В статье автором рассматриваются проблемы административной ответственности за правонарушения, посягающие на права несовершеннолетних. Анализируются нормы законодательства Российской Федерации, выявляются проблемы в данной сфере.
Ключевые слова: ответственность, права несовершеннолетних, административное правонарушение, преступление.
В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Чтобы обеспечить реализацию прав ребёнка на защиту, в том числе и от родителей, иных законных представителей или иных граждан, а также должностных и юридических лиц, законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность применения мер ответственности к виновным лицам.
Административная ответственность наступает в случае совершения лицом противоправного, виновного действия либо бездействия физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Такая категория административных правонарушений, как неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, продолжает оставаться острой проблемой российского государства на протяжении многих лет.
Конвенцией о правах ребенка провозглашено, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.
Семейный кодекс Российской Федерации в соответствии с положениями Конвенции о правах ребенка к основным принципам семейного законодательства относит приоритет семейного воспитания детей, заботу об их благосостоянии и развитии, закрепляет право каждого ребенка жить и воспитываться в семье.
Требование установления ответственности родителей за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию и развитию ребенка предусмотрено ст. 18, 27 Конвенции о правах ребенка. В развитие данных норм в рамках российского законодательства за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей предусмотрена административная ответственность пост. 5.35 КоАПРФ.
В группу правонарушений, посягающих на права и законные интересы несовершеннолетних, в первую очередь входят административные правонарушения, состав которых предусмотрен рядом статей главы 5 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях:
1) неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних;
2) неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей;
3) нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей;
4) незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью.
Более подробно остановимся на административном правонарушении, предусмотренном в статье 5.35 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, влечет административное наказание в виде предупреждения или наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей. Многие авторы отмечают, что зачастую применение подобной санкции является малоэффективным средством воздействия на правонарушителя.
Многие авторы предлагают ужесточить меру административного наказания путем увеличения размера административного штрафа. Так, например, Л. Ю. Михеева отмечает, что ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ в действующей редакции «предусматривает ничтожно малые санкции к родителям и замещающим их лицам, несоразмерные объему причиненного их действиями вреда... Как представляется, следует повысить размер штрафов» [9].
Как представляется, следовало бы «кроме уже действующих санкций — предупреждения или наложения административного штрафа от 100 до 500 руб. — применить такую меру ответственности, как обязательные работы. Обязательные работы — более жесткий способ воздействия на правонарушителей, который будет дисциплинировать их в рамках исполнения самого наказания, поскольку уклонение лица от отбывания обязательных работ образует самостоятельный состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ» [3].
В завершении нужно отметить, что обозначенные проблемы применения отдельных норм института административной ответственности за правонарушения, посягающие на права и законные интересы несовершеннолетних необходимо устранять путем усовершенствования законодательных положений, тем самым создав правовую основу для обеспечения необходимой защиты каждому ребенку его прав и интересов, так как именно от подрастающего поколения зависит будущее каждой отдельно взятой семьи и государства в целом.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195 — ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосование 12.12.1993) // Российская газета от 4 июля 2020 года № 144
- Ергашев Е. Р., Бобина Р. В. Проблемы профилактики семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / Е. Р. Ергашев, Р. В. Бобина // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2019. № 3. С. 59–63.
- Михеева Л. Ю. Ответственность родителей за воспитание детей: направления реформы законодательства / Л. Ю. Михеева // Семейное и жилищное право. 2005. № 4. С. 16–24.