В статье рассматриваются различные возможности использования подвижных игр в системе дошкольного образования, раскрываются вопросы в воспитании физически здорового поколения посредством подвижных игр.
Ключевые слова: Подвижные игры, развитие личности, разностороннее развитие, дошкольники, умения, гибкость, ловкость.
Подвижная игра с правилами — это осознанный вид деятельности детей дошкольного возраста, обладающий точным и мгновенным выполнением всех заданий и поставленных задач, а также согласованный со всеми играющими правилами. По мнению П. Лесгафта, «Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. умения, развитие личности, разностороннее развитие, дошкольники» [1, c. 29].
Содержание подвижных игр, очень, разнообразно — это различные виды бега, метаний, прыжков и других телодвижений. Соревнование — это лучший стимулирующий мотив и инициатива среди детей дошкольного возраста, детки просто загораются и стремятся занять победные места. Понимание, отношения детей в игре и, конечно, поведение в игре всегда обозначается правилами.
Подвижная игра развивает детский организм, она способствует развитию ловкости, гибкости, учит детей дошкольного возраста выносливости, соблюдать и выполнять, закреплённые правила, фиксировать внимание, контролировать движения, быстро и правильно решать поставленные задачи. Игра снимает напряжение, раскрепощает, а также, открывает способности к фантазированию, развивает чуткость, тренирует активное реагирование и избавляет от стрессовых ситуаций. В игре дети дошкольного возраста получают колоссальное удовольствие, общение, учатся находить общий язык, контактировать со сверстниками, что не мало важно в их возрасте. Игра — очень социальная штучка. Говоря об этой проблеме, З. Фрейд замечает: «В подвижных играх для детей дошкольного возраста много ролевого: в ней проигрываются конфликты из настоящей жизни и это помогает не только видеть их под другим углом, но и решать проблемы вне игры, справляться с ними, используя игровой опыт, находить экологичный выход из конфликта» [5, c. 26].
Для детей дошкольного возраста подвижные игры, которые принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни выступает, как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливается эмоциональные и волевые проявления.
Игры, в том числе и, подвижные выступают на первом месте в воспитании детей. Играя, дети дошкольного возраста изучают окружающий мир и воплощают его в игровых образах. Для дошкольников нет ничего более занимательного, чем игра. Ведь в игре приобретаются новые, важные и нужные для маленькой жизни качества и навыки. Играя, дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Подвижные игры дают детям дошкольникам мотив приглядываться к той деятельности, которую они отображаются в игре. Отсюда знакомство с новыми словами, действиями, выражениями; их язык делается богаче, и детки приучаются выражать свои мысли словами. Подвижная игра, безусловно, является для дошкольников активной деятельностью, где закрепляются правила и выполняются задания для всех играющих.
Подвижная игра одновременно оказывает разностороннее развитие и укрепление организма детей. Оздоровительное: ловкость движений; развивая их, способствует формированию выносливости, быстроты, координации движений. Оказывает, в свою очередь, благоприятное влияние на физическую и психическую деятельность детей дошкольного возраста. Умственное: дети учатся соблюдать и играть по правилам, также учатся слышать и слушать команды водящего, ориентироваться в пространстве. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Подвижные игры для детей дошкольного возраста часто проводятся со стихами, считалками и даже с песнями. Такие подвижные игры, безусловно, благотворно влияют на развитие ребенка, пополняют словарный запас, обогащают речь детей.
Главная роль в методике проведения подвижных игр принадлежит воспитателю, выполняющему направленное руководство играми. Нужно образно раскрыть детям сюжет игры, заинтересовать содержанием, помочь им войти в роль, точно показать необходимые условия и движения игры. Воспитатель должен воспитывать у детей привычку добросовестно, ответственно выполнять все правила игры.
Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Свободу действий дети дошкольного возраста реализуют в подвижных играх, которые являются основным подходом развития физической культуры. Подвижные игры являются не заменимым средством формирования и улучшения движений детей дошкольного возраста, а также закаливания и укрепления организма. Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях. Подвижные игры занимают главное место в жизни детей дошкольного возраста, и потому рассматривается педагогами, как одна из важных задач в воспитании. В детском саду свободно используются различные игры: подвижные, ролевые, строительные, дидактические. Все они нужны и по-своему полезны детям, все должны быть использованы для работы с детьми в детском саду. В различных играх сотрудники детского сада смогут получше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, также, это позволит им найти наиболее правильные пути понимания на каждого ребенка. И, что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.
Но среди всего многообразия игр особо следует выделить подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Эти действия обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определённой условной цели, поставленной перед дошкольниками. Подвижная игра является тренировкой, с помощью которой, дети дошкольного возраста готовятся к познанию окружающего мира. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся двигательных навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование качеств личности.
Л. И. Пензулаева писала: «Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребёнка. В них он осмысливает и познаёт окружающий мир, в них развиваются интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества» [5, с. 16].
Подвижные игры всегда являются самостоятельной деятельностью, в которой проявляется естественное развитие, причем разносторонние развитие детей дошкольного возраста, необходимость найти решение поставленной задачи. Играя, ребёнок не только познаёт действительность, но и делает её интереснее.
Таким образом, подведение итогов игры должно проходить в занимательной и интересной форме, чтобы желание, в следующий раз добиться еще лучших результатов, не пропало. К обсуждению проведенной игры нужно вовлекать всех детей, чтобы они чувствовали справедливость, честность со стороны взрослый и конечно поддержку. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.
Литература:
- Краснощекова Н. В. «Сюжетно-ролевые игры детей дошкольного возраста»: Ростов на Дону: Феникс, 2006.
- Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. — Санкт-Петербург: Питер, 2019. — 276 с.
- Пятница Т. В. Социализация дошкольников через игру: Пособие для педагогов дошкольного учреждения. — М.: ЭКСМО, 2014. — 67 с.
- Пензулаева Л. И. «Подвижные игры для детей». — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
- Русаков А. А. «Подвижные игры». Сборник — СПб.: Агенство образовательного сотрудничества, 2005.
- Степаненкова Э. Я. Подвижные игры как средство гармоничного развития дошкольников. //Дошкольное воспитание 1995г. № 12- с.23.