В статье авторы пытаются определить различия осуществления закупочной деятельности в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее 44-ФЗ) и Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее 223-ФЗ). А также разобраться, какой закон наиболее прост для начинающих специалистов, собирающихся работать в направлении закупок.
Ключевые слова: связующее звено, электронный аукцион, закупка компаний, запрос котировок, запрос предложений, заказчик
Федеральные законы № 44-ФЗ и № 223-ФЗ — это единая законодательная база регулирования государственной контрактной системы.
Для начала выясним связующее звено 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Федеральный закон № 223-ФЗ называется так: ««О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». А Федеральный закон № 44-ФЗ: «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Можно сделать вывод, что связующим звеном являются заказчики.
Рассмотрим заказчиков по 44-ФЗ:
— государственные внебюджетные фонды;
— бюджетные учреждения и унитарные предприятия;
— государственные и муниципальные органы власти;
— и др.
Следует отметить, что бюджетные учреждения и унитарные предприятия не могут провести закупки в соответствии с 223 Федеральным законом.
Рассмотрим заказчиков по 223-ФЗ:
— автономные учреждения;
— федеральные унитарные предприятия из перечня, которое утверждено Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2016 № 2931 в редакции от 30.09.2019.
— государственные компании;
— государственные корпорации,
— и др.
Участники и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ одинаковые: юридические, физические лица и ИП. Отличительной чертой является ограничение 44-ФЗ на запрет участвовать в закупках офшорным предприятиям, в 223-ФЗ таких ограничений нет. По мимо прочего, 223-ФЗ предусматривает возможность коллективного участия на стороне одного участника, что в 44-ФЗ не допускается.
Забегая вперед, коснемся темы практического применения этих двух Федеральных законов. Работа по 44-ФЗ легче. Например, в государственных закупках требования, условия и процедуры детально прописаны, и абсолютно равны для всех. Но при этом в законодательстве зачастую нет четких и однозначных позиций по многим вопросам, что осложняет работу в нем и увеличивает сроки подготовки соответствующего извещения на закупку.
Основная сложность в применении 223-ФЗ на практике заключается в том факте, что нужно обращаться к дополнительному постановлению. То есть основных положений данного ФЗ знать мало. Также при взаимодействии с каждым заказчиком предстоит изучение положений о закупке.
Способы закупочных процедур 44-ФЗ:
— электронный аукцион;
— запрос предложений;
— запрос котировок;
— открытый конкурс;
— аукцион в закрытой форме;
— конкурс с ограниченным участием;
— многоэтапный конкурс;
— закрытая форма конкурсов;
— закрытый конкурс с ограничением участия;
— закупка у единственного поставщика;
— Способы закупочных процедур по 223-ФЗ:
— электронный аукцион;
— запрос предложений;
— запрос котировок;
— конкурс;
Если выявлены нарушения 223-ФЗ, то руководствуются статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренций» от 26.07.2006 (№ 135-ФЗ).
По 44-ФЗ процедура обжалования регулируется органом Федеральной Антимонопольной службой России.
В обоих законах органом для подачи жалоб является ФАС. Главное отличие процедуры обжалований — это только то, что участник закупки по 223-ФЗ может направить жалобу в орган власти, подконтрольному заказчику.
Итак, какое же главное отличие этих двух законов друг от друга?
№ 44-ФЗ регулирует закупки компаний, которые принадлежат государству.
№ 223-ФЗ регулирует закупки компаний, которыми государство владеет лишь 50 % и даже больше.
И как итог можно обозначить, что оба закона достаточно сложны и имеют ряд своих собственных особенностей, но при этом есть и схожие черты. Для начинающих специалистов несмотря на пробелы в 44-ФЗ, стоит начинать свою деятельности именно с него для наработки опыта ведения закупочной деятельности, а затем переходить в более обширный 223-ФЗ.
Литература:
1. Грачева, Е. Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. Учебник / Е. Ю. Грачева. М.: Юриспруденция, 2000. 378 с.
2. Кичик, К. В. Государственный (муниципальный) заказ России. Правовые проблемы формирования, размещения и исполнения: монография / К. В. Кичик. М.: Юстицинформ, 2012. 390 с.
3. Сенчагов В. К. Экономическая безопасность России. Общий курс: учебник. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. 818 с.