Представлены задания ВПР, вызывающие особые трудности у учащихся — задания метапредметного характера. Для работы с такими заданиями предложена технология проблемного обучения. Установлено соответствие этапов технологии проблемного обучения этапам работы с заданием ВПР. Приведен пример таблицы для этапа поиска способа решения проблемы в задании ВПР. Результаты могут быть использованы при текущей подготовке учащихся к ВПР по математике.
Ключевые слова: Всероссийская проверочная работа, ВПР, метапредметный характер, технология проблемного обучения.
Всероссийские проверочные работы (ВПР), как средство оценки знаний учащихся и работы учителя, появились относительно недавно. Работа представляет собой 16 заданий в 7 классе и 19 — в 8 классе, соответствующих ключевым темам школьной программы. Однако, в состав заданий включены те, которые можно отнести к заданиям метапредметного характера. Такие задания, как правило, не встречаются в учебно-методических комплексах и вызывают особые затруднения у учащихся.
В статье [2] согласно ФГОС основного общего образования одна из главенствующих целей образования — достижение метапредметных результатов, т. е. формирование универсальных учебных действий. Основываясь на исследованиях, был сделан вывод, что умения учащихся не находятся на метапредметном уровне. А именно, не сформированы умения: строить логические рассуждения, делать умозаключения, моделировать реальные ситуации; применять понятие при выполнении различных познавательных заданий. Еще одной проблемой стало недостаточное обеспечение учителей методическим и дидактическим материалом как в количественном, так и в качественном плане.
В статье Н. Д. Жукова [1] рассматривается технология проблемного обучения и её главная особенность — представление знаний не в готовом виде. Учитель выступает в роли «организатора процесса получения знаний» [1]. Именно такой подход позволяет развивать познавательную активность учащихся и формировать универсальные учебные действия.
Выделяют несколько методов проблемного обучения: проблемно-поисковый, проблемное изложение, исследовательский метод. Чаще всего используется последний, этапы которого представляют собой: постановка проблемной ситуации, формулировка проблемы, принятие ее к решению как проблемной задачи, выдвижение гипотезы на основе анализа условий, разработка вариантов решения проблемы, выполнение плана решения, проверка полученного результата и оценка действий.
В пособии для учителей [3] выделяются несколько факторов, влияющих на успешность создания проблемной ситуации: недостаток знаний, необходимость применения знаний в новых условиях, наличие другого способа решения, логическое обоснование результатов, противоречие между полученными и имеющимися знаниями.
Д. С. Людмилов предлагает несколько приемов постановки проблемных задач: возникновение теоретической задачи из практической, применение теоретического обоснования формул, изложение задачи в занимательной форме, направление учащихся к наиболее простому решению, исключение требований и варьирование условий.
Работу на уроках с заданиями ВПР метапредметного характера предлагаем организовать по технологии проблемного обучения. Такие задания почти не встречаются в УМК, но в большинстве своём рассчитаны на знания учащихся по школьной программе и для успешного решения требуют лишь логического вывода.
Постановке проблемной ситуации соответствует рассмотрение задания ВПР особой тематики. Осознание и формулировка проблемы соответствуют анализу условия задачи. Выдвижение гипотезы может быть представлено в виде мозгового штурма. Разработка вариантов решения проблемы подразумевает под собой поиск способа решения.
Поиск способа решения сформулированной проблемы может проводиться с помощью специально разработанных заданий — мини-ситуаций. Это задания, в которых выделенная проблема предстаёт как главный вопрос задачи, изначальные условия которой совпадают с заданием ВПР. А объект поиска может совпадать, а может являться переломным промежуточным выводом в задаче.
Успешный результат поиска способа решения проблемы обеспечивает представление краткой записи задач в виде таблиц с пропусками. Тот самый недостающий логический вывод помогает сделать «многоступенчатость» заданий в таблице. Она достигается путём вычисления одних и тех же значений на языке геометрических и физических величин (табл.1) или решением мини-ситуаций сначала на числах, а потом на переменных. Рассмотрим пример описанных таблиц в № 10 ВПР по математике 7 класса.
Байкал — самое глубокое озеро на планете. Наибольшая глубина Байкала — 1642 метра. Байкал находится в Сибири между Иркутской областью и Республикой Бурятия. Живописные берега озера тянутся на 2000 километров, а площадь водной поверхности составляет 31 722 кв. км. Прибрежные территории отличаются уникальным разнообразием флоры и фауны. Вода в Байкале удивительно прозрачна: видно дно на глубине 40 метров. Запасы пресной воды в Байкале огромны: объём озера — 23 615 куб. км. Байкал является частью огромной экологической системы, охватывающей сотни тысяч квадратных километров. Специалисты считают, что снижение уровня воды в Байкале даже на 10 см приведёт к необратимым катастрофическим последствиям для всей Восточной Сибири. Есть план построить на берегу озера завод, который будет выпускать байкальскую воду в бутылках. Экологи сильно обеспокоены сложившейся ситуацией.
В ходе анализа задачи учащиеся выясняют, что можно найти объём воды, который использует завод за два года работы, и сталкиваются с проблемой «Как с помощью объёма вычислить уровень воды?». Необходимо, чтобы учащиеся сформулировали проблему самостоятельно, и предложили варианты её решения. Все предложения должны быть зафиксированы учителем и использованы для подведения итогов над задачей.
Таблица 1
Задание для поиска способа решения проблемной ситуации.
Заполните таблицу, учитывая то, что аквариум заполнен водой до краёв. |
|||
Длина основания аквариума (см) |
Ширина основания аквариума (см) |
Высота аквариума (см) |
Объём воды в аквариуме ( ) |
42 |
25 |
33 |
|
32 |
58 |
87 232 |
|
Площадь основания ( ) = = ___________ * ___________ |
Высота аквариума (см) |
Объём воды в аквариуме ( ) |
|
5600 |
70 |
||
1215 |
41 310 |
||
Площадь основания ( ) = = ___________ * ___________ |
Уровень воды в аквариуме (см) |
Объём воды в аквариуме ( ) |
|
1560 |
54 600 |
||
Для организации работы с таблицей учитель задаёт следующие вопросы «Что нужно знать, чтобы найти объём воды в аквариуме?», «Что нужно знать, чтобы найти объём аквариума?». Такие формулировки помогают установить связь между величинами. По аналогии разбираются следующие случаи в таблице. Каждые две строчки названия столбцов меняются, но их суть остаётся прежней. Таким образом, учащиеся приходят к выводу: чтобы с помощью объёма вычислить уровень воды, нужно объём разделить на площадь поверхности воды.
Исходя из анализа научно-методической литературы были выявлены задания ВПР особой тематики, зачастую вызывающие затруднения учащихся. Для работы с такими заданиями была предложена технология проблемного обучения, которая в свою очередь определила вопросы: сформированность умений учащихся на обыденном уровне понимания и недостаток обеспечения учителей методическим и дидактическим материалом. Для решения первого вопроса было установлено соответствие этапов технологии проблемного обучения этапам работы с заданием ВПР. Для решения второго вопроса разработан пример таблицы для этапа поиска способа решения проблемы в задании ВПР.
Литература:
- Жукова, Н. Д. Применение технологии проблемного обучения на уроках математики / Н. Д. Жукова // Вестник науки и образования. — 2019. — № 11–2. — С. 87–90.
- Кутузова, О. Б., Сорокина, И. В. Познавательные универсальные учебные действия как фактор академической успешности освоения учащимися / О. Б. Кутузова, И. В. Сорокина // Самарский научный вестник. — 2022. — № 3. — С. 283–289.
- Людмилов, Д. С., Дышинский, Е. А., Лурье, А. М. Некоторые вопросы проблемного обучения математике / Д. С. Людмилов, Е. А. Дышинский, А. М. Лурье — 1-е. — Пермь: Звезда, 1995–119 c.