Роль маркетинговой деятельности в агропромышленном комплексе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №5 (452) февраль 2023 г.

Дата публикации: 05.02.2023

Статья просмотрена: 557 раз

Библиографическое описание:

Блажеева, Н. В. Роль маркетинговой деятельности в агропромышленном комплексе / Н. В. Блажеева, Л. Н. Дулепинских. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 5 (452). — С. 209-212. — URL: https://moluch.ru/archive/452/99793/ (дата обращения: 17.10.2024).



В современном мире маркетинг приобретает все больший смысл, и занимает одну из основных позиций, способствующих развитию предприятий. [5]

Агропромышленный комплекс не является исключением. Маркетинг сельского хозяйства позволяет сопоставить возможности предприятия с потребностями рынка в процессе изготовления востребованного продукта или услуги, а также стать связующим звеном между ними.

Таким образом, представим основные задачи, которые призван решать агромаркетинг (рис. 1).

Задачи агромаркетинга [3]

Рис. 1. Задачи агромаркетинга [3]

Важно отметить, что предприятия агропромышленного комплекса включают в себя несколько типов:

– производителей сельскохозяйственного сырья для последующей переработки;

– предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию;

– предприятия, осуществляющие реализацию готовой продукции.

У каждого типа предприятий есть свои особенности, без которых невозможно их эффективное развитие. Именно их, в том числе, и должен учитывать агромаркетинг.

Внедрение агромаркетинга в каждую подотрасль, позволит, не только оценить текущую ситуацию на рынке, но и составить его прогноз, а также направление движение (подъем или упадок). В результате этого, производственные процессы предприятия можно перенастроить под условия меняющегося рынка. Это позволит предприятиям всегда оставаться высоко конкурентными, и, следовательно, способными приумножать свои доходы. [4]

Проведем анализ динамики производства основных видов продукции агропромышленного комплекса в России (рис. 2).

Объемы производства основных видов сельскохозяйственных культур в России [6]

Рис. 2. Объемы производства основных видов сельскохозяйственных культур в России [6]

Представленные данные показывают практически одинаковые объемы производства овощей, картофеля и семян подсолнечника на протяжении пяти лет, т. е. с 2017 по 2021 гг.

При этом значительно отличается динамика производства зерна и сахарной свеклы.

На объемы производства продукции сельского хозяйства, в большей степени, влияют погодные условия, а также своевременное обеспечение необходимой сельскохозяйственной техникой.

Далее на рис. 3 представлены объемы реализации основных видов продукции сельского хозяйства в России.

Динамика объемов реализации сельскохозяйственной продукции в России [6]

Рис. 3. Динамика объемов реализации сельскохозяйственной продукции в России [6]

Динамика объемов реализации продукции сельского хозяйства имеет примерно такие же колебания, как и объемы производства. Но, сопоставляя рис. 3 с рис. 2, отчетливо видно, что объемы производства всех представленных видов продукции сельского хозяйства значительно выше объемов реализации.

Для наглядности представим на рис. 4 сопоставление объемов производства и реализации зерна.

Соотношение произведенного и реализованного объема зерна в России [6]

Рис. 4. Соотношение произведенного и реализованного объема зерна в России [6]

Полученные данные свидетельствуют об ежегодном превышении произведенного зерна над объемами его реализации. Это говорит о затоваривании рынка. Аналогичная ситуация присутствует и по другим видам сельскохозяйственной продукции, представленным на рисунках выше.

Следовательно, можно сделать вывод, что маркетинговая деятельность достаточно слабо развита в отечественном агропромышленном комплексе. Это обусловлено следующими причинами:

– нехваткой специалистов в области маркетинга сельского хозяйства;

– отсутствием необходимых знаний в области агромаркетинга;

– отсутствие понимания в потребности внедрения агромаркетинга в деятельность предприятий АПК. [2]

Между тем, именно маркетинг способен перераспределить объемы производства и спроса, и, найти, некий баланс между ними. Следовательно, маркетинговая деятельность играет решающую роль в развитии агропромышленных предприятий.

Литература:

  1. Беззубова О.А,, Узденова М. А. Маркетинговый комплекс продвижения товаров и услуг в апк // Наука без границ. 2021. № 5 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/marketingovyy-kompleks-prodvizheniya-tovarov-i-uslug-v-apk (дата обращения: 25.01.2023).
  2. Бирюкова Т. В., Энкина Е. В., Ашмарина Т. И. Стратегическое планирование деятельности апк как основа конкурентоспособности организации // Известия ТСХА. 2021. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskoe-planirovanie-deyatelnosti-apk-kak-osnova-konkurentosposobnosti-organizatsii (дата обращения: 25.01.2023).
  3. Ерлыгина Е. Г., Васильева А. Д. Особенности маркетинга в агропромышленном комплексе // Бюллетень науки и практики. 2020. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-marketinga-v-agropromyshlennom-komplekse (дата обращения: 25.01.2023).
  4. Зимов О. В. Основные аспекты построения коммуникации с потребителем как важная составляющая развития агропродовольственных рынков // Наука без границ. 2021. № 4 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-aspekty-postroeniya-kommunikatsii-s-potrebitelem-kak-vazhnaya-sostavlyayuschaya-razvitiya-agroprodovolstvennyh-rynkov (дата обращения: 25.01.2023).
  5. Николаева М. А., Калугина С. А. Маркетинг: Учебник и практикум / М. А. Николаева, С. А. Калугина. — М.: Дашков и К, 2022. — 364 с.
  6. https://rosstat.gov.ru — Федеральная служба государственной статистики РФ
Основные термины (генерируются автоматически): сельское хозяйство, Россия, объем производства, агропромышленный комплекс, сельскохозяйственная продукция, маркетинговая деятельность, объем реализации, основной вид продукции, предприятие.


Задать вопрос