Актуальность заключается в том, что психологическое благополучие детей определяет высокий статус дальнейшего личностного развития и функционирования, в то время как существует недостаток теоретических и эмпирических исследований по конкретным вопросам его возникновения. В школу приходят очень разные дети. Они отличаются по своей подвижности, выносливости и трудоспособности. Они по-разному (быстро или медленно) включаются в работу, воспринимают и понимают материал, объясняемый на уроке. При низком психологическом благополучии у детей наблюдается сильная внешняя мотивация, обусловленная, прежде всего, требованиями учителя, субъективным восприятием трудностей обучения, негативным отношением к учебе и дошкольной мотивацией с гедонистической направленностью.
Ключевые слова: благополучие, фактор, психология благополучия, младший школьник.
Психическое благополучие человека имеет сложную структуру. Эта структура включает в себя когнитивный и эмоциональный компоненты [3]. Психологическое благополучие представляет собой фактическую успешность поведения и деятельности, а также удовлетворенность межличностными отношениями и общением.
Когнитивный компонент психологического благополучия возникает, когда человек имеет целостную, непротиворечивую картину мира и понимает текущую жизненную ситуацию. Диссонанс в когнитивной сфере — это противоречивая информация, ситуация, воспринимаемая как неопределенная, недостаток информации или сенсорная депривация [1].
Эмоциональный компонент психологического благополучия представлен как переживания и чувства, которые обусловлены успешным или неуспешным функционированием целостной личности. Когда гармония нарушается в любой области личности, возникает эмоциональный дискомфорт, полностью отражающий дисфункцию в различных областях личности [3].
Наиболее важным для человека является социально-психологическое благополучие. Социально-психологическое благополучие зависит от целей человека, успешности их реализации, планируемой деятельности и поведения, а также от наличия ресурсов и условий для достижения этих целей. Недостаток возникает в ситуациях фрустрации, т. е. при монотонном выполнении и других подобных ситуациях [4].
Психологическое благополучие возникает благодаря удовлетворительным межличностным отношениям, возможности общаться и получать положительные эмоции, а также удовлетворению эмоциональных потребностей. Социальная изоляция, напряжение в значимых межличностных отношениях и разрушение психологического благополучия.
Оценка ситуаций и собственных способностей и установок, а также механизмы самоэффективности, самосознания и самопознания приводят к изменению показателя психологического благополучия. Различия в психологическом благополучии чаще всего возникают у людей с разным уровнем стремлений, самооценки и установок. Чем выше стремления и ниже возможность их реализации, тем ниже индекс психологического благополучия и, наоборот, чем выше возможность реализации этих стремлений, тем выше индекс психологического благополучия. Мы должны понимать, что психологическое благополучие в первую очередь связано не только с потребностями и их удовлетворением, но и с субъективным отношением человека к возможностям их удовлетворения, к жизненным ситуациям и событиям, к самому себе.
В настоящее время исследователи все больше внимания уделяют тому, что субъективное благополучие обеспечивается не только физическим и психическим благополучием, но и состоянием психического и нравственного здоровья общества.
Отечественные исследователи представляют психическое благополучие как многослойную и многомерную концепцию. Субъективное благополучие — это характеристика личности. К. А. Абульханова-Славская считает, что субъективное благополучие — это своего рода «соотношение жизни и личности» и что в нем следует искать психологическое определение личности [2].
По мнению Р. М. Шаминова, субъективное благополучие — это понятие, выражающее отношение человека к своей личности, жизни и процессам, значимым для личности с точки зрения усвоенных нормативных представлений о внешней и внутренней среде и характеризующееся чувством удовлетворенности [5].
Синонимами понятия субъективного благополучия, которые часто используются в научной литературе, являются термины «оптимизм», «удовлетворенность жизнью» и «счастье».
Таким образом, психологическое благополучие человека — это целостное социально-психологическое образование, которое включает в себя оценку человеком своей жизни и отношения к себе. Психологическое благополучие включает когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты и характеризуется субъективностью, позитивностью и глобальной размерностью. Исследования психологов, социологов и философов, как на национальном, так и на международном уровне, касаются аспектов субъективного благополучия.
Исследователи психологического благополучия обращают особое внимание на потребности и ценности, осознание их, поведение человека и результат деятельности по их удовлетворению, которые порождают определенное состояние удовлетворенности, счастья и положительных эмоций. Наиболее благоприятным возрастом для развития психологического благополучия является младший школьный возраст.
В детской и педагогической психологии проблема психологических характеристик младших школьников занимает одно из важнейших мест. Знание психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволяет правильно определить их психологическое благополучие.
Поступление в школу изменяет психологию ребенка, что влияет на его поведение. Маленький ученик постепенно начинает отдаляться от родителей, но все еще испытывает потребность в руководстве со стороны взрослых. Под влиянием учебной деятельности у ребенка меняется мышление, внимание и память. Поведение также меняется: оно становится более осознанным и осмысленным, появляется возможность следовать новым нормам и правилам. В результате меняется мировоззрение ребенка, у него формируется ряд идеологических и нравственных понятий, обогащается мир чувств и эстетических переживаний, расширяется круг увлечений, таких как искусство, спорт, труд.
На этом этапе развития младшие школьники очень импульсивны и возбудимы; это связано с функциональным развитием мозга, поскольку меняется соотношение между торможением и возбуждением.
Нормальное, правильное отношение к процессу обучения формируется у младших школьников не сразу. В начале обучения проявляется интерес к процессу учебной деятельности без понимания смысла обучения. За интересом к результату своей работы следует вовлеченность в содержание учебной деятельности. Это лучшая основа для развития у ученика мотивации к обучению, формируется чувство ответственности.
Младшие школьники любознательны и проницательны, но восприятие на этом этапе еще слабо дифференцировано, и младший школьник допускает ошибки и неточности в различении похожих объектов. На этом этапе развития восприятие тесно связано с действиями ребенка, то есть оно связано с практической деятельностью школьника [1]. Для младшего школьника характерно эмоциональное восприятие, но в процессе обучения восприятие перестраивается на более высокий уровень, становится более глубоким, аналитическим и приобретает характер организованного наблюдения.
Одной из основных характеристик молодого ученика является слабое произвольное внимание. Ученики могут контролировать свое внимание лишь в ограниченной степени. Ребенок может быть мотивирован мыслью о хороших оценках, похвалой учителя и родителей, но внимание не будет сосредоточено на процессе обучения. У младших школьников хорошо развито непроизвольное внимание, их привлекает все новое, яркое и необычное. Внимание в младшем школьном возрасте характеризуется низким объемом и малой устойчивостью. На этом этапе психологического развития трудно произвольно переключать и распределять внимание.
На развитие памяти у учащихся этой возрастной группы влияет процесс обучения. Усиливается роль семантической памяти и развивается способность контролировать и регулировать память. У младших школьников наглядно-образная память развита лучше, чем словесно-логическая. Он или она склонны к механическому запоминанию, но не осознают смысловой связи в материале. Ребенок легче запоминает предметы, факты и конкретные события, чем определения, объяснения и описания.
У младших школьников совершенствуется воображение, т. е. представление чего-то ранее воспринятого и создание образа по описанию, рисунку или схеме. Творческое воображение развивается активно — оно связано с переработкой впечатлений прошлого опыта, которые объединяются в новые комбинации, выстраивая сочетания [3].
Этот школьный возраст характеризуется плавным переходом от восприятия внешней среды к восприятию ее сущности. Существенные свойства и характеристики предметов и явлений, которые отражаются в мышлении, позволяют обобщать, делать выводы, проводить аналогии и умозаключения.
В младшем школьном возрасте происходит отчетливое формирование личности. Ребенок учится устанавливать новые отношения со сверстниками и взрослыми, становится частью группы и осваивает новые виды деятельности.
В этом возрасте закладываются нравственные понятия, принимаются моральные нормы и правила, формируется социальная направленность личности.
Воля младшего школьника недостаточно развита, что также является психологической особенностью. У детей в этом возрасте нет опыта преодоления трудностей. Когда у них что-то не получается, они часто сдаются и теряют веру в себя и свои силы. Ребенок может стать упрямым и угрюмым, что обычно связано с недостатком воспитания в семье. Ребенок протестует против жестких требований школы [4].
Ученики в этом возрасте отличаются эмоциональностью. Их эмоциональность может проявляться в неустойчивости, частой смене настроения, бурных вспышках радости, грусти, гнева и страха. Младшим школьникам трудно сдерживать внешние проявления своих эмоций, но постепенно способность регулировать и сдерживать нежелательные проявления чувств укрепляется.
Психологическое благополучие младшего школьника зависит от его школьного образования. Когда ученик поступает в школу, он или она сталкивается с новым опытом, который вызывает множество различных чувств и эмоций.
С первых дней пребывания в школе ребенок испытывает чувство удовлетворения и гордости, но часто дети также испытывают чувство неловкости и стеснения из-за того, что ребенок не знает школьных правил и норм, не может установить взаимные отношения с учителем и следовать его указаниям. Такое состояние у младшего школьника обычно возникает в период адаптации, но вскоре проходит, и ребенок приспосабливается к школьной жизни.
Главная цель современного начального образования — развитие ребенка, реализация его творческого потенциала и сохранение здоровья. Психическое благополучие детей младшего школьного возраста является важнейшим фактором их общего здоровья.
Дети младшего школьного возраста находятся в особой ситуации риска, поскольку именно в этом возрасте развитие их психологического благополучия наиболее чувствительно.
Психологическое благополучие зависит от того, насколько быстро ребенок адаптируется к сложности школьной жизни, учебной нагрузки, адекватности психофизических возможностей ученика, уровня психологической готовности к школе и стиля общения учителя с ребенком.
Психологическое благополучие и комфорт младших школьников во многом зависят от учителя. Психологически здоровый ребенок — это ребенок, принимающий себя и других, творческий, жизнерадостный и в хорошем настроении, стремящийся познать себя и окружающий мир через свои эмоции и чувства [3].
Наиболее важными компонентами для психологического благополучия младших школьников являются:
– отношение к себе, у ученика должна быть сильная, позитивная самооценка как способного, знающего человека, который хочет многого достичь и имеет соответствующий уровень амбиций;
– отношение к учебной деятельности, ученик младшей школы должен эмоционально положительно воспринимать школу и процесс обучения в целом;
– стабильное психоэмоциональное состояние в школе, т. е. у ребенка не должно быть конфликта между требованиями школы или учителя, родителей и его реальными возможностями;
– активное и независимое поведение младшего школьника, ребенок должен проявлять самостоятельность в познавательной и социальной деятельности;
– взаимодействуя с учителями, ребенок эмоционально положительно воспринимает учителя, устанавливает соответствующие ролевые отношения с учителем как в классе, так и вне его;
– взаимодействие со сверстниками: у ребенка должны быть навыки и умения поддерживать эффективные межличностные отношения со сверстниками. Это также проявляется в способности строить дружеские отношения и разрешать конфликты мирным путем;
– умственные способности и умственный темп. Это включает в себя способность концентрироваться на учебных задачах и учиться в том же темпе, что и класс;
– развитие ключевых когнитивных областей [4]. Ребенок должен уметь определять учебную задачу и переводить ее в учебную цель.
Самым важным показателем психологического неблагополучия младшего школьника является школьная тревожность. Это состояние проявляется в беспокойстве ребенка, повышенной тревожности в учебных ситуациях, в школьном коллективе, в ожидании негативного отношения со стороны учителя и одноклассников.
Поэтому начальная школа является самым важным этапом в жизни ребенка и для его дальнейшего личностного развития.
Таким образом, развитие ребенка происходит в игре и обучении, а также в общении с окружающими его людьми. Расширение эмоционального опыта младшего школьника во многом определяет психологическое благополучие личности ребенка.
В младшем школьном возрасте формируется психологическое благополучие, появляются, закрепляются и становятся устойчивыми важные личностные характеристики. У младшего школьника есть мотивация для достижения успеха и избегания неудач, саморегуляция, адекватная самооценка и логика чувств. От этого зависит психологическое благополучие ребенка.
Литература:
- Агеева З. А., Гриценко М. С. Социально-психологическая природа и феноменология обидчивости [Текст] // Вестник Ивановского государственного университета. — 2019. — № 1. — 19−23 с.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Просвещение, 1991.
- Братусь Б. С. Психология. Нравственность. Культура. [Текст] — М.: изд-во МГУ, 2018. — 145 с.
- Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. [Текст] // М.: Каро, 2017. — 167 с.
- Шамионов Р. М. Психология субъективного благополучия: (к разработке интегративной концепции) / Сарат. гос. ун-т. — Саратов, 2003.