На обложке
изображен Андрей Николаевич Туполев (1888–1972) — выдающийся
советский ученый и авиаконструктор, один из отцов-основателей современного
самолетостроения. Запущенные под его руководством самолеты серии «Ту» составили
основу авиапарка в СССР и постсоветской России. В 2019 году именем
Туполева назван московский аэропорт «Внуково».
Андрей Туполев
родился 29 октября (10 ноября) 1888 года в селе Пустомазово Тверской
губернии. Его отец был родом из Сургута, выходцем из сибирских казаков. С детства
Андрей преуспевал в точных науках. Окончив Тверскую гимназию, он поступил
в Императорское Московское техническое училище (ныне — МВТУ им.
Баумана) и еще там стал членом воздухоплавательского кружка. Молодой конструктор
участвовал в постройке планёра, на котором в 1910 году самостоятельно
совершил первый полёт. В 1911 году успешная учёба и активная научная
деятельность прервались, когда за участие в студенческих волнениях и за
распространение нелегальной литературы он был арестован и в
административном порядке выслан из Москвы на родину под негласный надзор
полиции. Только накануне Первой мировой войны Туполеву удалось вернуться в Москву
в училище, которое он с отличием окончил в 1918 году.
Еще до революции Туполев
проектировал аэродинамические трубы, вместе с Н. Е. Жуковским
создавал Центральный аэрогидродинамический институт. В 1925–1932 годах
создал свои первые самолеты — лучший в мире бомбардировщик ТБ-1 и приземлившийся
на Северном полюсе ТБ-3. Он же занимался проектированием первых советских
дирижаблей, выпускаемых в поселке Дирижаблестрой (ныне — город
Долгопрудный).
Третьего августа
1935 года закончилась неудачей попытка беспосадочного трансарктического
перелёта Москва — Северный полюс — Сан-Франциско на самолёте АНТ-25 с экипажем
в составе: С. А. Леваневский (командир), Г. Ф. Байдуков
(второй пилот) и В. А. Левченко (штурман). Преодолев часть пути,
Леваневский принял решение вернуться из-за технической неисправности (в кабину
пилота стало протекать масло) и сел на аэродроме посёлка Кречевицы под
Новгородом. Об этом полёте было торжественно объявлено заранее, в честь
него была выпущена почтовая марка, и на совещании у Сталина
Леваневский в присутствии Туполева сделал официальное заявление, что
Туполев — вредитель и сознательно делает плохие самолёты.
Но под арестом он работал
в закрытом КБ НКВД — ЦКБ-29, прозванном туполевской шарашкой, где не
только создал самолеты-бомбардировщики Ту-2, Ту-4, Ту-16 (выпускавшиеся в Казани
и Омске и сыгравшие значительную роль в годы Великой
Отечественной войны), но и разработал первый в СССР реактивный
гражданский самолет Ту-104. Только после смерти Сталина, в 1955 году, Андрей
Николаевич был полностью реабилитирован.
В 1957 году Туполев
разработал самолеты, ставшие гордостью отечественной гражданской авиации: межконтинентальный
пассажирский самолет Ту-114 и первый в мире сверхзвуковой
пассажирский самолет Ту-144.
Именно благодаря
усилиям Туполева в Советском Союзе было запущено крупносерийное
производство гражданских самолетов. Многие самолеты марки «Ту» и сегодня
эксплуатируются в разных странах мира.
Андрей Туполев
прожил долгую жизнь, был почетным гражданином Нью-Йорка, Парижа и подмосковного
города Жуковский, трижды Героем социалистического труда. Скончался 23 декабря
1972 года и похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
О великих
авиаконструкторах А. Туполеве и И. Сикорском снят фильм «Поэма о крыльях»
(1979).
Родное село Туполева
Пустомазово в Кимрском районе Тверской области уже оставлено людьми, но
память о его великом уроженце хранит мемориал А. Н. Туполеву
на его месте. В райцентре Кимры установлен бюст авиаконструктора.
В Ульяновске, где
на крупнейшем в мире авиационном производственном объединении (ныне —
«Авиастар») выпускались последние самолеты Ту-204, можно в Головном музее
истории гражданской авиации посмотреть и потрогать практически все
авиалайнеры этой серии — от Ту-104 до Ту-154.
Именем Туполева
названы улицы в десятках городов мира (не только в России, но и,
например, в Амстердаме). Его же имя носит Казанский государственный технический
университет.