Модель поведения государственного служащего как основа укрепления его имиджа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №5 (452) февраль 2023 г.

Дата публикации: 03.02.2023

Статья просмотрена: 265 раз

Библиографическое описание:

Макарова, Е. А. Модель поведения государственного служащего как основа укрепления его имиджа / Е. А. Макарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 5 (452). — С. 219-223. — URL: https://moluch.ru/archive/452/99750/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассмотрена совокупность факторов, прямо или косвенно влияющих на механизм формирования надлежащей модели поведения государственного служащего в рамках укрепления его имиджа, а также предложен авторский подход к пониманию и содержанию такой модели.

Ключевые слова: имидж, государственный служащий, поведение, общество, государственное управление, этика.

Профессиональная деятельность государственных служащих имеет определяющее значение, поскольку публичное управление, реализуемое ими, направлено на поддержание стабильности существования государства, а также на экономическое, социальное и политическое развитие в его рамках. Надлежащее же функционирование государственной службы возможно, соответственно, только при установлении доверия между властью и обществом.

Работники властных структур при этом часто подвергаются критике со стороны СМИ и населения, особенно в нестабильные периоды существования государства (экономические кризисы, пандемия COVID-19, проведение СВО на территории Украины). Давление на органы государственной власти в подобных ситуациях может привести к тяжелым последствиям общегосударственного масштаба.

Необходимым условием недопущения такого положения является повсеместная непрерывная деятельность государственного аппарата, направленная на формирование положительного имиджа государственных служащих и укрепление престижа их профессии вне зависимости от актуальной обстановки на территории страны и ее отдельных регионов.

Одним из наиболее важных факторов укрепления имиджа каждого государственного служащего, бесспорно, является его поведение. В специализированном социологическом словаре Г. В. Осипова и Л. Н. Москвичева под указанным термином понимается «процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой, связанный с их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью» [5, с. 303].

В рамках же целенаправленного укрепления имиджевой составляющей представителей государственной службы надлежащее поведение ее представителей разумно рассматривать в качестве конкретной модели — комплекса речевых, неречевых и поведенческих знаков, основанных на определенных свойствах человека и влиянии сторонних явлений, направленного при этом на создание определенного образа [2, с. 142].

Подразумевается формирование именно положительного образа государственного служащего посредством его взаимодействия с окружающим миром (в особенности — с социумом) с постоянным учетом ряда факторов и возможностью, таким образом, ориентироваться в тех или иных ситуациях без ущерба и вреда для своего имиджа.

Безусловно, в качестве основы такой модели поведения должны выступать персональные характеристики каждого государственного служащего, учет которых попросту необходим при проведении работы в указанной сфере.

В зависимости от сущности, направленности и характера возникновения (приобретения) предлагается подразделить их на две соответствующие группы — индивидуальные особенности и профессиональные особенности государственного служащего.

Под индивидуальными особенностями имеется в виду совокупность индивидных (биологически обусловленных), психических и иных свойств человека, врожденных или сформированных естественным образом, как правило, вне зависимости от его воли и выбора.

Советский психолог Б. Г. Ананьев включал в указанную категорию также свойства личности как субъекта деятельности, однако, с учетом предложенной классификации разумно отнести их к профессиональным особенностям, поскольку проявление таких свойств государственного служащего на практике обычно напрямую связано с осуществлением им именно профессиональной деятельности и подразумевает, скорее, не исходные данные, а факторы, необходимые для успешной работы [1, с. 148].

Индивидными характеристиками являются половая принадлежность государственного служащего и его возраст. Так, научные исследования в данной области демонстрируют, что поведение мужчин и женщин различно с точки зрения, например, принятия управленческих решений. Если представители мужского пола в большей степени направлены на планирование деятельности и организацию работы с учетом перспективы ее развития, то представительницам женского пола свойственна, скорее, способность адаптироваться под изменения обстановки и, соответственно, оперативно модифицировать линию своего поведения [3, с. 52].

Возрастной же показатель, помимо отражения жизненного и трудового опыта государственного служащего, также непосредственно сказывается и на его профессиональной деятельности (взаимодействие с представителями населения младшего или старшего поколения, возможность участия в физически активных мероприятиях и так далее).

Что касается психических особенностей, они включают в себя определенный психотип (комплекс психических характеристик, составляющих обобщенную модель поведения человека и его реакций на внешние раздражители) и темперамент (совокупность устойчивых динамических особенностей психических процессов человека).

Основные типы темперамента (флегматический, холерический, сангвинический, меланхолический) были определены еще древнегреческим философом и врачом Гиппократом, в то время как швейцарский психиатр и педагог Карл Юнг представил две характеристики, конкретизирующие его — экстраверсию и интроверсию.

Исследованию же разновидностей психотипов посвящены труды отечественного психолога-психиатра Е. В. Левенталь, в которых она подробно описывает некоторые из них (циклотимик, эпилептоид, шизоид, астеник, истероид) и раскрывает их сущность [4].

Точное определение психотипа и темперамента государственного служащего позволит выявить значимые особенности его психики и, с учетом этого, поддерживать ему надлежащую профессиональную линию поведения не только в рамках укрепления своего имиджа, но и на протяжении всей трудовой деятельности вне зависимости от сложившихся условий и обстоятельств.

Иные особенности, входящие в группу индивидуальных, такие как национальность и религиозные взгляды государственного служащего, в подавляющем большинстве случаев не имеют значения вовсе. Положения действующей Конституции РФ гарантируют равенство прав и свобод человека и гражданина вне зависимости от его расы, национальности, языка, происхождения и отношения к религии, а также определяют Российскую Федерацию как светское государство.

Тем не менее, на территориях национальных республик, входящих в состав современной России, проживают преимущественно представители соответствующих этносов: в Чеченской Республике 95,3 % населения составляют чеченцы, а в Республике Ингушетия 93,4 % составляют ингуши [7].

С учетом указанного обстоятельства и высокой роли религии в подобных субъектах России целесообразно особенным образом подходить к формированию положительного имиджа и общественного одобрения государственных служащих. Учет национального и религиозного факторов, таким образом, позволяет определить кадровый состав властного аппарата, наиболее близкий большинству представителей населения, что, хоть и не регламентировано на законодательном уровне, но весьма обоснованно с социальной и этнологической точки зрения.

Группа профессиональных особенностей государственного служащего напрямую связана с реализацией им своих специальных функций, а также подразумевает свое расширение и включение иных возможных элементов в процессе новых тематических исследований. На данный же момент она состоит из уровня образования, занимаемой должности, профессионализма, общественно-политической позиции и уровня доверия населения.

Так, уровень образования является базовой характеристикой, определяющей реальные возможности, положение и перспективы конкретного лица в системе государственной службы. Занимаемая им должность, во-первых, устанавливает весь перечень функций и полномочий, при осуществлении которых государственный служащий и должен придерживаться выработанной модели поведения, а, во-вторых, позволяет определить порядок взаимодействия, как с иными сотрудниками властных структур, так и с представителями населения.

Профессионализм — это комплексное личностное качество, которое необходимо вырабатывать каждому государственному служащему для повышения эффективности трудовой деятельности и, в том числе, укрепления своего имиджа. Ранее упомянутые свойства личности как субъекта деятельности (выделяемые в соответствии с концепцией Б. Г. Ананьева [1]) в своем положительном аспекте могут способствовать развитию профессионализма, что и относит их профессиональным особенностям государственного служащего.

Особого внимания заслуживают такие характеристики, как политическая позиция и доверие населения, которые подвержены непосредственному влиянию актуальной социально-политической обстановки. Ее воздействие на престиж и положение государственной службы в целом формирует и отношение общественности к отдельным ее представителям, в то время как сформированная модель поведения государственного служащего позволяет адаптироваться ему к насущным условиям, в том числе посредством выработки конкретной идеологической позиции, удовлетворяющей запросы государства и большинства представителей его населения.

Стоит отметить, что под упомянутым уровнем доверия целесообразно понимать не только общее восприятие государственной службы общественностью, но и официальные данные рейтинга доверия конкретным политикам, власти в целом или же различным социальным институтам, сбор, оформление и публикацию которых осуществляет ВЦИОМ [6].

Примечательно, что вся модель поведения государственного служащего не может быть основана исключительно на его персональных характеристиках и подвержена некоторому регламентированию. Свое действие на всех представителей государственной службы (в особенности, на профессиональный аспект их персональных характеристик) распространяет Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренный решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции в 2010 году.

Он был разработан в соответствии с нормами российского законодательства и международного права, а также является некой основой для создания аналогичных локальных кодексов для каждого органа и учреждения государственной службы. В качестве же цели данного документа определено установление этических норм и правил служебного поведения государственных (муниципальных) служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности.

Кодекс этики состоит из 4-х полноценных разделов, включающих в себя общие положения, основные принципы и правила служебного поведения, рекомендательные этические правила служебного поведения, а также условия и порядок привлечения к ответственности за нарушение положений Типового кодекса.

При формировании и реализации надлежащей модели поведения государственному служащему необходимо учитывать соблюдение, например, таких обязательных принципов и правил, как:

– сохранение независимости от влияния граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

– обязанность представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи;

– запрет на получение вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, услуги материального характера).

Таким образом, модель поведения государственного служащего представляет собой комплекс речевых, неречевых и поведенческих знаков, основанных на персональных характеристиках государственного служащего, требованиях Типового кодекса этики и влиянии актуальной социально-политической обстановки, направленный при этом на создание определенного образа, что схематически отображено на рисунке 1.

Руководствуясь же совокупностью всех представленных выше показателей, государственный служащий имеет реальную возможность нужным образом и своевременно корректировать модель своего поведения или предпринимать иные меры, направленные на укрепление имиджевой составляющей, что имеет колоссальное значение особенно в актуальных социально-политических условиях.

Модель поведения государственного служащего [составлено автором].

Рис. 1. Модель поведения государственного служащего [составлено автором].

Литература:

  1. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания: избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев. — М.: Из-во Московского психолого-социального ин-та., 2008. — 431 с.
  2. Высыпкова Ю. С. Поведение государственных служащих: роль и необходимость формирования в высшей школе / Ю. С. Высыпкова // Инновационные педагогические технологии. — 2016. — С. 141–143.
  3. Ковалева И. А. Особенности гендерного аспекта в профессиональной карьере / И. А. Ковалева // Психологические науки: теория и практика. — 2012. — С. 50–52.
  4. Левенталь Е. В. Характеры и роли / Е. В. Левенталь. — М.: Бослен, 2007. — 336 с.
  5. Осипов Г. В. Социологический словарь / Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. — М.: Норма, 2008. — 608 с.
  6. Официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://wciom.ru (дата обращения: 31.01.2023).
  7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 31.01.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): служащий, государственная служба, модель поведения, особенность, профессиональная деятельность, служебное поведение, Российская Федерация, характеристика, актуальная социально-политическая обстановка, положительный имидж.


Похожие статьи

Стратегия улучшения финансового состояния организации

В статье автор рассматривает значение анализа и прогнозирования финансового состояния организации, систему факторов, оказывающих на него непосредственное влияние, а также предлагает пути повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности.

Факторы, влияющие на формирование имиджа правоохранительной структуры

В статье рассматриваются актуальные особенности и условия информационной среды, которые учитываются в процессе формирования положительного имиджа правоохранительной структуры.

Исследования организационной культуры предприятия

Цель научной статьи состоит в исследовании персонала предприятия, определении роли, места и развития организационной культуры, проведение анализа персонала предприятия, управления поведением людей в процессе организации труда, решения проблем межличн...

Социально-психологический климат в организации и его влияние на эффективность профессиональной деятельности

Статья посвящена проблеме влияния межличностных отношений в коллективе на профессиональную деятельность данного коллектива и организации в целом.

Современные тенденции и проблемы формирования имиджа государственного служащего как инструмент повышения эффективности в профессиональной деятельности

В данной научно-исследовательской работе авторами выделены основные практические современные тенденции и проблемы формирования имиджа государственного гражданского служащего в России. Предпринята попытка определения актуальных факторов, которые могут...

Стратегический потенциал организации: российский и зарубежный подходы

Статья носит обзорный характер и раскрывает теоретические аспекты определения сущности стратегического потенциала организации. Авторами предпринята попытка систематизировать подходы российских и зарубежных исследователей к определению и классификации...

Стратегия развития организации в условиях угрозы ее экономической безопасности

В статье рассматривается важность и необходимость учета уровня экономической безопасности при разработке стратегии развития организации. Предложен подход к формированию стратегии развития предприятия на основе управления экономической безопасностью.

Мотивационные аспекты управления персоналом в условиях кризиса

Данная статья посвящена рассмотрению основных мотивационных аспектов управления персоналом в условиях кризиса и путей выхода из нее. В частности, предложен комплекс мер, позволяющих повысить эффективность системы управления персоналом в кризисных усл...

Роль репутации организации в ее деятельности

Менеджеры любой организации рано или поздно начинают заниматься построением ее репутации (имиджа), тогда последовательность их действий будет такой: измерение имиджа, оценка имиджа, разработка программы построения имиджа и ее осуществление. И для тог...

Психологический анализ уровней принятия управленческих решений и факторов, влияющих на него

В данной статье анализируются уровни принятия управленческих решений, факторы, которые на него влияют, а также роль временных и информационных факторов в принятии управленческих решений.

Похожие статьи

Стратегия улучшения финансового состояния организации

В статье автор рассматривает значение анализа и прогнозирования финансового состояния организации, систему факторов, оказывающих на него непосредственное влияние, а также предлагает пути повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности.

Факторы, влияющие на формирование имиджа правоохранительной структуры

В статье рассматриваются актуальные особенности и условия информационной среды, которые учитываются в процессе формирования положительного имиджа правоохранительной структуры.

Исследования организационной культуры предприятия

Цель научной статьи состоит в исследовании персонала предприятия, определении роли, места и развития организационной культуры, проведение анализа персонала предприятия, управления поведением людей в процессе организации труда, решения проблем межличн...

Социально-психологический климат в организации и его влияние на эффективность профессиональной деятельности

Статья посвящена проблеме влияния межличностных отношений в коллективе на профессиональную деятельность данного коллектива и организации в целом.

Современные тенденции и проблемы формирования имиджа государственного служащего как инструмент повышения эффективности в профессиональной деятельности

В данной научно-исследовательской работе авторами выделены основные практические современные тенденции и проблемы формирования имиджа государственного гражданского служащего в России. Предпринята попытка определения актуальных факторов, которые могут...

Стратегический потенциал организации: российский и зарубежный подходы

Статья носит обзорный характер и раскрывает теоретические аспекты определения сущности стратегического потенциала организации. Авторами предпринята попытка систематизировать подходы российских и зарубежных исследователей к определению и классификации...

Стратегия развития организации в условиях угрозы ее экономической безопасности

В статье рассматривается важность и необходимость учета уровня экономической безопасности при разработке стратегии развития организации. Предложен подход к формированию стратегии развития предприятия на основе управления экономической безопасностью.

Мотивационные аспекты управления персоналом в условиях кризиса

Данная статья посвящена рассмотрению основных мотивационных аспектов управления персоналом в условиях кризиса и путей выхода из нее. В частности, предложен комплекс мер, позволяющих повысить эффективность системы управления персоналом в кризисных усл...

Роль репутации организации в ее деятельности

Менеджеры любой организации рано или поздно начинают заниматься построением ее репутации (имиджа), тогда последовательность их действий будет такой: измерение имиджа, оценка имиджа, разработка программы построения имиджа и ее осуществление. И для тог...

Психологический анализ уровней принятия управленческих решений и факторов, влияющих на него

В данной статье анализируются уровни принятия управленческих решений, факторы, которые на него влияют, а также роль временных и информационных факторов в принятии управленческих решений.

Задать вопрос