Горючее и смазочные материалы расходуются на эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт вооружения и военной техники в соответствии с установленными постоянными нормами расхода. Данные величины введены в действие соответствующими приказами Федеральной службы войск национальной гвардии, либо в соответствии с временными нормами расхода ГСМ, введенными в действие ДТиНИД Росгвардии.
Ключевые слова: служба горючего, расход горючего, нормы расхода, нормирование, ГСМ.
Один из основных факторов рационального применения горюче-смазочных материалов в войсках национальной гвардии — это установление обоснованных норм расхода ГСМ на ВВСТ. Как же регулируются эти важные процессы?
Порядок нормирования расхода ГСМ в войсках национальной гвардии Российской Федерации регламентирован требованиями ГОСТ РВ 9100–002 «Топлива, масла, смазки и специальные жидкости. Порядок разработки, согласования и утверждения норм расхода для военной техники. Общие требования» (далее — ГОСТ РВ 9100–002) и «Инструкцией по нормированию горючего, масел, смазок и специальных жидкостей в войсках национальной гвардии Российской Федерации». Положения указанных документов определяют должностных лиц, на которых возложены функции по организации и проведению работ по нормированию расхода ГСМ, устанавливают порядок проведения этих работ, по согласованию, утверждению и доведению норм расхода ГСМ. В свою очередь, нормы расхода ГСМ подразделяются на разрабатываемые (вновь создаваемые) и модернизируемые образцы ВВСТ, а также серийные, несерийные, зарубежные и другие, поступающие на обеспечение объединений, соединений и воинских частей, военных образовательных организаций высшего образования, учебных центров, баз, складов, арсеналов и других организаций войск национальной гвардии, на которые постоянные или временные нормы не установлены ранее. Также имеются образцы вооружений и военной техники, на которые временные нормы разработаны и введены в действие, но исходя из опыта эксплуатации требуют уточнения (в случае если фактический расход ГСМ не соответствует значениям, указанным в норме).
Хотелось бы подчеркнуть, что существующая система нормирования расхода ГСМ при эксплуатации, техническом обслуживании и консервации (расконсервации) ВВСТ базируется прежде всего на изучении и анализе эксплуатационных, технических, экономических, организационных и других факторов, влияющих на величину расхода горючего, и включает в себя разработку, согласование, утверждение, учет и доведение до организаций и подразделений эксплуатирующих ВВСТ норм расхода ГСМ, а также контроль за применением.
Определение и введение в действие норм расхода ГСМ в войсках национальной гвардии осуществляется отделом горючего и смазочных материалов АБТУ ДТиНИД Росгвардии. Работы по нормированию выполняются в соответствии с методиками по видам техники. В них включены основные положения по нормированию расхода ГСМ при эксплуатации техники и регламент порядка и способов расчета индивидуальных норм расхода, а также порядок их согласования, утверждения и применения. В методиках представлены методы определения норм расхода, приведены расчетные зависимости, формы документов и примеры расчетов. В войска национальной гвардии поступают и принимаются на вооружение (снабжение) новые перспективные ВВСТ, в том числе те, которые ранее не применялись.
Вместе с тем в настоящее время не на все образцы разработаны методики нормирования ГСМ. Здесь речь может идти, например, о снегоходах, мотовездеходах, подвижном составе железнодорожных войск, роботизированных комплексах и т. д. Однако разработанные и введенные в действие методики нормирования расхода на отдельные виды ВВСТ со временем утрачивают свою актуальность. Анализ поступающих на согласование разработанных норм расхода ГСМ выявил ряд недостатков методик нормирования, влияющих на достоверность результатов нормирования расхода ГСМ.
Какие же недостатки мы отмечаем у существующих методик нормирования? Прежде всего это необходимость постоянного уточнения наработки (ресурса испытаний), условий проведения испытаний и величины нагрузки (режимов работ). Кроме того, в методиках нормирования расхода ГСМ на проведение технического обслуживания не определен порядок комиссионного подтверждения результатов испытаний. А ввиду того, что нормирование расхода горючего должно проводиться в первые 6 месяцев с момента ввода ВВСТ в эксплуатацию, имеются определенные затруднения при выполнении требований методик в части, касающейся использования при проведении работ по нормированию ВВСТ с различным ресурсом (наработкой).
И еще несколько слов о действующих методиках нормирования расхода ГСМ. Они подразделяются на две группы. В первой — нормирование расхода топлив на эксплуатацию образца ВВСТ (нормирование расхода топлив на пробег либо расход топлива на выполняемую работу в соответствии с предназначением образца), а во второй — нормирование расхода горюче-смазочных материалов (масел, смазок и специальных жидкостей) при проведении технического обслуживания (ремонта, консервации и т. д.).
Таким образом, нормирование расхода ГСМ на один образец ВВСТ осуществляется по двум методикам, соответственно, оформляется раздельно (утверждение и введение в действие норм) и, как показывает анализ наличия утвержденных норм расхода, в разное время. Вследствие этого на отдельные образцы разработаны нормы расхода топлив, но не разработаны нормы расхода ГСМ на проведение технического обслуживания, что значительно затрудняет его эксплуатацию. Указанный недостаток характерен, в частности, для образцов ВВСТ, поступающих на обеспечение войск национальной гвардии без разработанных установленным порядком предприятием-разработчиком.
Важным направлением является переработка действующих методик нормирования расхода ГСМ. На основе анализа существующей системы нормирования расхода ГСМ в войсках национальной гвардии спланированы и проводятся мероприятия по внесению изменений (дополнений) в действующую нормативно-правовую базу. Это необходимо для обеспечения законности расходования ГСМ при эксплуатации ВВСТ, принятых на вооружение после 1992 года. Если же говорить более предметно, то здесь разрабатывается автоматизированная система контроля за наличием, движением и расходованием ГСМ в войсках национальной гвардии, применение которой позволит достоверно определять фактический расход горючего, вести его учет, снизить риски нарушений законности расходования горючего, связанные с человеческим фактором, а в последующем исключить необходимость разработки норм расхода горючего.
Таким образом, выполнение вышеуказанных мероприятий, направленных на совершенствование системы нормирования расхода ГСМ, непременно повысит эффективность расходования горючего и смазочных материалов в войсках национальной гвардии.