. Аддиктивное поведение подр...

Педагогические условия развития смысловой произвольной памяти у детей дошкольного возраста

В статье рассмотрен вопрос о становлении произвольной памяти в дошкольном возрасте, возможностях ее развития в процессе целенаправленного обучения, условия ее развития.

Психологические особенности дошкольного возраста

В статье рассмотрены сферы психологического развития ребенка дошкольного возраста: эмоциональная сфера, самосознание, воля, речь, сенсорное восприятие, память, внимание. Выделены их особенности формирования в сензитивный период.

Особенности проявления ответственности в младшем школьном возрасте

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития у младших школьников ответственности и представлений о ней.

Формирование пространственно-временных представлений у младших школьников с расстройством аутистического спектра

В данной статье автором рассматривается специфика формирования пространственно-временной ориентации у младших школьников с расстройством аутистического спектра. Особое внимание уделяется построению и содержанию коррекционной работы.

Характеристика личности и коммуникативной сферы подростков с нарушениями зрения

В статье отражены социально-психологические характеристики подростков с нарушениями зрения.

Проблемы диагностики и развития младшего школьника в период адаптации к школе

В статье рассматриваются теоретический и практический аспекты организации процессов диагностики и развития младшего школьника в период адаптации к школе.

Задать вопрос