В статье делается анализ международного транспортного коридора Север-Юг, как ключевого элемента транспортного каркаса и «новой» логистики.
Ключевые слова: международный транспортный коридор, логистика, инфраструктура, Север-Юг, барьеры, маршруты, инвестиции.
Международные транспортные коридоры (МТК) — это мультимодальные маршруты для перевозки пассажиров и грузов, включающие воздушное, морское, железнодорожное и автомобильное сообщения. Транспортные коридоры призваны создать предсказуемые и прозрачные маршруты для всех участников мирового рынка логистики.
В данной статье мы рассматриваем один из важнейших транспортных коридоров — международный транспортный коридор Север-Юг. Он является ключевым элементом транспортного каркаса Евразии, стыкуется с большинством широтных транспортных коридоров, создавая широкие возможности для развития логистических цепочек доставки товаров между странами ЕАЭС, Европой, Азией и Ближним Востоком.
Рис. 1. Транспортный коридор «Север-Юг»
Проект международного транспортного коридора Север-Юг длиной более 7000 километров от Балтики до Индии, начатый двадцать два года назад в настоящее время заметно ускорился.
В текущих геополитических условиях важность скорейшего запуска современной транспортно-логистической инфраструктуры, которая свяжет Россию, страны ЕАЭС, Южного Кавказа, Центральной Азии с государствами на побережье Индийского океана невозможно переоценить.
Международный транспортный коридор Север-Юг — важнейший элемент Евразийского транспортного каркаса. Он уже сейчас участвует в формировании «новой» логистики.
Основное его преимущество — стыковка с важнейшими транспортными коридорами — маршрутами, которые проходят через регион в направлении Восток-Запад. И уже сейчас коридор Север-Юг участвует в «новой» логистике, связывая Запад и Восток. По коридору идут международные автомобильные перевозки в направлении из стран Европейского Союза через Азербайджан, а также реализуются новые контейнерные сервисы, в частности в сентябре 2022 года был реализован на контейнерный поезд с грузом автокомплектующих из Китая в Иран через Казахстан и Туркменистан.
В прошлом году было проведено исследование грузопотоков, в соответствии с которым от 15 до 25 миллионов тонн могут потенциально тяготеть к этому коридору. Это разные грузы: от контейнеров до зерна, от металлов до грузов деревообработки.
Коридор Север-Юг — это не просто альтернатива маршруту через Суэцкий канал — это еще и качественное улучшение логистики для прикаспийских стран. Именно в Каспийском бассейне коридор разделяется на три маршрута:
– западный: из России в Иран через Азербайджан;
– восточный: по восточному берегу Каспийского моря через Казахстан и Туркменистан;
– транскаспийский: с использованием паромных и контейнерных линий на Каспийском море.
Также была проведена экспертизу барьеров, которые в настоящее время сдерживают развитие коридора. Их систематизировали и дали рекомендации по их устранению.
Более 40 барьеров сдерживает привлечение грузопотоков на международный транспортный коридор Север-Юг. Эти барьеры могут быть разделены на две группы: инфраструктурные и нефизические.
Инфраструктурные барьеры — критически узкие места, недостающие звенья и дефицит инвестиций в развитие. А именно: автодороги, железные дороги, порты и терминалы, внутренние водные пути, каналы, ТЛЦ, пункты пересечения границ.
Нефизические барьеры — связанные с негармонизированными процедурами пересечения границ, с проблемами во взаиморасчетах и в страховании грузов и транспортных средств, в отсутствии института уполномоченного экономического оператора, в недостаточно используемом механизме единого окна. У международных автомобильных перевозчиков существуют проблемы с выдачей виз для профессиональных водителей, а также с получением разрешения для осуществления перевозок. Отсутствует механизм по скоординированному управлению развитием коридора.
Развитие МТК Север-Юг требует инвестиций. Основная часть проекта сконцентрирована в Каспийском регионе и на Кавказе. Наиболее капиталоемкими при этом являются проекты развития железных и автодорог.
Задача инфраструктурного развития коридора не могут быть решены без активного госучастия, в том числе и финансового. Однако анализ показывает — в рамках МТК Север-Юг есть немало проектов, которые могут быть интересны и коммерческим инвесторам, в том числе на условиях государственно-частного партнерства.
Евразийским банком развития было проведено более 100 инвестиционных проектов по развитию международного транспортного коридора Север-Юг.
По приоритетности эти проекты могут быть разбиты на три группы.
Первая группа — наиболее приоритетные проекты, направленные на устранение критических узких мест, недостающих звеньев. В первую очередь -достройка участка Решт — Астара в Иране, строительство автомобильных дорог на подходах к крупным городам, развития инфраструктуры пограничных пунктов пропуска и развития логистических центров и придорожного сервиса.
Вторая группа — улучшение качественных характеристик основных участков и развитие альтернативных участков с целью повышения общей пропускной способности коридора.
Третья группа — развитие ответвлений и примыкающих участков, обеспечивающих сопряжение МТК Север-Юг с другими коридорами и маршрутами.
Необходимо отметить, что значительная часть инвестиций в развитии коридора Север-Юг имеет государственное происхождение. 67 из 102 проектов развития МТК Север-Юг финансируются из государственных источников. В частности, в Азербайджане, в республике Казахстан более 80 процентов всех средств — средства национальных бюджетов на развитие коридора.
Вместе с тем существуют проекты, которые будут привлекательны для частного капитала, для международных банков развития. И это проекты, которые имеют хорошую окупаемость — это участки платных дорог, логистические центры, объекты придорожного сервиса и, наконец, проекты по обновлению парка подвижного состава и флота.
Развитие физической инфраструктуры не даст результатов, если не совершенствовать так называемую мягкую инфраструктуру, которая предусматривает устранение барьеров. В первую очередь, гармонизация и упрощение международных перевозок грузов и процедур пересечения границ. Это цифровизация перевозок и транспортных документов, формирование скоординированной тарифной политики. Наконец, необходимо создание эффективного механизма по управлению развития международным транспортным коридором.
Транспортный коридор Север-Юг имеет большое значение и огромный потенциал для развития. Его преимущество — стыковка с важнейшими транспортными коридорами. Это пересечение дает возможность включить туда целый ряд транзитных потоков и грузов и создать единый транспортный каркас. В перспективе это может изменить всю мировую логистику.
Литература:
- Международный транспортный коридор «Север — Юг»: инвестиционные решения и мягкая инфраструктура: [Электронный ресурс]. URL: https://eabr.org/analytics/special-reports/mezhdunarodnyy-transportnyy-koridor-sever-yug-investitsionnye-resheniya-i-myagkaya-infrastruktura/
- Википедия. Транспортный коридор Север — Юг: [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki
- Морские вести России: [Электронный ресурс]. URL: http://www.morvesti.ru/analitika/1692/98285/
- Российская газета. Транспортный коридор Север-Юг: [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2022/07/12/iz-mumbai-v-piter.html
- Википедия. Международный транспортный коридор: [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki