В статье рассматривается настоящее дистанционного обучения и перспективы его развития. Описаны перспективные направления в создании дистанционного обучения и актуальность их применения.
Ключевые слова: дистанционного обучение, образование, будущее технологий, студенты, виртуальная реальность в обучении, геймификация обучения.
Кризисы последних лет, нашумевшие во многих сферах деятельности человека, потребовали также и экстренных мер в сфере дистанционного образования и обучения. Это позволило максимально эффективно собрать и применить технологии, которые до этого считались невыгодными, неиспользуемыми и неактуальными. Однако традиционные образовательные организации оказались неспособны к быстрому переходу в новую реальность, что показало слабые стороны устоявшегося подхода и, соответственно, пути к их решению
Сфера дистанционного образования находится на стыке технологий и образования, и в будущем она может претерпевать значительные изменения, поскольку каждый год появляются всё новые инструменты, позволяющие облегчить труд создателей такого формата обучения и максимально визуализировать контент, сделать его понятным и комфортным для понимания.
Прогнозы крупнейших платформ по онлайн обучению таковы, что дистанционное образование станет еще более доступным в удаленных регионах, более динамичным, а подходы обучения сдвинутся с группы лиц на личность. Развитие интернет-технологий и мобильных устройств уже позволяет студентам обучаться и взаимодействовать с преподавателями и сверстниками в любое время и из любой точки мира, что сильно экономит время и финансы. Такой подход был невообразим ещё каких-то десять лет назад, а сейчас это новая реальность.
Из всего разнообразия технологий, можно выделить следующие ключевые направления развития:
– Виртуальная реальность — возможности виртуальной и дополненной реальности будут играть важную роль в дистанционном образовании будущего. Это позволит студентам получить более эффективное, интерактивное и понятное образование, включая виртуальные лаборатории, умные тренажеры, практические тренинги и симуляции реальных ситуаций.
– Фокус на личностном обучении. Также в будущем, дистанционное образование может стать более личностным, используя инструменты искусственного интеллекта и машинного обучения для создания индивидуализированных образовательных планов и оценки успеваемости. Уже сейчас искусственный интеллект способен подобрать индивидуальный план по обучению, помочь в правильной организации учебного времени.
– Совмещение «онлайн» и «офлайн» обучения. Будущее дистанционного образования будет сочетать в себе «онлайн» и «офлайн» компоненты, предлагая студентам более гибкие и многосторонние возможности обучения. Такой подход позволит студентам удобно учиться в «онлайн» режиме, и в какой-то момент встречаться в реальной жизни. Это дополнительно будет развивать навыки социализации, эмпатии и деловой коммуникации, которые сейчас называют модным словосочетанием «soft skills».
– Геймификация обучения — создание образовательного контента с привязкой к игровым механикам, проходя которые человек соотносит себя с персонажами видеоигр и достигает поставленных целей. Данный подход позволяет улучшить вовлеченность индивида и его мотивацию к обучению, за счет превращения чуть ли всего образовательного контента в игру. Конечно, данный подход раньше был применим только в обучении детей дошкольного и школьного возраста, но благодаря стремительному проникновению игр в жизни и масс-медиа, взрослению тех самых вчерашних школьников.
Однако, необходимо отметить, что дистанционное образование не может заменить полноценное образование в социальной группе и некоторые критики считают, что оно не может дать такой же эффект как очное обучение и не может заменить общение в живой группе. Но в зависимости от ситуации и индивидуальных потребностей, дистанционное образование может предоставить множество преимуществ, таких как доступность для тех, кто живет в отдаленных районах, или для тех, кто не может оставить свою работу или семью, людям с ограниченными возможностями. Оно также может помочь людям в любом возрасте и в любом социальном статусе продолжать обучение и развивать свои навыки в течение всей жизни, без отрыва от насущных дел.
Также параллельно развивается система онлайн-сертификации, чтобы облегчить процесс проверки и подтверждения квалификации для студентов. Университеты вводят единые стандарты для специальностей, специализированные экзамены для подтверждения квалификации (а некоторые сертификаты действуют даже в международном поле).
В целом, будущее дистанционного образования выглядит достаточно обещающим, предлагая всё большие возможности для обучения и развития навыков для людей по всему миру, людей с инвалидностью, людей с закрытым типом личности и т. д. Однако, важно будет отметить, что дистанционное образование не заменит все преимущества обучения в живом формате и общения с другими студентами и преподавателями. Так что в будущем, дистанционное образование может использоваться как солидное дополнение к традиционному образованию, но не его замена.
В будущем мы также можем ожидать развития технологий, которые позволят дистанционному образованию более точечно соответствовать обучению в группе людей. Например, виртуальная и дополненная реальность уже позволяет практически «вживую» изучать концепции и материалы, строительные и технологические процессы, симуляции различных ситуаций, что было бы сложно достичь при использовании только текста и изображений. Также можно ожидать развития инструментов для онлайн-коллаборации, которые позволят студентам лучше взаимодействовать и общаться друг с другом, даже если они находятся в разных частях мира.
В целом, дистанционное образование имеет большой потенциал для развития и расширения доступа к образованию для людей по всему миру. Но необходимо развивать и улучшать технологии и методы дистанционного обучения, чтобы обеспечить качество образования, не уступающее традиционному образованию в классе. Это также включает в себя развитие новых форм оценки и аккредитации, которые могут быть специфическими для дистанционного образования. Также необходимо отслеживать тренды и применять эти новые технологии на практике.
Некоторые прогнозы говорят, что в будущем дистанционное образование будет играть все более важную роль в образовании и станет доступным для огромного количества людей. Глобальный прирост населения Земли составляет около 75 миллионов, или 1.1 % в год. По этому показателю можно понять, что ежегодно нагрузка на традиционные университеты увеличивается, что приводит к увеличению издержек, а от учебного заведения более эффективного распределения трудовых и материальных ресурсов. Такой вид обучения может помочь решить проблемы доступности образования в отдаленных и труднодоступных регионах или странах с низким уровнем жизни, позволит частично разгрузить транспортные и социальные структуры, а также помочь людям изучать новые навыки и повышать квалификацию в течение всей своей жизни.
Литература:
- РБК Тренды. Журнал «Списать не получится» // Выпуск РБК № 9, (158) 2020.
- Rafael Reif. A decade of global learning // Massachusetts Institute of Technology 15.12.2022.
- Гафурова, Х. Ш. Дистанционное обучение в вузе: формы и методы контроля / Х. Ш. Гафурова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 245–247. — URL: https://moluch.ru/archive/359/80185/ (дата обращения: 03.02.2023).
- Жукова, Е. А. Образовательные онлайн-ресурсы: определение и виды / Е. А. Жукова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 18–20. — URL: https://moluch.ru/archive/153/43431/ (дата обращения: 03.02.2023).