В статье авторами рассматриваются вопросы внедрения в практику работы начальной школы современных образовательных технологий, направленных на формирование читательской компетентности младших школьников.
Ключевые слова: младшие школьники, читательская компетентность, современные образовательные технологии .
Интерес, отношение к книге, как отмечается многими научными исследованиями, зарождается у человека в младшем школьном возрасте. В современном мире, где основным увлечением детей являются игры на компьютере, телефоны, комиксы, совсем не остаётся места для чтения, и младший школьник не боится и не стыдится признаться, что он не любит читать, и ему это неинтересно.
Во многих семьях уходят в прошлое семейные традиции вечернего чтения, обсуждения прочитанного, в большинстве семей таких традиций и вовсе не было. Данный факт вызывает печальный осадок, ведь в результате нежелания читать, у младших школьников падает грамотность, наблюдается сложность в выражении своих мыслей, снижается общий уровень культурного развития, отсутствует необходимый словарный запас.
Для формирования читательской компетентности младших школьников необходимо применение современных образовательных технологий, которые могут быть представлены через систему методов, средств и приёмов, способствующих достижению качества образования в современных условиях реализации ФГОС НОО.
В ФГОС НОО приоритетной целью выделяется формирование читательской компетентности младшего школьника, владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге, как средстве познания мира и самопознании [1].
В самом общем смысле компетентность представляет собой совокупность качеств развитой личности, а читательская компетентность является особой формой личностного образования, которая отражает систему ключевых компетенций, приобретаемых младшими школьниками на уроках литературного чтения.
Научными исследователями выделяются несколько групп компетенций, но применительно к компетенциям, составляющим основу читательской, относятся познавательная, ценностно-смысловая, коммуникативная.
Формирование читательской компетентности младших школьников должно происходить не только на уроках литературного чтения, но и на других предметах, а также во внеурочной деятельности.
Читательская компетентность младших школьников может определяться эстетическим отношением к действительности, которое находит своё выражение в художественной литературе, сформированность нравственных ценностей, понимание духовной, нравственной сущности произведений.
Читательская компетентность младших школьников представляет собой сформированную у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.
Читательская компетентность является также способностью к творческому чтению, освоению литературного произведения на личностном уровне; умению вступать в диалог «автор — читатель», погружаться в переживания героев; понимать специфику языка художественного произведения [3].
Среди многообразия путей и средств формирования читательской компетентности наиболее значимыми для младших школьников являются следующие:
— увлеченное преподавание, интересное изложение материала учителем;
— новизна учебного материала;
— использование инновационных форм и методов обучения;
— создание ситуации успеха на уроке.
Перечисленные средства находят свою реализацию при внедрении в процесс обучения нетрадиционных методических приемов работы с текстом.
Формирование у каждого младшего школьника умения и желания выбирать и читать литературные произведения является сложной задачей, стоящей перед современной начальной школой.
Формирование читательской компетенции проходит несколько этапов, перечислим их:
1-й этап — 6–7 лет, возраст, в котором у детей интерес к книге связан лишь с желанием показать свою самостоятельность, детей привлекают стихи, сказки, рассказы;
2-й этап — 8–9 лет, младшим школьникам интересны в первую очередь книги о природе и окружающем мире. Данный факт обусловлен тем, что, становясь старше, дети хотят поскорее оказаться в мире взрослых, а природа, животные, окружающие детей, как раз и являются той областью, в которой ребёнок рассматриваемого возраста чувствует себя свободно и комфортно;
3-й этап — 9–10 лет, данный возраст характеризуется повышенным интересом к приключениям, путешествиям, историческим событиям, фантастике.
Этапы формирования читательской компетенции младших школьников можно схематично представить в виде таблицы 1.
Таблица 1
Этапы формирования читательской компетенции младших школьников
Название этапов |
Класс |
Виды уроков литературного чтения |
Подготовительный этап |
1 класс |
Обучению грамоте и занятия по внеклассному чтению |
Начальный этап |
2 класс |
Уроки по классному и внеклассному чтению |
Основной этап |
3 класс |
Уроки по классному и внеклассному чтению |
Заключительный этап |
4 класс |
Уроки по классному и внеклассному чтению |
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющаяся идеологической и методологической основой ФГОС закрепляет, что в сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечивать готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке. Уроки литературного чтения в начальных классах должны быть направлены на получение младшими школьниками основ литературного образования и нравственного развития и воспитания [2].
На уроках литературного чтения в начальных классах для формирования читательской компетентности младших школьников целесообразно внедрение и дальнейшее использование в практике учителя следующих современных технологий и методов обучения:
— технология продуктивного чтения , цель которой — формирование правильной читательской деятельности младших школьников, начиная с работы с текстом до чтения (узнавание литературного произведения по названию, автору, либо ключевым словам), дальнейшая работа с текстом непосредственного во время чтения (само чтение литературного произведения, анализ текста, постановка вопросов к тексту, выразительное чтение), работа с текстом после его прочтения (беседа по прочитанному произведению, формулировка основной идеи текста, обсуждение смысла названия литературного произведения, творческие задания к тексту);
— технология проблемного обучения , при использовании которой учитель и ученик становятся равноправными участниками совместной учебной деятельности. Применение данной технологии позволяет обеспечить более прочное усвоение знаний младшими школьниками, способствует развитию аналитического, логического мышления, ориентирует на комплексное использование знаний.
На уроке литературного чтения младшим школьникам может быть предложены следующие проблемные ситуации: учитель зачитывает заголовок литературного произведения, названия глав и предлагает детям подумать, о чём данное произведение, кто может быть главными действующими лицами, а также как будет происходить развитие действий в произведении; зачитывая названия глав литературного произведения, учитель предлагает детям подумать, какая из глав может стать кульминационной; зачитав небольшой фрагмент литературного произведения и предложить детям определить, к какой части сюжета он может быть отнесен (завязка, развитие действия, кульминация, развязка);
— информационно-коммуникативная технология (далее — ИКТ), использование которой позволяет создать презентацию к урокам литературного чтения, работать в сети Интернет, используя онлайн-сервисы, учебные платформы, готовые обучающие программы и пр. Применение ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе помогает учителю сделать самостоятельную работу детей активной и целенаправленной. Младшие школьники учатся работать с небольшими текстами, добавляют к ним рисунки, фотографии, мультипликацию. Учителю необходимо использовать на уроках литературного чтения аудио и видео средства, например, при подготовке к пересказу по картинкам;
— подвижные игры и физминутки;
— игровые технологии , представленные деловыми, ролевыми, сюжетными, дидактическими играми, и занимающие важное место в учебно-воспитательном процессе младших школьников, исходя из того, что не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций: правильно организованная, с учётом специфики материала игра, тренирует память, помогает младшим школьникам выработать речевые умения и навыки; игра стимулирует умственную деятельность младших школьников, развивает внимание и познавательный интерес к литературному чтению и другим предметам начальной школы.
Для формирование читательской компетенции современных младших школьников необходимо:
— во-первых , использование учителем на уроках литературного чтения и внеклассных мероприятиях разнообразных, нестандартных приёмов обучения, способствующих стимулированию читательской активности младших школьников (например, свободное чтение про себя на уроке в течении определенного времени любимой книги или отрывка с последующим обсуждением прочитанного);
— во-вторых , учитель должен целенаправленно управлять познавательной деятельностью младших школьников на основе последовательного, этапного построения процесса формирования читательской компетентности на уроках литературного чтения;
— в-третьих , процесс формирования читательской компетенции должен проходить при обязательном участии родителей, учителю необходимо оказывать систематическую методическую помощь родителям в организации совместного с детьми домашнего чтения и обсуждения прочитанного;
— в-четвертых , учителю целесообразно использовать на уроках литературного чтения современные детские книги, обсуждать их с младшими школьниками и рекомендовать родителям обсуждать их в условиях домашнего чтения совместно с детьми.
В заключении отметим, что ни для кого не секрет, что любовь к книге не дается с рождения, не бывает таких ситуаций, что, научившись читать и придя в школу, каждый ребенок полюбил книгу настолько, что она бы, вошла в его жизнь, а самостоятельное чтение стало бы интересным.
Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели, что подтверждается следующим:
— чтение книг заменяется многочасовым сидение перед телевизором, компьютером;
— возросло количество неблагополучных семей, где родители мало заинтересованы воспитанием и развитием ребенка;
— резко сократилось чтение взрослого человека ребёнку, тем самым нарушается их систематическое и полноценное общение;
— отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности учащихся;
— сокращение количества часов литературного чтения в начальной школе.
Формирование читательской компетентности младших школьников в первую очередь направлено на приобретение детьми определённых знаний, умений и навыков, позволяющих свободно ориентироваться в разнообразии книг, развивать свою библиографическую грамотность, формировать позитивное отношение к чтению, накапливать словарный запас для выражения своих мыслей.
Литература:
- Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования» // Консультант Плюс, 2022.
- Бакшеева Э. П. К вопросу о формировании читательской компетенции детей младшего школьного возраста / Э. П. Бакшеева // Современное педагогическое образование. — 2020. — № 7. — С. 79–84.
- Глушкова А. Б. Внедрение в практику работы современных образовательных технологий, направленных на формирование читательской компетенции младших школьников / А. Б. Глушкова // https://infourok.ru.