Проблема подготовки к Всероссийским проверочным работам по математике в 5–6-х классах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (452) февраль 2023 г.

Дата публикации: 03.02.2023

Статья просмотрена: 1341 раз

Библиографическое описание:

Чинякова, А. А. Проблема подготовки к Всероссийским проверочным работам по математике в 5–6-х классах / А. А. Чинякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 5 (452). — С. 290-292. — URL: https://moluch.ru/archive/452/99752/ (дата обращения: 16.11.2024).



В целях диагностики уровня знаний обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС была введена оценочная процедура — Всероссийские проверочные работы (ВПР). Проект ВПР нацелен на получение достоверных данных о результатах обучения согласно ФГОС для проведения дальнейших реформ по совершенствованию системы образования. Выполнение любой диагностической работы часто вызывает у учащихся различные затруднения, поэтому важная задача учителя — грамотно организовать подготовку к ВПР. В статье рассматриваются шаги, которые необходимо выполнить для успешного формирования у учащихся необходимых для этого умений.

Ключевые слова: ВПР, математика, подготовка.

Одним из основных инструментов современной системы оценки качества школьного образования являются Всероссийские проверочные работы (ВПР). ВПР проводятся по различным предметам и на разных ступенях обучения. В исследовании О. А. Черепановой и Я. А. Белогубец [4] выделяется основная цель ВПР, состоящая в получении реальных данных о качестве и результатах обучения, а также о том, насколько полно учащиеся осваивают знания и навыки, установленные ФГОС общего образования.

Выполнение любой диагностической работы, в том числе ВПР, обычно вызывает у учащихся различные затруднения. Так, например, при написании работы учащийся может столкнуться с незнакомым для него типом задания, что может помешать его выполнению. Важным способом предупреждения и преодоления возможных затруднений выступает целенаправленная подготовка к ВПР на уроках или на внеурочных занятиях.

Рассмотрим особенности организации подготовки к ВПР по математике в 5–6 классах. Программа по математике в этих классах опирается на знания и умения, полученные учащимися в начальной школе, и обеспечивает пропедевтику изучения основных тем систематического курса алгебры и геометрии.

Подготовка к ВПР, на наш взгляд, должна начинаться с анализа структуры данной работы учителем. Необходимо в каждом классе выделить основные типы заданий, включенные в ВПР. Так, например, в 5 классе можно выделить следующие типы заданий:

1) задания, выявляющие умения работать с понятием натурального числа;

2) задания, выявляющие умения работать с понятием обыкновенно дроби;

3) задания, выявляющие умения работать с понятием десятичной дроби;

4) задания, выявляющие умения решать задачи на нахождение части числа и числа по его части;

5) задания, выявляющие умения выполнять действия с рациональными числами и др.

Также важно в каждом из основных типов заданий выделить подгруппы задач, т. е. всевозможные вариации заданий данных типов, которые отражены в официальных демоверсиях ВПР, различных сборниках. Например, к заданиям, выявляющим умения работать с понятием натурального числа, можно отнести следующие задачи:

1) задание на нахождение остатка от деления двух данных чисел;

2) задание на нахождение делимого, если известны данные о делителе, частном и остатке;

3) задание на нахождение наибольшего (наименьшего), однозначного (многозначного) числа, делящегося на заданное число;

4) задание на нахождение многозначного числа, большего (меньшего) данного числа и делящегося (не делящегося) на него;

5) задание на нахождение НОД (НОК) нескольких чисел.

Следующий этап подготовки — анализ различных УМКсцелью выявления заданий, соответствующих выделенным типам заданий ВПР, а также способов их решения . Необходимо рассмотреть учебники разных авторов, рабочие тетради и дидактические материалы, поскольку, как показывает опыт, не всегда все типы заданий отражены в одном учебном пособии. Так, например, программой учебника С. М. Никольского [2] не предусмотрено изучение десятичных дробей в 5 классе, в то время как соответствующие задания представлены в ВПР. Таким образом, для изучения данной темы необходимо обратиться к другому учебнику.

Третий этап подготовки заключается в планировании процесса подготовки к ВПР (текущая подготовка, тематическая подготовка, итоговая подготовка).

Текущая подготовка происходит при изучении определенной темы, по которой в ВПР имеется задание. При организации такого урока предлагаются следующие этапы:

  1. Организовать выделение учащимися ситуаций в определенном задании.
  2. Разработать способы отработки ситуаций в задании.
  3. Организовать работу учащихся по преодолению трудностей.

Тематическое подготовка обеспечивает усвоение целой системы понятий и умений, изучаемых в течении определенного промежутка времени. Оно включает обобщение знаний по целому разделу и охватывает несколько заданий из ВПР.

Для организации тематического обобщения предлагается:

  1. Выделить номера, которые будут включены в повторение той или иной темы.
  2. Организовать повторение теоретического материал темы.
  3. Организовать индивидуальную работу по карточкам базового или повышенного уровня.

Итоговая подготовка подразумевает решение целых вариантов ВПР.

Четвертый шаг, который непосредственно связан с предыдущим, — это отбор задачного материала , который будет предложен учащимся. Необходимо составить подборку задач различной сложности для каждого этапа подготовки. Так, например, при текущей подготовке в учебнике А. Г. Мерзляка для 6 класса [3] представлены задания, которые можно последовательно использовать при подготовке к теме «Осевая и центральная симметрия»:

— задание на нахождение изображений фигур, симметричных относительно точки (прямой);

— задания на построение точек и отрезков, симметричных данным;

— задания на построение фигур, симметричных данным.

Отметим, что последовательное выполнение данных заданий позволяет сформировать понятие симметрии и эффективно подготовиться к аналогичному заданию из ВПР (задание № 12).

Следующий этап заключается в непосредственной разработке способов организации работы учащихся по решению заданий выделенных типов . Работу с каждым заданием рекомендуем начинать с выделения алгоритма его решения. Рассмотрим, например, задание для 6 класса, выявляющее умение пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах (рис. 1), представленное в источнике [1].

Задание, выявляющее умение пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах

Рис. 1. Задание, выявляющее умение пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах

В качестве алгоритма выполнения заданий данного типа можно предложить следующий:

  1. Измерить линейкой объект, высота которого известна.
  2. Измерить линейкой объект, высоту которого нужно найти.
  3. Составить пропорцию для реальных размеров и размеров изображений.
  4. Решить пропорцию и записать ответ.

После рассмотрения алгоритма его необходимо отработать на блоке отобранных заданий для того, чтобы учащиеся смогли усвоить способ решения и успешно справиться с данным типом задания при выполнении ВПР.

Таким образом, подготовка к ВПР необходима для того, чтобы учащиеся смогли не только увидеть примеры заданий, но и выделить способы их решений, а также усвоить их при решении основных типов задач, что позволяет предупредить возможные затруднения.

Перечислим основные этапы подготовки к ВПР, которые были выделены нами:

  1. Анализ структуры ВПР с целью выделения основных типов заданий.
  2. Анализ различных УМК с целью выявления заданий, соответствующих выделенным типам заданий ВПР, а также способов их решения.
  3. Планирование процесса подготовки к ВПР (текущая подготовка тематическая подготовка, итоговая подготовка).
  4. Отбор задачного материала для отработки умений.
  5. Отработка способов решения заданий выделенных типов.

Литература:

  1. ВПР–2023, математика — 6: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина. [Электронный ресурс]. — https://math6-vpr.sdamgia.ru/test?theme=7.
  2. Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин]. — 14-е изд. — М.: Просвещение, 2015. — 272 с.
  3. Мерзляк А. Г. Математика: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2014. — 304 с.
  4. Черепанова О. А., Белогубец Я. А. Всероссийские проверочные работы в региональной системе оценки качества образования // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. — 2017. — № 1 (2). — с. 48–54.
Основные термины (генерируются автоматически): задание, текущая подготовка, итоговая подготовка, основной тип заданий, умение, учащийся, этап подготовки, диагностическая работа, задачный материал, натуральное число.


Ключевые слова

подготовка, математика, ВПР

Похожие статьи

Реализация ФГОС на уроках технологии: индивидуальный подход к учащимся средней общеобразовательной школы

В условиях перехода основной общеобразовательной программы на работу по ФГОС нового поколения перед учителем технологии встает вопрос о проведении урока на основе индивидуального подхода к учащимся. В данной статье автор рассматриваем основные услови...

Развитие и оценка логического мышления школьников путем решения математических задач

Развитие умственных способностей ребенка имеет особое значение в жизни. Сегодня очень важна готовность ребёнка к получению новых знаний, умение рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы рисунков и конструкций. Основыва...

Контроль и оценка умений монологического высказывания на уроках английского языка в 9-м классе

В статье рассматриваются вопросы контроля и оценки умений монологического высказывания на уроках английского языка в 9 классе. Исследование основано на анализе внутренней и внешней структуры монологической речи, требованиях Федерального государственн...

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках кружковой работы по биологии и экологии

Исследовательская компетенция — совокупность знаний и систем деятельности, которая обязательна для современного выпускника школы. Ее развитие осуществляется с помощью ряда методов и приемов, используемых во время урока. В статье рассматриваются вопро...

Основные направления работы учителя русского языка и литературы при подготовке к ЕГЭ

Статья содержит описание приёмов, методов активизации знаний на уроках русского языка и литературы при подготовке к ЕГЭ. Описан педагогический опыт работы: анализ литературного произведения с точки зрения пространства, времени и круга основных пробле...

Анализ психолого-педагогических условий профессиональной подготовки будущих учителей математики на основании изучения представлений студентов о математическом образовании

В соответствии с программой федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) требования предъявляются не только к компетенциям, которыми должен овладеть выпускник в результате освоения образовате...

Изучение основ предпринимательской деятельности в рамках профессионального образования

Интерес к изучению предпринимательства в нашей стране сегодня действительно вырос значительно. И это отчасти обуславливается развитием рыночных отношений, построением гражданского общества и соответствующими изменениями в системе социальных отношений...

Программное обеспечение элективного курса «Этикет делового человека» в школе как образовательная составляющая для развития и формирования у школьников — будущих выпускников — навыков культуры этикета делового человека в современном обществе

Ученикам-будущим выпускникам уже со школьных лет необходимо иметь представления о существующих нормах и правилах поведения в трудовом коллективе, о морально-психологическом климате, об этике служебных отношений; в том числе, осваивать практику работы...

Рекомендации по применению персонального сайта учителя в процессе обучения математике в рамках дифференцированного подхода

В настоящее время в глобальных масштабах перед образовательными системами стоит вопрос практической реализации карантинных мероприятий в связи с пандемическим распространением коронавирусной инфекции и сочетанием с учебным процессом. Так, процесс обу...

Подготовка к ЕГЭ по английскому языку: достижение метапредметных результатов

В данной статье поднимается вопрос о метапредметных результатах обучения на уровне среднего (полного) общего образования. Автором рассматривается ЕГЭ как форма итогового стандартизированного контроля и достижение в его рамках метапредметных результат...

Похожие статьи

Реализация ФГОС на уроках технологии: индивидуальный подход к учащимся средней общеобразовательной школы

В условиях перехода основной общеобразовательной программы на работу по ФГОС нового поколения перед учителем технологии встает вопрос о проведении урока на основе индивидуального подхода к учащимся. В данной статье автор рассматриваем основные услови...

Развитие и оценка логического мышления школьников путем решения математических задач

Развитие умственных способностей ребенка имеет особое значение в жизни. Сегодня очень важна готовность ребёнка к получению новых знаний, умение рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы рисунков и конструкций. Основыва...

Контроль и оценка умений монологического высказывания на уроках английского языка в 9-м классе

В статье рассматриваются вопросы контроля и оценки умений монологического высказывания на уроках английского языка в 9 классе. Исследование основано на анализе внутренней и внешней структуры монологической речи, требованиях Федерального государственн...

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках кружковой работы по биологии и экологии

Исследовательская компетенция — совокупность знаний и систем деятельности, которая обязательна для современного выпускника школы. Ее развитие осуществляется с помощью ряда методов и приемов, используемых во время урока. В статье рассматриваются вопро...

Основные направления работы учителя русского языка и литературы при подготовке к ЕГЭ

Статья содержит описание приёмов, методов активизации знаний на уроках русского языка и литературы при подготовке к ЕГЭ. Описан педагогический опыт работы: анализ литературного произведения с точки зрения пространства, времени и круга основных пробле...

Анализ психолого-педагогических условий профессиональной подготовки будущих учителей математики на основании изучения представлений студентов о математическом образовании

В соответствии с программой федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) требования предъявляются не только к компетенциям, которыми должен овладеть выпускник в результате освоения образовате...

Изучение основ предпринимательской деятельности в рамках профессионального образования

Интерес к изучению предпринимательства в нашей стране сегодня действительно вырос значительно. И это отчасти обуславливается развитием рыночных отношений, построением гражданского общества и соответствующими изменениями в системе социальных отношений...

Программное обеспечение элективного курса «Этикет делового человека» в школе как образовательная составляющая для развития и формирования у школьников — будущих выпускников — навыков культуры этикета делового человека в современном обществе

Ученикам-будущим выпускникам уже со школьных лет необходимо иметь представления о существующих нормах и правилах поведения в трудовом коллективе, о морально-психологическом климате, об этике служебных отношений; в том числе, осваивать практику работы...

Рекомендации по применению персонального сайта учителя в процессе обучения математике в рамках дифференцированного подхода

В настоящее время в глобальных масштабах перед образовательными системами стоит вопрос практической реализации карантинных мероприятий в связи с пандемическим распространением коронавирусной инфекции и сочетанием с учебным процессом. Так, процесс обу...

Подготовка к ЕГЭ по английскому языку: достижение метапредметных результатов

В данной статье поднимается вопрос о метапредметных результатах обучения на уровне среднего (полного) общего образования. Автором рассматривается ЕГЭ как форма итогового стандартизированного контроля и достижение в его рамках метапредметных результат...

Задать вопрос