На сегодняшний день в России все больше внимания уделяется проблемным вопросам, связанным с ценообразованием на рынке государственных закупок, отсюда как вытекающее — завышение начальной (максимальной) цены контракта (цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком) и соответственно рациональным использованием бюджетных средств.
Целью данного исследования является анализ методических подходов ценообразования к проблемам применяемости в практике для государственных закупок товаров потребительского назначения и на стандартную продукцию (продаваемую на открытых коммерческих рынках) в интересах Министерства обороны Российской Федерации.
Ключевые слова: государственные закупки, ценообразование в государственных закупках, методы определения начально-максимальной цены контракта (цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком), повышение эффективности государственных закупок.
Цена является важнейшим показателем при заключении любого контракта, т. к. в определенной степени предопределяет его экономическую эффективность. Поэтому специалисты, участвующие в закупочной деятельности должны владеть информацией по ценообразованию и принимать экономически обоснованные ценовые решения.
Государственный рынок закупок с точки зрения психолого-экономической стороны обладает совершено другим мотивационным механизмом формирования экономических отношений. Так и в вопросе ценообразования существуют своя специфика. Если на коммерческом рынке хозяйствующие субъекты при закупках расходуют «свои» денежные средства и стараются купить товар по наиболее оптимальной цене и с наилучшими качественными характеристиками, так как от этого зависит их финансовое благополучие, то на рынке государственных закупок заказчик осваивает бюджетные ассигнования, и не о какой прибыли и рентабельности речь не идет. То есть у заказчика снижена мотивация провести эффективную закупку. И более того, есть соблазн поучаствовать в коррупционных схемах и обогатиться за счет государства.
По данным исследования уровня коррупции при государственных закупках, проведенным институтом государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ, общий объем взяток оценили в 6,6 трлн руб., что составляет 6,2 % ВВП России или 35,3 % от доходной части федерального бюджета (18,7 трлн руб.). Также анализ сферы закупок регулярно проводит Счетная палата, и в своем докладе аудиторы указали, что коррупционные риски генерирует прежде всего фактор неурегулированности вопросов формирования начальной цены контракта [1].
В соответствии со ст. 22 «Федерального закона о контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» ФЗ- № 44 (далее Закон № 44-ФЗ) установлено пять методов обоснования начальной максимальной цены контракта (цены контракта, заключаемым с единственным поставщиком) (далее — НМЦК (ЦКЕП):
- Метод сопоставимых рыночных цен или анализ рынка. Основывается на сборе информации о цене от потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и из открытых источников.
- Нормативный метод. Данный метод заключается в расчёте НМЦК на основании требований предъявляемых к товарам, работам, услугам установленных в соответствии со ст.19 Закона № 44-ФЗ, в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг (далее — ТРУ). Например, у ведомства есть возможность разработать ведомственный перечень в котором будут содержаться характеристики товара, работы, услуги обязательные к применению для закупки и предельные цены данных ТРУ. И на основании данных цен, возможно определение НМЦК.
Определение НМЦК нормативным методом осуществлять путем умножения количество (объем) закупаемого товара на предельную цену единицы товара, работы, услуги, установленную в разработанных ведомственных перечнях.
Также у заказчика есть право использовать данный метод совместно с методом сопоставимых рыночных цен, но цена, полученная в ходе анализа рынка, не должна превышать цену, установленную в нормирующих документах.
Этот метод является действенным инструментом для определения оптимальной НМЦК. Но не все ведомства и вышестоящие органы воспользовались данным правом и не разработали ведомственные перечни для своих подведомственных учреждений, которые могли содержать предельные цены на товары, работы, услуги закупаемые ими.
Например, в Министерстве обороны Российской Федерации данные перечни были разработаны, но они не содержат предельные цены на ТРУ.
- Тарифный метод. Применяется для определения НМЦК, когда стоимость ТРУ подлежит государственному регулированию. Например, таких услуг: теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, электроэнергетики, газоснабжение и т. д.
НМЦК тарифным методом рассчитывается путем умножения количества (объема) закупаемого товара (работы, услуги) на цену (тариф) единицы товара, работы, услуги, установленную в рамках государственного регулирования цен (тарифов) или установленную муниципальным правовым актом.
- Проектно-сметный метод. Используется при расчете НМЦК на возведение зданий, сооружений, их капитальный ремонт и реконструкцию на основании проектной документации в соответствии со сметными нормами, производство работ по сохранению памятников культуры и истории народов РФ на основании проектной документации и в соответствии с реставрационными правилами.
Также в соответствии с ч. 9.1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ проектно-сметный метод может применяться для определения и обоснования НМЦК на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.
- Затратный метод. Применяется в случае невозможности применения иных методов или в дополнение к иным методам. Данный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.
В соответствии с ч.12 ст. 22 у Заказчика есть право применять иные методы определения НМЦК, если он обоснует невозможность применения вышеизложенных методов.
Заказчик также может воспользоваться методическими рекомендациями, которые разъясняют и дополняют положения ст.22 Закона № 44-ФЗ [2]. Несмотря на то, что они и имеют рекомендательный характер, так как не носят статуса нормативно-правового акта, на основании сложившейся судебной практики контрольные органы в ходе проверок часто ссылаются на данный документ (далее — методические рекомендации).
В соответствии с ч. 6 Закона № 44-ФЗ и методических рекомендаций приоритетным способом определения НМЦК является метод сопоставимых рыночных цен, которым в большинстве случаев и пользуется Заказчик. И который, по нашему мнению, содержит в себе большой простор для манипуляций и ошибок при определении НМЦК (НЦЕП). Хотя контракты и заключаются с соблюдением обязательных формальных процедур обоснования начальной цены (максимальной) цены контракта при выборе метода сопоставимых рыночных цен, зачастую по данным различных исследований выявляется существенное завышение цен на стандартную продукцию, закупаемую по госзаказу, по сравнению со среднерыночными ценами на туже продукцию.
Законодательство РФ не контролирует вопросы связанные с ценообразованием при использовании данного метода. В какой-то степени в этом и заключается проблема, связанная с достоверным формированием НМЦК.
Разберем подробно данный метод.
Эффективность определения достоверной НМЦК для закупки ТРУ при использовании метода анализа рынка определяется, во-первых, корректным описанием объекта закупки, а во-вторых, расчётом оптимальной цены.
Если на данный момент для точного описания объекта закупки разрабатывается каталог товаров, работ и услуг, который находится в ЕИС и подлежит обязательному применения для описания закупаемого товара, то достоверный расчет цены данного товара методом анализа рынка зависит от должностного лица заказчика. Какую процедуру для сбора информации он выберет и как добросовестно будет проводить свою работу, зависит только от него. То есть ответственность полностью лежит на сотруднике заказчика, и как раз для этого служащий контрактной службы, определяющий и обосновывающий НМЦК, должен обладать соответствующими компетенциями ценообразования на государственном рынке.
Как следует из методических рекомендаций, для получения ценовой информации возможно повести следующие процедуры:
- Направить запрос не менее пяти поставщикам (подрядчикам, производителям) и получить не менее трех коммерческих предложений с ценой от них.
- Разместить запрос о предоставлении ценовой информации в единой информационной системе (далее ЕИС).
- Осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов (в ЕИС), заключенных заказчиками.
- Осуществить сбор и анализ общедоступной ценовой информации.
Во-первых, необходимо корректно составить запрос потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю). В методических рекомендациях прописано, что он должен содержать:
— подробное описание объекта закупки, включая указание единицы измерения, количества товара, объема работы или услуги, так как на рынке цены на ТРУ могут зависеть от объемов закупаемой продукции;
— перечень сведений, необходимых для определения идентичности или однородности товара, работы, услуги, предлагаемых поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Заказчику необходимо провести анализ рынка и запросить в первую очередь цены на идентичные товары, а уже за неимением идентичных ТРУ на однородные. Так цена на идентичную и однородную продукцию может в разы отличаться;
— основные условия исполнения контракта, заключаемого по результатам закупки, включая требования к порядку поставки продукции, выполнению работ, оказанию услуг, предполагаемые сроки проведения закупки, порядок оплаты, размер обеспечения исполнения контракта, требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества. Данные условия так же необходимо включать в запрос, ведь они косвенным образом влияют на цену ТРУ и предпринимателю необходимо рассчитать свои риски и финансовую нагрузку при выполнении всех требований законодательства Российской Федерации о закупках.
— указание о том, что из ответа на запрос должны однозначно определяться цена единицы товара, работы, услуги и общая цена контракта на условиях, указанных в запросе, срок действия предлагаемой цены, расчет такой цены с целью предупреждения намеренного завышения или занижения цен товаров, работ, услуг. Но не всегда заказчики требуют от поставщиков расчет цены закупаемого товара. А так как методические рекомендации носят необязательный характер к применению, то и поставщики не всегда раскрывают свое ценообразование.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, если на законодательном уровне внести четкие регламентированные требования к форме и содержанию запросов о предоставлении ценовых предложений, то на практике это могло бы привести к уменьшению спорных ситуаций и надлежащему предварительному изучению ценовой информации. А именно, заказчик смог бы проанализировать структуру цены, понять, какую долю в цене составляет себестоимость, прибыль, налоги. И, исходя из этих данных, принять решение о целесообразности применения данного метода определения НМЦК либо обосновании невозможности его применения ввиду завышенной прибыли хозяйствующего субъекта и применении затратного, либо иного метода определения НМЦК.
Во-вторых, если заказчик решил использовать цены из исполненных контрактов, то целесообразно брать контракты, которые были заключены по результату конкурентных процедур, и если не было демпинга цены. На данный момент такого ограничения в законодательстве нет. Возможно принимать в расчет информацию о ценах товаров, работ, услуг, содержащуюся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами, в течение последних трех лет.
В третьих, когда заказчик принимает решение воспользоваться ценовой информацией из общедоступных источников, есть риск занижения НМЦК, и как следствие происходит срыв закупки, так как, цена не включает в себя все возможные издержки потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), которые могли бы участвовать в конкурентных процедурах определения поставщика в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок.
Литература:
1. https://www.kommersant.ru/doc/5140174 «Эксперты ВШЭ оценили объем взяток при госзакупках в треть доходной части бюджета России».
2. Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)"