В статье рассматриваются основы понятия «коммуникативная компетентность», ее сущность, особенности ее формирования в современной школе.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, ФГОС, личностные результаты обучения, навыки XXI века,soft skills, письменная коммуникация, устная коммуникация.
XXI век предъявляет к современному человеку множество различных требований. В. В. Путин в Указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» указал на то, что нашей стране необходимо достичь глобальной конкурентоспособности в сфере образования и войти в число 10 ведущих стран мир по качеству общего образования. Эти слова определили вектор развития российского образования.
Человеку XXI века необходимо овладеть теми навыками, которые помогут ему наиболее успешно функционировать в обществе. Такие навыки начинают формироваться еще в детстве, огромное значение играет школа, педагоги, одноклассники. Безусловно, меняется и общение, они принимает другие формы, особенно в связи с развитием социальных сетей. Образование и, в первую очередь, школа стремится к тому, чтобы сформировать у обучающегося «коммуникативную компетентность». Эта компетентность является ключевой, его значение невозможно переоценить, так как любой человек постоянно находится в коммуникации с окружающими.
Человек, обладающий коммуникативной компетентностью — это личность, которая легко ориентируется в окружающем мире, сопоставляя общественные ценности, ожидания, интересы со своими собственными. Современное российское образование ставит перед собой важнейшую задачу — воспитать такую личность. Самое главное требование к современному человеку — умение решать жизненные задачи; особенную роль играют задачи, возникающие в общении с другими людьми и в процессе выстраивания с ними отношений.
Необходимо разобраться с тем, что включает в себя понятие «коммуникативная компетентность». Компетентность — это совокупность знаний, умений, навыков, которые необходимы для решений проблем, возникающих в жизненных и учебных ситуациях. Существует мнение, что компетенция — это вопросы, явления, в которых человек обладает опытом, авторитетностью. И. А. Зимняя пришла к выводу о том, что компетентность — это такое качество личности, которое формируется на знаниях и составляет социально-личностную сторону личности.
Коммуникативная компетентность — это интегративное свойство личности, которое состоит из знания, умения, навыки в области коммуникации и опыт в сфере общения. Если обратиться к Федеральному Государственному Образовательному Стандарту (далее — «ФГОС»), то можно там встретить понятие «коммуникативная компетентность». Во ФГОС Основного Общего Образования есть информация о том, какие качества должны быть присущи выпускнику — «портрет выпускника основной школы». Выпускник должен уметь вести конструктивный диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, вступать в сотрудничество для достижения общих задач и целей.
Личностные результаты освоения ООО должны отражать формирование коммуникативной компетентности. Она должна отражаться в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми младшего и старшего возраста, взрослыми в различных видах деятельности. Кроме этого, обучающийся основной школы должен уметь слышать и слушать; уметь задавать вопросы и грамотно отвечать на них, грамотно формулировать ответы на вопросы; овладение активным слушанием, умение обсуждать рассматриваемые вопросы и проблемы, умение давать комментарий на высказывание собеседника, умение критически оценивать высказывания, аргументировать свое мнение в коллективе, умение выражать эмпатию [6, с. 8].
Российская система образования ориентирована на развитие функциональной грамотности, это закреплено в Стандарте общего образования. Современная образовательная парадигма — компетентностный подход. В основе содержания обучения лежит комплексное изучение проблем, в том числе и жизненных. Производится комплексная оценка результатов обучения по трем направлениям (личностные, предметные, метапредметные) [6].
В современном обществе коммуникативная компетентность особенно востребована, так как умение работать в команде, выступать публично, оценивать результаты своей работы, публично их предоставлять, правильно вести коммуникацию — это важнейшие требования современных работодателей [1, с. 82].
Современный человек должен овладеть надпрофессиональными навыками или так называемыми soft skills. Soft skills — это навыки, которые не связаны с каким-либо определенным родом деятельности, они универсальны для всех профессий. Один из таких навыков — это работа с людьми. Также одной из основных ценностей XXI века является умение кооперироваться с другими людьми.
Известны четыре ключевые компетенции, которые необходимы человеку XXI века — это «4К» (критическое мышление, коммуникация, кооперация, креативность) [4].
Школьный учитель должен использовать методы, которые будут способствовать формированию коммуникативной компетенции на уроках.
Методические приемы для формирования коммуникативной компетенции
- Дискуссия — это метод, который влияет на формирование учебной мотивации, дает обучающемуся возможность высказать свое мнение, проверить свои силы в неподготовленном выступлении.
- Игры — это метод, позволяющий сформировать у обучающихся навыков общения в совместной деятельности. Кроме того, они смогут проявить навык кооперации, проявить творчество и инициативу.
- Учебный диалог — это метод, который поможет ученику научиться слышать других людей, приводить аргументы. В таком формате работы проявляется взаимоуважение, сопереживание, сотворчество.
- Мозговой штурм — это метод совместного поиска решения различных задач и проблем. Обучающиеся вместе с педагогом предлагают самые различные варианты решения проблемы. Главный принцип работы с мозговым штурмом — это принятие любых идей, от самых нелепых и смешных до практичных и наиболее грамотных. Все идеи необходимо записать и обсудить (для этого выбирается «экспертная группа»). Эксперты утверждают решение проблемы, после этого все участники распределяются на противников и сторонников решения, чтобы отредактировать его.
- Семинары/конференции/представление проектов — это те методы, которые позволят обучающимся научить слушать и слышать друг друга, грамотно задавать вопросы после выступления, помогут воспитать у них коммуникативную культуру. Кроме того, подготовка выступления для семинара или конференции, а также создание своего собственного проекта — это возможность овладеть и письменной коммуникацией.
Перечисленные выше методы работы с коммуникативными навыками обучающихся относятся к развитию устной коммуникации, но нельзя забывать и о письменной коммуникации. Письменная речь — неотъемлемая часть жизни любого человека, каждому необходимо уметь выражать свои мысли грамотно не только в устном виде, но и в письменном. По мнению Л. С. Выготского и И. А. Зимней письменная речь — это целенаправленный и творческий способ формулирования мыслей в письменном виде. [5].
Для того чтобы развивать письменную коммуникацию, педагог может в своей работе использовать следующие приемы:
- Составление синквейна — метод, которые поможет развить у ученика навык письменной коммуникации, даст возможность проявить творческие способности.
- Выделить главную мысль в тексте; написать свое мнение по этой теме; придумать для текста такое название, которое отразило бы главную мысль.
- Написание сочинений. Это могут быть как сочинения на свободную тему, так и творческое сочинение по картине, сочинение по художественному произведению.
- Подготовка заметки/поста/статьи в СМИ.
- Составление рецензии на проектные/исследовательские работы одноклассников.
Как оценить, сформирована коммуникативная компетентность у ученика школы или нет? Сделать это педагог может по определенным критериям: ученик умеет слушать и слышать собеседника, делать выводы из высказываний, приводить аргументы; может объяснить свое мнение по какому-либо поводу, высказывать его корректно; умеет задавать вопросы для уточнения позиции собеседника.
Подводя итог, хотелось бы еще раз подчеркнуть большое значение коммуникативной компетентности в жизни современного человека, это актуальное направление в развитии российского образования. Формирование коммуникативной компетентности — это сложная и интересная для изучения проблема, которую необходимо развивать и в дальнейшем.
Литература:
- Аксенова Э. А. Формирование коммуникативной грамотности школьников: возможности в образовательном пространстве современной российской школы // Школьные технологии. — 2015. — № 6. — с. 81–90.
- Алексашина И. Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: учебно-методическое пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю. Алексашина. — СПб.: КАРО, 2019. — 160 с.
- Каверина О. Г., Щукина Н. Г. Соотношение понятий «коммуникативная грамотность», «общение», «коммуникация», «коммуникативная культура» в педагогическом аспекте // Методология научных исследований в области теории и методики профессионального образования. — 2019. — № 50. — с.14–19.
- Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации/ авт.-сост. М. А. Пинская, А. М. Михайлова. — М.: Корпорация «Российский учебник», 2019. — 76 с.
- Низаева, Л. Ф. Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав / Л. Ф. Низаева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 933–935. — URL: https://moluch.ru/archive/132/37125/ (дата обращения: 31.01.2023).
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. [Электронный ресурс].// URL: https://минобрнауки.рф/документы/938 (дата и время обращения: 30.01.2023)