«Зелёная» логистика как составляющая общей ответственности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (452) февраль 2023 г.

Дата публикации: 03.02.2023

Статья просмотрена: 147 раз

Библиографическое описание:

Фомина, А. А. «Зелёная» логистика как составляющая общей ответственности / А. А. Фомина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 5 (452). — С. 50-52. — URL: https://moluch.ru/archive/452/99715/ (дата обращения: 24.11.2024).



Сегодня человечество полностью приспособилось к жизни на планете Земля и создало для себя максимально комфортные условия обитания. В наше время невозможно представить отсутствие общественного транспорта, личной машины или другого средства передвижения. Общество с каждым днём развивается и создаёт все больше возможностей для наиболее быстрого перемещения людей и различного рода грузов. Раньше никто бы не мог подумать, как можно доставить в короткие сроки посылку с одного континента на другой. Все это экономит наше время, силы и нервы, обеспечивая комфортное состояние в пути следования пассажиров, животных и различных предметов. Однако мало кто задумывается, какие потери приходятся на состояние всего живого, экологии и планеты в целом.

Актуальность и важность данной проблематики обусловлена уже давно возникшими проблемами, так как долгие годы и десятилетия люди потребительски относились к ресурсам планеты, в результате чего экосистема разрушается с каждым днем все больше и больше. Уже сейчас человечество столкнулось с глобальными проблемами: загрязнение водоемов, озер, рек, морей и океанов, разрушение озонового слоя, вымирание редких видов животных и растений, а также постепенное сокращение многочисленных популяций, глобальное потепление, вырубка лесов, засорение природы мусорными отходами, которые могут разлагаться десятилетиями.

Огромное количество химических отходов, газов, которые выбрасываются в атмосферу в процессе логистических операций, негативно влияют на здоровье и самих людей. В то же время не только это может негативно сказаться на состоянии экологии, но и хранение транспортных средств, их ремонт и обслуживание — все это требует огромных затрат, которые впоследствии загрязняют окружающую среду, разрушают ее составляющие.

Отрицательное воздействие логистических операций проявляется в следующем:

— — для передвижения различных транспортных средств строятся магистрали, шоссе, площадки для посадки воздушного вида транспорта, рельсовые дороги и другое, что сопровождается массовой вырубкой лесов, повреждением верхнего слоя земли, нарушением подповерхностных экосистем;

— — применение технологий, которые в настоящее время потеряли свою актуальность и востребованность, для организации логических процессов способствует повышению уровня загрязнения воздуха, воды и почвы;

— — использование транспортных средств, которые сегодня не соответствуют современным тенденциям качества, негативно воздействуют на окружающую среду посредством шума и вибрационных волн [3]

В ходе внедрения «зеленых» технологий в сферу логистики организации нередко сталкиваются с определенными проблемами:

— финансовые возможности покупателей. Выбор потребителя зачастую направлен на ценовую часть, то есть между экологичным способом транспортировки груза, но с завышенной ценой, и классической перевозкой без применения новых и безопасных технологий по наиболее выгодной цене, он отдаст свое предпочтение минимальной цене;

— высокая себестоимость «зеленой» логистики. Выбор компании, предоставляющей услуги логистики, также зависит от материальных вложений, то есть организациям не выгодно вкладывать много финансовых ресурсов в связи с большими последующими наценками на пользование услугами цепи поставок, которые проблематично окупить;

— отсутствие заинтересованности со стороны органов государства. Российское законодательство не предусматривает указов, направленных на максимальное введение «зеленой» логистики в практическую деятельность организаций, из-за чего многие предприятия не стремятся использовать методы, направленные на сохранение окружающей среды, для извлечения максимальной выгоды своей компанией [2].

В связи с развитием социально-экономических принципов и норм, компании чаще стали задумываться о дальнейшей реализации своей деятельности, отдавая предпочтение изучению и применению новых методов организации логистических операций. Современные направления внедрения «зеленых» технологий обязывают относиться к экологии бережнее, учитывая при этом все возможные негативные последствия, способствуя их сокращению [4].

Несмотря на то, что в России на данный момент применение эко-технологий не пользуется спросом, одна из крупнейших компаний по оказанию логистических услуг ПАО «ТрансКонтейнер» начала внедрять в свою работу «зеленую» логистику. Организация подписала соглашение с одним из крупнейших производителей алюминия — «РУСАЛ», в рамках которого были поставлены определенные цели по достижению низкоуглеродного развития в сфере логистики. В соответствии с этим документом компании будут разрабатываться и внедряться новые эко-технологии по сокращению выбросов углерода в окружающую среду при перевозке алюминиевой продукции и сырья.

Наиболее важной частью соглашения является то, что организации подтвердили свою цель — достичь нулевых выбросов углерода на всех этапах жизненного цикла продукции к 2050 году и сократить выбросы углерода в логистике не менее чем на 35 процентов к 2030 году. Кроме того, обе стороны пришли к общему выводу — необходимо разработать методику оценки выбросов парниковых газов, связанных с транспортом, в соответствии с международными требованиями, подтвержденную независимым аудитором, и разработать план действий по сокращению выбросов парниковых газов к 2030 году, но не позднее 2023 года. Также будут предоставляться отчетности, свидетельствующие об объёме выбросов в окружающую среду — парниковых газов, которые были следствием осуществлённых грузоперевозок [5].

Данные мероприятия помогут сократить негативное воздействие на экосистему, обратить внимание большего количество организаций на данную проблематику, начать реализовывать больше мероприятий по сохранению природы и всех ее составляющих. В тоже время многое еще предстоит изучить и внедрить в общественность и прибегнуть к введению различного рода законов по охране окружающей среды.

Логистическая политика формируется исходя из синтеза экономики и экологии. Поэтому современные предприятия, оказывающие услуги в сфере логистики, начали формировать свои меры борьбы с чрезмерным загрязнением природной составляющей нашей Земли [1]. Вредящие окружающей природе и всему живому выбросы и опасные грузы оказывают огромное влияние на жизнь планеты и всех ее обитателей. Поэтому «зеленая логистика» на сегодня занимает лидирующие позиции в обсуждении проблемы, поиске ответов на данный вопрос и его решения. Для того, чтобы обезопасить друг друга необходимо приложить усилия всего человечества, так как даже несоблюдение правил одного маленького города может усугубить ситуацию в целой стране, а в последствие и в мире.

Литература:

  1. Уотерс, Д. Логистика. Управление цепью поставок: пер. с англ. / Д. Уотерс. —: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 503 c. — Текст: непосредственный.
  2. Евтодиева, Т. Е. Зеленая логистика как составляющая концепции общей ответственности / Т. Е. Евтодиева. — Текст: электронный // CYBERLENINKA: [сайт]. — URL: (дата обращения: 01.02.2023).
  3. Каретникова, И. «Зелёная» логистика / И. Каретникова. — Текст: электронный // Справочник от автор24: [сайт]. — URL: (дата обращения: 01.02.2023).
  4. Исследование возможностей применения «зеленых» технологий при управлении цепями поставок. — Текст: электронный // Studwood: [сайт]. — URL: (дата обращения: 01.02.2023).
  5. РУСАЛ и «ТрансКонтейнер» развивают «зеленую» логистику. — Текст: электронный // Ведомости: [сайт]. — URL: (дата обращения: 01.02.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, время, сфера логистики.


Задать вопрос