В целях диагностики уровня знаний обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС была введена оценочная процедура — Всероссийские проверочные работы (ВПР). Проект ВПР нацелен на получение достоверных данных о результатах обучения согласно ФГОС для проведения дальнейших реформ по совершенствованию системы образования. Выполнение любой диагностической работы часто вызывает у учащихся различные затруднения, поэтому важная задача учителя — грамотно организовать подготовку к ВПР. В статье рассматриваются шаги, которые необходимо выполнить для успешного формирования у учащихся необходимых для этого умений.
Ключевые слова: ВПР, математика, подготовка.
Одним из основных инструментов современной системы оценки качества школьного образования являются Всероссийские проверочные работы (ВПР). ВПР проводятся по различным предметам и на разных ступенях обучения. В исследовании О. А. Черепановой и Я. А. Белогубец [4] выделяется основная цель ВПР, состоящая в получении реальных данных о качестве и результатах обучения, а также о том, насколько полно учащиеся осваивают знания и навыки, установленные ФГОС общего образования.
Выполнение любой диагностической работы, в том числе ВПР, обычно вызывает у учащихся различные затруднения. Так, например, при написании работы учащийся может столкнуться с незнакомым для него типом задания, что может помешать его выполнению. Важным способом предупреждения и преодоления возможных затруднений выступает целенаправленная подготовка к ВПР на уроках или на внеурочных занятиях.
Рассмотрим особенности организации подготовки к ВПР по математике в 5–6 классах. Программа по математике в этих классах опирается на знания и умения, полученные учащимися в начальной школе, и обеспечивает пропедевтику изучения основных тем систематического курса алгебры и геометрии.
Подготовка к ВПР, на наш взгляд, должна начинаться с анализа структуры данной работы учителем. Необходимо в каждом классе выделить основные типы заданий, включенные в ВПР. Так, например, в 5 классе можно выделить следующие типы заданий:
1) задания, выявляющие умения работать с понятием натурального числа;
2) задания, выявляющие умения работать с понятием обыкновенно дроби;
3) задания, выявляющие умения работать с понятием десятичной дроби;
4) задания, выявляющие умения решать задачи на нахождение части числа и числа по его части;
5) задания, выявляющие умения выполнять действия с рациональными числами и др.
Также важно в каждом из основных типов заданий выделить подгруппы задач, т. е. всевозможные вариации заданий данных типов, которые отражены в официальных демоверсиях ВПР, различных сборниках. Например, к заданиям, выявляющим умения работать с понятием натурального числа, можно отнести следующие задачи:
1) задание на нахождение остатка от деления двух данных чисел;
2) задание на нахождение делимого, если известны данные о делителе, частном и остатке;
3) задание на нахождение наибольшего (наименьшего), однозначного (многозначного) числа, делящегося на заданное число;
4) задание на нахождение многозначного числа, большего (меньшего) данного числа и делящегося (не делящегося) на него;
5) задание на нахождение НОД (НОК) нескольких чисел.
Следующий этап подготовки — анализ различных УМКсцелью выявления заданий, соответствующих выделенным типам заданий ВПР, а также способов их решения . Необходимо рассмотреть учебники разных авторов, рабочие тетради и дидактические материалы, поскольку, как показывает опыт, не всегда все типы заданий отражены в одном учебном пособии. Так, например, программой учебника С. М. Никольского [2] не предусмотрено изучение десятичных дробей в 5 классе, в то время как соответствующие задания представлены в ВПР. Таким образом, для изучения данной темы необходимо обратиться к другому учебнику.
Третий этап подготовки заключается в планировании процесса подготовки к ВПР (текущая подготовка, тематическая подготовка, итоговая подготовка).
Текущая подготовка происходит при изучении определенной темы, по которой в ВПР имеется задание. При организации такого урока предлагаются следующие этапы:
- Организовать выделение учащимися ситуаций в определенном задании.
- Разработать способы отработки ситуаций в задании.
- Организовать работу учащихся по преодолению трудностей.
Тематическое подготовка обеспечивает усвоение целой системы понятий и умений, изучаемых в течении определенного промежутка времени. Оно включает обобщение знаний по целому разделу и охватывает несколько заданий из ВПР.
Для организации тематического обобщения предлагается:
- Выделить номера, которые будут включены в повторение той или иной темы.
- Организовать повторение теоретического материал темы.
- Организовать индивидуальную работу по карточкам базового или повышенного уровня.
Итоговая подготовка подразумевает решение целых вариантов ВПР.
Четвертый шаг, который непосредственно связан с предыдущим, — это отбор задачного материала , который будет предложен учащимся. Необходимо составить подборку задач различной сложности для каждого этапа подготовки. Так, например, при текущей подготовке в учебнике А. Г. Мерзляка для 6 класса [3] представлены задания, которые можно последовательно использовать при подготовке к теме «Осевая и центральная симметрия»:
— задание на нахождение изображений фигур, симметричных относительно точки (прямой);
— задания на построение точек и отрезков, симметричных данным;
— задания на построение фигур, симметричных данным.
Отметим, что последовательное выполнение данных заданий позволяет сформировать понятие симметрии и эффективно подготовиться к аналогичному заданию из ВПР (задание № 12).
Следующий этап заключается в непосредственной разработке способов организации работы учащихся по решению заданий выделенных типов . Работу с каждым заданием рекомендуем начинать с выделения алгоритма его решения. Рассмотрим, например, задание для 6 класса, выявляющее умение пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах (рис. 1), представленное в источнике [1].
Рис. 1. Задание, выявляющее умение пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах
В качестве алгоритма выполнения заданий данного типа можно предложить следующий:
- Измерить линейкой объект, высота которого известна.
- Измерить линейкой объект, высоту которого нужно найти.
- Составить пропорцию для реальных размеров и размеров изображений.
- Решить пропорцию и записать ответ.
После рассмотрения алгоритма его необходимо отработать на блоке отобранных заданий для того, чтобы учащиеся смогли усвоить способ решения и успешно справиться с данным типом задания при выполнении ВПР.
Таким образом, подготовка к ВПР необходима для того, чтобы учащиеся смогли не только увидеть примеры заданий, но и выделить способы их решений, а также усвоить их при решении основных типов задач, что позволяет предупредить возможные затруднения.
Перечислим основные этапы подготовки к ВПР, которые были выделены нами:
- Анализ структуры ВПР с целью выделения основных типов заданий.
- Анализ различных УМК с целью выявления заданий, соответствующих выделенным типам заданий ВПР, а также способов их решения.
- Планирование процесса подготовки к ВПР (текущая подготовка тематическая подготовка, итоговая подготовка).
- Отбор задачного материала для отработки умений.
- Отработка способов решения заданий выделенных типов.
Литература:
- ВПР–2023, математика — 6: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина. [Электронный ресурс]. — https://math6-vpr.sdamgia.ru/test?theme=7.
- Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин]. — 14-е изд. — М.: Просвещение, 2015. — 272 с.
- Мерзляк А. Г. Математика: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2014. — 304 с.
- Черепанова О. А., Белогубец Я. А. Всероссийские проверочные работы в региональной системе оценки качества образования // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. — 2017. — № 1 (2). — с. 48–54.