В статье рассмотрен сравнительный анализ организации и методов осуществления проектного управления в органах государственной власти и бизнес-организациях. Выявлены проблемы проектного управления.
Ключевые слова: проектное управление, государственная власть, проектная деятельность, проектный офис.
Проектное управление в органах государственной власти способно дать заметный экономический эффект. Он выражается в улучшении качества и оперативности работ, создании рабочих мест, привлечении инвестиционной привлекательности регионов и государства в целом, сформировать благоприятную административную среду [1].
Бизнес быстро реагирует на инновационные процессы и изменения в мире и быстрее подстраивается под них. Ведь от скорости реакции зависит будущая прибыль и итог конкурентной борьбы. Органы власти подобного внешнего давления не испытывают и часто долго подстраиваются под изменения, упуская очевидную выгоду.
Рассмотрим в таблице 1 особенности проектного управления в бизнесе и государственном уровне.
Таблица 1
Сравнительный анализ проектного управления в органах государственной власти и бизнес-организациях
Элемент |
ПУ в органах государственной власти |
ПУ в бизнес-организациях |
Направленность деятельности |
Процессная |
Проектная |
Структура |
Функциональная или слабая матрица |
Проектный офис |
Персонал |
Постоянный из штата ведомства |
Временный |
Квалификация |
Установлена стандартными требованиями к кандидатам |
Каждый специалист подбирается под конкретные задачи в рамках реализации проекта |
Вид занятости проектом |
Частичная занятость |
Полная занятость |
Управляющий процессом |
Руководитель республиканского органа исполнительной власти или его заместитель |
Руководитель проекта |
Вовлеченность в проект «на земле» |
Низкая |
Высокая |
Управление бюджетом |
Уполномоченный орган исполнительной власти |
Руководитель проекта (в рамках выделенного бюджета) |
Результат |
Получение социального эффекта |
Выгода от инвестирования финансовых средств. |
Риски |
Низкие |
Высокие |
Возможность влияния на закупочную деятельность/снабжение |
Низкая |
Высокая |
Часто в рамках государственных и местных целевых программ проводятся «размытые» мероприятия, цель и эффективность которых не ясны или не оцениваются вовсе. Проектное управление поможет расставить все точки, определит суть конечного продукта, задаст чёткие сроки и предусмотрит финансирование [2].
Внедрение и совершенствование проектного управления на государственном уровне позволяет объединить и направить весь финансовый, управленческий, административный, ресурсный потенциал во благо граждан Российской Федерации и стабильное, долгосрочной развитие социально-экономической ситуации. Принципы ПУ в органах государственной власти позволили улучшить качество управления. Постановка конкретных целей и числовых показателей, позволило структурировать деятельность органов власти, финансирование и последующий контроль и мониторинг проектов позволяет эффективно управлять денежными потоками и обеспечивает снижение коррупционной составляющей, предполагает целевое использование денежных средств. Персональная ответственность руководителей проектов и других участников позволило максимально вовлечь их в процесс реализации проекта. В то же время имеется существенный потенциал развития проектного управления в органах государственной власти. Следует продолжить развивать и адаптировать под современные реалии нормативно-правовую и методологические базы, на стадии инициации проектов следует улучшить отбор проектов с четкой формулировкой показателей, которые следует достичь. Также на стадии инициации можно обширнее применять анализ проекта, моделирование различных сценариев, в том числе с внешним воздействием, оценку рисков. Рассмотрим в таблице 2 данные нашего исследования [3].
Таблица 2
Пути и методы решения проблем организации ПУ в органах государственной власти
Краткое содержание проблемы |
Мероприятия (предложения) по решению проблем |
Отсутствие четких показателей/критериев проекта, которые следует достичь |
У большинства проектов социальная направленность и нет возможности оценить конечный результат как посчитанный эффект от вложенных инвестиций в бизнес-организациях. Разработать методологию отбора проектов на этапе инициатив. |
Отсутствует у руководителей проектов всей полноты власти для решения проблем, связанных с разработкой и реализацией проекта |
Актуализировать методологию и правовое регулирование ПУ в органах государственной власти в соответствии с запросом времени. Рассмотреть возможность наделения руководителей проектов большим объемом полномочий, позволяющим влиять на ключевые вехи реализации проекта |
Отсутствие унифицированной методологии осуществления проектной деятельности |
На сегодняшний день существует методология организации проектной деятельности в рамках реализации Национальных проектов. Для обширного применения проектного управления следует разработать и принять унифицированную методологию |
Процессный (операционный) характер деятельности |
Актуализировать методологию и нормативно-правовую базу с учётом принципов проектного управления (достижение конечного результата ограниченными ресурсами в установленные сроки) |
Осуществляется принцип «двойного подчинения» |
Применить практику реализации проектов Проектными офисами. Привлекать сотрудников по срочным контрактам. Сформировать отдельную структуру. |
Директивность сроков реализации проектов |
Устанавливать сроки реализации после формирования детального календарно-сетевого графика |
Отсутствует специализированное программное обеспечение для сопровождения проектной деятельности |
Проанализировать потребность в специализированном ПО (далее — ПО). Разработать ПО обеспечивающее автоматизировать и сократить время для решения задач на каждом этапе реализации проекта. В тоже время использование специализированного ПО позволит обеспечить требуемый уровень безопасности информации по проектам. |
Срыв сроков реализации проекта в связи с закупочными процедурами |
Внедрить механизмы воздействия на организацию закупочных процедур |
Низкое качество планирования |
Обеспечить постоянное совершенствование профессиональных навыков участников процесса мониторинга и планирования ПУ путем обучения. Распространить использование специализированного ПО |
Государственные гражданские служащие не готовы брать ответственность за результат |
Материальное и нематериальное воздействие |
Различия на сегодняшний день существенные, но надо учесть масштаб страны и задаться вопросом, а можно ли целиком взять и внедрить принципы проектного управления бизнес-организации в государственную структуру. Президент на протяжении последнего десятилетия периодически говорит о том, что необходимо внедрять проектное управление на всех уровнях. [4] Также в 2022 году на заседании Правительства он отметил, что необходимо минимизировать бюрократические процессы и перестроить систему управления в стране. ПУ может стать одним из компонентов минимизации бюрократических процессов.
Литература:
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс] / — М., 2018 — Режим доступа: https://pravitelstvorb.ru/activity/551 (дата обращения: 28.01.2023)
- Постановление Правительства Российской Федерации от 24.06.2021 N 987 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1288» [Электронный ресурс] / — М., 2021. — Режим доступа: https://pravitelstvorb.ru/activity/551 (дата обращения: 28.01.2023)
- Постановление Правительства Республики Башкортостан от 2 сентября 2021 года N437 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Башкортостан от 1 марта 2019 года N 121 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Республики Башкортостан» [Электронный ресурс] / — Уфа, 2021. — Режим доступа: https://pravitelstvorb.ru/activity/549/ (дата обращения: 28.01.2023)
- Руководство к своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) седьмое издание // Project Management Institute, Inc., Pennsylvania, 2021. — 370 с.