Роль света и звука в представлениях СССР 1960-х и 1970-х годов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №5 (452) февраль 2023 г.

Дата публикации: 31.01.2023

Статья просмотрена: 153 раза

Библиографическое описание:

Морозова, Л. Е. Роль света и звука в представлениях СССР 1960-х и 1970-х годов / Л. Е. Морозова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 5 (452). — С. 52-55. — URL: https://moluch.ru/archive/452/99595/ (дата обращения: 19.12.2024).



В данной статье рассмотрены идеи и новые аспекты в контексте зрелищной культуры театрализованных представлений и поиска художественных ориентиров художников 60–70-х годов. Световое декорирование прочно входит в поле их деятельности под влиянием технической эстетики и художественной мысли. Эти процессы предвосхищают новый жанр театрального искусства — спектакль «Звук и Свет» (1970) Цветомузыка выходит за рамки декорационно-оформительского искусства и, в тандеме с кинетическим искусством, оказывается вполне способной к созданию еще непривычного театра и зрелища («Кибертеатр» Нусберга), где динамизм и самодостаточность света, музыки и механических «киберов» способны тотально погрузить человека в «биокинетическую среду».

Статья может быть рекомендована теоретикам и практикам режиссуры театрализованных представлений и праздников.

Ключевые слова: цветомузыка, «Звук и Свет», «киберсобытие», кибертеатр, кинетизм, группа «Движение»

На рубеже 60–70-х годов, в период подготовки и проведения таких крупнейших торжеств, как празднование 50-летия Великого Октября, 100-летия со дня рождения В. И. Ленина и 50-летия образования СССР, значительно усиливается интерес искусствоведов и художников к научно-теоретическому и историко-практическому осмыслению декоративно-оформительского искусства, к изучению средств выразительности, к определению их места в системе искусств.

В декоративно-оформительском искусстве световое декорирование, а именно прием светового художественного оформления архитектурно организованного пространства, выделяется и становится доминирующей составляющей. Статика и кинетика света, разнообразие его тона, светосилы, светового контраста, широта амплитуды цветовой шкалы открывают огромные возможности в поисках новых приемов эффектной зрелищной выразительности светового убранства. Динамизм света дополняется акустическим звучанием. Цветовая динамика «видовой музыки», музыки цвета заполняет пространство, и своей зрелищностью мобильно «завораживает» одновременно тысячи людей. Принцип цветомузыки предопределён главным условием — сближением цвета и света с образной и содержательной структурой представления. [7, С. 84].

Особенно чутко ощущают могущество научно-технической революции художники-кинеты группы «Движение» и студенты научно-исследовательского бюро «Прометей», это подталкивает их творческий потенциал к активности по отношению к преобразованию всей предметно-пространственной среды. Впоследствии создаются и другие группы, но общей платформой творческих поисков большинства объединений стало обязательное включение момента движения в художественное решение и непременный синтез «звучания» (поэзии, музыки) и «изображения» — визуальных образов. В условиях новой технологической мысли и художественной эстетики искусства авангарда появляется необходимость на новой технической базе найти недоступные прежде способы сопряжения звуковых и неизобразительных цветовых и объемно-пластических конструкций (цветомузыка, кинетическое искусство.) [4, С. 236].

В контексте поиска новых форм участники группы «Движение» — молодые художники — в 60-х пытаются предугадать искусство будущего, создавая кинетические скульптуры, кибернетические инсталляции и представления, которые все еще связаны с традициями авангардистской абстракции, но уже использующие все ресурсы советской науки и техники.

Кинетическое представление «Метаморфозы» (1966, автор сценария Лев Нусберг), поставленное в доме культуры Курчатовского института, становится первой попыткой реализации идей синтетического театрального действия, включающего в себя кинетические объекты, светоцветовую режиссуру, движения мимов, экспериментальную музыку и поэтические тексты.

В «Метаморфозах» силуэты танцовщиков сливаются в многоцветном мареве направленного цветного света, перекликаясь с экспериментальной музыкой и кинетическими установками, а основой драматургии является отвлеченная едва уловимая мысль о балансе бинарных оппозиций во вселенной: жизни и смерти, добра и зла и т. д. [14, С. 3].

В 1967 году группа «Движение» занимается оформлением города к Празднованию 50-летия революции. Группа работает над проектами и моделями будущего декорационного убранства Ленинграда и фантастическими моделями будущих городских перспектив. Их творчеству принадлежат три кинетические конструкции, олицетворяющие достижения советской науки в области физики, химии и исследования космоса: воспроизведённая в многократном увеличении иллюминированная схема строения атомного ядра («Атом»), громадный вращающийся цветок («Космос») и гигантский алмаз («Молекула»).

Ключевым поворотом в творчестве художников группы «Движение» становится кино-цветомузыкальный рассказ «1917 г», поставленный на площади у Финляндского вокзала к 50-летию Октября. Это кинетическое представление, разрабатывается творческой группой, руководимой Львом Нусбергом, в которую входят художники-конструкторы Г. Битт, В. Бородин, Ф. Инфанте и В. Бутурлин («Движение»). [5, С. 38].

В этом представлении акцент установлен на центральном объекте — памятнике Ленина. От памятника В. И. Ленина расходятся гигантские силуэты от многослойной проекции и появляются на огромных экранах, установленных позади памятника. Цветные силуэты будто бы накладываются друг на друга и создают объемную фигуру вождя на каждом из экранов. Звучит голос Ленина, его лицо появляется на киноэкранах. В четко заданной последовательности перед зрителями проходят все этапы революционной борьбы — от зарождения до победы, звучат песни революционных лет. Резко и часто вспыхивающие светом штыки, как пулемётная очередь, прокалывают «двуглавого орла». А «пламя революции» — кинетическая конструкция из алюминия и стекла, — то затухает, то снова разгорался.

Опыт этой постановки продиктован использованием приема светового художественного оформления архитектурно организованного пространства, построенного на комплексном взаимодействии архитектуры и искусства света. Динамизм и самодостаточность света, музыки и кинетической установки оказались способны стать самостоятельным зрелищем и предвосхитить появление нового жанра спектаклей в советском искусстве — «Звук и Свет». [1, С. 59].

В 60–70 -х световое декорирование прочно входит в систему декоративных работ под влиянием технической эстетики и художественной мысли и зарождается новый жанр театрального искусства спектакль «Звук и Свет». Это своего рода «театр без актера», реализующий вместе с тем синтетические, «мистериальные» чаяния композитора А. Н. Скрябина, мечтавшего о новом Gesamtkunstwerk — единении сценического действа, слова, музыки, света, архитектуры, включаемых в природную среду.

Спектакли «Звук и Свет» представляют собой стереофоническую радиопостановку, разыгрываемую в вечернее время на том самом месте, где отображаемые спектаклем события когда-то происходили. Действие в них разыгрывается не между живыми актерами, а их голосами, перемещающимися в пространстве «сцены» согласно сценической логике в стереофонической атмосфере «документальных» шумов. Декорацией являются архитектурные объекты и ландшафт, выделяемые динамичным светом, который зачастую выступает совместно с музыкой, создавая своеобразный аккомпанемент драматургическому действию. [1, С. 57].

На сколько разнообразны социальные и эстетические функции нового жанра, можно судить уже исходя из того, в каких пространствах рождаются спектакли. Прежде всего — это дворцы, соборы и замки, несущие в себе очевидную печать прошлого, пусть на сегодняшний день они превращены в руины. Разные судьбы каменных свидетелей прошлого, разные страны — разные сюжеты спектаклей «Звук и Свет». [1, С. 63].

Использование звука и света усугубляет, усиливает основное, изначальное предназначение мемориальных комплексов разного рода. Скульптуры могут в данном контексте стать «Действующим лицом» спектакля. Так, например, оживает Павший воин на площади в Казани в спектакле «Навечно в памяти народной» (1970, реж. Булат Галеев), разговаривает Ленин на площади кино-цвето-музыкальном рассказе «1917 г» (1967, В. Петров, группа «Движение»).

Лев Нусберг, осмысляя удачные опыты кинетических светомузыкальных постановок, весной 1967 года в инженерном корпусе Петропавловской крепости, подготавливает модель «Киберсобытие», предрекая свои будущие чаянья о кибертеатре. Художник со своими коллегами -кинетами конструирует часть большого макета театра будущего. Весь комплекс конструкции занимает около 20 квадратных метров, внутри него находится около 15–18 моделей кибернетический устройств или «киберов». Кибернетические модели управляются простыми механизмами и способны свободно двигаться в пространстве. Кроме того, они имеют полимерное освещение — помимо театрального света, внутри моделей так же находятся устройства, создающие постоянный или мерцающий свет, модели могут «говорить» в форме полу-фонетического языка, музыки и других звуков. Также киберы могут демонстрировать выхлопы нетоксичного дыма и источать различные запахи. [5, С. 71]. Все это призвано тотально воздействовать на органы чувств зрителя. Сценическая площадка состоит из различных локаций: от геометрически вымеренного ландшафта до бурлящих светящихся водных бассейнов. [16, С. 2]. Здесь заявляется идея Нусберга о конфликте и неизбежном слиянии живой и неживой природы. Действие на всей территории имеет симультанный характер с вовлечением зрителя, его переодеванием в спецодежду и его ритуалом принятия правил «игры» [5, С. 54]. Сверхзадачей «киберсобытия» Нусберг считает напоминание людям о фантастических возможностях технологий и необходимости продолжать и дальше развивать прогресс и науку.

После раскола группы «Движение» в 1967 году Лев Нусберг с новым составом группы работал над крупными проектами и их реализацией: оформление пионерского лагеря «орленок» с включением проекта детского игрового городка (1968, Москва, ЦВЗ, авторы Г. Битт, С. Зорин, Л. Нусберг, Н. Прокуратова, А. Григорьев, Н. Кузнецов и др.); выставка по заказу Министерства электронной промышленности (1970); выставка-декорация для фильма «Комитет 19-ти» (реж. С. Кулиш, «Мосфильм», художники В. Грабенко, Л. Нусберг, Г. Битт, Н. Прокуратова, 1970–1971); создание на международной выставке «Электро- 72» трех кинетических ансамблей «Москва, 1972). Все работы можно рассмотреть как вариации одной идеи, которая разрабатывалась Нусбергом в виде идеи лабиринта, а затем превратилась в идею создания «искусственной кинетической среды — выставки» [5, С. 55].

В книге «Киберромантизм» Нусберг говорит о макете художественно-кибернетической игровой среды (ХКИС, далее ИБКС — искусственная биокинетическая среда) Суть данного пространства заключается в том, чтобы показать будущее человечества и обнаружить преобладание искусственного над естественным. Каждому человеку будет дарована способность самовыражаться, творить играя. [16, С. 4]. Нусберг от идеи Киберсобытия идет дальше, чем просто восхищать и дать возможность зрителю созерцать и участвовать, он обращается к его интеллекту, к эмоциям, памяти — вовлекает его всецело в «искусственный мир фантазии» [5, С. 56].

Достижения светотехники, радиоэлектроники и автоматики, электроакустики, оптики и лазерной техники позволяют находить невероятные по эффекту приемы цветозвукового «оформления» среды. Цветомузыка становится потребностью человека, получает социальный заказ на формирование его повседневного и праздничного окружения. В представлениях СССР 60–70-х годов свет и звук, как средства выразительности, захватывают умы художников, и в их творчестве происходит эволюция идей от утилитарного применения цветомузыки на выставках и инсталляциях до создания художественно-кибернетической игровой среды, способная тотально захватить и разум и чувства зрителя.

Литература:

  1. Галеев Б. М. Театрализованные представления «Звук и Свет» под открытым небом: Учеб. Пособие / Казан. гос. консерватория; Казан. авиац. ин-т. — Казань: КГК, 1991.- 85 с.
  2. Галеев Б. М. Светомузыка: становление и сущность нового искусства / Булат Галеев; Казан. авиац. ин-т им. А. Н. Туполева. — Казань: Татар. кн. изд-во, 1976. — 272 с
  3. Галеев Б. М. Содружество чувств и синтез искусств. — М.: Знание, 1982. — 63 с.
  4. Каган М. С. Морфология искусства. Искусство. — 1972. — 426 с.
  5. Колейчук В. Ф. Кинетизм: Авт.-сост. В. Ф. Колейчук. — М. Галарт, 1994. — 160 с.
  6. Максимов В. И. Из истории теории театра и науки о театре С.-Петерб. гос. Театр. б-ка. — С.: Чистый лист, 2014. — 176 с.
  7. Немиро О. В. Праздничный город. Искусство оформления праздника. История и современность. — С. Художник. 1987. — 230 с.
  8. Галеев Б. Советский Фауст. [электронный ресурс]. URL: https://readbks.ru/book/12906-sovetskij-faust
  9. Гудкова Н. В. Сценический свет, как средство художественной выразительности спектакля: основные этапы становления. [электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stsenicheskiy-svet-kak-sredstvo-hudozhestvennoy-vyrazitelnosti-spektaklya-osnovnye-etapy-stanovleniya
  10. Левин А. Иди на свет: краткая история НИИ «Прометей» и пионера медиаарта Булата Галеева. [электронный ресурс]. URL: https://inde.io/article/3006-idi-na-svet-kratkaya-istoriya-nii-prometey-i-pionera-mediaarta-bulata-galeeva
  11. Стародубцева Зинаида. Советский кинетизм: кибертеатр, игровой лабиринт и другие формы театральности. [электронный ресурс]. URL: https://oteatre.info/sovetskij-kinetizm-kiberteatr-igrovoj-labirint-i-drugie-formy-teatralnosti/
  12. Дмитриенко В. Электро-72. Статья. // Архив Музея современного искусства «Гараж». Ф. Музея современного искусства «Гараж». MCA_NAA_L24398 Л. 7
  13. Немиро О. Статья. Оформление Ленинграда в дни 50-летия Октября. 1969 // Архив Музея современного искусства «Гараж». Ф. Музея современного искусства «Гараж». MCA_NAA_L18524 Л. 4
  14. Нусберг Л. Воспоминания о группе «Движение» и ее проектах (часть). // Архив Музея современного искусства «Гараж». Ф. Музея современного искусства «Гараж». LT_X_Нусберг_D11247 Л. 137
  15. Нусберг Л. Некоторые мои мысли. 1963 // Архив музея современного искусства «Гараж». Ф. Леонида Талочкина. LT-X-Нусберг-3525 Л.11
  16. Нусберг Л. Киберромантизм. Введение в книгу. // Архив музея современного искусства «Гараж». Ф. Леонида Талочкина. LT-X-Нусберг-3530 Л.11.
Основные термины (генерируются автоматически): свет, звук, световое декорирование, декоративно-оформительское искусство, кинетическое искусство, световое художественное оформление, советская наука, театральное искусство, техническая эстетика, художественно-кибернетическая игровая среда.


Ключевые слова

цветомузыка, «Звук и Свет», «киберсобытие», кибертеатр, кинетизм, группа «Движение»

Похожие статьи

Роман Юза Алешковского «Николай Николаевич» как событие литературного процесса 1970-х годов

Статья описывает специфику литературного процесса 1970-х годов и определяет место романного творчества Юза Алешковского в этом процессе. В статье анализируется роман писателя «Николай Николаевич» с точки зрения гротескного видения действительности, х...

Основные направления стилей и течений в искусстве России во второй половине ХХ века и их влияние на изобразительное искусство алтайских художников

В данной статье выявляются основные направления стилей и течений в искусстве России во второй половине ХХ века, раскрывается сущность таких стилей и направлений, как: мотивы «абстрактного гуманизма»; теория «современного стиля» — триада «лаконизм — о...

Изобразительное искусство в контексте информационного общества

В статье ставится задача изучить последствия влияния на изобразительное искусство такой характерной черты информационного общества, как постоянный процесс качественной технологической модификации компьютерной техники. Автор прослеживает становление к...

Künstlerische weisen in der Novelle von F.Kafka „die Verwandlung“

На современном этапе развития литературоведения, как никогда, стало важным изучать виды искусства текстов мировой литературы, с целью глубокого познания, с особенностями активного применения таких видов в устной и письменной речи. Язык и культура язы...

Магический реализм в творчестве Рене Магритта

Бельгийский художник Рене Франсуа Гислен Магритт (1898–1967) известен как сюрреалист. Или магический реалист. Или «крёстный отец» поп-арта. Или… Он сам не знал, какой стиль более характерен его загадочному творчеству. Магритт писал на первый взгляд о...

Основные подходы Я. В. Флиера-педагога к работе над музыкальным произведением

В статье анализируется педагогическое наследие Я. В. Флиера, обосновывается актуальность многоуровневой системы педагогических принципов, разработанной выдающимся музыкантом. В ходе рассмотрения основных подходов Флиера-педагога к работе над музыкаль...

Сравнительный анализ трансгуманизма и биокосмизма

На сегодняшний день одной из тем предмета «Актуальные проблемы гуманитарного знания» можно рассматривать сравнительный анализ Биокосмизма и Трансгуманизма. Рассмотрим, что представляет Биокосмизм и от куда он зародился, его идеи, принципы. Биокосмизм...

Роль видеомэппинга в современных искусственных инсталляциях и архитектурных проектах

В данной статье рассматривается роль видеомэппинга в современных искусственных инсталляциях и архитектурных проектах. Анализируются техника видеомэппинга и его применение в создании уникальных и впечатляющих проектов. Первоначально в статье исследую...

Способы передачи элементов киноязыка в интерсемиотическом переводе (на примере аудиодескрипции)

Описание элементов киноязыка, в частности, спецэффектов, представляет серьёзную проблему для тифлокомментирования. Утверждается, что их описание бессмысленно, потому что полностью передать словами видеоряд невозможно. В то же время аудиодескрипция по...

Комиксы как средство информации и коммуникации: исследование роли жанра в современном мире

Статья посвящена изучению влияния комиксов на общество, выходя за рамки их восприятия как исключительно развлекательного жанра. Авторы анализируют комиксы как мощное средство массовой информации, способное выполнять информационные, образовательные, п...

Похожие статьи

Роман Юза Алешковского «Николай Николаевич» как событие литературного процесса 1970-х годов

Статья описывает специфику литературного процесса 1970-х годов и определяет место романного творчества Юза Алешковского в этом процессе. В статье анализируется роман писателя «Николай Николаевич» с точки зрения гротескного видения действительности, х...

Основные направления стилей и течений в искусстве России во второй половине ХХ века и их влияние на изобразительное искусство алтайских художников

В данной статье выявляются основные направления стилей и течений в искусстве России во второй половине ХХ века, раскрывается сущность таких стилей и направлений, как: мотивы «абстрактного гуманизма»; теория «современного стиля» — триада «лаконизм — о...

Изобразительное искусство в контексте информационного общества

В статье ставится задача изучить последствия влияния на изобразительное искусство такой характерной черты информационного общества, как постоянный процесс качественной технологической модификации компьютерной техники. Автор прослеживает становление к...

Künstlerische weisen in der Novelle von F.Kafka „die Verwandlung“

На современном этапе развития литературоведения, как никогда, стало важным изучать виды искусства текстов мировой литературы, с целью глубокого познания, с особенностями активного применения таких видов в устной и письменной речи. Язык и культура язы...

Магический реализм в творчестве Рене Магритта

Бельгийский художник Рене Франсуа Гислен Магритт (1898–1967) известен как сюрреалист. Или магический реалист. Или «крёстный отец» поп-арта. Или… Он сам не знал, какой стиль более характерен его загадочному творчеству. Магритт писал на первый взгляд о...

Основные подходы Я. В. Флиера-педагога к работе над музыкальным произведением

В статье анализируется педагогическое наследие Я. В. Флиера, обосновывается актуальность многоуровневой системы педагогических принципов, разработанной выдающимся музыкантом. В ходе рассмотрения основных подходов Флиера-педагога к работе над музыкаль...

Сравнительный анализ трансгуманизма и биокосмизма

На сегодняшний день одной из тем предмета «Актуальные проблемы гуманитарного знания» можно рассматривать сравнительный анализ Биокосмизма и Трансгуманизма. Рассмотрим, что представляет Биокосмизм и от куда он зародился, его идеи, принципы. Биокосмизм...

Роль видеомэппинга в современных искусственных инсталляциях и архитектурных проектах

В данной статье рассматривается роль видеомэппинга в современных искусственных инсталляциях и архитектурных проектах. Анализируются техника видеомэппинга и его применение в создании уникальных и впечатляющих проектов. Первоначально в статье исследую...

Способы передачи элементов киноязыка в интерсемиотическом переводе (на примере аудиодескрипции)

Описание элементов киноязыка, в частности, спецэффектов, представляет серьёзную проблему для тифлокомментирования. Утверждается, что их описание бессмысленно, потому что полностью передать словами видеоряд невозможно. В то же время аудиодескрипция по...

Комиксы как средство информации и коммуникации: исследование роли жанра в современном мире

Статья посвящена изучению влияния комиксов на общество, выходя за рамки их восприятия как исключительно развлекательного жанра. Авторы анализируют комиксы как мощное средство массовой информации, способное выполнять информационные, образовательные, п...

Задать вопрос