В данной статье проводится анализ старой традиционной системы образования, а также описаны современные подходы к пониманию понятий компетенции, анализируется понятия компетентность и компетенции. Рассматриваются актуальные проблемы современного непрерывного образования. Проводится анализ работ В. А. Сластенина, А. Марковой, В. В. Краевского. В этой статье проводится анализ важных источников таких как примерная основная общеобразовательная программа, стандарт педагога. Изучается проблема традиционной системы непрерывного образования, которая в связи с переходом на новые стандарты должна меняться в связи с современными требованиями к учителю. В статье приводятся требования к профессиональным компетенциям педагога. А также отмечается ряд проблем в современной системе образования. Сейчас главный акцент в системе образования делается на потребности учащихся и родителей. И в современных реалиях образования учитель должен обладать компетенциями, чтобы мог дать знания своим ученикам в этой статье приводится ряд таких компетенций.
Ключевые понятия: компетенции, педагогические компетенции, ИКТ-компетенции, стандарты второго поколения, система непрерывного образования, стандарт педагога, примерная общая основная образовательная программа, федеральный государственный образовательный стандарт, инклюзия.
This article analyzes the old traditional system of education, as well as describes current approaches to understanding the concepts of competence, analyzes the concepts of competence and competence. The urgent problems of modern continuing education. Held analysis VA works Slastenina, Markov VV Krajewski. This article analyzes the important sources such as exemplary mainstream program, teacher standards. We study the problem of the traditional system of continuous education, which is in connection with the transition to new standards should be changed in connection with the current requirements to the teacher. The article presents the requirements for professional competence of the teacher. And also noted a number of problems in the modern education system. Now the main emphasis in the education system is on the needs of students and parents. And in today's realities of education the teacher must possess competence that could give knowledge to his disciples in this article provides a number of competencies.
Keywords: competence, pedagogical competence, ICT competence, the second generation of standards, the system of continuous education, teacher standards, the estimated total basic educational program, the federal state educational standard inclusion.
В сегодняшней системе образования, когда в нынешних условиях необходимо повышать подготовку и переподготовку кадров, но и изменить систему повышения квалификации. Советская система образования, которая ориентировалась на знания и на цель обучения уже изжила себя и стала уходить в прошлое уже не эффективная. По итогам результатов обработки навыков, которыми обладают выпускники оценивали педагогические кадры школы. Сегодня, когда меняется и обновляется общество и школы появляются и новые требования. Исходя из требований главным из которых является развитие профессиональной компетенции педагога, который может не только организовывать работу учеников, передать ему определенную сумму знаний, которыми обладает сам и которыми может активно пользоваться ученик в своей жизни. В настоящее время все образовательные организации переходят на стандарты второго поколения. Нынешние потребности требуют появления новых выпускников, которые могут обладать самостоятельностью, мобильностью, обучаемостью, конкурентоспособностью. В сегодняшнее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит развитие нужного набора компетенций, которые необходимы современному педагогу. В стране был под знаком года учительского мастерства, а также в этот год президент сказал, что в современной системе повышения квалификации преподавательского корпуса нужны существенные изменения. И для этого нужно разработать новые системы повышения квалификации и переподготовки педагогического корпуса с использованием современных технологий, должны появиться новые условия для подготовки педагогического корпуса к работе в информационно-коммуникативной образовательной среде, должны появиться новые подходы к совместным формам самообразования в области ИКТ. В результате произошел переход на новые образовательные стандарты, появилась задача, которая требует изменения системы повышения квалификации учителей и директоров школ. При этом современные программы повышения квалификации и переподготовки, которые созданы по традиционному старому принципу, должны видоизменятся и нужно рассматривать педагогические цели учителей, которые соответствуют образовательными потребностями учащихся. Проведя анализ работ мэтров педагогики, таких как В. А. Сластенина, А. Марковой, В. В. Краевского мы пришли к выводу, что компетенция рассматривается по отношению к определенному кругу знаний и навыков. Развитие способностей и навыков рассматривается как появление новых видов знаний, которые проверены опытным путем. [4, c. 45]. Способность как взаимосвязанное качество личности связана с готовностью, к другим качествами. Способности выражают готовность человека к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению. В итоге одним словом можно назвать как педагогическую компетентность. Но все внимание обращено на определение профессиональной компетентности. Раньше «компетентность» рассматривалась как человека, знающего ту или иную деятельность. Но сейчас в том числе специалисты рассматривают профессиональную компетентность педагога как набор определенных навыков и умений. [3, c. 56]. В итоге нужно отметить, что компетентность — это взаимосвязанная характеристика учителя, которую он может передавать своим учащимся. Важный документ является примерная основная общеобразовательная программа основного общего образования и там говориться, что важным условием является обеспечить процесс системы повышения квалификации в соответствии с современной системой повышения квалификации [1, с. 234]. Рассматривая нынешнюю систему образования, нужно учитывать, насколько учитель популярен в своей деятельности среди родителей, учеников и коллег. Нужно обращать внимание на участие учителя в различных конкурсах, мероприятиях, где он может показать свой опыт. [1, с. 234]. В Примерной Основной Общеобразовательной программе основного общего образования существует раздел связанный с результатами на сколько педагог готов к новым требованиям. Новые требования, которые стоят перед педагогом очень важны и многогранны, в решении этой задачи учителю поможет система дополнительного образования. [1, с. 234]. Но в старом ее виде она изжила себя так как нет результата работы педагога по многим критерия. Эти критерии могут разрабатываться самой образовательной организацией. Но в большинстве случаев эти критерии, которые разрабатывает сама организация не отвечает тем требованиям и потребностям современного общества. А носит формальный характер, не имеющий отношения к современной системе образования и не несет за собой каких-либо результатов.
Появляется новая оценка качества работы педагога и результаты его работы за счет участия в различных мероприятиях различного уровня и значения. Итак, проблема, которая рассматривается нами это несоответствие содержания, методик оценки профессиональных компетенций педагога в современных условиях. Невозможно требовать от учителя то, что он не знает и в свою очередь не может дать учащимся. Таким образом цель исследования: усовершенствовать современные условия для педагогов, которые смогут дать возможность развивать компетентность педагогов.
Задачи исследования:
- Рассмотреть нормативно-правовые источники, где рассмотрены компетентности педагога.
- Определить роль системы дополнительного профессионального образования в развитии профессиональных компетенций педагога.
- Создать модель развития профессиональных компетенций педагога в системе дополнительного профессионального образования.
- Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность разработанной модели развития профессиональных компетенций педагога.
Анализируя требования к педагогам, нужно обратить внимание на нужные, компетентности это, к примеру ИКТ-компетентности. Все педагоги пользуются телефонами, компьютерами в своей работе, что дает эффективность образовательному процессу. В своей работе педагоги используют интерактивные доски, по которым показывают учащимся систему как можно найти ту или иную информацию, создают группы в социальных сетях для родителей для общения с ними. В нашей стране стали вводиться электронное обучение, которое дает дополнительные возможности в работе для педагогов. [2, с. 36–37]. Школа должна быть укомплектована кадрами, которые обладают навыками, которые помогут справиться с важными требованиями новой системы образования. [2, с. 46].
Изменяются и требования к педагогу, в современное время разработана идея инклюзивного образования, что все дети должны обучаться и входить в общество своих сверстников и учитель должен быть готов, что такие дети будут учиться в современной школе. И учителей должен обладать навыками работы с такими детьми, но многие учителя как показывает опрос не готовы к таким условиям работы т. к. не знает, как работать в таких условиях и с такими детьми, называя следующие причины это неготовность, отсутствие условий и специалистов, которые окажут им помощь в работе с такими детьми. [2, с. 50].
Таким образом, в современных условиях, когда меняется система образования нужна связь между системой повышения квалификации и работодателем, который может четко описать какой нужен ему учитель.
Литература:
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Текст] /8 апреля 2015 г. № 1/15.
- Профессиональный стандарт педагога [Текст] /2015 г.
- Маркова А. К. Психология профессионализма [Текст] / А. К. Маркова. — М., 1996. — 308 с.
- Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя [Текст]/Л. М. Митина. — М.: Академия, 2004. — 320 с.
- Персонифицированная модель повышения квалификации работников образования в современных социально-экономических условиях: коллективная монография / под ред. Н. К. Зотовой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ФЛИНТА: Наука, 2014. -368 с.