В статье рассматриваются вопросы взаимодействия родителей и детей в подростковом возрасте. Рассматриваются различные проблемы их взаимодействия. Важной задачей для развития подросткового и юношеского возраста является процесс перестройки детско-родительских отношений, которая будет основана на взаимном уважении равноправии.
Успешность решения указанной задачи возрастного развития, уровень достигаемой подростком независимости и установление новых границ внутри семейной системы в значительной степени определяются качеством сложившихся к началу подросткового возраста детско-родительских отношений.
Ключевые слова: подростки, родители, взаимодействие родителя и ребёнка, опека родителя.
The article deals with the issues of interaction between parents and children in adolescence. Various problems of their interaction are considered. An important task for the development of adolescence and adolescence is the process of restructuring child-parent relations, which will be based on mutual respect and equality. The success of solving this problem of age-related development, the level of independence achieved by a teenager and the establishment of new boundaries within the family system are largely determined by the quality of the child-parent relationship that developed by the beginning of adolescence.
Keywords : teenagers, parents, parent-child interaction, parental custody.
Семья для любого человека является первостепенным источником формирования личности. Благодаря семье человек приобщается к различным ценностям культуры, осваивает социальные роли.
Примерно первую четверть жизни человек проводит в кругу своей семьи. Стоит сказать о том, что существуют такие понятия, как брак и супружество.
Принято считать, что брак — это союз мужчины и женщины, который основывается на взаимной договорённости. Он является общественным институтом, который регулирует взаимоотношения между мужчиной и женщиной [5].
Понятие супружество можно охарактеризовать как личностное взаимодействие мужчины и женщины.
Подразделяется данное понятие на следующие характерные признаки:
- Неинституциональный характер, свойственный супружеству;
- Равноправие обязанностей обоих супругов;
Семья, являясь социальным институтом, осуществляет много различных задач. Одной из таких задач является воспроизводство членов общества и их первичная социализация. Семья обладает достаточно сильными преимуществами в социализации личности. Данные преимущества исходят прежде всего из того, что в семьях царит особая психологическая атмосфера, способствующая развитию и образованию личности человека [4].
В любой семье создается определённая модель поведения, которую дети копируют. Взаимодействие родителя и ребёнка в семье является основным фактором формирования личности подростка, а также влияет на становление его характера.
Освобождение от опеки родителей и построение новой системы отношений, которая определяет существенное влияние на развитие подростка на данной возрастной ступени, является одной из самых важных задач. Существует отличие детско-родительских отношений в этом возрасте. Излагается оно во внутренней противоречивости двух тенденций. Во-первых, тенденции к автономизации и самостоятельности и тенденции к сохранению и развитию прежних доверительных близких отношений с родителями [2].
Родители призваны выполнять прежнюю функцию помощи и поддержки при увеличении дистанции и принятии и поощрении стремления подростка к обретению независимости. Во-вторых, это родительская чуткость и готовность оказать помощь и поддержку в любой ситуации, в которой окажется ребёнок. Все эти ситуации позволяют сохранить детско-родительские отношения достаточно близкими, и в период их перестройки и обретения подростком автономии и идентичности.
Такой тип детско-родительских отношений оказывает существенное влияние на формирование представлений подростков о своей будущей семье и собственной родительской роли. Чем гармоничнее складываются взаимоотношения подростков с родителями, тем позитивнее представляется детям их будущее родительство. И наоборот, непоследовательность в воспитании, инфантильность родителей по отношению к детям, ведет к негативному представлению подростками образа будущего родителя, вплоть до полного отказа от данной роли [1].
Необходимо помнить, что наложение запретов без каких-либо рациональных объяснений, ограничение самостоятельности, недоверие, насмешки над неудачами подталкивают подростка к применению вербальной или физической агрессии.
Значимую роль в развитии личности подростка, а также его становление в группе сверстников, напрямую зависит от того, какое взаимодействие с семьей он испытывает.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что взаимодействие между родителями и подростками напрямую влияет на его становление, как личности [3].
Это взаимодействие формирует у ребёнка задатки качеств, с которыми он будет жить дальше. Коммуникация с другими людьми так же очень важна. Родители определяют общий стиль воспитания своего ребёнка, а это, в свою очередь, является важным фактором в системе воспитания ребёнка, который находится в подростковом возрасте.
Литература:
- Баранова, Е. С. Влияние детско-родительских отношений на со-циометрический статус подростка в группе сверстников [Текст] / Е. С. Бара-нова // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. — 2015. — № 7(10). — С. 9–11.
- Дементьева, Л. А. Особенности психологической саморегуляции у подростков с психическим инфантилизмом [Текст] / Л. А. Дементьева, Ю. В. Чебакова // Психология и психотехника. — 2015. — № 9(84). — С. 951–963.
- Лебедева А. К., Сыромяжникова М. М. Современный подросток как объект психологического исследования // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы возрастной психологии». — Казань: Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова-Ленина, 2013. — С. 133–142
- Лидерс, А. Г. Психологическое обследование семьи [Текст] / А. Г. Лидерс. — М.: Академия, 2008. — 432 с.
- Яковлева Н. А. Методы регулирования подростковой дисциплины и социально-психологические последствия их реализации на практике // Материалы научно-практической конференции «Психологические проблемы детства и юношества». — Воронеж: Воронежский государственный университет, 2011. — С. 52–64