В статье рассматриваются музыкальные театрализованные представления как одна из форм организации детского досуга. Раскрывается понятие детского досуга и определяется его функциональный ряд. Автором дается обобщенная характеристика музыкальных театрализованных представлений для детей и приводиться многообразие форм их организации.
Ключевые слова: детский досуг, музыкальные театрализованные представления, формы театрализованных представлений, особенности музыкальных театрализованных представлений для детей.
Современные дети растут и развиваются в особой социальной атмосфере. Основополагающими характеристиками современного общества являются существенные перемены в сфере публичной коммуникации. Возникновение принципиально новых средств массовой коммуникации таких как Интернет существенно изменило представление о морали. Если раньше ребенок в процессе своей социализации знал мнения о моральных нормах небольшого количества людей (родители, друзья, родственники), то сейчас ему доступны точки зрения миллионов людей со всего мира. Ввиду возрастных психологических особенностей, юное поколение готово принимать все новое и непознанное, не задумываясь о последствиях. Именно поэтому основной задачей органов управлений и учреждений, осуществляющих полномочия в сфере культуры, является организация досуговой занятости детей.
Сущенко Л. А. определяет детский досуг как «своеобразную зону, сферу, в которой дети могут освоить новые социальные роли, отличающиеся от бытовых и образовательных» [16, с. 10]. Из данного определения следует, что организация досуговой занятости детей способствует развитию социальной активности и творческого потенциала подрастающего поколения, а также создает условия для полной самореализации ребенка.
В своем научном труде «Культурология досуга» Стрельцов Ю. А. выделяет три основные социальные функции досуговой деятельности: рекреация, развлечение, развитие. Рекреация направленна на снятие психологического утомления и включает в себя регенерацию как восстановление растраченных физических сил и релаксацию. Развлечения понимаются как особый род досуговых занятий, призванных дать возможность повеселиться, снять накопившееся психическое напряжение, получить требующуюся эмоциональную подзарядку. Функция развития обусловлена тем, что в сфере досуга человек не только отдыхает, но и совершенствует себя в культурном отношении [15, с. 6].
Кемерова Т. А. выделяет пять функции социально-культурной деятельности.
- Культуротворческая. Основана на сохранении и трансляции культурных ценностей индивидами и социальными группами.
- Коммуникативная. Реализует потребности человека в избирательном общении и связана с различными уровнями коммуникации (индивидуальными, групповыми и массовыми).
- Информационно-просветительная. Направленна на формирование интеллектуальных качеств личности, стимулирование самообразования, приобретение и обновление определенной системы знаний. Связана с производством, обменом, потреблением и использованием информации из мира науки, техники, искусства, религии и других областей.
- Нормативная. Связана с формированием общегуманистических нравственных качеств и социализацией личности. Помогает человеку освоить условия окружающей среды, способы и образцы социально приемлемого поведения, ориентирует в знаниях, нормах и ценностях группы, коллектива, организации, территориальной общности, в которые входит индивид.
- Рекреативно-игровая или рекреативно-оздоровительная. Заключается в формировании празднично-обрядовой и игровой культуры, в обеспечении зрелищно-развлекательного досуга и психологической разрядки. Направлена на регулярное восстановление физических и интеллектуальных сил человека, гармонизацию психики через участие в различных видах отдыха и развлечений. [8, с. 8–12].
Аванесава Г. А. выделяя компенсаторную, воспитательную, просветительскую и реактивно-оздоровительную функции, также говорит о такой возможности досуговой деятельности как «осознанность противоречивых векторов своего существования». Анализируя поведенческие аспекты личности, автор замечает, что с одной стороны, досуговые занятия создают возможность межличностного взаимодействия с незнакомыми людьми и тем самым рождают ощущение единения и всеобщей связанности людей друг с другом. С другой стороны, человек нередко стремится остаться один, ощутить умиротворяющий эффект уединения, задуматься над теми сторонами своего бытия, которые в повседневных заботах не попадают в фокус его внимания. Такая свобода позволяет глубже понять значимость близких людей, осознать роль семейно-родственных отношений. [1, с. 66].
Компенсаторную функцию Аванесава Г. А. определяет, как возможность реализации своих потребностей и своего творческого потенциала, обращения к любимым занятиям, переживания развлекательного эффекта, снимающего внутреннее напряжение. Воспитательную и просветительскую функции, автор связывает с расширением кругозора и сохранением социальных связей.
Анализируя культурно-досуговую деятельность в учреждениях культуры Жаркова Л. С. отмечает развивающую функцию как универсальную. Которая «связанна с поддержанием такого состояния личности, которое обеспечивает ей возможность дальнейшего развития» [7, с. 34].
Несомненно, все вышеперечисленные функции необходимо применять и учитывать в практической работе с детской аудиторией, соединять их в единое целое. Недооценка той или иной функции может существенно снизить сферу влияния на развитие личности.
Мероприятия, проводимые в сфере детского досуга, ориентированы на адаптацию к современному миру и сохранение общечеловеческих культурных ценностей и включают в себя разнообразные театрализованные формы, среди которых существенно выделяются музыкальные театрализованные представления.
Истоки музыкальных театрализованных представлений связанны с фольклором, народными песнями и обрядами. В любом народном творчестве присутствуют элементы театральности. Хоровые песни, пляски, обрядовые игры отражали не только быт народа, но и его отношение к действительности. Многие народные обрядовые игры представляли собой целостные сюжетные инсценировки, наполненные музыкальностью и театральностью.
Носителями народных традиций были скоморошьи детские театры, в репертуар которых входили несложные театрализованные представления, шуточные сценки, сопровождающиеся пением и плясками. Представления всегда отражали отношение народа к действительности и к власти, что вызывало отрицательное отношение к ним со стороны церкви.
«К скоморошьим представлениям также относится народный кукольный театр. Героев кукольных представлений называли — Ваня, Петр Петрович, Петр Иванович, а на юге России — Ванька Рататуй или Ванька Рю-тю-тю. Иногда называлась фамилия Уксусов или Самоваров. Самым распространенным именем кукольного героя было имя Петрушка. Под образом комического простака скрывался лукавый и насмешливый ум. Заботы и стремления Петрушки были близки и понятны каждому зрителю народной комедии» [18, с. 64].
Со стороны власти и церкви велась активная работа, направленная на борьбу со скоморошеством. В 1649 году царь Алексей издал специальный указ, в котором приказывалось «гусли, домры, волынки и другие бесовские сосуды, а также хари отбирать, жечь» [18, с. 64]. Однако полностью подчинить себе народное сознание не удалось. Традиции народных игр, обрядов и театрализованных празднеств дошли и до наших времен. Они постепенно развивались и преобразовывались в более сложные театральные формы.
Значительную роль в развитии детского театрального искусства сыграли «школьные театры». Первоначально они появились в духовных школах с целью улучшения богословского образования учащихся. Несмотря на то, что они были широко распространены во многих странных Западной Европы в XV веке, первые упоминания о школьных театральных представлениях в России относится к концу XVI века. «Образцами для школьного театра в России выступали польско-латинская иезуитская драма эпохи барокко и немецкая школьная драма эпохи контрреформации» [13, с. 57]. В репертуар включались: школьные действа пасхального и рождественского циклов, драмы из жизни святых, драмы типа моралите, драмы на исторические сюжеты, интермедии — «междувброшенные игрища». Чуть позже школьные театры появились в крупных учебных заведениях. «В начале XVIII века по требованию Перта I, «школьный театр» создает целый ряд представлений, отражающих политические события современности» [18, с. 65].
Традиции политического воспитания подрастающего поколения нашли отражение и в детских театрализованных представлениях советского и постсоветского пространства.
Так в первых «Кремлевских ёлках» 1930-х годов была отражена история советского государства. Организаторами мероприятия выступали советские профсоюзные организации. Обязательным требованием к сценарию представления было вплетение в сюжет цитат Ленина и Сталина, а также хвалебные речи в их адрес. Главным гостем на празднике был Дед Мороз, который появлялся с Курсом истории ВКП(б) в руках. Дети, одетые в костюмы ударников труда и красноармейцев, пели песни про отважных летчиков-рекордсменов и о достижениях папанинцев, покоривших Арктику. Кульминационным моментом представления был ритуал зажжения ёлочных гирлянд под дружный детский призыв «Ёлочка, гори!». Огни на ёлке зажигали после игрушечного залпа крейсера «Аврора».
Кардинально сценарий новогоднего представления поменялся в 1964 году, когда для его написания были приглашены молодые сценаристы и режиссеры — Александр Курляндский, Эдуард Успенский и Аркадий Хайт. Вместо политических речевок и выстрелов «Авроры» авторы предложили юным зрителям отправиться в волшебное путешествие вместе с Дедом Морозом, Снегурочкой и сказочными героями. Главными героями новогоднего спектакля стали — Баба-Яга, Кощей Бессмертный, зайчики и медвежата.
При разработке замысла музыкальных театрализованных представлений необходимо учитывать эмоционально-образное решение темы, идеи, содержания, органично соединенное с информационно-логической основой. Сочетание этих двух начал напрямую зависит от возрастных особенностей участников.
Конович А. А. в научном труде «Театрализованные праздники и обряды в СССР», в соответствии с возрастной периодизацией, разделяет проводимые театрализованные мероприятия на три группы:
- Для детей младшего школьного возраста (1–5-е классы);
- Для школьников средних классов (6–9-е классы);
- Для старшеклассников (10–11-е классы) и учащиеся ПТУ. [9, с. 120].
«В замысле театрализованных праздников для детей младшего школьного возраста важную роль играет художественно-ролевая игра, удовлетворяющая потребность в подражании взрослым, интерес к их трудовой и общественной деятельности, стремление познать традиции» [9, с. 120]. В праздниках для детей данной категории необходимо присутствие эмоционально-образного воздействия на личность ребенка, превалирующее над информационно-логическим, но в то же время органично соединяющимся друг с другом.
Дети среднего школьного возраста начинают делать первые шаги к самопознанию и становлению личности. Для этого возраста характерно познавательная активность, общественная инициатива, огромный запас энергии. По мнению Коновича А. А. в театрализованных представлениях для детей данной возрастной категории необходимо использование самодеятельности ребят, придавать представлениям характер конкурсов и соревнований, вносить в них осмысленное содержание и образность.
У детей старших классов формируется самоутверждение личности, четкое определение жизненных интересов, формирование мировоззрения и профессиональная ориентация. В следствии этого появляется необходимость усиления ценностно-ориентационной деятельности и информационно-логического начала в построении театрализованного представления. Это дает возможность выражения общественных, политических чувств, реализует потребность детей в социальном общении.
По видовым признакам Чечётин А. И. определяет следующие формы театрализованных представлений: агитационно-художественное представление, литературно-музыкальная композиция, тематический театрализованный концерт, массовое театрализованное празднество [18, с. 213].
Основу агитационно-художественных представлений составляют агитация и пропаганда. «Пропагандировать — значит распространять знания, идеи, воззрения, теории, а агитировать — значит пробуждать определенное стремление, пробуждать людей к действию» [18, с. 213]. Цель таких представлений, раскрытие образных, эмоционально-позитивных событий нашей жизни при помощи театрально-художественных средств.
В основе сценария литературно-музыкальных представлений лежит художественная, публицистическая и научная литература. Музыка здесь выступает наравне с литературным материалом, становиться частью действенной структуры каждого звена и цикла представления и как следствие драматическим элементом последнего. В таких постановках отмечается широкое использование всех средств выразительности современного искусства.
Тематический театрализованный концерт характеризуется наличием темы и сюжета. Основное содержание представления раскрывается концертными номерами, которые могут сопровождаться текстом ведущего и элементами выразительных средств, создающих единый образ представления (музыка, свет, видеопроекция, массовые мизансцены и т. д.). Такие представления требуют точного композиционного построения и использование сценарно-режиссерских приемов. Важно отметить, концерт, это не механический набор, а синтез разножанровых номеров, собранные в единое целое. Различные по жанру, характеру, форме, стилю и содержанию номера, объединяются в одно целостное произведение, по сути одного жанра. В результате чего создается действенное динамичное зрелище, со своим особенным образным миром, обличенным в яркую, острую форму праздничную атмосферу, дающую возможность зрителю легко воспринимать содержание.
Наиболее масштабной формой театрализованного представления является массовое театрализованное празднество. «Практически все разновидности народных празднеств имели и имеют театрализованный характер или же включают в себя элементы театральных действий. Это определяется обрядово-зрелищными формами праздничной культуры, праздничной жизни народа» [18, с. 259].
Празднества всегда отражали вещественные, и духовные результаты жизнедеятельности человека. «В них своеобразно выражался определенный уровень общественного сознания, мировоззрения людей, проявлялись черты морали, эстетические вкусы и т. п». [18, с. 259]. Что позволяет утверждать, праздник — необходимый элемент жизни человека и одно из проявлений его общественного бытия.
Понятие «праздник» является более широким чем «представление», «и отличается широким, активным и творческим участием масс» [17, с. 10]. Праздник всегда рассредоточен на обширной территории, не предусматривающей лаконичной сценической площадки, в отличие от представления, которое «всегда вписывается в определенную сценическую площадку, локализуется четкими границами и предполагает разделение массы на исполнителей и зрителей» [17, с. 10].
Праздник предполагает сразу несколько одновременно возникающих художественных действий, в которых участники сами выбирают объект внимания, тогда как представление само собой представляет объект внимания. Представление может выступать, как одно из составляющих театрализованной части праздника, занимающей важное место в его структуре.
Структурную основу театрализованного массового празднества составляет единое драматическое действие, специфически отражающее, моделирующее важный и существенный процесс действительной жизни.
Конкретно-художественное проявление драматического конфликта в массовом театрализованном празднестве, как и в любом театрализованном представлении, осуществляется посредством композиционного строения. Но композиция театрализованного празднества имеет свою, свойственную только празднествам специфику. «Режиссеры и теоретики выделяют в нем три важнейших момента единого действия: экспозицию (как открытие празднества), кульминацию и финал» [18, с. 264]
В своем научном труде «Драматургия и режиссура зрелищных форм. Соучастие в зрелище, или Игра в миф» Шубина И. Б. выделяет театрализованные представления на открытом воздухе. И разделяет их на две группы: орнаментально-декоративные зрелища и сюжетно-образные спектакли [19, с. 73–75].
Орнаментально-декоративному зрелищу характерны яркие краски, богатые костюмы, сложные фигурные перестроения больших масс участников, спецэффекты. Все это побуждает у зрителя чувство приподнятости, торжественности, светлое оптимистическое мироощущение. Суть сюжетно-образных представлений состоит в том, чтобы средствами массового театра создать «публицистический, образный, аллегорический спектакль на открытом воздухе». К ним относятся мемориальные представления на ритуальных площадках больших скульптурных комплексов. Таких как «Мамаев Курган» в Волгограде, «Пискаревское кладбище» в Санкт-Петербурге, «Самбекские высоты» в Таганроге. Ритуальное действо в таких представлениях составляет основную идею зрелища и является его кульминацией.
Отдельно Шубина И. Б. выделяет массовые зрелища, проводимые на стадионах, которые включают не только спортивные состязания. Также частью спортивного массового зрелища может стать и эстрадно-концертные и ритуально-обрядовые представления. Спортивно-художественные представления активно используют выразительные средства спорта и искусства, вводят в действие реальных героев, а в их основе лежат конкретные события, факты и документы. Благодаря этому они способны решать тематические задачи действия, рассказывать об истории и сегодняшнем дне города-юбиляра, каком-то значимом событии и т. д.
Изучив современные формы массовых театрализованных представлений, можно сделать следующий вывод. В зависимости от социального назначения и тематики современные формы массового зрелища могут выступать как синтетическая форма и как самостоятельная жанровая единица.
Музыкальные театрализованные представления существенно выделяются на фоне многообразных форм детского досуга. Их главным отличаем от других жанровых форм досуга является наличие сюжета, развернутого сквозного действия, сквозных героев, событий, действий и конфликта, развивающегося по всем законам драматургии.
Опарина Н. А. в научном труде «Театрализация детского досуга» выделяет следующие специфические особенности детских театрализованных представлений:
- Документальная составляющая представления должна быть выражена в художественной форме. Не допускается ее воплощение в виде нотаций, поучений, отчетов и перечисления фактов.
- Синтез искусств и синтез документального и художественного материалов. Целью которых является эмоциональное воздействие на зрителя.
- Показ универсальных творческих возможностей исполнителя. Актер детского театрализованного представления должен уметь перевоплощаться, обладать вокальным и хореографическими навыками, знать приемы активизации зрителя и др.
- Актёр в театрализованных представлении, играет не только сквозную роль, но и трансформируется походу действия от создания одного образа к другому. [14, с. 76]
Чечетин А. И., Генкин Д. М., Конович А. А., Вершковский Э. В. в своих научных трудах затрагивали вопросы организации театрализованных представлений и рассматривали «театрализацию» как форму организации праздничного действа по средствам театра, характерной особенностью, которой является «синтез художественного вымысла и действительности, рождающий новое, неповторимое документально-художественное действие» [5, с. 91]. Мнения авторов схожи и в том, что театрализация — это «творческий способ приведения сценария к художественной образной форме представления, через систему изобразительных, выразительных и иносказательных средств» [4, с. 12].
Музыкальные театрализованные представления предполагают образное осмысление конкретных фактов, их переход от конкретного к типичному, и их обобщение до художественно-публицистического уровня. В целом такое обобщение составляет центральную проблему произведения, которая объединяет вокруг себя все частные проблемы. Эту проблему часто называют основной идеей. Идея связанна с представлением о решении вопроса, поставленного в конкретном произведении. Если этот вопрос носит неопределенный и расплывчатый характер, то основная идея представления может быть упущена.
Композиционная структура музыкального театрализованного представления представляет собой систему действий, «которые в своем единстве образуют процесс становления, процесс оформления специфической модели действительности» [18, с. 169].
Аль Д. Н. определяет действия как «конфликт в развитии». Оно развивается из начальной конфликтной ситуации, возникшей в завязке. «Развивается не просто последовательно — одно событие после другого, — а путём рождения последующего события из предыдущего, благодаря предыдущему, по принципу причинно-следственного ряда» [2, с. 43].
Определение главного конфликта музыкального театрализованного представления способствует формированию грамотно выстроенного развития действия по нарастающей силе, а значит выстраивается сюжетный замысел представления с учетом требований композиции.
Чечетин А. И. выделяет четыре важнейших элемента композиционной структуры сценария театрализованного представления: вступление (экспозиция), развитие действия, расширительный момент (перелом, или кульминация), финал [18, с. 169].
Одна из важнейших особенностей сценарный работы в театрализованных представлений является правильно найденный драматургический ход, который помогает чётко и целенаправленно разводить сюжетную линию сценария. «Драматический ход — единый образной прием, на который нанизываются все эпизоды сценария» [14 с. 77].
Среди основных этапов работы над сценарием можно выделить следующие:
— выбор темы представления;
— выявление обстоятельств;
— работа с документальным материалом;
— отбор документального и художественного материала;
— работа с текстом, написание сценария.
Говоря о музыкальных театрализованных представлениях для детей, можно говорить о двух драматургиях. Первая это та, что заложена в литературном тексте — сценарная драматургия, в которой выстроен событийный ряд, определенные ситуации, в которых развиваются характеры персонажей. Вторая — музыкальная драматургия, которая образуется в результате столкновения и развития музыкальных характеристик действующих лиц, событий, ситуаций.
В представлениях для детей именно музыка является движущей силой, драматической основы. Режиссеры возлагают на музыку самые разнообразные драматические задачи. В одних случаях, она звучать по ходу действия, и оправдана сюжетом, в других — выражает внутреннее действие, подтекст. В режиссерской практике эти два вида определяют, как «сюжетную музыку» и «условную».
Сюжетная музыка — это та музыка, к которой действующие герои выражают свое отношение. Она звучит в повседневной жизни персонажей и является неотъемлемой частью его быта и социальной среды. Иными словами, сюжетная музыка помогает воссоздать черты конкретной исторической обстановки и конкретного героя.
Условная музыка не мотивированна сюжетом, она является «зримым» компонентом действия, актеры не дают своей реакции на нее. Но при этом она активно воздействует на зрительское восприятие.
Рассматривая выразительные возможности музыки, можно сказать, что ее звуковая природа способствует общению людей, выражению их чувств и эмоций, отличается своей неотразимостью и глубоко проникает в сферу настроений и чувств человека.
Театрализованные представления — многообразны и представляют собой синтетический вид театральной деятельности, связанной с другими видами искусства, среди которых музыка занимает особое место. Для того чтобы уметь моделировать, конструировать музыкальный контекст создаваемых театрализованных представлений, режиссер должен обладать высокой музыкально-эстетической культурой. «Художественно-постановочный результат его профессиональной деятельности во многом зависит от способностей находить музыкально-драматическое, музыкально-образное решение, учитывать взаимосвязанные функции музыкальных произведений» [11, с. 242]. Несомненно, музыка является важным компонентом и неотъемлемой частью театрализованных представлений для детей. Музыкальная драматургия театрализованных представлений для детей отличается своей органичностью, яркостью и разнообразием, но в то же время она загадочна и сложна.
Вопрос о содержании театрализованного представления для детской аудитории важен. Необходимо расширять сюжеты, вводить новые современные темы, которые близки и понятны детям. То, что произвело на них сильное впечатление хорошо и быстро запоминается. Образы и словесно-логическая цепочка действия должны соединяться воедино с эмоциями ребёнка, рождая положительные качества характера: смелость, доброту, аккуратность, бескорыстие, бесстрашие, благородство, желание помочь другому и т. д.
Театрализованное представление для детей должно нести в себе положительные педагогические функции. Важно чтобы в сценарии были заложены такие проблемы, которые бы очень сильно взволновали ребёнка. Сам характер постановки не должен быть строго поучающим, а быть в форме увлекательной интриги с различными персонажами. Где через действия героев, через их поступки, яркие положительные и отрицательные, идёт воспитание детей во время сценического действа.
Внимание у детей рассеяно, поэтому удержать его гораздо труднее, чем внимание более взрослой аудитории. Важно чтобы театрализованное представление было ярким, динамичным и насыщенным, а ребенок выступал в роли активного зрителя.
Определяя характеристики активизированной публики Андрейчук Н. М. говорит о том, что она «определяется не столько тем, насколько она явно демонстрирует свою действенную активность, сколько тем насколько в ней нет людей, обделённых вниманием, нет тех, кто чувствует себя посторонним, лишним человеком, не причастным к общему торжеству» [3, с. 88]. Из это следует что фокус внимания зрителей и его обеспечение является главной задачей режиссера детского театрализованного представления. Основная ошибка практиков заключается в примитивизации проблем активизации аудитории.
Андрейчук Н. М. в своем научном труде «Основы режиссуры профессионального мастерства сценариста массовых праздника» выделяет два феномена активизации массовой аудитории:
- Феномен социально-психологического заражения. Основан на передаче эмоционального-психического настроения между тесно общающимися индивидами.
- Социально-психологический феномен или социально-психологическая атмосфера праздника. Характеризуется созданием праздничной атмосферы, в которой реализуются ожидания аудитории.
Одним из действенных приемов активизации детской аудитории можно считать провокацию публики с целью ее физического проявления, соучастия в событии. К основным техникам провокации относятся: прямое общение, продуманность игровых ситуаций, использование песенно-хореографических массовых номеров. Использование данного приема в практической работе с детьми позволяет юному зрителю почувствовать себя одним из героев, участником представления. С детьми можно советоваться, просить о помощи, делиться впечатлениями.
К сожалению, режиссеры детских музыкальных театрализованных представлений не часто используют провокационные приемы вовлечения зрительской аудитории. Однако переход за рамки стандартного общения может значительно повысить уровень воздействия на юного зрителя.
Работа учреждений культуры напрямую связана с организацией музыкальных театрализованных представлений. В практической сфере на сегодняшний день отмечается многообразие форм детского досуга. Одни из них появились достаточно давно и продолжают жить, трансформируясь в новых условиях, другие являются результатом труда современных режиссеров и сценаристов. Однако для всех форм детского досуга характерно вовлечение юного зрителя в непосредственное действие. Ребятам предлагается особый тип поведения, при котором каждый может стать актером и принимать условное действие всерьез. В связи с этим для одних ребят музыкальное театрализованное представление может выступать в качестве непосредственного активного занятия, а для других — в форме зрелища.
Музыкальные театрализованные представления во все времена считались одной из самых сложных, но тем не менее благодарной формой работы. Удачно организованное театрализованное представление способно оставить яркий эмоциональный след в сердце каждого участника, обогатить его духовно. Музыкальные театрализованные представления открывают детям огромный простор для творчества, рождают в душе ребенка светлые чувства, воспитывают умение жить в коллективе.
Литература:
- Аванесова, Г. А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: учебное пособие для студентов вузов / Г. А. Аванесова — Москва: Аспект Пресс, 2006. — 236с. — Текст: непосредственный.
- Аль, Д. Н. Основы драматургии: учебное пособие / Д. Н. Аль. — 7-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2018. — 280 с. — Текст: непосредственный.
- Андрейчук, Н. М. Основы профессионального мастерства сценариста массовых праздников: учебное пособие / Н. М. Андрейчук. — 3-е издание дополненное. — Санкт-Петербург: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2018. — 232 с. — Текст: непосредственный.
- Вершковский, Э. В. Режиссура массовых клубных представлений: Учебное пособие / Э. В. Вершковский. — Ленинград: ЛГИК, 1981. — 72 с. — Текст: непосредственный.
- Генкин, Д. М. Массовые театрализованные праздники и представления: Учеб.-метод. пособие / Д. М. Генкин, А. А. Конович. — Москва: ВНМЦНТИКПР, 1985. — 86 с. — Текст: непосредственный.
- Главархив Москвы рассказывает о первой Кремлёвской ёлке. — Текст: электронный // Главное архивное управление города Москвы: [сайт]. — URL: https://mosarchive.mos.ru/presscenter/news/detail/8601118.html (дата обращения: 10.09.2021).
- Жаркова, Л. С. Организация деятельности учреждений культуры: Учебник для студентов вузов культуры и искусств / Л. С. Жаркова. — Москва: Издательский дом МГУКИ, 2010. — 396 с. — Текст: непосредственный.
- Кемерова, Т. А. Теория социально-культурной деятельности: учебное пособие / Т. А. Кемерова; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019–103 с. — Текст: непосредственный.
- Конович, А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР / А. А. Конович. — Москва: Высш. шк., 1990. — 206, [2] с.: [16] л. ил. — Текст: непосредственный.
- Куксов, А. Н. Драматургия и режиссура массовых театрализованных представлений. Методические рекомендации: учебное пособие для средних специальных учебных заведений культуры и искусств / А. Н. Куксов. — Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018. — 147 с. — Текст: непосредственный.
- Левицкая, С. В. Формирование музыкально-эстетической культуры режиссера театрализованных представлений и праздников / В. С. Левицкая. — Текст: непосредственный // Вестник МГУКИ. — 2015. — № 3(65). — С. 241–244.
- Марголин, Л. М. Музыка в театрализованном представлении / Л. М. Марголин. — Москва: Сов. Россия, 1981. — 88 с. — Текст: непосредственный.
- Машевская, С. М. Эволюция идей школьного театра / С. М. Машевская. — Текст: непосредственный // ВЦХТ «Я вхожу в мир искусства». — 2012. — выпуск 2. — С. 1–160.
- Опарина, Н. А. Театрализация детского досуга: учебно-методическое пособие для вузов / Н. А. Опарина. — Санкт-Петербург: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2023. — 264 с. — Текст: непосредственный.
- Стрельцов, Ю. А. Культурология досуга: учебное пособие / Ю. А. Стрельцов. — Изд. 2-е. — Москва: МГУКИ, 2003. — 297 с. — Текст: непосредственный.
- Сущенко, Л. А. Режиссерские технологии детско-юношеских культурно-досуговых программ: учебно-методическое пособие для обучающихся по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность», профиль «Менеджер детско-юношеского досуга», квалификация (степень) «бакалавр» / авт.-сост. Л. А. Сущенко. — Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2018. — 95 с. — Текст: непосредственный.
- Туманов, И. М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта: Учеб. пособие для ин-тов культуры / И. М. Туманов. — Москва: Просвещение, 1976. — 88 с. — Текст: непосредственный.
- Чечётин, А. И. Основы драматургии театрализованных представлений: Учебник / А. И. Чечётин. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2017. — 284 с. — Текст: непосредственный.
- Шубина, И. Б. Драматургия и режиссура зрелищных форм. Соучастие в зрелище, или Игра в миф: Учебно-методическое пособие / И. Б. Шубина. — Санкт-Петербург: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2017. — 240 с. — Текст: непосредственный.