Основные направления в формировании навыков самостоятельной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (452) февраль 2023 г.

Дата публикации: 03.02.2023

Статья просмотрена: 158 раз

Библиографическое описание:

Торопцева, С. А. Основные направления в формировании навыков самостоятельной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения / С. А. Торопцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 5 (452). — С. 280-283. — URL: https://moluch.ru/archive/452/99738/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматриваются основные направления в формировании навыков самостоятельной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения.

Ключевые слова: самостоятельная деятельность, младший школьник.

Под работой самостоятельного типа, осуществляемой школьниками, нами определена такая деятельность, которая реализуется ими исключительно по заданию, а также под руководством педагога, однако без его прямого участия и в специально установленный промежуток времени. При этом ученики на сознательном уровне пытаются достигнуть той цели, которая была установлена, используя ряд собственных сил умственного характера и проявляя в определенной форме результат действий как физического и умственного характера [4, с. 11].

Такая форма деятельности подразумевает под собой ряд действий умственного характера, осуществляемых школьниками, находящиеся в тесной взаимосвязи с поиском максимально рациональных методов осуществления заданий, которые предлагаются педагогом, с исследованием результатов деятельности.

В ходе учебного процесса используется целый спектр разных форм самостоятельной деятельности школьников, за счет которых они сами получают все необходимые знания, навыки и умения. Все формы такого типа деятельности, используемые в ходе обучения, имеется возможность классифицировать по ряду особенностей: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся и т.д. [5].

Для учащихся 1–4-х классов доступны и являются посильными такие формы самостоятельной деятельности:

— задания подготовительного характера, которые осуществляются до исследования материала, который является новым (повторение по учебному пособию, деятельность с карточками и др.);

— самостоятельный анализ нового материала, который является аналогичным тому, который был усвоен ранее, на основе конкретной инструкции;

— ряд упражнений, направленных на закрепление, а также усвоение методов действия с опорой на те или иные алгоритмы, памятки и предписания;

— целый спектр упражнений тренировочного характера;

— ряд заданий проверочного и контрольного характера, которые могут быть выполнены после усвоения основных компонентов материала учебного типа.

По форме организации самостоятельные работы можно разделить на:

  1. индивидуальные;
  2. фронтальные;
  3. групповые;
  4. парные.

По звеньям учебного процесса:

  1. задания на восприятие с целью изучения нового материала;
  2. задания на применение знаний и формирование умений;
  3. задания на закрепление и повторение учебного материала;
  4. задания на обобщение учебного материала.

Все формы самостоятельной деятельности исходя из дидактической цели имеется возможность поделить на ряд групп:

— приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;

— закрепление и уточнение знаний;

— выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;

— формирование умений и навыков практического характера;

— формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.

Все анализируемые группы подразумевают ряд форм самостоятельной деятельности, так как решение определенной задачи дидактического типа может быть реализовано целым спектром методов. Все отмеченные выше группы находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, так как одни и те же формы деятельности могут применяться с целью решения задач дидактического характера. К примеру, за счет практических работ может могут быт получены не только умения и практические навыки, но также ряд знаний, а также способности к использованию знаний, полученных ранее [10]. Проанализируем содержание работ исходя из классификации, сформированной на базе ключевой цели дидактического характера.

Получение новых навыков, а также знаний самостоятельным образом реализуется на базе активной работы с учебным пособием, осуществлением экспериментов, различных форм деятельности, связанных с анализом и расчетами [8].

Закрепление полученных навыков обеспечивается за счет специально сформированного комплекса заданий, связанных с уточнением особенностей понятий, их ограничением, выделением явных показателей от тех, которые являются неявными.

Формирование навыка, заключающегося в использовании имеющегося спектра знаний в практической деятельности реализуется за счет решения разных заданий, выполнения экспериментов и др. [7, с. 254].

Развитие творческих умений обеспечивается в ходе написания различных сочинений, работ реферативного характера, поиске новых вариантов эксперимента и др.

Кроме того, стоит отметить, что особым значением в рамках формирования самостоятельной деятельности характеризуется процесс выбора материала образовательного характера, это обусловлено тем, что именно из этого материала осуществляется черпание данных, формирующих в своей совокупности содержание всего учебного процесса.

Но стоит отметить, что сами по себе данные и сведения, находящиеся за рамками потребностей учащегося, не являются важным и никоим образом не влияют на учебный процесс. В той ситуации, когда сведения соответствуют тому спектру потребностей, которые имеются у школьников и при этом подвергаются эмоциональной переработке, то учащийся получает некоторый импульс к работе, являющейся последующей. С этой целью содержание материала, носящего образовательный характера, должно быть максимально доступно для школьника, а также обязано базироваться на те знания и умения, которые у него имеются, и в этот же момент информация должна характеризоваться довольно высокой степенью сложности [11, с. 94].

Деятельность самостоятельного характера существенно воздействует на глубину, а также устойчивость умений, знаний школьников относительно того или иного учебного предмета, на становление навыков познавательного характера, на скорость изучения нового материала [3, с. 361].

Итак, стоит заключить, что самостоятельная работа представляет собой метод организации образовательного процесса, который:

— в рамках определенной ситуации усвоения согласован с определенной целью дидактического характера;

— организует у ученика в ходе всех стадий его обучения нужное количество и степень знаний и навыков с целью осуществления решения задач познавательного характера, и как следствие, продвижения учеников к максимальным уровням процесса мышления;

— формирует у каждого ученика установку психологического характера на самостоятельное восполнение собственного запаса умений, а также знаний и формирование навыков, позволяющих достаточно эффективно ориентироваться в данных научного характера в ходе осуществления решения задач познавательного типа;

— выступает в качестве ключевого условия самоорганизации учеников в изучении новых средств осуществления деятельности производственного характера.

Довольно высокими возможностями в ходе формирования деятельности самостоятельного характера, характеризуются занятия по литературному чтению. Рассуждая о такой форме деятельности, нередко выделяют такие типы работы, как работа над пониманием текста, работа над выразительностью чтения, работа над составлением плана, работа над пересказом.

Работа над пониманием текста связана с осмыслением его содержания, а также получением нового спектра знаний. Она выражается в том, что школьники вынуждены самостоятельно, за счет вдумчивого анализа изучаемого учебного материала, осмыслить те факты, которые в нем отражены. При этом, вместе с усвоением знаний, школьники получают навык работы с учебником [9, с. 380].

Следующий вид самостоятельной работы — это работа над формированием выразительности чтения. Здесь стоит учесть, что некоторые ученики по тем или иным причинам могут не замечать душевных переживаний, как могут и не замечать причин, эти переживания вызвавших. Хотя на самом деле это очень важно, ведь именно такие переживания и находятся в основе рассказа. Очень часто школьники в начальной школе не в состоянии как-то более-менее подробно описывать те эмоции, которые он испытывает. Такое происходит в том случае, если у человека нет достаточной эмоционально-оценочной лексики. Есть и такие ученики, у которых не очень хорошо развито воображение воссоздания, а ведь именно оно важно для того, чтобы выражать мысли, выразительно читать и уметь передавать эмоции через чтение.

Если у ученика начальной школы нет достаточной выразительности при чтении, равно как и если у ученика есть выразительная, но ложная, это говорит о том, что у ученика нет достаточного восприятия и осмысления прочитываемого текста. Еще это говорит о том, что школьники не до конца или же вообще не подготовлен к тому, чтобы определять задачу чтения и выбор его озвучивания согласно той информации, которая необходима в данный момент [1, с. 120].

По этой причине перед тем, как просить ученика начальной школы прочитать текст, причем прочитать текст выразительно, важно удостовериться в том, что опрашиваемый ученик правильно понял тему текста, содержание текста и смысл текста. Также учителю стоит удостовериться в том, что ученик смог проникнуться теми чувствами, которые отразил автор в созданном им произведении. Совсем хорошо, если ученик смог как бы пережить события из книги самостоятельно, поставить себя на место центральных персонажей произведения.

Для того чтобы ученик научился выразительно читать, он должен овладеть теми умениями, которые могут вырабатываться в нем при анализе прочитанного. Также ученики для выразительного чтения должны правильно использовать средства интонации для определения выразительности, а еще располагать умениями, так или иначе развивающими воображение детей, направленное на творчество и создание несуществующих объектов [9, с. 380].

Еще одним видом самостоятельной работы является составление плана.

При преподавании литературы отдельного внимания заслуживает работа, ориентированная на установление, тех текстовых составляющих, а также их смысла одновременно с взаимосвязями и формированием плана.

Все эти и иные умения нужны для того, чтобы ученики могли более качественно и более глубоко осознавать те произведения, которые они читают или уже прочитали. И это важно, ведь без подобных умений тяжело и даже невозможно формировать у учеников умение заниматься воспроизведением написанного текста.

Умение делить текст на несколько смысловых частей — это та задача, которая возлагается на школьную программу в 2–3 классе. А для того, чтобы данный навык формировался в положительной, благоприятной обстановке, можно проводить игры или соревновательные упражнения, вроде деление текста по смыслу, конкурс на деление текста или на формулировки отдельного элемента и т. д. [9, с. 380].

Есть и усложненный вариант — нужно перед началом чтения положить справа рабочую тетрадь. Это должны сделать все ученики для понимания произведения.

Во время чтения ученики должны проводить горизонтальную сплошную линию, на которой будут стоять важные точки (узлы), определяющие (связывающие) несколько линий повествования.

Организация навыков устанавливать смысловые части текстового материала, а также их взаимосвязи, формировать план того материала, который был прочитан оказали существенную поддержку школьникам в получении навыков умственного и речевого характера, которые заключались в пересказывании, а также рассказывании текстов не только художественной направленности, но и научно-познавательного характера.

Проведем анализ, является ли равной степень самостоятельности школьников при осуществлении подготовки к тем или иным формам пересказа:

— подробный пересказ. Учащимся необходимо в полной мере осуществить воспроизведение текстового материла, при это запрещено, что-либо изменять, а также добавлять. В этой ситуации, как правило, действует память;

— выборочный пересказ. В данной ситуации детям необходимо сделать выбор того, что имеет непосредственное отношение к предлагаемому заданию, а далее необходимо осмыслить текстовый материал, за счет чего у учащихся наблюдается рост уровня самостоятельности;

— краткий пересказ. Необходимо выбрать наиболее главные тезисы в тексте, установить основную мысль, которую преследовал автор текстового материала.

Из всего перечня навыков, находящихся в тесной взаимосвязи с воспроизведением содержания текстового материала довольно сложным, выступает рассказывание выборочного характера, касаемо конкретного события или персонажа, в том случае, если их довольно много в рамках одного рассказа. В этой ситуации необходимо удостоверится в том, имеет ли учащийся навыками работы самостоятельного характера, или он может осуществлять чтение исключительно за счет помощи, оказываемой со стороны педагога.

Учебный процесс нужно начинать с проведения общего исследования всего предлагаемого рассказа, а в дальнейшем за счет выборочного чтения определить, какие именно текстовые отрывки имеют непосредственное отношение к тому или иному событию, либо персонажу, о чем в них идет речь, а также как они между собой коррелируют. В дальнейшем формируется план, и ученики осуществляют пересказ [6, с. 108].

Итак, рост качественного уровня учебного процесса находится в довольно тесной взаимосвязи с повышением качества средств организации работы самостоятельного характера в ходе занятия, а также со становлением познавательной активности и интереса к предмету детей младшего школьного возраста.

Дети обязаны понимать основной смысл познаваемого материала, который им предлагается.

Но стоит отметить, что недостаточным является обеспечение высокого мотивационного уровня учебного процесса, а также возбуждение у школьников высокого интереса познавательного типа. Нужно, чтобы школьники максимально четко понимали цель своей деятельности в учебном процессе, а также понимали, каким образом, данную цель можно достичь.

Литература:

  1. Белинский В. Г. О детской литературе и детском чтении / В. Г. Белинский. — М.: Юрайт, 2020. — 199 с.
  2. Григорьева А. А. Субъектность ребенка как важное условие становления личности / А. А. Григорьева, М. И. Баишева // Концепт. — 2015. — Т. 26. — С. 386–390.
  3. Давыденко Д. А. Влияние самостоятельной работы на качество знаний и развитие коммуникативных умений обучающихся / Д. А. Давыденко // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». — М.: Российская академия естествознания, 2021. — С.359–362
  4. Лифинцева Н. И. Самостоятельная читательская деятельность младших школьников: программа развития читательского опыта /Н. И. Лифинцева // Начальное образование. — 2004. — № 3. — С. 10–15.
  5. Мороз Е. И. Приобщение младших школьников к самостоятельной читательской деятельности / Е. И. Мороз [Электронный ресурс] http://uobr.net/wp-ontent/uploads/2007/litdeyatelnoct.htm (дата обращения: 10.03.2022)
  6. Оморокова М. Н. Основы обучения чтению младших школьников / М. Н. Оморокова. — М.: Просвещение; Вентана-Граф, 2005. — 128 с.
  7. Тихомирова И. И. Добру откроем сердце: школа развивающего чтения / И. И. Тихомирова. — М.: РШБА, 2015. — 344 с.
  8. Трескина В. В. Практика применения методики жужжащего чтения в начальных классах / В. В. Трескина. https://shkola10.ru/publ/ (дата обращения: 15.03.2022)
  9. Харламов И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. — М.: Гардарики, 1999. — 520 с.
  10. Шкабура И. А. Педагогическая поддержка младшего школьника в процессе читательской деятельности / И. А. Шкабура // Начальная школа плюс до и после. — 2008. — № 11
  11. Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе / Г. И. Щукина. — М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, самостоятельная деятельность, ученик, работа, самостоятельный характер, тесная взаимосвязь, том, умение, школьник, дидактический характер.


Похожие статьи

Организация работы по развитию речи младших школьников на уроках гуманитарного цикла

В статье рассматриваются способы развития речи младших школьников, возрастные особенности развития речи, а также особенности работы по развитию речи на уроках гуманитарного цикла.

Специфика развития способностей младших школьников в контексте творческой деятельности

В статье рассматривается понятие «творческая деятельность» в контексте развития младших школьников, и организация этой деятельности на уроках. Раскрывается необходимость развития творческих навыков младших школьников в досуговой, урочной и внеурочно...

Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

В статье авторы делятся опытом работы по формированию нравственных ценностных ориентаций младших школьников в учебной деятельности на уроках литературного чтения.

Формирование литературно-творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности

В статье рассматривается развитие литературно-творческих способностей младших школьников.

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста посредством дидактических игр и приемов на уроках русского языка

В статье автор исследует влияние дидактических игр и приемов на развитие основных свойств внимания младшего школьника на уроках русского языка в начальной школе.

Деятельность педагога-психолога по формированию учебной мотивации у младших школьников в условиях смешанного обучения

В статье автор рассматривает особенности деятельности педагога-психолога по формированию учебной мотивации у младших школьников в условиях смешанного обучения.

Игра как форма досуга младших школьников

В статье рассматривается досуг как форма организации игровой деятельности младших школьников. Проанализированы особенности игры на досуге, роль педагога в организации игровой деятельности детей младшего школьного возраста.

Основные методы формирования коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста

В статье автор пытается определить основные методы формирования коммуникативных навыков у младших школьников.

Организация учебной деятельности учащихся на уроке

В статье рассматриваются основные особенности организации учебной деятельности учащихся на уроке. В работе дается определение учебной деятельности. Также в статье различают основные формы организации учебной деятельности на современном этапе.

Формирование познавательной активности у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье представлено обследование уровня сформированности познавательной активности младших школьников на основе знания о речевом этикете.

Похожие статьи

Организация работы по развитию речи младших школьников на уроках гуманитарного цикла

В статье рассматриваются способы развития речи младших школьников, возрастные особенности развития речи, а также особенности работы по развитию речи на уроках гуманитарного цикла.

Специфика развития способностей младших школьников в контексте творческой деятельности

В статье рассматривается понятие «творческая деятельность» в контексте развития младших школьников, и организация этой деятельности на уроках. Раскрывается необходимость развития творческих навыков младших школьников в досуговой, урочной и внеурочно...

Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

В статье авторы делятся опытом работы по формированию нравственных ценностных ориентаций младших школьников в учебной деятельности на уроках литературного чтения.

Формирование литературно-творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности

В статье рассматривается развитие литературно-творческих способностей младших школьников.

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста посредством дидактических игр и приемов на уроках русского языка

В статье автор исследует влияние дидактических игр и приемов на развитие основных свойств внимания младшего школьника на уроках русского языка в начальной школе.

Деятельность педагога-психолога по формированию учебной мотивации у младших школьников в условиях смешанного обучения

В статье автор рассматривает особенности деятельности педагога-психолога по формированию учебной мотивации у младших школьников в условиях смешанного обучения.

Игра как форма досуга младших школьников

В статье рассматривается досуг как форма организации игровой деятельности младших школьников. Проанализированы особенности игры на досуге, роль педагога в организации игровой деятельности детей младшего школьного возраста.

Основные методы формирования коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста

В статье автор пытается определить основные методы формирования коммуникативных навыков у младших школьников.

Организация учебной деятельности учащихся на уроке

В статье рассматриваются основные особенности организации учебной деятельности учащихся на уроке. В работе дается определение учебной деятельности. Также в статье различают основные формы организации учебной деятельности на современном этапе.

Формирование познавательной активности у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье представлено обследование уровня сформированности познавательной активности младших школьников на основе знания о речевом этикете.

Задать вопрос