В статье авторы предпринимают попытку установить взаимосвязь между феноменами совладания и жизнестойкого поведения взрослой личности в различных возрастных группах. Актуальность данного исследования обусловлена недостаточной изученностью этих явлений и их связи как в теоретическом, так и в практическом планах. Анализ этой проблемы осуществлен с помощью методов математической статистики.
Ключевые слова: совладающее поведение, жизнестойкость, взрослость, взаимосвязь.
Проблемы совладающего поведения и жизнестойкости в психологической науке исследуются сравнительно недавно — 20–30 лет. В настоящее время остается нерешенной масса вопросов, связанных с критериями совладания, методами его измерения, детерминацией копинг-поведения и других аспектов поведения субъекта в сложной жизненной ситуации. При этом отметим, что многие ученые прямо или косвенно отмечают связь между этими феноменами [1,2,4]. Тем не менее, теоретические аспекты изучены более подробно, нежели практические. В связи с этим необходимым представляется изучение взаимосвязи совладания и жизнестойкости на примере периода взрослости.
В этих целях нами было проведено эмпирическое исследование на группе численностью 80 человек, проведенное в детских садах г. Ростова-на-Дону. Выборка была разделена на две части в соответствии с возрастом: группа ранней зрелости (20–40 лет), и группа поздней зрелости (40–60 лет), согласно периодизации Ж. Годфруа [3]. Применялся опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкман (адаптация Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, М. С. Замышляевой) [5], опросник «Диагностика стратегий поведенческой активности в стрессовых условиях» (Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.) [8], тест жизнестойкости С. Мадди (адаптация Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой) [6] и тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева [7].
Для проверки гипотезы о том, что существуют значимые различия в параметрах совладающего поведения и жизнестойкости в разные периоды взрослости, был использован непараметрический U-критерий Манна-Уитни. Результаты сравнительного анализа представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Результаты сравнительного анализа особенностей совладающего поведения и жизнестойкости в группах ранней и поздней зрелости *
Переменные |
Средний ранг в группе ранней зрелости |
Средний ранг в группе поздней зрелости |
U Манна-Уитни |
p |
Стратегия поведенческой активности |
35,18 |
45,83 |
587,0 |
0,040* |
Вовлеченность |
35,65 |
45,35 |
606,0 |
0,062 |
Локус контроля-Я |
35,90 |
45,10 |
616,0 |
0,075 |
Примечание: * — различия значимы на уровне 0,05.
По результатам сравнительного анализа было выявлено значимое различие по шкале «Стратегия поведенческой активности» (U=587,0 при р=0,040). По шкалам вовлеченности (U=606,0 при р=0,062) и «Локус контроля-Я» (U=616,0 при р=0,075) были выявлены тенденции к значимым различиям. Статистически значимые различия и тенденции к ним представлены на столбчатой диаграмме (Рисунок 1).
Рис. 1. Сравнительный анализ особенностей совладающего поведения и жизнестойкости в группах ранней и поздней зрелости
Анализируя полученные данные, мы можем утверждать, что респонденты в возрасте от 40 до 60 лет чаще по сравнению с лицами возраста 20–40 лет включены в события собственной жизни и получают удовольствие от ее проживания, а также полагают, что обладают достаточной свободой выбора и способны реализовать ключевые персональные цели.
Единственное статистически значимое различие обнаружено по шкале стратегии поведенческой активности в стрессовых условиях, т. е. респонденты поздней зрелости имеют более сниженную деловую активность и эмоциональную насыщенность жизни, меньшую чувствительность к критике или похвале, а также в большей мере эмоционально устойчивы в стрессовых ситуациях в сравнении с респондентами ранней зрелости.
Для проверки гипотезы о существовании взаимосвязей между способами совладающего поведения и уровнем жизнестойкости в разные периоды взрослости был проведен корреляционный анализ ρ Спирмена.
Рассмотрим полученные результаты корреляционного анализа (Таблица 2).
Таблица 2
Связи между способами совладающего поведения и уровнем жизнестойкости в группе ранней зрелости *
Коррелирующие показатели |
r |
p |
Жизнестойкость — бегство-избегание |
-0,482 |
0,002** |
Жизнестойкость — планирование решения проблемы |
0,582 |
0,000** |
Жизнестойкость — положительная переоценка |
0,397 |
0,011* |
Примечания: r — корреляционный коэффициент ρ Спирмена; p — уровень статистической значимости; * — p<0,05; ** — p<0,01.
По итогам проведения статистического анализа выявлены как положительные, так и отрицательные взаимосвязи. Анализируя корреляции в группе ранней зрелости, были обнаружены прямо пропорциональные взаимосвязи между общим показателем жизнестойкости и планированием решения проблемы (r=0,582 при p<0,01), а также положительной переоценкой (r=0,397 при p<0,05). Отрицательная взаимосвязь была обнаружена между общим показателем жизнестойкости и способом совладающего поведения «Бегство-избегание» (r=-0,482 при p<0,01).
Далее рассмотрим корреляции между способами совладающего поведения и уровнем жизнестойкости в группе поздней зрелости.
Таблица 3
Связи между способами совладающего поведения и уровнем жизнестойкости в группе поздней зрелости *
Коррелирующие показатели |
r |
p |
Жизнестойкость — принятие ответственности |
-0,446 |
0,004** |
Жизнестойкость — бегство-избегание |
-0,335 |
0,035* |
Жизнестойкость — планирование решения проблемы |
0,335 |
0,035* |
Примечания: r — корреляционный коэффициент ρ Спирмена; p — уровень статистической значимости; * — p<0,05; ** — p<0,01.
В группе респондентов поздней зрелости также обнаружены как положительные, так и отрицательные взаимосвязи. Обратно пропорциональные взаимосвязи были выявлены между общим показателем жизнестойкости и принятием ответственности (r=-0,446 при p<0,01), а также способом совладающего поведения «Бегство-избегание» (r=-0,335 при p<0,05). Положительная взаимосвязь была обнаружена между общим показателем жизнестойкости и планированием решения проблемы (r=0,335 при p<0,05).
Таким образом, получены следующие выводы:
1) значимое различие в особенностях совладающего поведения и жизнестойкости обнаружено у представителей группы поздней зрелости — они имеют меньшую деловую активность, эмоциональную насыщенность жизни, чувствительность к критике или похвале, а также в большей мере эмоционально устойчивы в стрессовых ситуациях, по сравнению с испытуемыми ранней зрелости;
2) у опрошенных респондентов в возрасте от 20 до 40 лет чаще отмечается высокая напряженность копингов «Положительная переоценка» и «Планирование решения проблемы», т. е. наблюдается вероятность недооценки арсенала действенного и оперативного разрешения трудностей с уходом в философское осмысление проблемной ситуации. Однако, при повышении жизнестойкости повышается адаптивный полюс копинга «Бегство-избегание», т. е. повышается способность личности быстрого и конструктивного снижения эмоционального напряжения в ситуации стресса через временное отвлечение на другую деятельность;
3) чем выше жизнестойкость в группе поздней зрелости, тем большая напряженность прослеживается по копингу «Планирование решения проблемы», что сопровождается излишней рациональностью, отказом от интуитивности и проявления эмоций в стрессовой ситуации. При этом, повышение жизнестойкости способствует повышению адаптивного полюса копинг-механизмов «Бегство-избегание» и «Принятие ответственности», т. е. повышается способность личности быстрого и конструктивного снижения эмоционального напряжения в ситуации стресса через временное отвлечение на другую деятельность (отдых, сон, физическая активность и пр.), а также признанием своей роли в возникновении проблемы и принятием ответственности за ее решение.
Литература:
- Борисова Н. М., Шаповаленко И. В. Личностные детерминанты совладающего поведения в среднем возрасте // Психолого-педагогические исследования. — 2018. — Т. 10. — №. 3. С. 115–125.
- Волкова Н. Э. Вариативность стратегий совладания у юношей и девушек на разных уровнях жизнестойкости // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2018. — Т. 24. — №. 2. — С. 19–23.
- Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 2: Пер. с франц. — М.: Мир, 1992. — 376 с.
- Дубровина С. В. Жизнестойкость и особенности совладания с профессиональными трудностями у лиц среднего возраста // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты. — 2020. — С. 233–238.
- Крюкова Т. Л., Куфтяк Е. В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. М. — 2007. — № 3. С. 93–112.
- Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. — М.: Смысл. — 2016. — 63 с.
- Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. — М.: Смысл. — 2000. — 18 с.
- Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., Изд-во Института Психотерапии. — 2002.