Адаптация студентов к образовательному процессу остается главной психологической и педагогической проблемой колледжей и вузов. Чтобы быстрее разобраться в учебном процессе может помочь колледж. Поэтому очень удобная система образования, а именно: школа, колледж и университет. Рассмотрены способы приспособления студентов с демонстративной акцентуацией как колледжа, так и высшего заведения на первых курсах к процессу обучения.
Ключевые слова: психологическая адаптация, проблема, образование, успеваемость, личность.
Adaptation of students to the educational process remains the main psychological and pedagogical problem of colleges and universities. To understand the learning process faster, college can help. Therefore, a very convenient education system, namely: school, college and university. The ways of adaptation of students with demonstrative accentuation of both college and higher education in the first years to the learning process are considered.
Keywords: psychological adaptation, problem, education, academic performance, personality.
Актуальность: проблема адаптации актуальна на протяжении всей жизни человека, остаётся главной психологической проблемой колледжа и ВУЗ а. Рассмотрены способы приспособления студентов с демонстративной акцентуацией как колледжа, так и высшего заведения. На данный момент образование дает не только качественные знания, но и помогает раскрыть способности демонстративной акцентуации и реализовать наши проекты при формировании личности «Я-студент».
Цель: помочь студентам с демонстративной акцентуацией в преодолении психологических ситуациях для повышения качества профессионализма.
К исследованию было привлечено 180 студентов колледжа РОСНОУ г. Домодедово и высшего заведения. Переход студентов в вуз из колледжа более понятен, чем сразу после школы. В колледже учащиеся уже привыкают к новым правилам обучения, т. к. они уже по статусу выше школьников, а студенты высшей школы уже более адаптированы к процессу обучения [4]. Каждый автор по-своему рассматривает этот вопрос. Так, по мнению К. Роджерса адаптацию можно рассматривать, как способность личности адаптироваться к социальной среде, зависящая от степени ее адекватности самооценки, креативности, открытости новому и других личностных особенностей [5].
Понятие «адаптация» является одним из основных в научном исследовании организма, что обеспечивает возможность существования в постоянно изменяющихся условиях среды. Благодаря процессу адаптации достигаются оптимизация функционирования систем организма и сбалансированность в системе «человек — среда» (это по биологическому определению). Вначале проводится интересное мероприятие «посвящение в студенты», позволяющее поближе познакомится и узнать друг друга (это мероприятие проводят как в колледже, так и в университете на первых курсах) [6]. «Демонстративного» студента видно сразу, т. к. у него имеются отличительные черты как во внешнем виде, так «особенные» умственные способности [2].
В практической деятельности это происходит в течение первого года. При выполнении самостоятельной работы «вникли» в тему вначале около 60 % обучающихся студентов колледжа, а на 2-й день — уже почти 80 % всех опрошенных.
Трудности возникли при написании самостоятельной работы у 29 % опрошенных, первоначально студенты колледжа не могли отличить друг от друга сообщение, реферат, курсовую и дипломную работы (примерно 20 %).
Адаптация в университете обучающегося на разных курсах имеет собственные характерные особенности: на первом — решаются «основные» вопросы студенческой жизни, второкурсники проходят «общую» подготовку, у студентов расширяется круг интересов, на третьем курсе начинается период специализации, заключающийся в написании научно-исследовательских работ, на четвертом курсе — проходит учебно-производственная практика, а на пятом — сдача и получение диплома по дальнейшей профессиональной деятельности, а некоторые студенты уже начинают работать [1,2].
Основным способом адаптации является принятие норм и ценностей новой для первокурсников социальной среды, сложившихся форм социального взаимодействия [3]. Наряду с деятельностью «непроизвольного» запоминания, у студентов наблюдается широкое применение рациональных приемов «произвольного» запоминания материала, если это им нужно и необходимо, работая на демонстрации, то есть «напоказ» демонстрировать свои умения и знания.
Литература:
- Акимбекова, В. Г. Адаптация студентов вуза и колледжа и ее психологические особенности // Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). С. 137–139.
- Гагиева З. А. Особенности успешной адаптации студентов к условиям ВУЗа // Научный вектор Балкан. — 2019. — № 3 (5). С. 18–21.
- Иванова Е. Ю. Психолого-педагогические аспекты работы со студентами-первокурсниками в системе СПО СПб ГБОУ СПО «Петровский колледж», 2012. С. 9–12.
- Петрова А. Т., Николаев Е. В. Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников к ВУЗу // Современные проблемы науки и образования. — 2020. — № 6. С.24.
- Садовникова Н. О., Чернуха Н. С. Психологические особенности адаптации студентов первого курса// Международный студенческий научный вестник. — 2018. — № 5.: С.207.
- Палкина А. В. Проблемы адаптации первокурсников к новой учебной среде и их решение//Актуальные проблемы теории и практики психологии и социологии Москва, 05–06 декабря 2016 года — 2017. С. 94–96.