В статье автор рассматривает виды нетрадиционных форм уроков, их особенности, значение и влияние на мотивацию и развитие разговорной речи у обучающихся.
Ключевые слова : нетрадиционные формы уроков, английский язык, мотивация, разговорная речь.
Как известно, английский язык является одним из самых сложных школьных предметов, преподаваемых в общеобразовательной школе. Основная задача учителей английского языка заключается не только в обучении обучающихся правилам грамматики, лексики, чтения, но и в развитии межкультурной коммуникации и высокого уровня навыков разговорной речи. Говорение и коммуникативные навыки тесно переплетены между собой и являются одним из основных приоритетных направлений в преподавании английского языка. Но для того, чтобы обучение было продуктивным и результативным, необходимо на должном уровне поддерживать интерес у обучающихся к данному предмету.
Одной из особенностей подросткового возраста является то, что ведущим видом деятельности в данном возрастном периоде выступает интимно-личностное общение. А общение строится преимущественно на интересе. Для того, чтобы дети подросткового возраста не потеряли интереса к изучению английского языка, необходимо поддерживать их учебную мотивацию.
Учебная мотивация — это двигатель обучения. Обучение должно быть не только продуктивным, но и интересным. И именно для этого в традиционную систему обучения необходимо внедрять нетрадиционные формы уроков.
Нетрадиционные уроки представляют собой включение в процесс обучения самых различных форм занятий: элементы игры, тренинга, экскурсии, дискуссии, обсуждения и т. д. На таких уроках обучающиеся не только развивают свои знания, но и усваивают их лучше, потому что это происходит в игровой форме и поддерживает их интерес.
Для того, чтобы подтвердить теоретические положения на практике, мною была проведена научно-исследовательская работа в 9 классе. Научно-исследовательская работа состояла из 3 этапов: констатирующий, формирующий и контрольный.
На контрольном этапе была разработана и проведена анкета для оценки уровня мотивации обучающихся к изучению английского языка.
Таблица 1
Результаты анкетирования
Вопрос |
Варианты ответов |
Количество ответов |
1. Ты изучаешь английский язык так как: |
а) это твой выбор |
5 |
б) это выбор твоих родителей |
1 |
|
в) другое |
9 |
|
2. Зачем ты изучаешь английский язык? |
а) вынужден |
4 |
б) он мне нравится |
4 |
|
в) для моей будущей карьеры |
6 |
|
г) хочу поехать в страну изучаемого языка |
1 |
|
д) другое |
0 |
|
3. На каком по важности для тебя месте среди других учебных предметов находится английский язык? |
а) на первом |
0 |
б) 2, 3 … |
14 |
|
в) на последнем |
1 |
|
4. Тебе нравится посещать уроки английского языка? |
а) да |
15 |
б) нет |
0 |
|
в) не очень |
0 |
|
5. Какие уроки английского языка вызывают у тебя интерес? |
а) традиционные (пишем, читаем, работаем у доски) |
7 |
б) творческие (создаем коллажи, работаем в группах) |
8 |
|
в) по созданию проектов совместной деятельности с использованием ИКТ |
0 |
|
6. Что вызывает трудности у тебя в овладении английским языком? |
а) аудирование |
6 |
б) грамматика |
8 |
|
в) работа с текстом |
3 |
|
г) письменная речь |
4 |
|
7. На уроке английского языка ты больше всего любишь? |
а) читать |
4 |
б) рассказывать монологи |
2 |
|
в) общаться друг с другом на английском языке |
7 |
|
г) заниматься письменной речью |
2 |
|
д) переводить |
2 |
|
8. Как ты считаешь, нужно ли изучать английский язык? Пригодится ли он тебе в жизни? |
а) да, несомненно |
14 |
б) нет, не пригодиться и поэтому учить его не нужно |
0 |
|
в) мне всё равно |
1 |
|
9. Как ты считаешь, ты работаешь в полную силу или мог бы заниматься лучше? |
а) я стараюсь изо всех сил |
1 |
б) я мог бы учиться лучше |
14 |
|
в) другое |
0 |
|
10. Как ты считаешь, что нужно сделать, чтобы заниматься по английскому языку лучше? |
Читать |
6 |
Переводить |
2 |
|
Учить грамматику |
8 |
|
Слушать английскую речь |
1 |
|
Быть ответственным и внимательным |
3 |
|
Исполнять требования учителя |
4 |
|
Слушать учителя |
7 |
По результатам анкеты был сделан вывод, что всем обучающимся нравится посещать уроки английского языка, большей части обучающихся нравятся творческие уроки. Предпочтение они отдают изучению грамматике, аудированию. Больше всего на уроках им нравится общаться друг с другом на английском языке. Практически все обучающиеся считают, что английский язык изучать нужно и что он им пригодиться в дальнейшей жизни. Следовательно, можно сделать вывод, что уровень мотивации у обучающихся высокий, но обучающиеся хотят больше видеть нетрадиционные уроки, больше слышать английскую речь, больше разговаривать на английском языке.
Также для того, чтобы оценить уровень разговорной речи обучающихся и их коммуникативные навыки был проведен срез, в котором обучающиеся должны были разыграть диалоги на определенную тематику.
Обучающиеся были разбиты на 7 пар. Далее им были даны памятки для составления диалогов, карточка-опора и 15 минут на подготовку, а потом каждая пара должна была выступить перед аудиторией со своим диалогом. Выступление оценивалось по 4 шкалам по 5-бальной шкале. Максимальное количество баллов, которые могли набрать обучающиеся — 20.
Результаты данного задания представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты составления диалогов
Результаты каждой пары |
|||||||
Критерии оценивания |
Пара 1 |
Пара 2 |
Пара 3 |
Пара 4 |
Пара 5 |
Пара 6 |
Пара 7 |
1 |
2 |
2 |
3 |
4 |
2 |
3 |
2 |
2 |
4 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
4 |
3 |
Всего баллов |
13 |
11 |
14 |
14 |
10 |
14 |
10 |
По итогу задания уровень разговорной речи был оценен как низкий (10 и 11 баллов) и средний (13 и 14 баллов). Наибольшие затруднения вызвали такие пункты диалога как: обсуждение всех предлагаемых вариантов и активное ведение беседы. Это вызвано тем, что обучающиеся обладают недостаточным запасом слов английского языка, не знают часто встречающиеся фразы в диалогах, не умеют аргументировать свою позицию. Таким образом можно сделать вывод, что у обучающихся слабо развиты коммуникативные навыки общения и низкий уровень разговорной речи.
На формирующем этапе с целью повышения у обучающихся интереса к английскому языку, а также развития навыков разговорной речи, было проведено 6 нетрадиционных уроков: урок-экскурсия, урок-конкурс, урок-викторина, урок-игра, урок-интервью, урок-дискуссия.
На контрольном этапе исследования для оценки эффективности использования нетрадиционных уроков в целях повышения коммуникативных навыков и развития разговорной речи среди обучающихся был проведен контрольный срез. С целью чистоты эксперимента им также было предложено задание составить и разыграть диалог в тех же парах. Оценивалось задание по тем же критериям, что и на констатирующем этапе исследования.
Результаты выполнения задания представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты контрольного среза
Результаты каждой пары |
|||||||
Критерии оценивания |
Пара 1 |
Пара 2 |
Пара 3 |
Пара 4 |
Пара 5 |
Пара 6 |
Пара 7 |
1 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
5 |
4 |
2 |
5 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
4 |
3 |
Всего баллов |
17 |
14 |
16 |
16 |
14 |
17 |
14 |
Рассмотрим показатели констатирующего этапа и контрольного этапа исследования в сравнении в таблице 4.
Таблица 4
Сравнительные показатели
Общие баллы |
||
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
|
Пара 1 |
13 |
17 |
Пара 2 |
11 |
14 |
Пара 3 |
14 |
16 |
Пара 4 |
14 |
16 |
Пара 5 |
10 |
14 |
Пара 6 |
14 |
17 |
Пара 7 |
10 |
14 |
По итогу выполнения задания был сделан вывод, что у всех пар показатели выросли, а это значит, что нетрадиционные уроки помогли обучающимся в развитии коммуникативных навыков и развитии речи, а также поспособствовали обогащению у обучающихся словарного запаса.
Однако, нетрадиционные уроки не следует использовать слишком часто, чтобы они не утратили эффект новизны и не стали для детей обыденностью. Наибольший эффект от таких уроков приобретается при обобщении и закреплении знаний и умений на итоговом контроле.
Литература:
- Афанасьева О. В. Английский язык. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О. В. Афанасьева. — 5-е изд. — Москва: Express Publishing: Просвещение, 2012. — 248 с.
- Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учеб.пособие для студ. линг. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова — 2-е изд., — Москва: Академия, 2005. — 336 с.
- Калинина Л. В. Предметная неделя в школе / Л. В. Калинина — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 170 с.
- Колесникова И. Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков: справ. пособие / Е. Л. Колесникова — Москва: Дрофа, 2008. — 431 c.
- Копытько С. В. Метод интервью в практике преподавания русского языка как иностранного в неязыковом вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики / С. В. Копытько — Тамбов: 2015.
- Маслыко Е. А. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справ. пособие / Е. А. Маслыко — 9-е изд. — Минск: Высш. школа, 2004. — 522 с.