Ключевые слова: экономическая безопасность, Магаданская область, регион, Российская Федерация, экономическая безопасность регионов.
Данная статья посвящена исследованиям проблемы экономической безопасности в регионах Российской Федерации. Поскольку развитие регионов оказывает влияние на всю российскую экономику, необходимо устранять внутренние и внешние угрозы экономической безопасности. Экономические показатели оказывают очень сильное влияние на развитие промышленности в этих регионах.
Кроме того, в данной работе рассматриваются показатели экономической безопасности региона. Также отмечается влияние на показатели экономической безопасности, такие как:
— климат,
— сезонность,
— инвестиционный компонент,
— внешние экономические факторы.
В связи с этим в Магаданской области оправданы следующие меры:
— продолжить развитие транспортной инфраструктуры,
— повысить уровень жизни населения,
— повысить уровень экономического и социального развития региона.
Результаты исследования помогли выявить следующие факторы, являющиеся потенциальными угрозами экономической безопасности Магаданской области:
— было установлено, что бюджет области расходуется неверным образом, так как наблюдается упадок капитала из-за отсутствия инвестиций;
— медленный рост транспортной инфраструктуры выступает также одним из факторов;
— транспортная система во многом продолжает зависеть от сезонности и от суровости климата.
Устойчивость и стабильность региональных систем являются важными целями региональной политики государства.
Для достижения этой цели каждый регион должен быть:
- Свободное развитие.
- Влияние государства на регионы будет снижено.
Стоит отметить, что социально-экономическое развитие регионов происходит в основном за счет инвестиций государства.
Социально-экономическое развитие регионов не может происходить без участия государственных инвестиций.
Насущной проблемой многих регионов нашей страны является поддержание общего рынка, обеспечивающего свободную торговлю, управление капиталом и пр.
Ниже представлены ключевые особенности сохранения экономической безопасности.
Прежде всего, важно понимать, что по сей день большинство регионов РФ не владеют достаточными возможностями для создания сильной экономики не только в своем регионе, но и в стране в целом. По этой причине у таких регионов нет возможности сформировать как следует рыночную инфраструктуру.
Богомолов В. А. отметил ключевые причины:
— В некоторых регионах нет адекватной организации экономической системы. Это препятствует проведению экономических реформ,
— Для проведения реформ в организации экономической системы субъектов Российской Федерации существуют различия. Кроме того, существует в законодательных стратегиях неучет региональных особенностей субъектов Российской Федерации, а также есть трудности в проведении комплексных преобразований в регионах.
— Выполнение законодательных и правительственных решений по преобразованию экономики — несвоевременно.
— Утрачены между регионами экономические связи [6].
Что касается экономической безопасности, то ее угрозы возникают тогда, когда возникают негативные условия. Это условия, оказывающие негативное воздействие на стабильное развитие национальной экономики.
Условно все показатели устойчивости региона можно разделить на семь групп.
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 2 июня 2016 г. в эти группы включаются следующие элементы: «1) финансовые показатели; 2) фискальные показатели; 3) социальные показатели; 4) макроэкономические показатели; 5) показатели реальной экономики; 6) денежные показатели; 7) показатели окружающей среды» [3].
Нынешняя ситуация складывается таким образом, что большинство российских регионов сталкиваются с экономическими проблемами.
Кунцман М. В. предложил выделить следующие проблемы: «неравномерные доходы населения, медленное развитие в сельском хозяйстве и промышленности, пропасть и непонимание в вопросах спроса и предложения, отсутствие видимого развития инфраструктуры» [8].
В других регионах актуальными считаются следующие экономические проблемы:
— расхождение в деятельности между импортом и экспортом;
— распространение техногенного воздействия на население страны;
Для своевременного предотвращения представленных выше экономических проблем, ставящих под угрозу экономическую безопасность всей страны, важно вовремя устранять следующие губительные проявления:
— повышенный уровень безработицы в государстве;
— наличие вредоносных объектов, наносящих объективный вред окружающей среде;
— пониженный процент рождаемости;
— неустойчивая экологическая ситуация;
— отсутствие дополнительных источников финансирования и др.
Представленные выше угрозы приводят в конечном счете к структурной безработице, вызванной несоответствием между имеющимся уровнем квалифицированной подготовки работников и потенциальных рабочих мест.
Стоит обратить пристальное внимание на природно-географические отличительные признаки конкретного региона.
В силу того, что Магаданская область входит в состав Дальневосточного ФО, она относится к региону Крайнего Севера, который в последнее время активно проявляет себя в сотрудничестве с ближними регионами. При этом подобное взаимодействие оказывает положительное влияние на экономическую ситуацию.
Говоря об экономике Магаданской области, отметим основные отрасли промышленности этого региона: рыбная и горнодобывающая.
Среди полезные ископаемых этого региона выделяются следующие: золото, серебро, олово, уголь и др.
В Магаданской области развиты две отрасли промышленности. К таким отраслям относятся: горнодобывающая и рыбная. В таких районах, как: Омсукчанский и Сусуманский, происходит добыча.
Кунцман М. В. в своем труде отмечает, что «благодаря этим полезным ископаемым уровень ВРП Магаданской области достиг 31,9 %» [8].
Ежегодно на месторождениях наращиваются мощности, в связи с этим, прогнозируется:
— увеличение объема добычи золота с 52,1 тонн в 2021 году до 60 тонн в 2030 году,
— увеличение объема добычи серебра с 678,0 тонн до 750 тонн в 2030 году.
Например, в своем недавнем выступлении губернатор Магаданской области Сергей Носов сказал: «Золотодобывающие компании — основа финансового благополучия региона — справились с санкциями на поставки и оборудование, ищут новые рынки сбыта в условиях укрепления рубля. Рост производства серебра также сыграл в пользу региона. «Нам удалось достичь довольно высоких показателей, которых мы добивались в предыдущие периоды. Да, у нас было снижение по золоту, но благодаря росту производства серебра ситуация не ухудшилась» [7].
Однако руководитель территории отметил возросшую нагрузку на дальневосточные регионы при строительстве социальных объектов. К ним относятся более высокая стоимость закупок, климатические и логистические особенности.
Все эти нюансы делают строительство более дорогим и трудоемким, чем в центральных регионах страны. Губернатор Магаданской области С. Носов сказал следующие слова: «Я хотел бы подчеркнуть, это очень важная тема — одна из проблем, о которых много говорили, когда уровень софинансирования объектов нацпроектов на Дальнем Востоке далёк от тех цифр или параметров, которые были обозначены в постановлении Правительства Российской Федерации — 2 %» [7].
Вторым по значимости сектором и объему производства в регионе является электроэнергетика, перспектива развития которой связана с обеспечением внешнего электроснабжения горнодобывающих предприятий региона.
Судя по последним данным, в Магаданской области недавно было завершено строительство Усть-Среднеканской ГЭС, которая изначально предназначалась для совместной и комплексной работы с другой ГЭС (Колымской).
Деятельность этой ГЭС заключалась в покрытии электрической нагрузки ПАО «Магаданэнерго», а также соседних территорий — Республики Саха (Якутия).
Общая мощность гидроагрегатов станции составляет 570 МВт. По прогнозам, в среднем данный завод будет производить в год — 2,55 млрд кВт/ч чистой и возобновляемой электроэнергии.
В долгосрочной перспективе спрос на электроэнергию также будет определяться внутренним спросом региона. Основной рост потребления электроэнергии, как предполагается, произойдет в горнодобывающей промышленности. Связано это с разработкой новых месторождений цветных металлов и угля.
А также в связи с переводом отопительных котельных, использующих в качестве топочного топлива нефть, на производство тепла с помощью электрических индукционных котлов. Планируется, что в 2030 году производство электроэнергии оценивается в 4 923,0 млн. кВтч.
Одной из основных отраслей промышленности региона является рыболовство. Рыбу не только продают на внутреннем рынке, но и экспортируют. Рыболовный сектор насчитывает порядка 300 различных видов продукции.
Наиболее значимый удельный вес в уловах региональных предприятий составляют:
— сельдь,
— минтай,
— треска,
— навага,
— палтус,
— камбала,
— лосось.
К другим объектам ловли, кроме рыбы, относятся:
— креветки,
— крабы,
— трубач.
Примерно 100–120 тысяч тонн водных биоресурсов составляет ежегодный улов магаданских рыбаков. Порядка 85 % рыбной продукции производится на борту рыболовецких судов. Доля экспорта составляет около 60 %, внутренний российский экспорт — 30 % и до 10 % реализуется в регионе.
Увеличение производства рыбы напрямую зависит от таких обстоятельств, как
— эффективность модернизации отрасли,
— модернизация перерабатывающих мощностей для выпуска высококачественной продукции,
— внедрение и продвижение на российский рынок современных технологий глубокой переработки водных биологических ресурсов
— более динамичная интеграция рыбной отрасли в экономику Магаданской области.
Распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р «О Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г.» гласит следующее: «В настоящее время перед регионом стоит задача разработки стратегии социально-экономического развития Магаданской области до 2030 года и целевого видения до 2050 года» [3].
Основываясь на представленной выше информации можно сказать, что у данного региона появилась возможность перестроить свою текущую экономическую модель и сформировать новую, которая бы привела его к полному или частичному отсутствию угроз экономической безопасности.
Богомолов В. А. отметил в своей работе основные факторы, способствующие становлению устойчивого развития Магаданской области:
— диверсифицировать экономику регионов;
— создать необходимые финансовые условия для инновационного развития реального сектора региональной экономики;
— ликвидировать преступную деятельность во всех секторах экономической деятельности.
— наладить сотрудничество между субъектами Российской Федерации и федеральным центром по экономическим и финансовым вопросам [6].
Литература:
- Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/
- Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» — https://base.garant.ru/71296054/
- Распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р О Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г. и плане мероприятий («дорожной карте») по ее реализации — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71318202/
- Алексеев М. Д. Угрозы обеспечения экономической безопасности РФ / М. Д. Алексеев // Вестник НИЦ МИСИ: актуальные вопросы современной науки. — 2018. — № 5. — С. 18–26.
- Баух Д. А. Продовольственная безопасность и импортозамещения как часть экономической безопасности / Д. А. Баух // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2020. — № 25. — С. 171–174.
- Богомолов В. А. Введение в специальность «Экономическая безопасность»: Учебное пособие / В. А. Богомолов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. — 279 c.
- Колыма Плюс «Экономическое состояние Магаданской области» https://kolymaplus.ru/news/sergey-nosov-sostoyanie-ekonomiki-magadanskoy-oblasti-stabilnoe/21573
- Кунцман, М. В. Особенности обеспечения экономической безопасности в регионах РФ (на примере Магаданской области и республики Саха (Якутия) / М. В. Кунцман // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. -2018. — № 1(15). — 15 с.