Становление и развитие благотворительности в России до XVII века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №5 (452) февраль 2023 г.

Дата публикации: 31.01.2023

Статья просмотрена: 426 раз

Библиографическое описание:

Свежинская, М. В. Становление и развитие благотворительности в России до XVII века / М. В. Свежинская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 5 (452). — С. 68-71. — URL: https://moluch.ru/archive/452/99596/ (дата обращения: 18.12.2024).



Ключевые слова: гражданское общество, благотворительность, милосердие, общественное презрение.

Парадигма, согласно которой категория «гражданское общество» присуща преимущественно западной цивилизационной модели, постепенно уходит в прошлое. Однако вопрос об истоках складывания и эволюции гражданского общества в Российском государстве, его взаимодействии с государством остается исключительно актуальным и поныне. Поистине традиционным для России всегда был институт благотворительности, которую следует рассматривать как одно из ключевых направлений деятельности гражданского общества.

Историк и публицист Михаил Петрович Погодин отмечал, что благотворительность в ее наиболее простейших формах — родственной или соседской взаимопомощи — существовала еще в дохристианский период отечественной истории: «заботиться о стариках, недужных и больных было первейшей обязанностью и общей добродетелью славян» [11]. Более распространенной точкой зрения на время зарождения благотворительности на Руси является датирование этого феномена принятием христианства и складыванием церкви как социального института. Принятие христианства способствовало восприятию благотворительности в особой форме — «нищелюбия», что определялось пониманием нищих как людей, причастных к святости. Оценивая специфику древнерусского благотворения, историк Василий Осипович Ключевский резюмировал: «Человеколюбие у наших предков было то же, что нищелюбие, и любить ближнего значило прежде всего — накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице. <... > Древняя Русь понимала и ценила только личную, непосредственную благотворительность, милостыню, подаваемую из рук в руки, притом «отай», тайком не только от стороннего глаза, но и от собственной шуйцы» [7]. То есть в X веке благотворительная деятельность носила хоть и массовый характер, но была бессистемной, кроме того, была основана исключительно на частной инициативе, не являясь функцией государства.

Однако развитие российской государственности способствовало формированию официального благотворения, в первую очередь, княжеского. Следующая характеристика князю Владимиру Святославовичу давалась в уникальном памятнике отечественной книжности — «Слове о законе и благодати» митрополита Киевского Илариона: «[он] был нагим одеяние, [он] был алчущим кормитель, [он] был вдовам помощник, [он] был странникам покоище, [он] был бездомным кров» [5]. Cтоль высокая оценка неслучайна. Предположительно, деятельность именно князя Владимира заложила основы не только регулярности благотворительности, но также определила ключевой на ближайшие столетия формат оказания помощи нуждающимся — путем объединения усилий государства и Церкви. Нормативной базой для этого стал Церковный устав, принятый князем Владимиром в самом конце X века. В документе устанавливаются полномочия патриарха и подчиняющихся ему церковных структур в сфере благотворения.

Князья Ярослав Мудрый и Владимир Мономах щепетильно относились к благотворительности, взывая к своим сыновьям о необходимости не забывать убогих и кормить их [10].

Привлекает внимание единство многих историков в вопросе тесной взаимосвязи княжеской благотворительности и Церкви, которая практически с момента своей институционализации стала ключевым участником благотворения. Так, экономист Павел Иванович Георгиевский в своей работе «Призрение бедных и благотворительность» указывал на особое благосердие иноков Киево-Печерского монастыря. Согласно распоряжению игумена Феодосия Печерского помощь предоставлялась всем нищим, слепым и хромым в размере одной десятой «от всего сущего монастырского» [5]. Взаимодействие светского и духовного начал в организации благотворения определялось еще одним немаловажным фактором: церковные приходы, являвшиеся центрами благотворительности, зачастую выступали одновременно податной и земской частью структуры общественного управления. То есть именно при церковных приходах создавались так называемые богадельни, которые могли именоваться «избами для нищих» и «вдовьими дворами». Однако необходимо отметить, что приходская благотворительность не ограничивалась предоставлением пищи и крова нуждающимся; так, важным направлением оказания помощи было предоставление ссуд как в денежной, так и в натуральной форме, например, в виде хлеба и семян. Кроме того, ссуды выдавались не только отдельным беднякам, но также сельским общинам [9]. Кроме того, весьма характерным представляется факт наличия так называемых «нищих» лавок в избах. Такое название эти лавки получили из-за повсеместно распространенной на Руси традиции обеспечивать кров бездомным и нищим. С разрешения хозяев любой нуждающийся в ночлеге мог переночевать на лавке, а также получить пищу и милостыню. Такой элемент внутреннего убранства избы отражает то, насколько благотворение и благосердие являлись неотъемлемыми аспектами повседневности и материальной культуры Древней Руси [2]. Тем не менее, на соответствующем историческом этапе более эффективной была приходская благотворительность, что было связано с высокой сплоченностью общины и осведомленностью относительно материального положения друг друга. Что, в свою очередь, способствовало оказанию действенной помощи тем, кто в ней нуждался. Так, например, неимущим членам прихода могли предоставляться деньги или кельи для ночлега [3].

С течением времени значение Церкви как важнейшего института благотворения нимало не уменьшилось, что связано с периодами голода и эпидемий. Так, игумен Волоколамского монастыря, церковный писатель Иосиф построил во второй половине XV века странноприимный дом для нужд обеспечения пропитанием около семисот нуждающихся [8]. XV век изобиловал голодными годами, что делало работу монастырей по кормлению определенной части населения более необходимой обществу, чем в обычные годы. Псковская вторая (Синодальная) летопись указывала: «В лето 6930. Нашел на землю русскую голод, и стоял он 3 года» .... Предположительно, Софийская первая летопись описывает то же событие: «Сильный голод был по всей русской земле» ... Речь идет о «жестоком голоде» 1422 года, который упоминается как одна из трагических страниц в истории России с X столетия до Бориса Годунова в Историческом очерке «Голода в России» российского палеографа и историка древнерусского искусства Вячеслава Николаевича Щепкина [15].

Не только преодоление проблемы голода, но призрение сирот и уход за больными были ключевыми направлениями деятельности значительного количества монастырей, особенно Западной Руси.

Дореволюционный историк, ректор Императорского Санкт-Петербургского университета Иван Ефимович Андреевский отмечал, что особенностью отечественной благотворительности являлась не только тесная взаимосвязь церковного благотворения с нищелюбием князей и богатых людей, организовавших трапезы для нуждающихся в ходе семейных пиров, но также целый ряд укоренившихся в обществе традиций: например, обычай княжеской десятины («владимирская» и «суздальская» церкви «десятину збирають по всей земли той») [14]; обычай призрения нуждающихся монастырями; определяющий русский менталитет обычай гостеприимства; широко распространенный, особенно во времена монгольского владычества, обычай передавать имущество церкви на помин души [1].

Религиозное мировоззрение, характерное для русского средневекового общества, способствовало переходу милосердия из состояния нравственного чувства в социальную норму, подчинение которой носило обязательный характер. Однако стоит отметить, что зачастую благотворение решительно не учитывало действительного положения нуждающихся, что, с одной стороны, препятствовало достижению добрых целей благотворителей, а с другой стороны, приводило к развитию профессионального нищенства, оказывающего дестабилизирующее влияние на общество. Как отмечал историк Василий Осипович Ключевский: «Благотворительность чиста в своем источнике, но легко поддается порче в своем течении <... > здесь она против воли благотворителей и может разойтись с требованиями общественного блага и порядка» [7]. И так как феномен профессионального нищенства объективно приобрел масштабы социального бедствия, в решение этого вопроса включилась власти. В качестве точки отсчета деятельности Российского государства по созданию системы отечественной государственной помощи в современной историографии зачастую рассматривается система решений, принятых на Стоглавом соборе в 1551 году — поместном соборе Русской церкви и Земского собора, проходившего с 23 февраля по 11 мая, при участии Ивана IV Грозного, высших чинов духовенства и представителей Боярской Думы. Потребность классификации нуждающихся определила их деление на так называемых нищих — промышленников (по сути, здоровых людей) — им необходимо было предоставить работу, и на действительно нищих — в первую очередь, больных, например, прокаженных. В отношении последних было принято решение о погородовой переписи и строительстве для них специализированных учреждений — богаделен, где они под надзором представителей церкви и градских целовальников должны были содержаться за счет милостыни [12].

Традиция участия государства в деле общественного призрения нашла свое продолжение и в XVII веке. Так, на поместном Московском соборе Русской церкви, созванном в ноябре 1681 года, было принято постановление, согласно которому «странных и больных» нуждающихся следовало перевести под опеку государства, а также создать систему «пристанищ» под попечительством архиереев для того, чтобы нищие «не скитались без призрения», а «ленивых и имеющих здравие телесное приставить к работе» [4]. Представляется закономерным, что те же положения нашли отражение и в Указе Федора Алексеевича Романова, датируемом 1682 годом: необходимо было построить две богадельни, чтобы «впредь по улицам бродящих и лежащих нищих (меж которыми многие притворные воры, всем здоровы и работать могут) не было». Содержание постановления Поместного собора 1681 года и Указа царя 1682 года указывали на складывание качественно нового подхода к проблеме общественного призрения. Как справедливо отмечает современный историк Александр Ростиславович Соколов, к концу XVII века в нем сочетались «традиционное нищелюбие и <... > рациональный взгляд на принципы помощи бедным, шедший из Европы» [13]. И действительно, некоторые исследователи усматривают влияние западноевропейской практики общественного призрения на содержание Указа 1682 года. Так, в тексте этого акта упоминались «еуропские страны» [6].

Таким образом, к концу XVII века в Российском государстве сложилась уникальная в своем роде форма церковно-государственного призрения, характеризующаяся распределением функций внутри системы благотворения, что в значительной степени отражало взятый курс на более тесное взаимодействие с гражданским обществом, учет им государственных интересов. Документы 1551 года и 1682 года определили преобразование концепции благотворения как сферы исключительно частных интересов в идею призрения нуждающихся как конкретного направления государственной политики и управления.

Литература:

  1. Андреевский, И. Е. Полицейское право / И. Е. Андреевский. — 2-изд. — Санкт-Петербург: Типография В. В. Пратц, 1874. — 648 c.
  2. Беловинский, Л. В. Вдовий дом // Иллюстрированный энциклопедический историко — бытовой словарь русского народа. XVIII — начало XIX в. / Л. В. Беловинский. — Москва: Эксмо, 2007. — 784 c.
  3. Бобровников, В. Г. Церковно — приходская благотворительность на Руси и в Донской епархии. / В. Г. Бобровников. — Волгоград: Политехник 2000, 1992. — 205 c.
  4. Воробьев, Г. А. О Московском соборе 1681–1682 гг. / Г. А. Воробьев. — 2-изд. — Санкт-Петербург: Издательство книгопродавца И. Л. Тузова, 1885. — 158 c.
  5. Георгиевский, П. И. Призрение бедных и благотворительность / П. И. Георгиевский. — Санкт-Петербург: Типография морского ведомства, 1894. — 118 c.
  6. Дерюжинский, В. Ф. Полицейское право / В. Ф. Дерюжинский. — 2-изд. — Санкт-Петербург: Сенатская типография, 1903. — 499 c.
  7. Ключевский, В. О. Россия в исторических портретах. Добрые люди Древней Руси. / В. О. Ключевский. — Москва: ДеЛибри, 2020. — 768 c.
  8. Максимов, Е. Д. Помощь бедным в Древней Руси / Е. Д. Максимов. — Санкт-Петербург: Трудовая помощь, 1899. — 22 c.
  9. Папков, А. А. Древнерусский приход / А. А. Папков. — Сергиев Посад: 2-ая типография А. И. Снегиревой, 1897. — 82 c.
  10. Повесть временных лет. — 1. — Москва: Литература, 1950. — 157 c.
  11. Погодин, М. П. Очерки истории Руси до монголов / М. П. Погодин. — Москва: Вече, 2020. — 528 c.
  12. Российское законодательство X — XX вв. М.: 1985. Т.2. С. 351.
  13. Соколов, А. Р. Благотворительность в России как механизм взаимодействия общества и государства: начало XVIII — конец XIX века: специальность 07.00.02 «Отечественная история»: диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / Соколов Александр Ростиславович; СПбГУ. — Санкт-Петербург, 2006. — 725 c.
  14. Щапов, Я. Н. Древнерусские княжеские уставы XI — XV вв. / Я. Н. Щапов. — Москва: Наука, 1976. — 240 c.
  15. Щепкин, В. Н. Голода в России. Исторический очерк / В. Н. Щепкин. — Текст: непосредственный // Исторический вестник. — 1886. — № 6. — С. 489–521.
Основные термины (генерируются автоматически): гражданское общество, общественное призрение, Российское государство, Владимир, Древняя Русь, ключевое направление деятельности, Поместный собор, приходская благотворительность, профессиональное нищенство, Русская церковь.


Ключевые слова

гражданское общество, милосердие, благотворительность, общественное презрение

Похожие статьи

Изучение методов формирования мнения в обществе на примере Росгвардии

В статье автор пытается определить основные методы формирования мнения в обществе на примере Росгвардии.

Уникальность и психология цивилизационного пути России в ретроспективе своего становления

Роль благотворительности, попечительства и корпоративной социальной ответственности в России

В статье автор пытается определить роль благотворительности, попечительства и КСО в современной России, а также обозначить отношение в благотворительности населения РФ.

Исторические аспекты женской благотворительности России в XVIII — XIX вв.

Статья посвящена истории развития женской роли в благотворительной деятельности XVIII — XIX вв. Раскрыты основные особенности становления женского меценатства в России, прослежена история создания известных учебных заведений, образовавшихся в результ...

Актуальные проблемы семьи в современной православной богословской литературе (по книге о. Георгия Мицова «Зачем ты есть»)

Статья посвящена актуальным проблемам института семьи на современном этапе, обосновывается значимость идей православия для преодоления кризиса социального института семьи.

Молодежное служение и работа в РПЦ

Статья посвящена вопросу современной молодежного служения и работы в Русской Православной Церкви, его социальным факторам и основам. Автор анализирует смысл и сущность данной деятельности, ее цели и мотивы.

Частная благотворительность и меценатство как один из видов социального служения

Благотворительность и меценатство являются особой формой общественной деятельности. Важной чертой делового мира России конца XIX — начала ХХ стала идея служения своим богатством делу милосердия и просвещения. Эта традиция была продолжена и в ХХI веке...

Дошкольное воспитание — базовая ступень в формировании нравственной личности

В статье авторы пытаются обосновать ценность православия на уровне базовой ступени дошкольного образования в формировании нравственной личности.

Молодежь как субъект государственной молодежной политики

Инновационные формы наставничества во взаимодействии и сотворчестве детского сада и семьи

Похожие статьи

Изучение методов формирования мнения в обществе на примере Росгвардии

В статье автор пытается определить основные методы формирования мнения в обществе на примере Росгвардии.

Уникальность и психология цивилизационного пути России в ретроспективе своего становления

Роль благотворительности, попечительства и корпоративной социальной ответственности в России

В статье автор пытается определить роль благотворительности, попечительства и КСО в современной России, а также обозначить отношение в благотворительности населения РФ.

Исторические аспекты женской благотворительности России в XVIII — XIX вв.

Статья посвящена истории развития женской роли в благотворительной деятельности XVIII — XIX вв. Раскрыты основные особенности становления женского меценатства в России, прослежена история создания известных учебных заведений, образовавшихся в результ...

Актуальные проблемы семьи в современной православной богословской литературе (по книге о. Георгия Мицова «Зачем ты есть»)

Статья посвящена актуальным проблемам института семьи на современном этапе, обосновывается значимость идей православия для преодоления кризиса социального института семьи.

Молодежное служение и работа в РПЦ

Статья посвящена вопросу современной молодежного служения и работы в Русской Православной Церкви, его социальным факторам и основам. Автор анализирует смысл и сущность данной деятельности, ее цели и мотивы.

Частная благотворительность и меценатство как один из видов социального служения

Благотворительность и меценатство являются особой формой общественной деятельности. Важной чертой делового мира России конца XIX — начала ХХ стала идея служения своим богатством делу милосердия и просвещения. Эта традиция была продолжена и в ХХI веке...

Дошкольное воспитание — базовая ступень в формировании нравственной личности

В статье авторы пытаются обосновать ценность православия на уровне базовой ступени дошкольного образования в формировании нравственной личности.

Молодежь как субъект государственной молодежной политики

Инновационные формы наставничества во взаимодействии и сотворчестве детского сада и семьи

Задать вопрос