Повышение уровня родительской компетентности путем психолого-педагогического просвещения матерей на примере авторского курса «Я больше не кричу» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (452) февраль 2023 г.

Дата публикации: 05.02.2023

Статья просмотрена: 62 раза

Библиографическое описание:

Игнатьева, Е. Е. Повышение уровня родительской компетентности путем психолого-педагогического просвещения матерей на примере авторского курса «Я больше не кричу» / Е. Е. Игнатьева, У. В. Федорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 5 (452). — С. 238-241. — URL: https://moluch.ru/archive/452/99717/ (дата обращения: 19.12.2024).



Работа посвящена повышению уровня родительской компетентности путем психолого-педагогического просвещения матерей на примере проведения авторского курса «Я больше не кричу». В результате выявлено снижение уровня эмоционального насилия в отношении детей в семьях участниц курса. Также в работе рассмотрены понятия семьи, родительской компетентности, семейно-бытового и эмоционального насилия.

Ключевые слова: семья, семейно-бытовое насилие, эмоциональное насилие, родительская компетентность, крик, авторский курс.

The work is devoted to improving the level of parental competence through psychological and pedagogical education of mothers on the example of the author's course «I don't scream anymore». As a result, a decrease in the level of emotional violence against children in the families of the course participants was revealed. The paper also examines the concepts of family, parental competence, domestic and emotional violence.

Keywords: family, domestic violence, emotional violence, parental competence, cry, author's course.

«Семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью». [1] Семья как социальный институт «выполняет специфические функции — репродуктивную (рождение детей), экзистенциальную (содержание детей) и первичной социализации (воспитание детей)». [1].

Отношения в семье — это источник и движущая сила психического развития ребёнка. Стиль общения родителей с детьми влияет на формирование их психологических особенностей, отношения к самому себе, к миру и другим людям. Родители прививают детям нравственные ценности, чувство собственного достоинства, уверенность в себе, понимание себя и других, умение строить отношения, закладывая фундамент зрелой личности.

Тема важности воспитания детей также поднимается в древних трактатах и священных писаниях. Так, в Шримад Бхагаватам говорится о том, что «забота о ребёнке является главным долгом родителей, потому что, если родители будут уделять должное внимание своим детям, все общество будет состоять из благочестивых людей, которые смогут поддерживать мир во всем мире и заботиться о процветании своей страны и всего человеческого рода». [2, с. 393]

Однако Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года (далее Концепция) отмечает неблагополучное современное положение семей. В домах “имеют место случаи семейно-бытового насилия, а также совершения правонарушений в отношении детей”. [3]

Под семейно-бытовым насилием понимаются «факты неоднократного применения насилия одного из членов семьи в отношении другого или других, угроз его применения, а также случаи любого давления одного члена семьи на другого или других, связанные с ограничением и ущемлением их прав и свобод, сведением альтернативы их возможных действий к минимуму по мотивам, возникшим в результате повседневных семейных, бытовых, но только не производственных, отношений». [4]

Одним из видов семейно-бытового насилия является эмоциональное насилие.

Эмоциональное насилие — “неспособность родителя или другого лица, заботящегося о ребенке, обеспечить подходящую для ребенка доброжелательную атмосферу; оно включает действия, оказывающее неблагоприятное влияние на эмоциональное здоровье и развитие ребенка: ограничения его активности, оскорбления, осмеяния, угрозы и запугивания, дискриминацию, неприятие и другие нефизические формы враждебного обращения”. [5, с. 9]

По нашему мнению, одной из причин указанного поведения родителей является их некомпетентность, а именно: неосведомленность о возрастных особенностях детей, психологических потребностях разных возрастных групп, наличие завышенных требований к детям. А также отсутствие личностной зрелости и эмоциональной неграмотности самих родителей. Вследствие этого, многие родители выбирают крик на детей как один из главных действующих инструментов в воспитании. Однако крик родителей является сильным стрессом для ребенка, который приводит к психологической травме и является угрозой безопасности для ребенка, как одной из важнейших потребностей для нормального развития психики ребенка.

Мы также разделяем мнение Р. В. Овчаровой о том, что структура родительской компетентности рассматривается как совокупность трех составляющих:

«1. Когнитивная компетентность. Ценностно-смысловые ориентации. Сфера знаний родителей, поиска, восприятия и отбора информации.

2. Эмоциональная компетентность. Выражается в способности к прочным эмоциональным связям с ребенком, проявлению эмпатии, включает общую эмоциональную атмосферу, эмоциональный фон семьи, способы эмоциональных отношений и взаимодействия.

3. Поведенческая компетентность. Способность родителей выстраивать такую линию поведения, при которой готовы проявлять гибкость в ситуации воспитания, последовательность требующей родительского действия, и правильно ориентировать исполнение данного действия». [6]

Решение данных задач Концепция государственной семейной политики до 2025 года в части воспитания детей видит через:

  1. «Повышение педагогической культуры родителей, в том числе путем поддержки деятельности родительских советов и семейных клубов, имеющих различную целевую направленность (семейный досуг, образование, взаимопомощь, продвижение гражданских инициатив и др.)» [3]
  2. «Обеспечение доступности для семей и родителей помощи специалистов в области социально-педагогической поддержки семьи и детей и других областях, содействующей решению проблем семейной жизни и детско-родительских отношений». [3]
  3. «Обеспечение возможности получения молодыми родителями знаний, необходимых для воспитания детей, а также привлечения соответствующих организаций и волонтерских движений». [3]

Опираясь на вышеуказанные задачи Концепции, мы поставили перед собой цель разработать и провести обучающий курс для матерей, который повысит уровень грамотности в воспитании детей и поможет убрать крик и насилие в семье.

При разработке курса (для его эффективности) нами было проведено исследование, направленное на выявление наличия крика на детей в семье и его основных причин. Был проведен опрос, в котором приняли участие 250 женщин в возрасте от 25 до 42 лет, имеющие от одного до трех детей в возрасте от 1 до 13 лет.

В ходе опроса были получены данные, свидетельствующие о том, что не кричат на детей всего лишь 4 % опрошенных матерей, кричат время от времени — 58 %, кричат постоянно — 36 %.

Также были выявлены основные причины крика на детей. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Анализ причин крика

Причина крика

%

Лень. Проще крикнуть и получить быстрый результат

3

Родительская модель поведения

4

Абсолютный запрет (при угрозе жизни)

9

Завышенные ожидания от ребенка (непонимание особенностей пола ребенка при воспитании, непонимание психофизиологических и возрастных особенностей ребенка)

11

Отсутствие ресурса. Усталость

35

Накопившееся раздражение, не связанное с ребенком

38

Таким образом, основными причинами крика матерей данной группы являлись: накопившееся раздражение, не связанное с ребенком — 38 %, усталость и отсутствие ресурса — 35 %, завышенные ожидания от ребенка — 11 % (табл.1).

Опираясь на полученные данные, мы разработали авторский курс: “Я больше не кричу”, целью которого стало повышение уровня родительской компетентности матерей, а именно: когнитивной, эмоциональной и поведенческой компетентности.

Во время работы нами были поставлены следующие задачи:

  1. Дать участницам знания о роли матери, о ее влиянии на жизнь ребенка.
  2. Раскрыть основные причины крика матери и его последствия для ребенка.
  3. Повысить уровень знаний матерей касательно основных принципов воспитания мальчиков и девочек, возрастных особенностей детей, а также основ эмоциональной грамотности.
  4. Дать практические инструменты, направленные на формирование у участниц навыков конструктивной линии поведения с детьми.

С целью решения поставленных задач в рамках данного курса было проведено пять очных групповых занятий в форме интерактива в соответствии с указанными ниже модулями:

Модуль первый . Основные причины и последствия крика.

Раскрывает роль мамы в жизни ребенка, обозначает основные причины крика и его последствия для ребенка. Направлен на формирование навыков интроспекции матерей с целью выявления причин крика у себя.

Модуль второй. Возрастное ориентирование.

Помогает участницам увидеть завышенные ожидания от ребенка. Раскрывает понятие незрелости ребенка, а также задачи и возможности каждого возрастного периода от 0 до 13 лет.

Модуль третий. Эмоциональная грамотность. Мамин ресурс .

Обозначает источники ресурсного состояния на примере 4 сфер жизни (физическая, эмоциональная, интеллектуальная, духовная). Направлен на понимание своих эмоций (работа со словарем чувств), а также на практику способов проживания негативных эмоций. Раскрывает ответственность и роль матери в принятии эмоций ребенка.

Модуль четвертый. Особенности воспитание мальчиков и девочек.

Представляет важность влияние образов в жизни ребенка, раскрывает основной принцип воспитания мальчиков и девочек.

Модуль пятый. Родительские послания.

Раскрывает основную цель и смысл родительских посланий. Помогает увидеть, что жизнь родителей — это главное послание детям. Самый сильный фактор в воспитании — менять себя.

Также на занятиях проводилась работа по формированию навыков принятия себя и своего ребенка, эффективной коммуникации, эмоциональной грамотности, разрешения конфликтных ситуаций, установления отношений сотрудничества с ребенком. В ходе выполнения практических заданий участницам курса удалось почувствовать, что испытывает ребенок, когда на него кричат.

После каждого занятия в течение недели участницы курса самостоятельно практиковали полученные знания с целью формирования новых навыков поведения с детьми. На каждом занятии участницы имели возможность обсудить свои реализации, трудности и получить поддержку от ведущих курса.

Всего в обучении приняло участие 67 матерей в возрасте от 28 до 40 лет, имеющие детей от 2 до 13 лет.

Также был разработан опросник, направленный на исследование уровня педагогической компетентности матерей до и после прохождения курса. В опросник были включены вопросы, направленные на выявление крика, агрессии, манипуляций, критики и физического насилия в отношении ребенка. Все участницы курса добровольно и анонимно прошли опрос перед началом прохождения курса и после него.

Результаты проведенного опроса представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Анализ поведения матери до и после обучения

Поведение матери

до курса %

после курса %

Крик на ребенка

100

50

Эмоциональный срыв

96

75

Привитие чувства стыда

70

50

Наказания

52

0

Шлепки

54

0

Раздражение на ребенка

100

100

Критика

63

49

Упреки

59

48

Обзывательства

59

00

Таким образом, по результатам опроса было установлено, что после окончания курса 59 % участниц перестали обзывать своих детей, 54 % участниц перестали применять шлепки по отношению к своим детям, 52 % — перестали применять наказания в отношении своих детей, 50 % — перестали кричать. В группе снизились упреки, критика, срывы, а также привитие детям чувства стыда. В то же время уровень раздражительности матерей не снизился. Это означает, что данной теме следует в будущем уделить более пристальное внимание (табл.2).

Одновременно с этим был проведен качественный анализ обратной связи участниц, который показал их осознания после обучения:

  1. Осознали значимость своей роли в жизни ребенка.
  2. Признали свои завышенные ожидания от детей.
  3. Увидели недостаток знаний в области возрастных особенностей детей.
  4. Осознали необходимость развития в себе качеств и навыков, которые требовали от детей.
  5. Дали себе отчет в том, что основной причиной крика является собственное эмоциональное состояние и накопленная раздражительность, не связанная с поведением ребенка.
  6. 50 % участниц научились взаимодействовать с детьми без применения крика, приняв ответственность за свои эмоции и поведение.
  7. Более двух третьих участниц курса стали больше общаться с детьми, поддерживать их и хвалить.

Таким образом авторский курс “Я больше не кричу” показал свою эффективность в работе с родителями по повышению уровня их компетентности путем психолого-педагогического просвещения и, как следствие, привел к снижению уровня эмоционального насилия в отношении детей в семьях участниц курса.

Литература:

  1. Педагогический терминологический словарь [Электронный ресурс]. URL: https://rus-pedagogical-dict.slovaronline.com/2907- %D0 %A1 %D0 %B5 %D0 %BC %D1 %8C %D1 %8F (дата обращения: 15.01.2023).
  2. Бхактиведанта Свами Прабхупада, А. Ч. Шримад Бхагаватам: Песнь третья, том третий. М.: The Bhaktivedanta Book Trust, 2013. 640 с.
  3. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/documents/2014/08/29/semya-site-dok.html (дата обращения: 09.11.2022)
  4. Бадамшин И. Д., Набиев Ф. Ф. Семейно-бытовое насилие: понятие, виды, причины. // Официальный сайт научной библиотеки «КиберЛенинка» [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeyno-bytovoe-nasilie-ponyatie-vidy-prichiny/viewer (дата обращения: 16.01.2023).
  5. А. В. Владимирова. Жестокое обращение с детьми. Помощь детям и подросткам, пострадавшим от насилия. Учебно-методические материалы. Курган. ГБУ «Курганский центр социальной помощи семье и детям», 2019. 25с.
  6. Иванова Д. Н. Методы диагностики психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся [Электронный ресурс] // Молодой ученый. Электронный журнал. 2019. № 19. URL: https://moluch.ru/archive/257/58841/ (дата обращения: 13.12.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, эмоциональное насилие, жизнь ребенка, родительская компетентность, семейно-бытовое насилие, возрастная особенность детей, воспитание детей, основная причина крика, повышение уровня, эмоциональная грамотность.


Похожие статьи

Использование эмоционально-ценностного потенциала культуроведческой темы «Книга в нашей жизни» при обучении сочинению-рассуждению обучающихся 8–9-х классов

В статье рассмотрена актуальность развития эмоционально-ценностного потенциала на уроках русского языка. Разработан комплекс языковых и речевых упражнений на базе темы «Книга в нашей жизни». Материалы могут быть использованы учителями с целью формиро...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Исследование уровня ведения ЗОЖ у студентов психолого-педагогического направления подготовки

В статье приведены данные исследования уровня ведения ЗОЖ у студентов, обучающихся на психолого-педагогическом направлении подготовки. Проведенное исследование позволит выявить уровень отношения к здоровью будущих педагогов-психологов, сформированнос...

Возможности психолого-педагогической профилактики конфликтного поведения в подростковом возрасте

Статья посвящена обсуждению возможностей психолого-педагогической профилактики конфликтного поведения подростков. В ней отдельно рассматриваются задачи психолого-педагогической профилактики конфликтного поведения, уровни профилактики. Кратко описаны ...

Особенности внутрисемейных отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлен сравнительный анализ особенностей внутрисемейных отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ, и в семьях, воспитывающих здорового ребенка. Обнаружены различия в таких показателях как удовлетворенность браком, психологический ...

Эффективность инклюзивного подхода в рамках социальной адаптации и психолого-педагогической поддержки детей и подростков с онкологическими заболеваниями

В статье рассмотрен опыт инклюзии как наиболее эффективного способа социальной адаптации и психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с онкологическими заболеваниями на примере реализации проекта благотворительного фонда «Нить добра» ...

Проблема высокой тревожности учащихся младшего школьного возраста и ее коррекции в современных условиях

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты тревожности детей младшего школьного возраста в современных условиях, проблемы эффективного подбора практических методических инструментов по коррекционной работе по снижению высокого уровня трево...

Духовно-нравственное воспитание студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы

В данной статье затронута проблема духовно-нравственного воспитания студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы. Автор описывает опыт работы по решению одной из актуальнейших проблем в преподавании литературы — нежелание чт...

Формирование социально-эмоционального интеллекта у старших дошкольников посредством сказкотерапии с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича

В данной статье рассматриваются определяющие составные социального и эмоционального интеллекта, их структурные особенности и связь между ними. Определена важная роль в формировании социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста поср...

Возможности партисипаторного подхода в оценке благополучия детей из замещающих семей

В статье рассмотрены сущностные характеристики, методы, принципы оценки социального благополучия детей. Описан механизм и представлены результаты проведения оценки благополучия детей из замещающих семей в образовательном пространстве. Выявлены возмож...

Похожие статьи

Использование эмоционально-ценностного потенциала культуроведческой темы «Книга в нашей жизни» при обучении сочинению-рассуждению обучающихся 8–9-х классов

В статье рассмотрена актуальность развития эмоционально-ценностного потенциала на уроках русского языка. Разработан комплекс языковых и речевых упражнений на базе темы «Книга в нашей жизни». Материалы могут быть использованы учителями с целью формиро...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Исследование уровня ведения ЗОЖ у студентов психолого-педагогического направления подготовки

В статье приведены данные исследования уровня ведения ЗОЖ у студентов, обучающихся на психолого-педагогическом направлении подготовки. Проведенное исследование позволит выявить уровень отношения к здоровью будущих педагогов-психологов, сформированнос...

Возможности психолого-педагогической профилактики конфликтного поведения в подростковом возрасте

Статья посвящена обсуждению возможностей психолого-педагогической профилактики конфликтного поведения подростков. В ней отдельно рассматриваются задачи психолого-педагогической профилактики конфликтного поведения, уровни профилактики. Кратко описаны ...

Особенности внутрисемейных отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлен сравнительный анализ особенностей внутрисемейных отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ, и в семьях, воспитывающих здорового ребенка. Обнаружены различия в таких показателях как удовлетворенность браком, психологический ...

Эффективность инклюзивного подхода в рамках социальной адаптации и психолого-педагогической поддержки детей и подростков с онкологическими заболеваниями

В статье рассмотрен опыт инклюзии как наиболее эффективного способа социальной адаптации и психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с онкологическими заболеваниями на примере реализации проекта благотворительного фонда «Нить добра» ...

Проблема высокой тревожности учащихся младшего школьного возраста и ее коррекции в современных условиях

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты тревожности детей младшего школьного возраста в современных условиях, проблемы эффективного подбора практических методических инструментов по коррекционной работе по снижению высокого уровня трево...

Духовно-нравственное воспитание студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы

В данной статье затронута проблема духовно-нравственного воспитания студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы. Автор описывает опыт работы по решению одной из актуальнейших проблем в преподавании литературы — нежелание чт...

Формирование социально-эмоционального интеллекта у старших дошкольников посредством сказкотерапии с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича

В данной статье рассматриваются определяющие составные социального и эмоционального интеллекта, их структурные особенности и связь между ними. Определена важная роль в формировании социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста поср...

Возможности партисипаторного подхода в оценке благополучия детей из замещающих семей

В статье рассмотрены сущностные характеристики, методы, принципы оценки социального благополучия детей. Описан механизм и представлены результаты проведения оценки благополучия детей из замещающих семей в образовательном пространстве. Выявлены возмож...

Задать вопрос