Особенности психологического благополучия детей младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (453) февраль 2023 г.

Дата публикации: 09.02.2023

Статья просмотрена: 1014 раз

Библиографическое описание:

Героева, Ю. В. Особенности психологического благополучия детей младшего школьного возраста / Ю. В. Героева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 346-349. — URL: https://moluch.ru/archive/453/99789/ (дата обращения: 19.12.2024).



Актуальность заключается в том, что психологическое благополучие детей определяет высокий статус дальнейшего личностного развития и функционирования, в то время как существует недостаток теоретических и эмпирических исследований по конкретным вопросам его возникновения. В школу приходят очень разные дети. Они отличаются по своей подвижности, выносливости и трудоспособности. Они по-разному (быстро или медленно) включаются в работу, воспринимают и понимают материал, объясняемый на уроке. При низком психологическом благополучии у детей наблюдается сильная внешняя мотивация, обусловленная, прежде всего, требованиями учителя, субъективным восприятием трудностей обучения, негативным отношением к учебе и дошкольной мотивацией с гедонистической направленностью.

Ключевые слова: благополучие, фактор, психология благополучия, младший школьник.

Психическое благополучие человека имеет сложную структуру. Эта структура включает в себя когнитивный и эмоциональный компоненты [3]. Психологическое благополучие представляет собой фактическую успешность поведения и деятельности, а также удовлетворенность межличностными отношениями и общением.

Когнитивный компонент психологического благополучия возникает, когда человек имеет целостную, непротиворечивую картину мира и понимает текущую жизненную ситуацию. Диссонанс в когнитивной сфере — это противоречивая информация, ситуация, воспринимаемая как неопределенная, недостаток информации или сенсорная депривация [1].

Эмоциональный компонент психологического благополучия представлен как переживания и чувства, которые обусловлены успешным или неуспешным функционированием целостной личности. Когда гармония нарушается в любой области личности, возникает эмоциональный дискомфорт, полностью отражающий дисфункцию в различных областях личности [3].

Наиболее важным для человека является социально-психологическое благополучие. Социально-психологическое благополучие зависит от целей человека, успешности их реализации, планируемой деятельности и поведения, а также от наличия ресурсов и условий для достижения этих целей. Недостаток возникает в ситуациях фрустрации, т. е. при монотонном выполнении и других подобных ситуациях [4].

Психологическое благополучие возникает благодаря удовлетворительным межличностным отношениям, возможности общаться и получать положительные эмоции, а также удовлетворению эмоциональных потребностей. Социальная изоляция, напряжение в значимых межличностных отношениях и разрушение психологического благополучия.

Оценка ситуаций и собственных способностей и установок, а также механизмы самоэффективности, самосознания и самопознания приводят к изменению показателя психологического благополучия. Различия в психологическом благополучии чаще всего возникают у людей с разным уровнем стремлений, самооценки и установок. Чем выше стремления и ниже возможность их реализации, тем ниже индекс психологического благополучия и, наоборот, чем выше возможность реализации этих стремлений, тем выше индекс психологического благополучия. Мы должны понимать, что психологическое благополучие в первую очередь связано не только с потребностями и их удовлетворением, но и с субъективным отношением человека к возможностям их удовлетворения, к жизненным ситуациям и событиям, к самому себе.

В настоящее время исследователи все больше внимания уделяют тому, что субъективное благополучие обеспечивается не только физическим и психическим благополучием, но и состоянием психического и нравственного здоровья общества.

Отечественные исследователи представляют психическое благополучие как многослойную и многомерную концепцию. Субъективное благополучие — это характеристика личности. К. А. Абульханова-Славская считает, что субъективное благополучие — это своего рода «соотношение жизни и личности» и что в нем следует искать психологическое определение личности [2].

По мнению Р. М. Шаминова, субъективное благополучие — это понятие, выражающее отношение человека к своей личности, жизни и процессам, значимым для личности с точки зрения усвоенных нормативных представлений о внешней и внутренней среде и характеризующееся чувством удовлетворенности [5].

Синонимами понятия субъективного благополучия, которые часто используются в научной литературе, являются термины «оптимизм», «удовлетворенность жизнью» и «счастье».

Таким образом, психологическое благополучие человека — это целостное социально-психологическое образование, которое включает в себя оценку человеком своей жизни и отношения к себе. Психологическое благополучие включает когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты и характеризуется субъективностью, позитивностью и глобальной размерностью. Исследования психологов, социологов и философов, как на национальном, так и на международном уровне, касаются аспектов субъективного благополучия.

Исследователи психологического благополучия обращают особое внимание на потребности и ценности, осознание их, поведение человека и результат деятельности по их удовлетворению, которые порождают определенное состояние удовлетворенности, счастья и положительных эмоций. Наиболее благоприятным возрастом для развития психологического благополучия является младший школьный возраст.

В детской и педагогической психологии проблема психологических характеристик младших школьников занимает одно из важнейших мест. Знание психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволяет правильно определить их психологическое благополучие.

Поступление в школу изменяет психологию ребенка, что влияет на его поведение. Маленький ученик постепенно начинает отдаляться от родителей, но все еще испытывает потребность в руководстве со стороны взрослых. Под влиянием учебной деятельности у ребенка меняется мышление, внимание и память. Поведение также меняется: оно становится более осознанным и осмысленным, появляется возможность следовать новым нормам и правилам. В результате меняется мировоззрение ребенка, у него формируется ряд идеологических и нравственных понятий, обогащается мир чувств и эстетических переживаний, расширяется круг увлечений, таких как искусство, спорт, труд.

На этом этапе развития младшие школьники очень импульсивны и возбудимы; это связано с функциональным развитием мозга, поскольку меняется соотношение между торможением и возбуждением.

Нормальное, правильное отношение к процессу обучения формируется у младших школьников не сразу. В начале обучения проявляется интерес к процессу учебной деятельности без понимания смысла обучения. За интересом к результату своей работы следует вовлеченность в содержание учебной деятельности. Это лучшая основа для развития у ученика мотивации к обучению, формируется чувство ответственности.

Младшие школьники любознательны и проницательны, но восприятие на этом этапе еще слабо дифференцировано, и младший школьник допускает ошибки и неточности в различении похожих объектов. На этом этапе развития восприятие тесно связано с действиями ребенка, то есть оно связано с практической деятельностью школьника [1]. Для младшего школьника характерно эмоциональное восприятие, но в процессе обучения восприятие перестраивается на более высокий уровень, становится более глубоким, аналитическим и приобретает характер организованного наблюдения.

Одной из основных характеристик молодого ученика является слабое произвольное внимание. Ученики могут контролировать свое внимание лишь в ограниченной степени. Ребенок может быть мотивирован мыслью о хороших оценках, похвалой учителя и родителей, но внимание не будет сосредоточено на процессе обучения. У младших школьников хорошо развито непроизвольное внимание, их привлекает все новое, яркое и необычное. Внимание в младшем школьном возрасте характеризуется низким объемом и малой устойчивостью. На этом этапе психологического развития трудно произвольно переключать и распределять внимание.

На развитие памяти у учащихся этой возрастной группы влияет процесс обучения. Усиливается роль семантической памяти и развивается способность контролировать и регулировать память. У младших школьников наглядно-образная память развита лучше, чем словесно-логическая. Он или она склонны к механическому запоминанию, но не осознают смысловой связи в материале. Ребенок легче запоминает предметы, факты и конкретные события, чем определения, объяснения и описания.

У младших школьников совершенствуется воображение, т. е. представление чего-то ранее воспринятого и создание образа по описанию, рисунку или схеме. Творческое воображение развивается активно — оно связано с переработкой впечатлений прошлого опыта, которые объединяются в новые комбинации, выстраивая сочетания [3].

Этот школьный возраст характеризуется плавным переходом от восприятия внешней среды к восприятию ее сущности. Существенные свойства и характеристики предметов и явлений, которые отражаются в мышлении, позволяют обобщать, делать выводы, проводить аналогии и умозаключения.

В младшем школьном возрасте происходит отчетливое формирование личности. Ребенок учится устанавливать новые отношения со сверстниками и взрослыми, становится частью группы и осваивает новые виды деятельности.

В этом возрасте закладываются нравственные понятия, принимаются моральные нормы и правила, формируется социальная направленность личности.

Воля младшего школьника недостаточно развита, что также является психологической особенностью. У детей в этом возрасте нет опыта преодоления трудностей. Когда у них что-то не получается, они часто сдаются и теряют веру в себя и свои силы. Ребенок может стать упрямым и угрюмым, что обычно связано с недостатком воспитания в семье. Ребенок протестует против жестких требований школы [4].

Ученики в этом возрасте отличаются эмоциональностью. Их эмоциональность может проявляться в неустойчивости, частой смене настроения, бурных вспышках радости, грусти, гнева и страха. Младшим школьникам трудно сдерживать внешние проявления своих эмоций, но постепенно способность регулировать и сдерживать нежелательные проявления чувств укрепляется.

Психологическое благополучие младшего школьника зависит от его школьного образования. Когда ученик поступает в школу, он или она сталкивается с новым опытом, который вызывает множество различных чувств и эмоций.

С первых дней пребывания в школе ребенок испытывает чувство удовлетворения и гордости, но часто дети также испытывают чувство неловкости и стеснения из-за того, что ребенок не знает школьных правил и норм, не может установить взаимные отношения с учителем и следовать его указаниям. Такое состояние у младшего школьника обычно возникает в период адаптации, но вскоре проходит, и ребенок приспосабливается к школьной жизни.

Главная цель современного начального образования — развитие ребенка, реализация его творческого потенциала и сохранение здоровья. Психическое благополучие детей младшего школьного возраста является важнейшим фактором их общего здоровья.

Дети младшего школьного возраста находятся в особой ситуации риска, поскольку именно в этом возрасте развитие их психологического благополучия наиболее чувствительно.

Психологическое благополучие зависит от того, насколько быстро ребенок адаптируется к сложности школьной жизни, учебной нагрузки, адекватности психофизических возможностей ученика, уровня психологической готовности к школе и стиля общения учителя с ребенком.

Психологическое благополучие и комфорт младших школьников во многом зависят от учителя. Психологически здоровый ребенок — это ребенок, принимающий себя и других, творческий, жизнерадостный и в хорошем настроении, стремящийся познать себя и окружающий мир через свои эмоции и чувства [3].

Наиболее важными компонентами для психологического благополучия младших школьников являются:

– отношение к себе, у ученика должна быть сильная, позитивная самооценка как способного, знающего человека, который хочет многого достичь и имеет соответствующий уровень амбиций;

– отношение к учебной деятельности, ученик младшей школы должен эмоционально положительно воспринимать школу и процесс обучения в целом;

– стабильное психоэмоциональное состояние в школе, т. е. у ребенка не должно быть конфликта между требованиями школы или учителя, родителей и его реальными возможностями;

– активное и независимое поведение младшего школьника, ребенок должен проявлять самостоятельность в познавательной и социальной деятельности;

– взаимодействуя с учителями, ребенок эмоционально положительно воспринимает учителя, устанавливает соответствующие ролевые отношения с учителем как в классе, так и вне его;

– взаимодействие со сверстниками: у ребенка должны быть навыки и умения поддерживать эффективные межличностные отношения со сверстниками. Это также проявляется в способности строить дружеские отношения и разрешать конфликты мирным путем;

– умственные способности и умственный темп. Это включает в себя способность концентрироваться на учебных задачах и учиться в том же темпе, что и класс;

– развитие ключевых когнитивных областей [4]. Ребенок должен уметь определять учебную задачу и переводить ее в учебную цель.

Самым важным показателем психологического неблагополучия младшего школьника является школьная тревожность. Это состояние проявляется в беспокойстве ребенка, повышенной тревожности в учебных ситуациях, в школьном коллективе, в ожидании негативного отношения со стороны учителя и одноклассников.

Поэтому начальная школа является самым важным этапом в жизни ребенка и для его дальнейшего личностного развития.

Таким образом, развитие ребенка происходит в игре и обучении, а также в общении с окружающими его людьми. Расширение эмоционального опыта младшего школьника во многом определяет психологическое благополучие личности ребенка.

В младшем школьном возрасте формируется психологическое благополучие, появляются, закрепляются и становятся устойчивыми важные личностные характеристики. У младшего школьника есть мотивация для достижения успеха и избегания неудач, саморегуляция, адекватная самооценка и логика чувств. От этого зависит психологическое благополучие ребенка.

Литература:

  1. Агеева З. А., Гриценко М. С. Социально-психологическая природа и феноменология обидчивости [Текст] // Вестник Ивановского государственного университета. — 2019. — № 1. — 19−23 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Просвещение, 1991.
  3. Братусь Б. С. Психология. Нравственность. Культура. [Текст] — М.: изд-во МГУ, 2018. — 145 с.
  4. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. [Текст] // М.: Каро, 2017. — 167 с.
  5. Шамионов Р. М. Психология субъективного благополучия: (к разработке интегративной концепции) / Сарат. гос. ун-т. — Саратов, 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): психологическое благополучие, младший школьник, младший школьный возраст, ребенок, субъективное благополучие, процесс обучения, отношение, учебная деятельность, школьник, дальнейшее личностное развитие.


Ключевые слова

фактор, младший школьник, благополучие, психология благополучия

Похожие статьи

Связь тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте

Статья посвящена теоретическому обоснованию связи тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте. На основе анализа психолого-педагогической литературы было установлено, что тревожность у младших школьников имеет свои особенности, которы...

Сравнительный анализ особенностей развития и формирования учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием

В статье приводятся результаты сравнительного анализа особенностей развития учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием. Сравнивается содержание (направленность) и состояние (уровен...

Развитие представлений о социальной действительности у старших дошкольников

Уже в дошкольном возрасте обусловливают развитие социальной перцепции, интереса к жизни взрослых, положительного отношения к труду и его результатам. Вместе с тем, мы можем отметить трудности проникновения современных дошкольников в те области социал...

Взаимоотношения в семье как основной фактор, влияющий на становление личности

В статье рассматриваются взаимоотношения в семье как основной фактор, влияющий на становление личности. Опираясь на проведенные исследования, авторы сделали выводы: 1. Невротизация личности ребёнка зависит от особенностей личности родителей. 2. Дети ...

Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе

Статья посвящена проблеме формирования готовности детей к обучению в школе и роли семьи в этом. Возрастные психологические особенности формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. Одними из важных ко...

Отношение к родителям у подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Для плодотворной жизнедеятельности подростков в современном обществе необходимо, чтобы у них на высоком уровне были сформированы стрессоустойчивость, конкурентоспособность, способность к саморазвитию и самопомощи, которые необходимы для того, чтобы п...

Влияние уровня тревожности личности на психологическое и соматическое здоровье младших школьников

В статье раскрывается природа и особенности понятий «тревожность младшего школьника», «психологическое здоровье младшего школьника», «соматическое здоровье младшего школьника». Большое внимание уделено особенностям влияния уровня школьной тревожности...

Факторы, влияющие на адаптацию первоклассников к школьному обучению

В данной статье рассматривается проблема адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе, как непрерывный и многоуровневый процесс. Переход ребёнка от дошкольного детства к школьной жизни несёт за собой множество переломных моментов в ...

Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста

В статье рассматриваются возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста. Колоссальное воздействие на адаптацию оказывает отношение ребенка со сверстниками. Делается акцент на повышенной склонности к расстройствам эмоционального характ...

Специфика субъективного благополучия педагогов разных возрастов, работающих в центрах содействия семейному воспитанию

В работе описаны теоретические подходы к изучению проблемы субъективного благополучия, возрастной динамике субъективного благополучия, а также подходы к пониманию специфики субъективного благополучия педагогов отечественных и зарубежных авторов. В и...

Похожие статьи

Связь тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте

Статья посвящена теоретическому обоснованию связи тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте. На основе анализа психолого-педагогической литературы было установлено, что тревожность у младших школьников имеет свои особенности, которы...

Сравнительный анализ особенностей развития и формирования учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием

В статье приводятся результаты сравнительного анализа особенностей развития учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием. Сравнивается содержание (направленность) и состояние (уровен...

Развитие представлений о социальной действительности у старших дошкольников

Уже в дошкольном возрасте обусловливают развитие социальной перцепции, интереса к жизни взрослых, положительного отношения к труду и его результатам. Вместе с тем, мы можем отметить трудности проникновения современных дошкольников в те области социал...

Взаимоотношения в семье как основной фактор, влияющий на становление личности

В статье рассматриваются взаимоотношения в семье как основной фактор, влияющий на становление личности. Опираясь на проведенные исследования, авторы сделали выводы: 1. Невротизация личности ребёнка зависит от особенностей личности родителей. 2. Дети ...

Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе

Статья посвящена проблеме формирования готовности детей к обучению в школе и роли семьи в этом. Возрастные психологические особенности формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. Одними из важных ко...

Отношение к родителям у подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Для плодотворной жизнедеятельности подростков в современном обществе необходимо, чтобы у них на высоком уровне были сформированы стрессоустойчивость, конкурентоспособность, способность к саморазвитию и самопомощи, которые необходимы для того, чтобы п...

Влияние уровня тревожности личности на психологическое и соматическое здоровье младших школьников

В статье раскрывается природа и особенности понятий «тревожность младшего школьника», «психологическое здоровье младшего школьника», «соматическое здоровье младшего школьника». Большое внимание уделено особенностям влияния уровня школьной тревожности...

Факторы, влияющие на адаптацию первоклассников к школьному обучению

В данной статье рассматривается проблема адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе, как непрерывный и многоуровневый процесс. Переход ребёнка от дошкольного детства к школьной жизни несёт за собой множество переломных моментов в ...

Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста

В статье рассматриваются возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста. Колоссальное воздействие на адаптацию оказывает отношение ребенка со сверстниками. Делается акцент на повышенной склонности к расстройствам эмоционального характ...

Специфика субъективного благополучия педагогов разных возрастов, работающих в центрах содействия семейному воспитанию

В работе описаны теоретические подходы к изучению проблемы субъективного благополучия, возрастной динамике субъективного благополучия, а также подходы к пониманию специфики субъективного благополучия педагогов отечественных и зарубежных авторов. В и...

Задать вопрос