Роль адаптивной физической культуры и спорта в комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №5 (452) февраль 2023 г.

Дата публикации: 03.02.2023

Статья просмотрена: 376 раз

Библиографическое описание:

Усанкин, П. В. Роль адаптивной физической культуры и спорта в комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья / П. В. Усанкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 5 (452). — С. 309-311. — URL: https://moluch.ru/archive/452/99737/ (дата обращения: 16.11.2024).



Автором рассматривается роль адаптивной физической культуры и спорта в комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, спорт, люди с ограниченными возможностями здоровья, физическое воспитание, система физического воспитания.

В современных условиях проблемы реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и средствами адаптивной физической культуры, уделяется большое внимание со стороны государства.

В качестве одного из направления государственной политики в данной области является формирование активного образа жизни граждан с ограниченными возможностями здоровья, их инклюзии в социальную жизнь, а также совершенствование службы медико-социальной экспертизы и порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации (ИПРА).

Необходимость формирования комплексной системы реабилитации и инвалидов в РФ обусловлена объективными показателями инвалидности. Согласно данных Федерального реестра инвалидов, численность инвалидов в Российской Федерации на 01.01.2023 составила 10 556 630 человек в возрасте старше 18 лет и 735 508 детей-инвалидов [2].

Следует отметить, что из 735 508 детей-инвалидов 513 841 человек активно вовлечены в адаптивный спорт. Для наглядности на рис. 1 представлена численность занимающихся адаптивной физической культурой и спортом детей.

Численность занимающихся адаптивной физической культурой и спортом детей до 18 лет в разрезе округов РФ [3]

Рис. 1. Численность занимающихся адаптивной физической культурой и спортом детей до 18 лет в разрезе округов РФ [3]

Следует подчеркнуть, что ежегодно наблюдается рост детей, которые активно посещают спортивные секции и кружки адаптивной физической культурой. Так, например в 2021 году в адаптивный спорт было вовлечено 453 532 детей. Ежегодный рост детей, занимающихся адаптивной физической культурой, объясняется тем, что занятия физической культуры позволяют улучшить общее физическое состояние здоровья. Поэтому дети, занимающиеся адаптивной физической культурой чувствуют себя полноценными, что отражается и на самореализации.

В настоящее время в рамках комплексной реабилитации детей-инвалидов в качестве приоритетных учреждений выступают многофункциональные спортивные центры (детско-юношеские спортивно-адаптивные школы), которые включают в себя разнонаправленные виды спорта.

Концептуальные положения направлений работы многофункциональных спортивных центров по использованию технологий, основанных на средствах и методах адаптивной физической культуры основываются на Приказе Минспорта России от 09.01.2023 № 3 «Об утверждении Методических рекомендаций «Реабилитация и абилитация инвалидов средствами адаптивной физической культуры и спорта, в том числе детей-инвалидов» [1] и представлены на рисунке 2.

Концептуальные положения направлений работы по использованию технологий, основанных на средствах и методах адаптивной физической культуры

Рис. 2. Концептуальные положения направлений работы по использованию технологий, основанных на средствах и методах адаптивной физической культуры

Следует отметить, что работа в области комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья основывается не только на средствах и методах адаптивной физической культуры, но и обусловлена рядом индивидуальных факторов, к которым относятся:

— тяжесть заболевания ребенка-инвалида;

— направление адаптивной физической культуры;

— вид адаптивной физической культуры.

Активное участие инвалида в комплексной реабилитационной программе, представляет собой основу успешного выполнения ИПРА и достижения поставленной цели. Применение методов и моделей адаптивной физической культуры позволяет достичь поставленных целей реабилитации и сделать данную систему более полноценной. Это становится возможно именно за счет того, что в адаптивной физической культуре используется широкий круг средств и методов реабилитации.

Особое внимание государства к проблемам инвалидов и распространение адаптивной физической культуры позволяет привлечь лиц с ОВЗ к активным занятиям адаптивным спортом, что в свою очередь значительно увеличивает реабилитационный потенциал физических упражнений, и кроме того, отражается на повышении качества жизни данной категории наших граждан.

Литература:

  1. Приказ Минспорта России от 09.01.2023 № 3 «Об утверждении Методических рекомендаций «Реабилитация и абилитация инвалидов средствами адаптивной физической культуры и спорта, в том числе детей-инвалидов»
  2. Аналитика / Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации/ URL: https://sfri.ru/analitika/chislennost (дата обращения: 10.01.2023).
  3. ЕМИСС Государственная статистика URL: https://www.fedstat.ru/indicator/41348 (дата обращения: 10.01.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): адаптивная физическая культура, ограниченная возможность здоровья, адаптивный спорт, использование технологий, комплексная реабилитация лиц, концептуальное положение направлений работы, спорт детей, физическое воспитание.


Похожие статьи

Современные подходы к адаптивному физическому воспитанию и реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья

В статье автор выделяет существующие и реализующиеся в системе физического образования подходы к адаптивному физическому воспитанию и реабилитации людей с проблемами здоровья.

Значение спорта и физической активности для людей с ограниченными физическими возможностями

В статье рассматривается значение спорта и физической активности для людей с ограниченными физическими возможностями.

Развитие человека с ограниченными возможностями здоровья посредством доступного для него вида спорта

В статье рассматриваются особенности физического, социального и психологического развития людей с ограниченными возможностями здоровья посредством занятий физической культурой и спортом.

Адаптивная физическая культура в формировании здоровья у молодежи с ограниченными возможностями

В статье ставится задача рассмотреть понятие адаптивной физической культуры, а также раскрыть ее влияние на людей с ограниченными возможностями здоровья.

Адаптивное физическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья

Термин «адаптивная физическая культура» появился в России около 20 лет назад и считается частью общей культуры, подсистемой физической культуры, одним из направлений социальной активности, направленных на удовлетворение потребностей в физической акти...

Профилактическая роль физической культуры и спорта в системе высшего образования

В статье рассматривается профилактическая роль применения физической культуры и спорта для предотвращения сердечно-сосудистых заболеваний и гипертонии и как немедикаментозное средство воздействия на здоровье молодых людей в образовательном пространст...

Физическая культура и спорт как средство профилактики асоциального поведения обучающихся

В статье подчеркивается значимость физической культуры и спорта для воспитания здорового образа жизни обучающихся и профилактики отклоняющегося поведения. Показана интеграция образовательных областей для достижения цели.

Физическая культура и спорт как основа формирования здорового образа жизни

В статье рассматривается важность физической культуры для формирования здорового образа жизни, а также необходимость приобщения молодежи к занятию спортом.

Духовно-нравственное воспитание одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается система духовно-нравственного воспитания одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья, выстроенная с учетом строгого индивидуального подхода к каждому ребенку.

Физическое воспитание как эффективная система улучшения здоровья студентов

В статье рассматривается эффективное воздействие спортивно-ориентированного подхода в физическом воспитании. Обязанность вузовских педагогов учитывать эти интересы, создавать условия для их реализации.

Похожие статьи

Современные подходы к адаптивному физическому воспитанию и реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья

В статье автор выделяет существующие и реализующиеся в системе физического образования подходы к адаптивному физическому воспитанию и реабилитации людей с проблемами здоровья.

Значение спорта и физической активности для людей с ограниченными физическими возможностями

В статье рассматривается значение спорта и физической активности для людей с ограниченными физическими возможностями.

Развитие человека с ограниченными возможностями здоровья посредством доступного для него вида спорта

В статье рассматриваются особенности физического, социального и психологического развития людей с ограниченными возможностями здоровья посредством занятий физической культурой и спортом.

Адаптивная физическая культура в формировании здоровья у молодежи с ограниченными возможностями

В статье ставится задача рассмотреть понятие адаптивной физической культуры, а также раскрыть ее влияние на людей с ограниченными возможностями здоровья.

Адаптивное физическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья

Термин «адаптивная физическая культура» появился в России около 20 лет назад и считается частью общей культуры, подсистемой физической культуры, одним из направлений социальной активности, направленных на удовлетворение потребностей в физической акти...

Профилактическая роль физической культуры и спорта в системе высшего образования

В статье рассматривается профилактическая роль применения физической культуры и спорта для предотвращения сердечно-сосудистых заболеваний и гипертонии и как немедикаментозное средство воздействия на здоровье молодых людей в образовательном пространст...

Физическая культура и спорт как средство профилактики асоциального поведения обучающихся

В статье подчеркивается значимость физической культуры и спорта для воспитания здорового образа жизни обучающихся и профилактики отклоняющегося поведения. Показана интеграция образовательных областей для достижения цели.

Физическая культура и спорт как основа формирования здорового образа жизни

В статье рассматривается важность физической культуры для формирования здорового образа жизни, а также необходимость приобщения молодежи к занятию спортом.

Духовно-нравственное воспитание одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается система духовно-нравственного воспитания одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья, выстроенная с учетом строгого индивидуального подхода к каждому ребенку.

Физическое воспитание как эффективная система улучшения здоровья студентов

В статье рассматривается эффективное воздействие спортивно-ориентированного подхода в физическом воспитании. Обязанность вузовских педагогов учитывать эти интересы, создавать условия для их реализации.

Задать вопрос