В данной статье рассматривается довольно актуальная проблема дентофобии среди населения. Мы постарались разобрать причины появления и способы борьбы со страхом посещения врача-стоматолога.
Ключевые слова: деонтология, дентофобия, врач-стоматолог, боязнь врача.
Последнее время становится более известным термин «медицинская деонтология», хотя медицинская этика — «душа медицины, мудрость врачевания» — зародилась на заре развития медицины (от греч. «должное»). Это раздел этики, который рассматривает нормы и принципы поведения врачей. Медицинская деонтология регулирует:
1.общие принципы поведения врача
2.взаимоотношения врачей в коллективе
3.взаимоотношения с родственниками пациента
При нарушении этих норм и правил у пациентов может развиться страх и боязнь врачей и врачебных манипуляций или, так называемые, ятрофобии. Если затрагивать конкретно стоматологический прием, то фобии, связанные с ним называются «дентофобии» (или одонтофобии).
Основной проблемой стоматологического приема является то, что среди преимущественного большинства населения исторически сформировалось устойчивое представление: прием у стоматолога = боль. Существует множество причин развития дентофобии, разберем наиболее частые из них:
1.Ранее полученный травматический опыт во время посещения стоматолога. Буквально 30 лет назад лечение пульпита проводилось без анестезии!
2.Пугающие истории родственников, друзей приводят к развитию страха перед врачом — стоматологом. Особенно в детском возрасте, когда родители, сами того не подозревая, закладывают этот страх в сознании своих детей фразами: «Сейчас придет доктор с большим шприцом и сделает тебе очень болючий укол!»
3.Гиперчувствительность, психические патологии, низкий порог чувствительности. Порог чувствительности обусловлен генетикой конкретного организма и его функциональным состоянием (пороги различаются у детей разного возраста, представителей разных рас; зависят от типа ВНД; возбуждение/подавление одних рецепторов отражается на чувствительности других).
4.Биологические особенности (низкий уровень ГАМК)
5.Неверное понимание ситуации, какие конкретно манипуляции врач-стоматолог будет производить, неизвестные ранее приборы, оборудование, а также отсутствие объяснений со стороны врача.
6.Среди причин развития дентофобии у детей также является отсутствие примера в регулярном посещении стоматолога со стороны родителей. Дети видят, как их родители сами неохотно и редко посещают кабинет стоматолога, и копируют их поведение.
Дентофобия является своеобразным полем для слаженной работы врача и пациента, целью которой является оказание помощи человеку в преодолении его страха перед врачом и его манипуляциями. Она по-разному проявляется у взрослых и у детей. У детей чаще всего она проявляется в виде ярких эмоций (крик, плач), а у взрослых в виде соматических реакций, например, повышение артериального давления (в том числе гипертонический криз), обострение психических заболеваний(истерии, неврозы), нарушения дыхания и т. д.
Врач-стоматолог, ведущий детский прием, должен проделать свою работу так, чтобы ребенок пошел на контакт с врачом, лечение было проведено эффективно, и ребенок получил позитивные эмоции от проведенных процедур. Врачу необходимо какое-то время для того, чтобы ребенок успокоился и настроился дружелюбно по отношению к врачу. Поэтому стоматолог должен быть терпелив и доброжелателен, ведь давление на ребенка не приведет к нужному исходу.
В налаживании контакта с ребенком очень помогают включенные мультфильмы, а также наличие в кабинете игрушек. В современное время имеется большое количество стоматологических инструментов, дизайн которых изменен, чтобы дети меньше их боялись, например, в комплекте с карпульным шприцом для проведения анестезии придумали чехол в виде крокодила, что поможет уменьшить тревожность ребенка при проведении анестезии.
Врач-стоматолог должен верно оценить состояние больного, если сам пациент не сообщил о наличии дентофобии (чаще всего об этом молчат мужчины средних лет). Чаще всего именно ожидание приема вызывает у человека сильную стрессовую реакцию. В этом процессе активно участвуют эндокринная система, лимбическая система и промежуточный мозг. Было выделено 5 психоэмоциональных типов пациентов:
1.астенический тип, характеризующий эмоциональной неустойчивостью, раздражительностью;
2.депрессивный тип, с безучастностью, пессимистическим настроем на лечение;
3. тревожный тип, проявляющийся страхом, беспокойством, тахикардией, бессонницей тахипноэ;
4.ипохондрический тип, очень интересующиеся больные, с большим количеством жалоб, их подробным описанием, желанием как можно подробнее узнать о своей болезни;
5. истерический тип характеризуется тем, что пациент всячески пытается привлечь к себе внимание, чтобы все занимались только его проблемой.
Таким образом, для того, чтобы помочь пациенту с преодолением дентофобии врачу необходимо заслужить доверие пациента, настроить его на позитивный процесс лечения, а также обязательно следовать всем правилам и принципам медицинской деонтологии.
Литература:
1. Боровский, Е. В. Терапевтическая стоматология: Учебник для студентов медицинских вузов / Под ред. Е. В. Боровского — М.: «Медицинское информационное агенство»,2006.-840с.
2. Деонтология в медицине: учебник (ВУЗ ІІI—IV ур. а.) / О. Н. Ковалева, Н. А. Сафаргалина-Корнилова, Н. Н. Герасимчук
3. https://cyberleninka.ru/article/n/dentofobiya-na-prieme-u-vracha-stomatologa/viewer
4. https://implant-c.ru/articles/chto-takoe-dentofobiya-i-kak-s-ney-borotsya/
5. https://psymost.ru/fobii-strahi/chto-takoe-dentofobiya