В данной статье рассмотрены идеи и новые аспекты в контексте зрелищной культуры театрализованных представлений и поиска художественных ориентиров художников 60–70-х годов. Световое декорирование прочно входит в поле их деятельности под влиянием технической эстетики и художественной мысли. Эти процессы предвосхищают новый жанр театрального искусства — спектакль «Звук и Свет» (1970) Цветомузыка выходит за рамки декорационно-оформительского искусства и, в тандеме с кинетическим искусством, оказывается вполне способной к созданию еще непривычного театра и зрелища («Кибертеатр» Нусберга), где динамизм и самодостаточность света, музыки и механических «киберов» способны тотально погрузить человека в «биокинетическую среду».
Статья может быть рекомендована теоретикам и практикам режиссуры театрализованных представлений и праздников.
Ключевые слова: цветомузыка, «Звук и Свет», «киберсобытие», кибертеатр, кинетизм, группа «Движение»
На рубеже 60–70-х годов, в период подготовки и проведения таких крупнейших торжеств, как празднование 50-летия Великого Октября, 100-летия со дня рождения В. И. Ленина и 50-летия образования СССР, значительно усиливается интерес искусствоведов и художников к научно-теоретическому и историко-практическому осмыслению декоративно-оформительского искусства, к изучению средств выразительности, к определению их места в системе искусств.
В декоративно-оформительском искусстве световое декорирование, а именно прием светового художественного оформления архитектурно организованного пространства, выделяется и становится доминирующей составляющей. Статика и кинетика света, разнообразие его тона, светосилы, светового контраста, широта амплитуды цветовой шкалы открывают огромные возможности в поисках новых приемов эффектной зрелищной выразительности светового убранства. Динамизм света дополняется акустическим звучанием. Цветовая динамика «видовой музыки», музыки цвета заполняет пространство, и своей зрелищностью мобильно «завораживает» одновременно тысячи людей. Принцип цветомузыки предопределён главным условием — сближением цвета и света с образной и содержательной структурой представления. [7, С. 84].
Особенно чутко ощущают могущество научно-технической революции художники-кинеты группы «Движение» и студенты научно-исследовательского бюро «Прометей», это подталкивает их творческий потенциал к активности по отношению к преобразованию всей предметно-пространственной среды. Впоследствии создаются и другие группы, но общей платформой творческих поисков большинства объединений стало обязательное включение момента движения в художественное решение и непременный синтез «звучания» (поэзии, музыки) и «изображения» — визуальных образов. В условиях новой технологической мысли и художественной эстетики искусства авангарда появляется необходимость на новой технической базе найти недоступные прежде способы сопряжения звуковых и неизобразительных цветовых и объемно-пластических конструкций (цветомузыка, кинетическое искусство.) [4, С. 236].
В контексте поиска новых форм участники группы «Движение» — молодые художники — в 60-х пытаются предугадать искусство будущего, создавая кинетические скульптуры, кибернетические инсталляции и представления, которые все еще связаны с традициями авангардистской абстракции, но уже использующие все ресурсы советской науки и техники.
Кинетическое представление «Метаморфозы» (1966, автор сценария Лев Нусберг), поставленное в доме культуры Курчатовского института, становится первой попыткой реализации идей синтетического театрального действия, включающего в себя кинетические объекты, светоцветовую режиссуру, движения мимов, экспериментальную музыку и поэтические тексты.
В «Метаморфозах» силуэты танцовщиков сливаются в многоцветном мареве направленного цветного света, перекликаясь с экспериментальной музыкой и кинетическими установками, а основой драматургии является отвлеченная едва уловимая мысль о балансе бинарных оппозиций во вселенной: жизни и смерти, добра и зла и т. д. [14, С. 3].
В 1967 году группа «Движение» занимается оформлением города к Празднованию 50-летия революции. Группа работает над проектами и моделями будущего декорационного убранства Ленинграда и фантастическими моделями будущих городских перспектив. Их творчеству принадлежат три кинетические конструкции, олицетворяющие достижения советской науки в области физики, химии и исследования космоса: воспроизведённая в многократном увеличении иллюминированная схема строения атомного ядра («Атом»), громадный вращающийся цветок («Космос») и гигантский алмаз («Молекула»).
Ключевым поворотом в творчестве художников группы «Движение» становится кино-цветомузыкальный рассказ «1917 г», поставленный на площади у Финляндского вокзала к 50-летию Октября. Это кинетическое представление, разрабатывается творческой группой, руководимой Львом Нусбергом, в которую входят художники-конструкторы Г. Битт, В. Бородин, Ф. Инфанте и В. Бутурлин («Движение»). [5, С. 38].
В этом представлении акцент установлен на центральном объекте — памятнике Ленина. От памятника В. И. Ленина расходятся гигантские силуэты от многослойной проекции и появляются на огромных экранах, установленных позади памятника. Цветные силуэты будто бы накладываются друг на друга и создают объемную фигуру вождя на каждом из экранов. Звучит голос Ленина, его лицо появляется на киноэкранах. В четко заданной последовательности перед зрителями проходят все этапы революционной борьбы — от зарождения до победы, звучат песни революционных лет. Резко и часто вспыхивающие светом штыки, как пулемётная очередь, прокалывают «двуглавого орла». А «пламя революции» — кинетическая конструкция из алюминия и стекла, — то затухает, то снова разгорался.
Опыт этой постановки продиктован использованием приема светового художественного оформления архитектурно организованного пространства, построенного на комплексном взаимодействии архитектуры и искусства света. Динамизм и самодостаточность света, музыки и кинетической установки оказались способны стать самостоятельным зрелищем и предвосхитить появление нового жанра спектаклей в советском искусстве — «Звук и Свет». [1, С. 59].
В 60–70 -х световое декорирование прочно входит в систему декоративных работ под влиянием технической эстетики и художественной мысли и зарождается новый жанр театрального искусства — спектакль «Звук и Свет». Это своего рода «театр без актера», реализующий вместе с тем синтетические, «мистериальные» чаяния композитора А. Н. Скрябина, мечтавшего о новом Gesamtkunstwerk — единении сценического действа, слова, музыки, света, архитектуры, включаемых в природную среду.
Спектакли «Звук и Свет» представляют собой стереофоническую радиопостановку, разыгрываемую в вечернее время на том самом месте, где отображаемые спектаклем события когда-то происходили. Действие в них разыгрывается не между живыми актерами, а их голосами, перемещающимися в пространстве «сцены» согласно сценической логике в стереофонической атмосфере «документальных» шумов. Декорацией являются архитектурные объекты и ландшафт, выделяемые динамичным светом, который зачастую выступает совместно с музыкой, создавая своеобразный аккомпанемент драматургическому действию. [1, С. 57].
На сколько разнообразны социальные и эстетические функции нового жанра, можно судить уже исходя из того, в каких пространствах рождаются спектакли. Прежде всего — это дворцы, соборы и замки, несущие в себе очевидную печать прошлого, пусть на сегодняшний день они превращены в руины. Разные судьбы каменных свидетелей прошлого, разные страны — разные сюжеты спектаклей «Звук и Свет». [1, С. 63].
Использование звука и света усугубляет, усиливает основное, изначальное предназначение мемориальных комплексов разного рода. Скульптуры могут в данном контексте стать «Действующим лицом» спектакля. Так, например, оживает Павший воин на площади в Казани в спектакле «Навечно в памяти народной» (1970, реж. Булат Галеев), разговаривает Ленин на площади кино-цвето-музыкальном рассказе «1917 г» (1967, В. Петров, группа «Движение»).
Лев Нусберг, осмысляя удачные опыты кинетических светомузыкальных постановок, весной 1967 года в инженерном корпусе Петропавловской крепости, подготавливает модель «Киберсобытие», предрекая свои будущие чаянья о кибертеатре. Художник со своими коллегами -кинетами конструирует часть большого макета театра будущего. Весь комплекс конструкции занимает около 20 квадратных метров, внутри него находится около 15–18 моделей кибернетический устройств или «киберов». Кибернетические модели управляются простыми механизмами и способны свободно двигаться в пространстве. Кроме того, они имеют полимерное освещение — помимо театрального света, внутри моделей так же находятся устройства, создающие постоянный или мерцающий свет, модели могут «говорить» в форме полу-фонетического языка, музыки и других звуков. Также киберы могут демонстрировать выхлопы нетоксичного дыма и источать различные запахи. [5, С. 71]. Все это призвано тотально воздействовать на органы чувств зрителя. Сценическая площадка состоит из различных локаций: от геометрически вымеренного ландшафта до бурлящих светящихся водных бассейнов. [16, С. 2]. Здесь заявляется идея Нусберга о конфликте и неизбежном слиянии живой и неживой природы. Действие на всей территории имеет симультанный характер с вовлечением зрителя, его переодеванием в спецодежду и его ритуалом принятия правил «игры» [5, С. 54]. Сверхзадачей «киберсобытия» Нусберг считает напоминание людям о фантастических возможностях технологий и необходимости продолжать и дальше развивать прогресс и науку.
После раскола группы «Движение» в 1967 году Лев Нусберг с новым составом группы работал над крупными проектами и их реализацией: оформление пионерского лагеря «орленок» с включением проекта детского игрового городка (1968, Москва, ЦВЗ, авторы Г. Битт, С. Зорин, Л. Нусберг, Н. Прокуратова, А. Григорьев, Н. Кузнецов и др.); выставка по заказу Министерства электронной промышленности (1970); выставка-декорация для фильма «Комитет 19-ти» (реж. С. Кулиш, «Мосфильм», художники В. Грабенко, Л. Нусберг, Г. Битт, Н. Прокуратова, 1970–1971); создание на международной выставке «Электро- 72» трех кинетических ансамблей «Москва, 1972). Все работы можно рассмотреть как вариации одной идеи, которая разрабатывалась Нусбергом в виде идеи лабиринта, а затем превратилась в идею создания «искусственной кинетической среды — выставки» [5, С. 55].
В книге «Киберромантизм» Нусберг говорит о макете художественно-кибернетической игровой среды (ХКИС, далее ИБКС — искусственная биокинетическая среда) Суть данного пространства заключается в том, чтобы показать будущее человечества и обнаружить преобладание искусственного над естественным. Каждому человеку будет дарована способность самовыражаться, творить играя. [16, С. 4]. Нусберг от идеи Киберсобытия идет дальше, чем просто восхищать и дать возможность зрителю созерцать и участвовать, он обращается к его интеллекту, к эмоциям, памяти — вовлекает его всецело в «искусственный мир фантазии» [5, С. 56].
Достижения светотехники, радиоэлектроники и автоматики, электроакустики, оптики и лазерной техники позволяют находить невероятные по эффекту приемы цветозвукового «оформления» среды. Цветомузыка становится потребностью человека, получает социальный заказ на формирование его повседневного и праздничного окружения. В представлениях СССР 60–70-х годов свет и звук, как средства выразительности, захватывают умы художников, и в их творчестве происходит эволюция идей от утилитарного применения цветомузыки на выставках и инсталляциях до создания художественно-кибернетической игровой среды, способная тотально захватить и разум и чувства зрителя.
Литература:
- Галеев Б. М. Театрализованные представления «Звук и Свет» под открытым небом: Учеб. Пособие / Казан. гос. консерватория; Казан. авиац. ин-т. — Казань: КГК, 1991.- 85 с.
- Галеев Б. М. Светомузыка: становление и сущность нового искусства / Булат Галеев; Казан. авиац. ин-т им. А. Н. Туполева. — Казань: Татар. кн. изд-во, 1976. — 272 с
- Галеев Б. М. Содружество чувств и синтез искусств. — М.: Знание, 1982. — 63 с.
- Каган М. С. Морфология искусства. Искусство. — 1972. — 426 с.
- Колейчук В. Ф. Кинетизм: Авт.-сост. В. Ф. Колейчук. — М. Галарт, 1994. — 160 с.
- Максимов В. И. Из истории теории театра и науки о театре С.-Петерб. гос. Театр. б-ка. — С.: Чистый лист, 2014. — 176 с.
- Немиро О. В. Праздничный город. Искусство оформления праздника. История и современность. — С. Художник. 1987. — 230 с.
- Галеев Б. Советский Фауст. [электронный ресурс]. URL: https://readbks.ru/book/12906-sovetskij-faust
- Гудкова Н. В. Сценический свет, как средство художественной выразительности спектакля: основные этапы становления. [электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stsenicheskiy-svet-kak-sredstvo-hudozhestvennoy-vyrazitelnosti-spektaklya-osnovnye-etapy-stanovleniya
- Левин А. Иди на свет: краткая история НИИ «Прометей» и пионера медиаарта Булата Галеева. [электронный ресурс]. URL: https://inde.io/article/3006-idi-na-svet-kratkaya-istoriya-nii-prometey-i-pionera-mediaarta-bulata-galeeva
- Стародубцева Зинаида. Советский кинетизм: кибертеатр, игровой лабиринт и другие формы театральности. [электронный ресурс]. URL: https://oteatre.info/sovetskij-kinetizm-kiberteatr-igrovoj-labirint-i-drugie-formy-teatralnosti/
- Дмитриенко В. Электро-72. Статья. // Архив Музея современного искусства «Гараж». Ф. Музея современного искусства «Гараж». MCA_NAA_L24398 Л. 7
- Немиро О. Статья. Оформление Ленинграда в дни 50-летия Октября. 1969 // Архив Музея современного искусства «Гараж». Ф. Музея современного искусства «Гараж». MCA_NAA_L18524 Л. 4
- Нусберг Л. Воспоминания о группе «Движение» и ее проектах (часть). // Архив Музея современного искусства «Гараж». Ф. Музея современного искусства «Гараж». LT_X_Нусберг_D11247 Л. 137
- Нусберг Л. Некоторые мои мысли. 1963 // Архив музея современного искусства «Гараж». Ф. Леонида Талочкина. LT-X-Нусберг-3525 Л.11
- Нусберг Л. Киберромантизм. Введение в книгу. // Архив музея современного искусства «Гараж». Ф. Леонида Талочкина. LT-X-Нусберг-3530 Л.11.