В статье представлены аспекты подготовки обучающихся к олимпиаде по ОБЖ. Автором подчеркивается необходимость формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Ключевые слова : основы безопасности жизнедеятельности, здоровый образ жизни, олимпиада по ОБЖ.
При преподавании курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в МБОУ «Хотмыжская СОШ» актуальным направлением формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников во внеурочной деятельности является включение обучающихся в олимпиадное движение по предмету, а также участие обучающихся различных мероприятиях.
Основными целями Олимпиады по ОБЖ являются:
— выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности в области безопасности жизнедеятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний по проблемам безопасности и защиты личности, общества, государства;
— пропаганда и популяризация среди молодежи здорового и безопасного образа жизни; ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; уважения к героическому наследию России, ее государственной символике; патриотизма и чувства долга по защите Отечества.
Основные задачи Олимпиады по ОБЖ:
— определение уровня теоретической и практической подготовленности участников Олимпиады, обеспечивающей успешные действия при решении вопросов личной и общественной безопасности, умений оказания само- и взаимопомощи, систематизировать знания по вопросам безопасности жизнедеятельности и эффективно применять их в повседневной жизни;
— развитие бдительности, осмотрительности, разумной осторожности и педагогической ориентированности (установки) на выявление и принятие во внимание различных негативных факторов при оценке угроз и опасностей;
— совершенствование правового, нравственного, экологического и экономического понимания задач безопасности жизнедеятельности;
— формирование общественного мнения в поддержке всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ и вовлечения в нее возможно большего числа обучающихся образовательных организаций Российской Федерации.
Подготовка к олимпиаде и дальнейшее участие дает ребенку уникальный шанс для расширения и углубления знаний, формирования жизненно необходимых практических навыков в области ОБЖ. Победы в муниципальном этапе ВОШ по ОБЖ в 2021–2022, 2022–2023 учебном году дала возможность ребятам добиться признания у одноклассников, повысить свою самооценку и рейтинг школы.
Уровень, методика и характер подготовки школьников к олимпиаде — это всегда результат сложного взаимодействия обучающегося и наставника. С одной стороны, для успеха ребенка важны интеллектуальные способности: применять свои знания и умение, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы. С другой стороны, важная роль применения своих знаний на практике, когда при экстремальной ситуации нет право на ошибку, а для обучающегося очень непростой выбор применения своих знаний. Такое сочетание внешней и внутренней мотивации ребенка становится отправной точкой для дальнейшей работы с ним.
Всем одаренным детям свойственна потребность в знаниях. Задача учителя вовремя заметить проявление талантливости у детей, заметить «искорку любознательности», создать условия для их реализации. Главное при подготовке к олимпиаде заинтересовать ребят.
Подготовка детей к олимпиаде — это всегда длительный и непростой процесс. Разовые консультации или один урок в неделю ОБЖ не дадут желаемого результата в условиях конкуренции на муниципальных и региональных олимпиадах. Подготовка школьников должна быть серьезной, многолетней и систематической [2]. Чтобы ученики показали свои высокие результаты на муниципальном и региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ. Нужно начинать работу с ними как минимум с 5 класса и при этом необходимо, чтоб был под вашем руководством кружок или секция.
В рамках внеурочных занятий по ОБЖ, а именно в нашей школе это кружок «ОБЖ», проводится обучение и применение на практике оказания первой доврачебной помощи, так же как действовать при ЧС техногенного или природного характера. Таким образом, к этому формируется команда обучающихся школы, которая представляет школу на различных соревнованиях.
Подготовка обучающихся к олимпиаде — это углубление и расширение запаса предметных знаний школьников, поэтому разбор олимпиадных заданий прошлых лет и выполнение подобных заданий, разбор допущенных ранее ошибок является эффективной формой теоретической и практической подготовки.
Критерии успешной подготовки учащихся к олимпиадам следующие:
— желание учителя этим заниматься;
— наличие мотивации ученика и учителя;
— выявление пытливых, ищущих, увлеченных школьников;
— высокая психологическая устойчивость учащихся;
— отличная физическая подготовка.
Олимпиадные задания составляю так, чтоб обучающиеся могли продумать и продемонстрировать свой выбор ответа. При планировании занятий перед олимпиадой примерно 50 % времени — на выполнение задач практического тура, важно отвести на решение и разбор задач теоретических тура — это примерно как правило, для участников олимпиады предлагаются задания повышенного уровня, что корректирует работу педагога на уроках ОБЖ. При выполнении самостоятельных работ в классе и дома будущие участники олимпиады получают индивидуальные задания повышенного уровня сложности, что дает им возможность работать самостоятельно с различной литературой, творчески применять свои знания.
Как показывает практика, принимающие участие в олимпиаде по ОБЖ, должны иметь хорошую психологическую и физическую форму. На этапе практического тура всероссийской олимпиады школьников ребята обязаны показать умения оказания первой медицинской помощи, навыки выживания в условиях природной среды и действий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и автономного существования. Такая подготовка к практическому этапу даётся возможность проверить себя готов ли обучающийся к экстремальной ситуации.
Конечно, любая олимпиада — это всегда испытание, как для школьников, так и для учителя-наставника. Педагогу важно создать позитивный настрой в первую очередь детям, чтобы ребёнок мог чувствовать себя уверенно и не паниковать. Необходимо воспитать в ребятах чувство веры в себя и в собственные силы. Учитель должен уметь настроить детей на то, что даже если они не завоют призовые места (ведь победят лишь единицы), то олимпиада все равно даст им полезный опыт соперничества со сверстниками, а также проверку своих знаний. Важно снять напряжение и страх у обучающихся, создавая установку на то, что учащиеся уже очень много знают и умеют сверх школьной программы. Олимпиадные задания составлены так, что их очень сложно решить, поэтому им нужно применить правильное решение к выбору ответа на задание. Необходимо учить школьников не только побеждать, но и принимать неудачу, ведь без поражений не бывает побед.
Наконец, важным этапом работы учителя становится поощрение усилий и достижений участников олимпиад, в том числе через размещение информации о них на школьном сайте, школьной доске почета, а также в новостной строке школьной газеты. Думается, что для подготовки учеников к участию в олимпиадах от учителя требуется все его педагогическое мастерство и творчество. Сам педагог должен быть образцом для школьников, быть интересным ребятам, пользоваться авторитетом, не считаться с личным временем для дела.
Литература:
- Кунц И. В. Всероссийская олимпиада школьников: как подготовить победителя» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.uchportfolio.ru/articles/read/277.
- Маринина И. И. Работа с одаренными детьми на уроках [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=29839.
- Мадьярова Л. И. Подготовка обучающихся к олимпиаде по ОБЖ как направление формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://nmcsova.ru/konf/itso-5/osn/madyarova-li-podgotovka-obuchayushchihsya-k-olimpiade-po-obzh-kak-napravlenie (дата обращения: 17.04.2020).