В современном мире маркетинг приобретает все больший смысл, и занимает одну из основных позиций, способствующих развитию предприятий. [5]
Агропромышленный комплекс не является исключением. Маркетинг сельского хозяйства позволяет сопоставить возможности предприятия с потребностями рынка в процессе изготовления востребованного продукта или услуги, а также стать связующим звеном между ними.
Таким образом, представим основные задачи, которые призван решать агромаркетинг (рис. 1).
Рис. 1. Задачи агромаркетинга [3]
Важно отметить, что предприятия агропромышленного комплекса включают в себя несколько типов:
– производителей сельскохозяйственного сырья для последующей переработки;
– предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию;
– предприятия, осуществляющие реализацию готовой продукции.
У каждого типа предприятий есть свои особенности, без которых невозможно их эффективное развитие. Именно их, в том числе, и должен учитывать агромаркетинг.
Внедрение агромаркетинга в каждую подотрасль, позволит, не только оценить текущую ситуацию на рынке, но и составить его прогноз, а также направление движение (подъем или упадок). В результате этого, производственные процессы предприятия можно перенастроить под условия меняющегося рынка. Это позволит предприятиям всегда оставаться высоко конкурентными, и, следовательно, способными приумножать свои доходы. [4]
Проведем анализ динамики производства основных видов продукции агропромышленного комплекса в России (рис. 2).
Рис. 2. Объемы производства основных видов сельскохозяйственных культур в России [6]
Представленные данные показывают практически одинаковые объемы производства овощей, картофеля и семян подсолнечника на протяжении пяти лет, т. е. с 2017 по 2021 гг.
При этом значительно отличается динамика производства зерна и сахарной свеклы.
На объемы производства продукции сельского хозяйства, в большей степени, влияют погодные условия, а также своевременное обеспечение необходимой сельскохозяйственной техникой.
Далее на рис. 3 представлены объемы реализации основных видов продукции сельского хозяйства в России.
Рис. 3. Динамика объемов реализации сельскохозяйственной продукции в России [6]
Динамика объемов реализации продукции сельского хозяйства имеет примерно такие же колебания, как и объемы производства. Но, сопоставляя рис. 3 с рис. 2, отчетливо видно, что объемы производства всех представленных видов продукции сельского хозяйства значительно выше объемов реализации.
Для наглядности представим на рис. 4 сопоставление объемов производства и реализации зерна.
Рис. 4. Соотношение произведенного и реализованного объема зерна в России [6]
Полученные данные свидетельствуют об ежегодном превышении произведенного зерна над объемами его реализации. Это говорит о затоваривании рынка. Аналогичная ситуация присутствует и по другим видам сельскохозяйственной продукции, представленным на рисунках выше.
Следовательно, можно сделать вывод, что маркетинговая деятельность достаточно слабо развита в отечественном агропромышленном комплексе. Это обусловлено следующими причинами:
– нехваткой специалистов в области маркетинга сельского хозяйства;
– отсутствием необходимых знаний в области агромаркетинга;
– отсутствие понимания в потребности внедрения агромаркетинга в деятельность предприятий АПК. [2]
Между тем, именно маркетинг способен перераспределить объемы производства и спроса, и, найти, некий баланс между ними. Следовательно, маркетинговая деятельность играет решающую роль в развитии агропромышленных предприятий.
Литература:
- Беззубова О.А,, Узденова М. А. Маркетинговый комплекс продвижения товаров и услуг в апк // Наука без границ. 2021. № 5 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/marketingovyy-kompleks-prodvizheniya-tovarov-i-uslug-v-apk (дата обращения: 25.01.2023).
- Бирюкова Т. В., Энкина Е. В., Ашмарина Т. И. Стратегическое планирование деятельности апк как основа конкурентоспособности организации // Известия ТСХА. 2021. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskoe-planirovanie-deyatelnosti-apk-kak-osnova-konkurentosposobnosti-organizatsii (дата обращения: 25.01.2023).
- Ерлыгина Е. Г., Васильева А. Д. Особенности маркетинга в агропромышленном комплексе // Бюллетень науки и практики. 2020. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-marketinga-v-agropromyshlennom-komplekse (дата обращения: 25.01.2023).
- Зимов О. В. Основные аспекты построения коммуникации с потребителем как важная составляющая развития агропродовольственных рынков // Наука без границ. 2021. № 4 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-aspekty-postroeniya-kommunikatsii-s-potrebitelem-kak-vazhnaya-sostavlyayuschaya-razvitiya-agroprodovolstvennyh-rynkov (дата обращения: 25.01.2023).
- Николаева М. А., Калугина С. А. Маркетинг: Учебник и практикум / М. А. Николаева, С. А. Калугина. — М.: Дашков и К, 2022. — 364 с.
- https://rosstat.gov.ru — Федеральная служба государственной статистики РФ