Развитие пространственной ориентировки у детей проходит целенаправленно в условиях группы дошкольного учреждения. Так, по мнению Фребеля Ф. одним из эффективных средств, которые можно было использовать в работе, являются развивающие игры.
В работе с дошкольниками можно использовать игры. По мнению Хейзинга Й. они являются свободной деятельностью, которая осознается как «невзаправду» и вне повседневной жизни выполняемое занятие. Игра может полностью овладевать играющим, не преследует при этом никакого прямого материального интереса, не ищет пользы, — свободной деятельностью, которая совершается внутри намеренно ограниченного пространства и времени, протекает упорядоченно, по определенным правилам.
Леонтьев А. Н. считал, что игра — это ведущая деятельность ребенка-дошкольника, то есть такая деятельность, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.
В игру ребенок включается целиком: всем своим интеллектуальным, личностным, эмоциональным потенциалом, всем своим жизненным опытом и творческими ресурсами. Следовательно, игра предоставляет широчайшие возможности для развития и саморазвития. Задает правила поведения, границы дозволенного в данном игровом пространстве. Очевидно, что благодаря этому игра предоставляет значительные возможности для формирования саморегуляции, навыков планирования, самоконтроля.
Игра как целостная деятельность несет в себе колоссальный развивающий потенциал.
Игры бывают разные:
– диагностические;
– развивающие — развитие психических процессов, психологических и социально-психологических навыков и умений, свойств и способностей личности;
– коррекционные — решение проблем развития в игровой деятельности.
В целом роль взрослого в игровом процессе может сводиться к одному, нескольким или всей совокупности действий: предлагает «поиграть» или конкретную игру; организует процесс игры; занимает в игре определенную позицию; поддерживает эмоционально положительный климат во время игры; организует обсуждение игры.
Вопросами теории и практики использования дидактических игр занимались, как зарубежные (Декроли О., Дьюи Д., Фребель Ф. и другие), так и отечественные ученые (Блонский П. П., Михайлова З. А., Сикорский И. А., Тихеева Е. И. и многие другие). Авторы выяснили, что дидактические игры не только способствуют обобщению и закреплению знаний на занятиях и в повседневной жизни, но и являются способом ознакомления с новым материалом, в частности, с новыми способами восприятия и формирования полноценных представлений об окружающем мире.
Эффективность обучения в основном достигается за счет того, что деятельность ребенка стимулируется его желанием участвовать в игре. Педагог организует работу с детьми таким образом, чтобы их игровые действия были тесно связаны с уже сформировавшимися навыками практической ориентировки в пространстве. Чем лучше ребенок освоит необходимые навыки ориентировки, тем больше у него возможностей в игре.
Дети условной нормы во время игр на развитие пространственной ориентировки не испытывают особых затруднений. Обучение новым играм проходит в непринужденной, игровой форме и незаметно. Педагог обогащает детей соответствующими знаниями, подбирает игры, дидактический материал и дидактические игрушки, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками, организует обстановку для игры, определяет свою роль в игре от ее начала и до конца. А при самостоятельной игре педагог находится в виде наблюдателя или в качестве партнера, следит за взаимоотношениями между детьми, оценивает их поведение. Таким образом, дети в полном объеме осваивают все знания и умения, которые соответствуют их возрасту.
А в играх у слабовидящих дошкольников есть возможность упражняться в самостоятельных действиях по ориентировке в пространстве. Если ребенку нужна помощь, она должна быть оказана незаметно, чтобы ребенок не терял уверенности в способности самостоятельно выполнить игровое задание.
Приемы, которые нужно использовать при проведении этих игр:
- Показ ребенку выполнения всего игрового действия.
- Подробные и четкие пояснения педагога при демонстрации игрового действия.
- Постепенное представление ребенку отдельных игровых заданий (по мере их выполнения).
- Четкие инструкции педагога, доступные для понимания ребенком.
- Оказание ребенку различного вида помощи:
а) совместное (частичное или, при необходимости, полное) выполнение действия;
б) повторение устных указаний;
в) моральная поддержка, поощрение действий ребенка.
Подробнее о каждом приеме.
Слабовидящий ребенок не имеет возможности в полной мере над своими действиями использовать зрительный контроль. Следовательно, показ педагогом способа их выполнения оказывает большое значение для формирования правильного образа этих действий у ребенка. При работе над сложными заданиями однократного показа часто бывает недостаточно. Повторять нужно его столько раз, сколько необходимо.
Из-за непроизвольности и неустойчивости внимания дошкольник с нарушениями зрения не может воспринимать задание целиком и, следовательно, выполнять его правильно. Этим объясняется необходимость представления игрового задания отдельными частями по мере их выполнения ребенком, что позволяет ему быстрее и лучше справляться с работой.
Четкие и подробные инструкции от взрослого, которые доступны для понимания ребенка, сопровождающие показ, словесные описания выполняемых им действий также способствуют их успешному выполнению.
Бывает, что даже после многократных демонстраций не обойтись без совместной работы взрослого и ребенка над заданием. Вначале это совместное выполнение всех игровых действий. По мере того как ребенок овладевает им, педагог переключается с полного на частичное совместное действие, давая «партнеру» больше самостоятельности.
Большинство детей с нарушениями зрения не уверены в своих способностях и поэтому нерешительны и не успешны в деятельности. Им нужна поддержка педагогом малейших успехов ободряющими и приветливыми словами. Похвала стимулирует желание ребенка участвовать в игре, правильно выполнять необходимые действия.
При организации и проведении игр и упражнений на ориентировку в пространстве педагогу следует учитывать, что слабовидящим детям сложно включаться в целенаправленную учебную работу, быстро утомляются и легко отвлекаются. Создаваемая во время проведения игр игровая ситуация, их вариации, использование разнообразных игровых и дидактических материалов помогут ребенку вызвать интерес к заданиям и поддерживать его на протяжении всей игры. Это будет способствовать быстрому усвоению ребенком навыков пространственной ориентировки, положительно скажется на качестве и скорости выполнения игровых заданий.
В каждой новой игре, в более затейливых заданиях, ранее приобретенные навыки закрепляются и автоматизируются.
Словесные обозначения пространственных отношений еще не сформированы даже у детей условной нормы седьмого года жизни (Леушина А. М., Мусейибова Т. А. и другие), хотя практически дети хорошо ориентируются в пространстве. У слабовидящих представления о пространстве, опосредованные словом, складываются гораздо медленнее, с большим трудом (Плаксина Л. И., Подколзина Е. Н. и другие). Детей нужно специально учить пользоваться пространственной терминологией. В предлагаемых играх ребята должны постоянно упражняться в словесном обозначении различных пространственных отношений и направлений.
Практически каждая игра может проводиться с детьми разного возраста с учетом имеющейся у них основы для участия в ней.
Итак, при правильном и систематическом использовании развивающих игр детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения позволит им значительно успешнее ориентироваться в пространстве, что даст возможность избежать трудностей в овладении школьными навыками.
Литература:
- Подколзина Е. Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения. М.: Линка-Пресс, 2009. 83 с.
- Битянова М. Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития. М.: МГППУ, 2006. 28 с.